Главная страница

Женщина в православной церкви. Эссе женщина в православной церкви


Скачать 31.48 Kb.
НазваниеЭссе женщина в православной церкви
АнкорЖенщина в православной церкви
Дата15.09.2022
Размер31.48 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЖенщина в православной церкви.docx
ТипДокументы
#678252

ЭССЕ «ЖЕНЩИНА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

Оглавление

  1. ВВЕДЕНИЕ

  2. РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о роли женщины в Православной Церкви волнует не одно поколение людей на протяжении всей истории христианства, начиная с первых десятилетий существования Церкви. В XXI веке задавая этот вопрос, мы имеем ввиду не роль - об этом проповедовал Христос, и писал еще апостол Павел, а проблему взаимоотношений мужчин и женщин в семье, в обществе и в Церкви.

Назначение женщины в мире за последние 2 тысячи лет не изменилось. Все, чему учат Священное Писание, Церковь, как и ранее жизненно и актуально, и незыблемым остается место женщины в мире, которое было определено ей Богом, который сказал: «сотворим ему (мужу) помощника по нему» (Быт. 2 , 18).

Сейчас в современном цивилизованном мире, наполненном гордостью за свои мнимые ценности и оторванном от духовных корней, женщина все больше и больше забывает свое исконное место в жизни ... и все более и более чувствует себя несчастной. Ведь ни владения высокими постами, ни успешная карьера - ничего из этого никогда не сможет заменить ей тихого семейного счастья, счастья любить и иметь опору в лице мужа, счастья материнства и воспитания детей.

Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалась словам апостола Павла: «Ваши женщины в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и Закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор, 14, 34-35).

В православном вероучении проблемы полов просто нет, как не стоит в православии и вопрос о роли женщины в Церкви. Такого рода проблемы и вопросы привносятся в Церковь из общества и семьи людьми, живущими в обществе и семье. Повздорив с женой, например, мужчина может бросить в неё цитатой из послания Апостола Павла, что, несомненно, отразится на церковном самосознании как мужа, так и жены. А услышав по телевизору феминистические предупреждения о дискриминации против женщин, человек сознательно или бессознательно несёт их в Церковь, и начинает сравнивать Церковную жизнь - по крайней мере, такую, какую он видит - с гуманистическими, в том числе и с феминистическими, принципами. Кроме того, проблема часто усугубляется самими служителями алтаря, которые цитируют из Святых Отцов что-то вроде «Держись подальше от женщин и архиереев», забывая при этом упомянуть, что совет был дан вполне конкретным старцем-монахом вполне конкретному молодому послушнику и не является каким-то обобщающим принципом православного сознания.

В наше время данная тема остаётся актуальной и ставит перед современным поколением много вопросов и задач, связанных с участием женщины в жизни Православной Церкви.
РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Женщина и религия - одно из самых противоречивых явлений в истории развития человечества. В духовных аспектах всех религий женское начало играет важную, а в некоторых случаях определяющую роль. Именно сочетание мужского и женского начала порождает в обществе все сущее.

Однако почти все мировые религии игнорируют женщину как существо второстепенное, делают невозможным роль женщины как служителя культа, но ей отводится определенное место в храме, где она выполняет определенные для нее функции.

В православии женщина принадлежит своей семье, детям, мужу, и в последнюю очередь самой себе, если у нее на это хватает времени и сил.

Православной Церковью судьба женщины предопределена - рождение детей в муках и добросовестное послушание мужу. Такая догматическая точка зрения свойственна и современному православию. Таким образом, православие в своих взглядах придерживается четкой патриархальной линии, возлагая исключительно на мужчину ответственность за женщину в семье и обществе.

Такой подход православия и Церкви характеризуется аскетичностью и суровой догматичностью, традиционно рассматривая женщину как мать, жену и помощницу мужу, основной задачей которой должна стать забота о благосостоянии семьи. То есть, Православная Церковь значительно сужает сферу деятельности женщины - подобная тенденция наблюдается и сейчас.

Чтобы определить, каким является положение женщины в христианстве, необходимо детально изучать этот вопрос в историческом экскурсе. Для этого нужно обратиться к первоисточникам по данной тематике, сравнить положение женщины, которое характеризует теоретические материалы и на основе высказываний церковнослужителей определить связь религиозных взглядов с тенденциями современного мира, процессами глобализации, определить роль СМИ в формировании стереотипов относительно женской роли в обществе.

Можно говорить о научной дискуссии по вопросу положения женщины в Православной Церкви и отношение самой церкви к женщине, ее социальных функции. Отстаивается точка зрения о том, что женщина на современном этапе имеет уважительное положение в церкви, которая поощряет ее общественную инициативу, одобряет сознательную гражданскую позицию, но призывает к почтению догматов церкви и уважению к мужу.

Другая группа исследователей говорит об открытом дискриминационном отношении к женщине в православии, о несоблюдении ею прав и свобод, о сужении ее социальных ролей. Надо сказать, что обе группы исследователей открыто избегают полемики по данному вопросу, освещая лишь одну сторону проблемы и используя сравнение с другими религиями, не принимая во внимание тенденции современного развития мира.

По традиции, восходящей с раннехристианских времен, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Условное деление храма на мужскую и женскую половины отвечало древним представлениям о благочестии.

Служение женщины в Православии - это насущный вопрос. Сначала поговорим о женщинах, которые были у истоков православия! Женщина Библии — это вдохновительница и утешительница, глубокая вера и доверие Богу которой, дает возможность Богу проявить Себя на земле. (Алена Исакова. Предназначение женщины в свете Священного Писания. [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.doroga-vmeste.ru/2009/2009_2_prednaznachenie.shtml). Женщины проповедовали Христа в пределах России. Проповедовали не только своим примером крещения, но и созидали храмы в разных концах древней Руси.

«Святая Ольга – равноапостольная благоверная княгиня. Народная память о равноапостольной благоверной княгине долго хранила и хранит поныне память о ряде мест, связанных со св. Ольгою, как с просветительницею Руси. Важна и память о построении ею в Киеве деревянного храма Святой Софии, Премудрости Божией».(2).

«Во второе воскресенье после Пасхи Православная церковь чествует святых жен-мироносиц — Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию, Сусанну и иных. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине — Марии Магдалине».( 6)

Так и православные жены, стремясь всегда к прославлению Господа, особенно тщательно и с глубокой любовью готовятся сами и украшают церковь и свои дома на праздник Пасхи Христовой. Жертвуя празднику свои труды и любовь, верующие жены соответственно и получают самые благодатные дары и милости от Воскресшего Христа. Поэтому в праздник жен-мироносиц Православная Церковь чтит труды и подвиги, любовь и преданность Церкви Христовой своих верующих православных женщин.

Пасхальный праздник жен-мироносиц еще больше укрепляет благодатную силу православных женщин, чем значительно облегчает им служения семье, Церкви и обществу. Воскресенье жен-мироносиц становится для них праздником духовного торжества любви и подвигов и благодатного пасхального вдохновение в жизни и трудах.

Женщина и подвиг милосердия!? Женщина и благотворительность!? Безусловно, милосердие имеет высокий смысл служения. Сестра милосердия выполняет человеческую задачу и задачу христианскую. Думаю, что человеческая задача проявляется в плане профессиональной деятельности, христианская – посвящение себя ближнему. Отсюда следует, сестра милосердия – это символ сострадания и любви к ближнему, помощь страдающим, обездоленным, образование малообеспеченных. Высоко ценю, что такая женщина делиться с ближними своим душевным теплом, сохраняет «чувствительное сердце».

В истории есть много примеров подвига женщин в благотворительности и милосердии. Например, в 1775 году императрица Екатерина II учредила специальный Приказ общественного призрения для благотворительной деятельности.( Продолжение традиции благотворительности царственных женщин дома Романовых. [Электронный ресурс]. Адрес: https://pravoslavie.ru/32790.html.)

«Императрица Мария Федоровна, жена императора Павла I, стала поистине организатором дела благотворительности в России на государственном уровне… Сама мать девятерых детей, она все силы отдавала организации работы с детьми, прекрасно понимая ее важность». [5]

«Попечительство о слепых создала императрица Мария Александровна (супруга Александра II, мать Александра III и бабушка Николая II). [5]

«В 1906 году и супруга Николая II, Александра Федоровна, подключилась к благотворительной деятельности семьи, создав и возглавив попечительство о домах трудолюбия и работных домах» [5]

«Широко известна благотворительная деятельность святой великой княгини Елисаветы Федоровны. Она еще до гибели мужа и своего пострижения в монашество состояла попечительницей и председательницей Петровского благотворительного общества, Общества помощи слепым детям, Общества попечения о бедных детях, Комитета сбора пожертвований в пользу голодающих. Она основала Марфо-Мариинскую обитель.» [5]

Ольга Константиновна как и все женщины дома Романовых много занималась благотворительностью, основала военно-морской госпиталь, открыла медицинские курсы для женщин и сама посещала их. С начала Первой мировой войны приехала в Россию, работала в госпиталях, помогая раненым. В одном из писем она писала: «Совестно жить в удобстве при виде нищеты кругом». [5]

Среди замечательных русских женщин, стремившихся отдать себя служению России, была и младшая дочь императора Александра III, сестра императора Николая II – великая княгиня Ольга Александровна. Документы свидетельствуют о многогранной и многосторонней деятельности великой княгини, о помощи страждущим в период русско-японской войны. В годы Первой мировой войны ею на собственные деньги были организованы госпитали, в которых она работала обычной сестрой милосердия. При прочтении документов о благотворительности царственных женщин, меня поразили строки о том ,с какой искренностью и теплотой княгиня Ольга Александровна относилась к раненым в госпитале! Многие больные даже не предполагали, что за ними ухаживает сестра императора, настолько скромно себя она держала. Несомненно, благотворительность великой княгини была частью ее жизни. [5]

Самое главное предназначение женщины – быть матерью. Все в ней Богом устроено для вынашивания ребенка. И апостол Павел говорит о женщине, что она спасется через чадородие, то есть через рождение детей может угодить Богу и получить блаженство в будущей жизни». (1 Тим. 2:15) [3, с. 719]

Первоначальное воспитание детей лежит на матери; а воспитание не должно быть иным, как в духе веры и нравственности. Насколько сумеет мать внушить веру, каким молитвам научит своих детей, как утвердит их в правилах христианской любви, так и получит за их воспитание соответствующую награду. Поэтому, отцы и матери сами должны быть достойным примером: глубоко верующими, любящими, честными, чтобы воспитать себе подобных. Образ идеальной женщины в христианстве – это Мария – Мать нашего Господа Иисуса Христа. «Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с тобою; благословенна Ты между женами». (Лк. 1:28) [3, с. 177]. Мария была избрана Богом, чтобы стать Матерью Сына Божьего. Но, она могла отказаться! Мария знала Бога и любила его, она доверяла Господу и это открыло путь для рождения Христа. Вера женщины всегда рождает истинную жизнь вокруг нее!

(Алена Исакова. Предназначение женщины в свете Священного Писания. [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.doroga-vmeste.ru/2009/2009_2_prednaznachenie.shtml). Материнство, чудо рождения детей – особый, удивительный дар от Господа, который приближает женщину ближе всего к Творцу и дает ей возможность острее всего ощутить и познать ответственность и глубину переживаний за рожденное дитя.

Забота о детях, проявление радости материнства, любовь ко всему, что связано с рождением и воспитанием детей, придает женщине особую внутреннюю красоту и прелесть. Значит, материнство – это особое чувство, это важнейшая роль, которую Бог определил многим женщинам. Дети – это Божий дар (Псалмы 126:3-5). Им необходимо оказывать поддержку, заботиться о них. Основной смысл - «в их воспитании, в нежных объятиях с ними, в удовлетворении их потребностей, в помощи им». (Женщина – жена и мать в свете Библии [Электронный ресурс]. Адрес: poslannikmira-detyam.jimdo.com). В Библии говорится, что каждая женщина, благословленная на материнство, должна отнестись к этому со всей серьезностью и ответственностью.

Женщины – образец православного супружества! Вот некоторые примеры женщин, оставивших нам светлый образ жены – преданных и верных спутниц, «плоть от плоти» своих мужей. «Их жизнь — история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи».(9)

История жизни Праведных Богоотца Иоакима и Анны, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих».(Алена Исакова. Предназначение женщины в свете Священного Писания. [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.doroga-vmeste.ru/2009/2009_2_prednaznachenie.shtml)

Сергей Александрович и Елизавета Федоровна Романовы. «Быть со своим супругом одной веры – это правильно», - писала она своей бабушке королеве Виктории. «…Я все время думала и читала, и молилась Богу указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти свою настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь – принадлежать к одной Церкви по форме, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж… » [Электронный ресурс]. Адрес: http://voskrcerkov.ru/2013/07/08/svyatye-blagovernye-knyaz-petr-i-knyaginya-fevroniya-muromskie-chudotvorcy-†1227

Святые Петр и Февронья так же дали пример идеальной христианской семьи. В преклонном возрасте, приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога умереть в один день. По воле Божьей так и случилось. Хотя погребение производилось в разных обителях, на следующий день обнаружили их вместе лежащими, как они и завещали; [Электронный ресурс]. Адрес: http://voskrcerkov.ru/2013/07/08/svyatye-blagovernye-knyaz-petr-i-knyaginya-fevroniya-muromskie-chudotvorcy-†1227/

Это примеры женского достоинства, верности, преданности мужу, чистоты супружеских отношений, нежности жены к мужу.

Данное предназначение женщины сильнее всего раскрывает всю ее душевную красоту, приближает к Богу, чувство супружеской, материнской любви ни с чем не сравнимо, это глубина преданности, нежности и любви, но и ответственности. 

Церковь-семья! Она немыслима без женщины – жены, матери, мудрой хранительницы домашнего очага. Женщина – продолжатель жизни на земле, значит, роль ее действительно особая! Церковь как институт также немыслима без женщины. сегодня, когда Церковь возрождается, кто может воспитать новое поколение современных православных? Только женщина-мать, жена. Храм, священники, приходская жизнь, воскресные школы – все это, безусловно, помогает ребенку в религиозном становлении, но без каждодневного труда православной матери оно практически невозможно. Перед каждой женщиной стоит сверхзадача: сочетать в себе все предназначения, данные нам Богом. (Роль женщины в православной церкви Православный журнал... № 4 (48) апрель 2007 Электронный ресурс]. Адрес foma.ru›rol-zhenshhinyi-v-czerkvi.html). В отличие от некоторых других вероучений—таких, например, как индуизм или некоторые секты в исламе—православие учит об абсолютном равенстве людей в их отношении к Богу, спасению и вечной жизни независимо от их пола, национальности, социального положения и т.п. «Церковь всегда принимала женское служение однозначно: это дела милосердия, благотворительности, попечительства, что наиболее близко женской природе. В этом заключается главный и обобщающий принцип всего православного сознания. Только в христианстве - женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам свой темперамент, приобретает благоразумия, терпения, способности рассуждать, мудрости.

Высоко оценивая общественную роль женщины, Церковь одновременно противостоит современным тенденциям к умалению роли женщины как жены и матери. Равноправие между мужчиной и женщиной не отменяет их естественной различия и не означает тождества их призваний, как в семье, так и в обществе. У каждого свое предназначение, заложенное в природе. Самим Творцом, и противоречить этому - значит противостоять всему Божьему промыслу о человеке.

На сегодняшний день нельзя не отметить возрастающее участие женщин в жизни Русской Православной Церкви. Это проявляется в различных формах деятельности: просветительской, социальной, издательской, благотворительной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прежнее, порой жестокое разделение человеческих ролей: женщина – домохозяйка и мать, а муж добытчик, разрушается временем и самой жизнью. Так как женщина порой уходит далеко от законов религии и всё больше вовлекается в экономическую жизнь, не надеется на мужчину и стремится к независимости, не подчиненности. Но как говорили святые праведники «вне Церкви нет спасения». Только в православной Церкви, в ее обрядах, мы получаем частичное умиротворение и благодать Божию, которая укрепляет нас на пути возвращения добродетелей, дает силы очиститься от греха. Только в Церкви современная женщина, может черпать силы для изменения себя.

Ни в какой другой религии, только в православии - женщина становится равной мужчине, подчиняет высшим началам своё терпение, мудрость, темперамент.

Несмотря на то, что женщина не занимает лидирующего места всё-таки в христианстве на затворках бытия она остаётся не на последнем месте.

Женщина в любой религии смотрится как низшее существо, но христианство можно оправдать тем, что это единственная религия, провозгласившая высоким и самым совершенным представителем человеческого рода именно женщину – Пресвятую Деву Марию. Но и она повиновалась своему мужу Иосифу. Это можно объяснить тем, что более совершенное всегда подчиняется менее совершенному, так как отношение подчинения в христианстве определяется функцией, а не качеством.

В течение многих столетий православная религия стремилась внушить женщинам, что они обязаны своей религии величайшим благом, всем самым светлым, всем самым лучшим. В наше время в наших церквах встретишь мало мужчин, большинство молящиеся это женщины. В Церкви они спасаются от страхов и тревог, дает ощущение радости, свободы и очищения. В современном мире женщине дано самой выбирать свою роль. Например, роль матери доброй, чистой, светлой, но стоящей в тени сына, или роль жены подчиняющейся своему мужу «Господину», или роль женщины лидера, которая противоречит всем законам религии и социума.

Наверное, нам, живущим в третьем тысячелетии, нужно сделать так, чтобы словосочетание «православная женщина» ассоциировалось не с каким-то конкретным зрительным образом, единым для всех, но с определенными человеческими и чисто женскими моральными качествами, с очевидным нравственным идеалом. С Царствием Божиим, проявленным в жизни, делах и поступках человека.

Список использованных источников

  1. Библия. - М: Библейские общества, 1995. - 1008 с.

  2. Григорий Богослов, святитель. Святые отцы церкви и церковные писатели в трудах православных ученых. – М.: Сибирская благозвоница, 2011. – 384 с.

  3. Новый Завет. – М.: Правило веры. Звенигородский Саввино-Сторожевский монастырь, 1999 - 829 с.

  4. Алена Исакова. Предназначение женщины в свете Священного Писания. [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.doroga-vmeste.ru/2009/2009_2_prednaznachenie.shtml

  5. Продолжение традиции благотворительности царственных женщин дома Романовых. [Электронный ресурс]. Адрес: https://pravoslavie.ru/32790.html.

  6. А. Моисеенков, «Жены-мироносицы. Чудо обыкновенной любви», 15.05.2016г. [Электронный ресурс]. Адрес: https://foma.ru/zhenyi-mironosiczyi.html.

  7. Иван Васильевич Баженов «Положение женщины в христианстве» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения – 14 июня 2019 года) https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/

  8. (Женщина – жена и мать в свете Библии. [Электронный ресурс]. Адрес:poslannikmira-detyam.jimdo.com)

  9. [Электронный ресурс]. Адрес: http://voskrcerkov.ru/2013/07/08/svyatye-blagovernye-knyaz-petr-i-knyaginya-fevroniya-muromskie-chudotvorcy-†1227

  10. (.Роль женщины в православной церкви Православный журнал... № 4 (48) апрель 2007 Электронный ресурс]. Адрес foma.ru›rol-zhenshhinyi-v-czerkvi.html)


написать администратору сайта