Главная страница
Навигация по странице:

  • МБОУ «Проходенская ООШ

  • Литература: Антонов, Е.А

  • формирование этнохудожественного воспитания младших школьников. Формирование этнохудожественной культуры младших школьников в процессе изготовления народной куклы


    Скачать 1.07 Mb.
    НазваниеФормирование этнохудожественной культуры младших школьников в процессе изготовления народной куклы
    Дата09.11.2022
    Размер1.07 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаформирование этнохудожественного воспитания младших школьников.docx
    ТипДокументы
    #779105

    ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ

    ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

    Хохлова Надежда Викторовна

    МБОУ «Проходенская ООШ

    с. Проходное Корочанского района Белгородской области»

    должность: учитель.
    Цель: Формировать этнохудожественную культуру младших школьников в процессе изготовления народной куклы в национальном костюме.
    Современный этап развития российского общества характеризуется широким интересом к национальной культуре, воздействие которой актуально в процессе гражданского, духовного, нравственного самоопределения личности. Возрождение традиций этнохудожественной культуры, сохранение и передача новым поколениям основ национального мировоззрения, организация педагогического процесса на принципах этнопедагогики - одна из значимых проблем современности.В педагогической науке прослеживается тенденция введения в содержание образования основ национальной культуры.

    Важность вопросов развития и формирования целостной личности, ее духовности, развития художественно-творческих способностей, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства подчеркивается и в «Концепции художественного образования Российской Федерации». Данная концепция определяет стратегические направления государственной политики в сфере художественного образования, указывает на перспективы его развития в единстве целей, задач и путей их достижения, на дальнейшее развитие культурной политики в регионах России. Проблема формирования этнохудожественной культуры школьников в педагогическом процессе является одной из сложных и ключевых проблем педагогики. Произведения народного искусства, вызывая эстетические эмоции, доносят до сознания школьников необходимость уважительного, бережного отношения к культурному наследию родного края, повышают общую эстетическую и художественную культуру, познавательный интерес к народному творчеству, воспитывают чувство гордости за искусство своих земляков.

    В начале XX века открыли куклу как самобытную область этнохудожественной культуры русского народа, собрали первые коллекции и написали книги, в которых кукла рассмотрена с общекультурных позиций.

    Сфера искусства и его границы никогда не были стабильными, они постоянно менялись, обновлялись, расширялись. И вполне закономерно, что однажды какое-то явление, практическая функция которого исторически исчерпана или почти исчерпана, вдруг неожиданно ярко обнаруживает свою художественную ценность, так было с русской народной куклой. Народная кукла взаимосвязана с разными явлениями этнохудожественной культуры и другими видами народного творчества: костюмом, вышивкой, ткачеством, кружевоплетением. Она близка к произведениям фольклора, особенно детского. Нельзя не оценить ее общекультурное значение.В настоящее время происходит возрождение ценностей и традиций национальной культуры, формирование ценностного потенциала становится более реальным и закономерным. К сожалению, эстетическое воспитание и художественное образование в школе отличается отсутствием единых принципов обучения.

    Под этнохудожественной культурой мы понимаем культуру народа. Это поможет нам рассмотреть развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами народной куклы, как педагогический процесс, в ходе которого с помощью художественно-образного отражения объектов действительности происходит постепенное приращение этнохудожественной культуры обучающихся. Структурными компонентами выступают: личностная значимость народной куклы (ценностно-мотивационный компонент); бережное отношение к историко-культурным традициям России (информационно-познавательный компонент); деятельное приобщение к ценностям народной куклы (деятельностный компонент); отражение проявления творческих способностей в создании народной куклы (рефлексивный компонент).

    Специфика этнохудожественного воспитания младших школьников средствами народной куклы заключается в особых педагогических возможностях этнохудожественно-направленной, коллективной и индивидуально-творческой деятельности. В процессе этой деятельности младшие школьники расширяют свой культурный кругозор в области русской народной художественной культуры и переживают чувство личной сопричастности с ней, вырабатывают социально нравственные способы взаимодействия в коллективе и специальные навыки. Всё это выступает основой для образования интегративной личностной характеристики - этнохудожественной воспитанности как результата этнохудожественного воспитания младших школьников, позволяющей им утвердиться в качестве носителя национальных духовно-культурных ценностей, заинтересованных и творчески способных к их сохранению и популяризации посредством народной куклы.

    Технология создания народной куклы имеет целевую ориентацию на обучение созданию народной куклы. Данная технология построена на органическом единстве ценностей народной куклы. И представляет собой педагогический процесс, включающий взаимосвязанные цель, задачи, принципы, этапы процесса (информационно-познавательный, практически-репродуктивный, творчески-проектный, творчески-комплексный, прагматический, диагностический, индивидуально-творческий), содержание, организационные формы, виды и методы деятельности обучающихся и преподавателей, средства, применяемые на каждом этапе, диагностику результатов.

    Сейчас в России наблюдается подъем интереса к народной культуре. Не только к русской, но и к культурам малых народов, живущих в нашей стране. Много инициативных коллективов занимается сбором и изучением фольклора. Изучаются разнообразные стороны не совсем еще утерянного народного быта (для ответа на вопрос «какие мы?»), проявляется высокий интерес к русской истории. По всей России проводятся фестивали, семинары, выставки, посвященные народной культуре. Старшее поколение пытается сохранить те крупицы народного богатства, которые еще остались. Но важно не только сохранить их в настоящем, но и передать в будущее. Нужно чтобы молодое поколение (сегодняшние школьники) не просто узнали (получили информацию), но и восприняли, присвоили и полюбили свою культуру. Как это ни печально, но на сегодняшний день культура народа чужда и неизвестна большинству народа. Это притом, что у многих наших современников дедушки и бабушки были носителями этой культуры. К сожалению, современные дети зачастую даже не подозревают, насколько красив, богат, удивителен, самобытен, интересен мир традиционной русской культуры.

    Поскольку сегодня остро встает вопрос о возрождении и развитии духовной культуры общества, образовательная система не должна оставаться в стороне от этого процесса. Есть школы с этнокультурным компонентом, разработаны программы для школьных факультативов. Но школьная программа не может заменить или компенсировать практические занятия, «желания творить и создавать». Большой потенциал и перспективы развития в этой сфере деятельности имеет дополнительное образование.

    В последнее время наметился большой интерес к проблеме воспитательного воздействия народного декоративно-прикладного искусства, сферам его влияния на формирование личности, рассмотрение его в региональном аспекте. Именно поэтому задача любого курса, связанного с изучением народной культуры -приобщение. Важно, чтобы дети присвоили культуру себе. В своих понятиях дети должны перейти от «у них когда-то было, они когда-то умели» к «у нас когда-то было, мы когда-то умели». Как это сделать, как привлечь детей, если зачастую даже родители не ориентируют и не оказывают поддержки. Здесь на первый план выступает проблема мотивации учащихся.

    Декоративно-прикладное творчество является прекрасным инструментом для мотивации учащихся. Поэтому целесообразно начинать знакомство с народной культурой с занятий по изучению народной куклы. Главная «зацепка», инструмент мотивации - это получить «вещичку», сделанную своими руками. При соприкосновении с традицией, в прикладной деятельности неизбежно появляется культурологический аспект. Занятия детей приобретают иное качественное наполнение, появляется познавательная функция. Через это и надо вводить детей в народную культуру.

    Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей.

    Кроме того, традиционная кукла обладает рядом особенностей. Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому, единый технологический процесс всегда даёт индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности. При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой, как и сами дети.

    Само изделие как продукт, результат деятельности, обладает важными свойствами. Как ни странно, рукоделие сегодня становится актуальным, как это было в прошлом. Но причины этого изменились. Можно сказать, что раньше рукоделием занимались «по бедности», из-за дефицита, недостатка вещей. Сегодня картина совершенно иная: переизбыток, казалось бы большой ассортимент товаров. Но качество, эстетическая сторона оставляют желать лучшего. Как правило, при творческом подходе вещь, сделанная своими руками получается индивидуальной, нестандартной, особенной, неповторимой. Мы делаем то, что нельзя купить, то, чего нет ни у кого, кроме нас. В этом изделии частичка нашего сердца, это выражение нашей индивидуальности, это наше творчество. Индивидуальность очень важна в эпоху новых образовательных стандартов, глобализации и стремления культуры к упрощению потребностей человека. Кроме того, овладев дополнительными способностями, он получает опору во внешней среде. Это оценка со стороны сверстников и компетентных взрослых. Этому может способствовать участие детей в фестивалях, конкурсах, выставках. Опыт показывает, что всестороннее развитие и воспитание детей в процессе занятий декоративно прикладным творчеством происходит не само по себе, а только в том случае, если педагог решает все задачи не сухо, не формально, а в соответствии с требованиями самой творческой деятельности, используя методы и приёмы, вызывающие положительный эмоциональный отклик детей. Задачи формирования этнохудожественной культуры обучающихся наиболее успешно возможно решить при реализации определенных педагогических условий. Основными принципами введения таких условий в содержание этого процесса являются: опора на ценностно-смысловой потенциал традиционной народной куклы, обеспечивающий единство обучения, воспитания и развития; последовательное применение всей совокупности ценностей народной куклы (на материале Белгородского региона ( Корочанского района)); постепенность включения обучающихся в субъектную деятельность.

    Наша работа показала, что происходит развитие художественных способностей и индивидуальных творческих возможностей обучающихся; овладение технологией создания народной куклы способствует сокращению учебного времени на изучение основного материала, более успешному обучению другим видам народного творчества России; ярко выражены явления переноса умений на другие виды художественного творчества; меняется содержание художественного образования: к его стандартам добавляется региональный аспект.

    Таким образом, в современной педагогике традиционная народная кукла призвана стать мощным средством художественно-эстетического развития обучающихся, важным фактором его приобщения к этнохудожественной культуре своего края. Кроме того, в современной художественно – педагогической практике востребованы технологии обучения разным видам художественного творчества с целью саморазвития творческих способностей обучающихся.

    Важно помнить, что в нашей традиционной культуре заложен мощный потенциал нравственного и духовного развития. В этом основная ценность культуры. Сегодня уже очевидно, что будущие поколения надо приобщать к наследию и опыту предков.





    Литература:


    1. Антонов, Е.А. Актуальность проблемы формирования личности на материале народной культуры[Текст]: Межвузовский сборник научных трудов/ Е.А. Антонов. Шуя, 2001. – 198 с.

    2. Берстенева, Е.В. Традиционная народная кукла своими руками [Текст] / Е.В. Берстенева. – Белгород, 2013.115с.

    3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]/ Г.Н. Волков. М.: Академия, 2000. – 176с

    4. Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры [Текст]: Учебное пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. – 312 с.

    5. В докладе использованы авторские фотографии.


    написать администратору сайта