Главная страница
Навигация по странице:

  • идеальное Я

  • Список литературы

  • Психоанализ. Психоанализ Ф.Дольто. Франсуаза Дольто


    Скачать 18.01 Kb.
    НазваниеФрансуаза Дольто
    АнкорПсихоанализ
    Дата01.11.2019
    Размер18.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПсихоанализ Ф.Дольто.docx
    ТипДокументы
    #93009

    Франсуаза Дольто

    Французская исследовательница Франсуаза Дольто (1908— 1988) рассматривает различные проблемы исследования психики ребенка методами психоанализа. Ф. Дольто дополняет рассуждения Ж. Лакана о стадии зеркала: посредством опыта зеркала ребенок открывает реальность, открывает свое тело по отношению к телу других. Сначала чувствует то, что происходит в теле. Затем зеркально-зрительно сопоставляет собственное лицо с самим собой. Присваивает собственное тело себе — момент первичного нарциссизма. Зрительный образ обретает смысл лишь благодаря присутствию рядом другого человека, вместе с которым его образ тела и схема тела будут узнаны (через тело матери и речь).

    Ф. Дольто считает, что кастрация, т.е. символическое удаление мужских половых органов, является не столько искажением кода бессознательного образа тела, сколько тяжелым испытанием, которое нужно пережить и преодолеть.

    Кастрация, согласно Дольто, имеет либо символический, либо патологический характер. В книге "Бессознательный образ тела" кастрация возводится в ранг процедуры, которая оказывает позитивное социально-гуманизирующее влияние на детскую телесность. Конечно, все зависит от способа, которым субъект преодолевает испытание кастрацией.

    Это также зависит от того, кто осуществляет кастрацию, но главным образом от того, как ребенку помогают перенести это испытание, поскольку это событие порождает решающий фактор — идеальное Я, представляемое личностью, содействует ребенку. Понятно, что любой взрослый, любой Другой, кто сопровождает ребенка в этом испытании, должен был сам пройти и преодолеть это искушение. Взрослый таким образом завоюет расположение ребенка, для которого он будет тем, кто успешно перенес тяжесть этой проверки. Тем не менее взрослому все же необходимо, по мнению Дольто, знать, как помогать ребенку в испытании, ставя себя на его уровень.

    Первичную кастрацию иначе ещё называет неэдиповой генитальной кастрацией. Говоря о первичной кастрации, прежде всего, мы ведём речь об обнаружении юным субъектом разницы полов между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами посредством слова. Обнаружение это возможно лишь посредством называния, объяснения, пояснения Другим.

    Ф. Дольто даже указывает примерный возраст юного субъекта, когда возможно это обнаружение - это примерно два с половиной года. К этому моменту юный субъект уже знаком со своим зеркальным образом, своей схемой тела, он видел анатомическое устройство мужчин и женщин, но до этого момента он не обращал никакого внимания на разницу этой анатомии в зависимости от пола (мать/отец, дети другого пола). Он не обращает внимание на то, что у каких-то людей есть пенис или грудь, а у каких-то его/её нет. 
    Интересно, что Дольто даже указывает последовательность этого любопытства и сравнения: сперва это ягодицы - потом это грудь и вопросы о том, почему у матери грудь есть, а у отца её нет - и лишь после этого юный субъект интересуется пенисом и его отсутствием. В те моменты, когда ребёнок начинает обращать пристальное внимание к вопросам наличия или отсутствия пениса, в эти моменты родителям следует рассказать юному субъекту слова об анатомическом различии мальчиков и девочек, придав значимость обоим полам, с уважением отзываясь о гениталиях и их функциональном значении. Только в этом случае возможно символопорождающая первичная кастрация, об успехе которой можно судить в речи взрослого по тому, как он называет половые органы, стыдится ли он произносить их названия вслух, уважает ли он и придаёт одинаковую значимость обоим полам. 
    Помимо этого, Дольто указывает на то, что символопорождающая первичная кастрация подразумевает под собой также и пояснение ребёнку того, откуда берутся дети, каким образом формируются родственные отношения, как люди становятся бабушками - дедушками - мамами - папами - сёстрами - братьями - тётями - дядями и т. п. Могу предположить, что об успешности это кастрации можно судить по тому, как юный субъект и тем более взрослый субъект относится к проявлениям нежности родителей по отношению к друг другу. Нередко можно встретить взрослых людей, которые ничего не хотят слышать о том, что у его родителей возможен секс, нередко такие уже взрослые люди уверены в том, что секс у родителей кратен количеству детей в семье и не более того, никакого секса между ними для удовольствия не может быть, а если и есть, то он ничего не хочет об этом слышать. Нередко можно видеть детей, которые негативно воспринимают поцелуи родителей, смущаются всех этих «неприличностей», «постыдностей». 
    Можно полагать, что смущения при разговорах о близости, о сексе, о сексе у родителей, о непонимании родственных отношений, о половых признаках говорят о неуспешности первичной кастрации (символоувечащая кастрация).

    Список литературы: ДольтоФ. Насторонеребенка. - Петербург -ХХ1 век, 1997, - 527с.


    написать администратору сайта