Формирование нравственных ценностных ориентиров у современных учащихся на основе базовых национальных ценностей
Скачать 1.15 Mb.
|
I I муниципальный Форум педагогических идей «От задач - к решениям: векторы качества образования» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» «Формирование нравственных ценностных ориентиров у современных учащихся на основе базовых национальных ценностей» Автор: Бородулина К. С. Введение Выбранная тема актуальна в настоящее время, т. к. процесс формирования духовно-нравственных ценностей происходит в современном обществе достаточно сложно. И этому есть много причин. Есть основания говорить о зависимости изменений ценностных структур сознания подростков от трансформации основных институтов социализации: в семьях разный подход к воспитанию (старшее, среднее и младшее поколения воспитывались в различных государственно-политических системах в соответствии с господствующими, на тот момент, идеологиями); школа на сегодняшний момент не выработала единого подхода к вопросам духовно-нравственного воспитания; средства массовой информации, зачастую, демонстрируют откровенно безнравственные нормы жизни, пропагандируют «красивую легкую жизнь» американского образца; неформальные группы, не имеющие четко сформированных норм и ценностей, все активнее действуют в молодежной среде. Процесс этот идет сложно и противоречиво еще и потому, что он тесно связан с общим психологическим состоянием общества – нестабильностью, социальной напряженностью, озлобленностью, пессимизмом и т.п. В связи с этим представляется важным наряду с развитием познавательного отношения к миру формировать у современных школьников нравственные ценностные ориентиры. Одним из путей достижения этой цели являются базовые национальные ценности, т.е. те социальные доминанты ориентации личности, которые отражают представления школьников о целях и нормах своего поведения в современном обществе. Отсюда и ведущая педагогическая идея данной работы, которая заключается в создании условий для формирования нравственных ценностных ориентиров у учащихся в системе воспитательной работы с классом с опорой на базовые национальные ценности. Цель работы: воспитание духовно-нравственной личности на основе формирования нравственных ценностных ориентиров. Задачи работы: 1. Определить специфику процесса формирования нравственных ценностных ориентиров у учащихся с опорой на базовые национальные ценности в нашей школе. 2. Разработать модель и цикл внеклассных мероприятий, направленных на формирование нравственных ценностных ориентиров учащихся. 3. Представить практический опыт работы классного руководителя по данной проблеме. 4. Познакомить с некоторыми промежуточными результатами воспитательной работы с классом в этом направлении с применением современных диагностик. Теоретическое обоснование Исследования российских ученых (М.В. Богуславский, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин) в конце XX века определили главное направление развития системы образования – образование на основе наиболее значимых ценностей. Полученный вывод во многом был обусловлен закономерностями, вскрытыми исследователями в области аксиологии (С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Н.С. Розов, В.П. Тугаринов и др.).Развитие педагогической аксиологии осуществляется с учетом традиций отечественной педагогики, на основе трудов П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, Т.Е. Конниковой, В.М. Коротова, И.С. Марьенко, С.Т. Шацкого. Для развития педагогической аксиологии важны результаты психологических исследований о природе таких феноменов, как «ценности», «система российских национальных ценностей», «ценностные ориентации», «личностный смысл» (А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В. Франкл и др.). В педагогических исследованиях учитываются выводы социологов и культурологов о тенденциях развития, характере и динамике ценностных ориентаций граждан России (А.В. Воронцов, А.Г. Егоров, С.Н. Иконникова, Н.И. Лапин, В.Т. Лисовский, А.В. Миронов, В.Б. Ольшанский). Для решения проблемы формирования системы базовых национальных ценностей большое значение имеют работы Л.С. Выготского, А.Ю. Гордина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого, Д.Б. Эльконина. При написании работы я опиралась на такие документы, как: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и «Стратегия развития воспитания на период до 2025 года», которые открывают перспективы решения проблемы формирования современного национального воспитательного идеала через приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям. Также я использовала следующие подходы: аксиологический подход, позволяющий ввести учащегося в мир ценностей, помочь в выборе собственной позиции, ориентированный на развитие личности через целостное восприятие позновательного материала, его осмысление; целостный подход, позволяющий исследовать процесс формирования системы базовых национальных ценностей у учащихся в воспитательной деятельности как системный (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Т.А. Ильина, В.К. Кириллов, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн); деятельностный подход как стратегия гуманизации технологий образования и воспитания (Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, А.В. Мудрик, Т.Г. Новикова, Л.И. Уманский, Г.И. Щукина, Э.Г. Юдин); системный подход, позволяющий рассматривать процесс формирования системы базовых национальных ценностей как систему. личностно-ориентированный подход, требующий переосмысления роли классного руководителя в отношении к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей (В.А. Беликов, В.Г. Бочаров, В.А. Попов, В.В. Сериков, О.В. Кириллова, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская). Модель воспитательной работы с классом по формированию нравственных ценностных ориентиров с опорой на базовые национальные ценности Модель «Портретная галерея» При составлении модели «Портретная галерея» я основывалась на том, что у нашей школы богатая история, у нас есть много выпускников, которые прославили не только родную школу и город Муром , но и Владимирскую область и Россию. Их судьбы - нравственный ориентир для моих учеников. См. приложения Цикл внеклассных мероприятий для 9б класса по формированию нравственных ценностных ориентиров на 2018-2019 учебный год.
Диагностика и результативность Для изучения морально-нравственного сознания я провела Методику оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л.Колберга). Шкалы: стадии развития моральных суждений - преконвенцинальная, конвенциональная, постконвенциональна. Темы: агрессивность, мораль, нравственность. Тестируем: свойства личности · Возраст: школьники. Тип теста: вербальный · Вопросов: 9 Комментарии: 6 · написать Назначение теста: Методика предназначена для оценки уровня развития морального сознания. Для этого Л.Колберг сформулировал девять дилемм, в оценке которых сталкиваются нормы права и морали, а также ценности разного уровня. Теоретические основы интерпретации результатов теста Л.Колберг выделяет три основных уровня развития моральных суждений: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. Преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью моральных суждений. Поступки оцениваются главным образом по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие (например, одобрение); плохо то, что причиняет неудовольствие (например, наказание). Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины… Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются некритично, как истина в последней инстанции. Действуя в соответствии с принятыми группой правилами, становишься «хорошим». Эти правила могут быть и всеобщими, как, например, библейские заповеди. Но они не выработаны самим человеком в результате его свободного выбора, а принимаются как внешние ограничители или как норма той общности, с которой человек себя идентифицирует. Постконвенциональный уровень развития моральных суждений редко встречается даже у взрослых людей. Как уже говорилось, его достижение возможно с момента появления гипотетико-дедуктивного мышления (высшая стадия развития интеллекта, по Ж.Пиаже). Это уровень развития личных нравственных принципов, которые могут отличаться от норм референтной группы, но при этом имеют общечеловеческую широту и универсальность. На данной стадии речь идет о поиске всеобщих оснований нравственности. В каждом из названных уровней развития Л.Колберг выделял несколько стадий. Достижение каждой из них возможно, по мнению автора, только в заданной последовательности. Но жесткой привязки стадий к возрасту Л.Колберг не делает. Таблица 6.19. Стадии развития моральных суждений по Л. Колбергу23
Зрелое моральное рассуждение появляется тогда, когда дети свободно выражают свое мнение по нравственным вопросам, выдвигаемым старшими, а старшие, в свою очередь, демонстрируют детям более высокий уровень морального рассуждения. Более того, высокий уровень морального рассуждения, по всей вероятности, должен побуждать нравственное поведение. Хотя этот момент представляется довольно спорным. По мнению многих критиков Кольберга, существует большая разница между моральным суждением и нравственным поведением. Как бы ни были высоки наши моральные принципы, мы не всегда оказываемся на их высоте, когда наступает время действовать в соответствии с ними. Исследование проходили три года подряд: первый тест проводился в 2016г., в сентябре, он показал ,что большинство учащихся 7б класса осталось на Конвенциальном уровне - 80% , а 15 % - на Преконвенциальном уровне. И только 5% на Постконвенциональном уровене. Второй раз тест был проведен в 8б классе — в 2017г. в сентябре и показал положительную динамику: Преконвенциональный уровень -5% Конвенциональный уровень -80% Постконвенвенциольный уровень- 15% Третий раз тест был проведен в 2018г. уже в 9 классе. Динамика также показала положительный результат: Преконвенциональный уровень - 4% Конвенциональный уровень - 77% Постконвенвенциольный уровень - 19% К результатам воспитательной работы по формированию нравственных ценностных ориентиров учащихся можно отнести следующие: - в танцевальном хореографическом кружке «Мечта», которым я руковожу в течение 5 лет, мы ежегодно занимаемся постановкой различных хореографических проектов патриотической направленности. Один из проектов мы назвали «Остановившееся время». Это хореографическая композиция рассказывает о том, что в жизни каждого человека время останавливается, когда начинается война. Война - это горе, лишения, потеря близких, голод и страдания. Все эти бедствия дети переживают и рассказывают языком современного танца. Другой проект мы назвали «Семь смертных грехов человечества», основные идеи которого - это победа добра над злом, искоренение грехов и пороков человека, призыв к раскаянию и совершенствованию. Постановки этих проектов мы показывали на окружных фестивалях искусств школьников, в 2016 году одна из них заняла 3 место в округе Муром. - Опыт работы над хореографическими проектами я представляла на Форуме молодых педагогов Владимирской обрасти «Моя инициатива в образовании» в 2016 году и получила диплом победителя в номинации «Творчество. Созидание. Успех». - В 2015 и 2016 г.г. два года подряд с хореографическим коллективом «Мечта» мы занимали 1 место в городе Владимир на областном турнире «Рождены, чтобы побеждать!» в номинации «Чирлидинг». Это был спортивно-краеведческий творческий проект учащихся моего класса, в речевках и в оформлении костюмов мы показали любовь к своему родному городу Мурому и назвали нашу команду « Муромцы». Идея принадлежности к своей малой родине стала мотивом нашего выступления. - В 2018 году учащиеся моего 8 класса стали победителями окружного творческого конкурса «Новогодний флэш-моб» в рамках смотра оформления школы к Новому году. Заключение Надеемся, что воспитательная работа в этом направлении позволит ввести учащихся в мир подлинных ценностей, принять базовые национальные ценности как нормы жизни счастливого человека. Ведь еще А.С.Макаренко говорил: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно». Список литературы: 1. Православная культура: Нормативно-правовые акты, документы, обоснование введения курса в учебную программу образовательных учреждений / Леднев В.С. // Духовно-нравственная культура: сб. ст., Т. 2-й. / Сост. В.М. Бычкова / Под общей ред. А.Г. Богатырева и иеромонаха Киприана (Ященко). – М., 2004. 2. Глуздов В.А. Философско-педагогические основы проектирования образовательной среды / В.А. Глуздов // Гуманитарные проекты в деятельности культурно-образовательных общеобразовательной школы / Под общ. редакцией В.А. Глуздова. – Н.Новгород, 2005 3. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика. – М., 2006 4. Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие / Осипов А.И. // О некоторых принципах образовательной концепции: сб. ст. / Сост. М.Н. Лазутова, Т.И. Петракова. – М., 2004. Лисовский В. Молодежь в условиях кризиса // Народное образование № 5. – М., 1994 8. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика № 5. – М., 1995. 9. Казакина М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. – Л., 1989. 10. Кирьякова А.В. Теория ориентаций в мире ценностей. Монография. –Оренбург, 1996. 11. Методические рекомендации: Методики диагностики сформированности ценностных ориентаций у детей и подростов / Сост.: Н.А. Денисова, Е.В. Игумнова. – Саров, 2007 12. Николина В.В. Проектная деятельность в интеграции образовательной и воспитательной среды при создании культурно-образовательных центров / В.В. Николина // Гуманитарные проекты в деятельности культурно-образовательных центрах общеобразовательной школы / Под общ. редакцией В.А. Глуздова. – Н.Новгород, 2005 13 Самоненко Ю.А. Учителю физики о развивающем образовании. М.: 2011 Код публикации:2026 Издание: Практические методики в области основного и дополнительного образования - 2012Страница в издании: 60 |