Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель проекта

  • Предмет исследования

  • Предмет изучения

  • образ зеркала в литературе. Образ зеркала в литературе


    Скачать 25.85 Kb.
    НазваниеОбраз зеркала в литературе
    Анкоробраз зеркала в литературе
    Дата22.03.2022
    Размер25.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаобраз зеркала в литературе.docx
    ТипРеферат
    #409510

    План исследовательской работы ОБРАЗ ЗЕРКАЛА В ЛИТЕРАТУРЕ”

    1. Введение

    2. Из истории зеркала

    3. Зеркало в мифологии

    4. Зеркало как предмет гадания в произведениях русской литературы.

    5. В романе “Мастер и Маргарита

    6. Заключение

    Цель проекта: Выявить символический смысл использования образа зеркала в литературе 

    Основная цель работы состоит в исследовании художественного своеобразия образа зеркала в мифах, литературных сказках, в русской литературе ХIX - XX века.

    Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

    изучить и выявить символику зеркала и определить особенности мотива зеркала в произведениях русских классиков.

    Предмет исследования: образы, мотивы, сюжет, композиция произведений, связанных с зеркалами или основанных на принципе «зеркала».

    Гипотеза:Образ зеркала в произведениях выполняет различную роль, помогает лучше понимать содержание произведений и их идеи, характер героев. 

    Предмет изучения: художественные тексты русских и зарубежных писателей.

    Введение

    В структуре произведений зеркало занимает весьма значительное место. Как правило, оно появляется на переломной фазе действия, выполняя организующую или предвещающую функцию.

    Зеркало - волшебный и загадочный предмет. Оно всегда притягивало интерес людей, порождая суеверия и приметы.

    И это, конечно, не могло не отразится в фольклоре и литературе. Часто зеркало играет важную роль, а иногда бывает и главным героем в сказках, мистических произведениях

    Из истории зеркала

    В разных культурах с зеркалом ассоциируются различные мифологические представления. Зеркало может восприниматься как символ солнца, как дверь в потусторонний мир, как всевидящее око, зеркало как пророческая функция, и зеркало, таящее в себе магию смерти и знания одновременно. Поэтому к зеркалу древние относились неоднозначно и часто называли «подарком дьявола», впрочем, не без основания. 

    Зеркало  является  привычным  и  в  то  же  время  загадочным  предметом. 
    Зеркало можно сравнить с губкой, которая впитывает в себя всё, что «видит», - образы, события, явления, их же и отражает. Это сравнимо с человеческим умом: он сначала впитывает в себя, а затем воссоздает это снаружи, то есть, отражая подобно солнцу.

    Зеркало в мифологии

    В мифологии зеркало выступает как средство спасения от сил, несущих человеку гибель.

    Согласно древнегреческому мифу, геспериды дали Персею крылатые сандалии, шлем и волшебную сумку, в которой должен был принести голову горгоны Медузы, монстра с женским лицом и змеями вместо волос. Медузa взглядом обращала человека в камень.
    Снаряженный таким образом, Персей полетел на север и достиг земли, где царила вечная тьма и обитали грайи, три ужасных сестры. У них на троих был всего один глаз и один зуб. Они пользовались ими по очереди. Это были единственные живые существа в тех краях, где жила горгона Медуза.
    Персей надел свой шлем, невидимым подобрался к пещере и, когда одна из сестер передавала другой глаз, забрал его себе. Убедившись, что они ничего не видят, он пообещал вернуть им глаз, если они расскажут ему, где найти Медузу. Сестры, горя желанием вернуть свое сокровище, сразу же сообщили Персею всё, что он хотел знать, и Персей, вернув им глаз, отправился на поиски Медузы.
    Наконец он увидел вдали дом горгон и, зная, как опасна Медуза, осторожно приблизился, держа перед собой щит под таким углом, чтобы на его гладкой зеркальной поверхности отражались все окружающие предметы.
    Он нашел Медузу спящей и, подняв меч и глядя на её отражение на щите, отсёк голову и, держа её за спиной, полетел обратно, опасаясь, как бы её сестры-горгоны не бросились за ним в погоню и не попытались отомстить за смерть сестры.
    Персей быстро летел над морем и сушей, держа ужасный трофей за спиной.

    В древнегреческом мифе Персей побеждает страшную Медузу с помощью медного щита: голова Медузы превращается в камень. Медузу Горгону побеждает её же собственное отражение, то есть то зло, которое она творит. Посредством зеркального щита (он был именно медный, а не серебряный) Персей побеждает Медузу Горгону — поэтому греческие и римские щиты имели форму зеркал с ликом Медузы. Доказано, что металлы тёплых оттенков: бронза, латунь, золото, и, в первую очередь, медь - поглощают «холодные». Они угнетают энергию и отражают «тёплые», «солнечные». Поэтому в древности никогда не делали серебряных зеркал, считалось, что они отрицательно влияют на здоровье и настроение человека

    С зеркалом связано не только собственное отражение, но и сближают с ним мотивы луны и солнца, водной поверхности.

    Зеркало как предмет гадания в произведениях русской литературы.

    Зеркало как предмет волшебный, потусторонний, обладающий магическими свойствами, наиболее часто употребляется в литературных сказках. 

    Одним из первых классиков русской литературы, показавшим зеркало в своём произведении, был Василий Андреевич Жуковский, который в балладе «Светлана» изобразил зеркало предвестником беды.

    Гадание с зеркалом и свечой было, по всеобщему мнению, самым отчаянным и самым действенным. Не случайно героиня баллады Жуковского решается на него после года разлуки с милым другом, когда от него нет никаких вестей. Для данного гадания выбирали какое-нибудь тёмное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажжённую свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый, покажись мне в зеркале!» Иногда для этих целей применяли не одно, а два зеркала: стоящее на столе и стенное зеркало. Направленные друг на друга они образовывали нечто, напоминающее длинный коридор, освещенный огнями. Зеркала должны были быть безукоризненной чистоты, без пузырей и других изъянов. Затем из комнаты выгоняли кошек, собак и птиц, а также просили удалиться посторонних людей. Оставшиеся, соблюдая тишину и глубокое молчание, стояли в стороне. От них требовалось не смотреть в зеркало, не подхо­дить к гадающему лицу и не разговаривать. Гадающая девушка должна была смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора.

    Героиня Жуковского чиста, невинна, она охраняема святым духом. Поэт подчёркивает её глубокую веру в Бога, в его спасительную, животворящую силу. Любящее сердце Светланы сжимается от страха, но она твердо надеется на милость и покровительство творца, и это спасает её от злых мистических сил.

    В русскую литературу образ зеркала, в котором ясно можно увидеть подлинное качество человека входит с творчеством А.С. Пушкина.

    А какими качествами наделял Пушкин зеркала в других своих произведениях? 
    Почему-то сразу вспоминается портрет поэта кисти художника Ореста Кипренского и слова самого А.С. Пушкина об этом полотне:
    «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит.»

    Зеркала у Пушкина «верные», «льстивые», «любящие» тех, кого они отражают...

    В «Сказке о мёртвой царевне» А.С. Пушкина зеркало злой мачехи говорит правду, однако здесь трудно решить, является ли оно добрым: ведь по его вине мачеха чуть не погубила свою падчерицу. Зеркало рассказывало злой мачехе, кто красивее. Зеркало является полноправным персонажем сказки. Оно не хочет льстить, говорит правду и только правду, не собирается идти ни на какие компромиссы со своей хозяйкой. Вроде бы это хорошо: правдивость и неподкупность, но почему-то кажется, что с другим человеком оно вело бы себя немного по-другому. Я согласна, что оно, отображая только одну свою хозяйку, которая разговаривает, проводит много времени с ним, само должно приобрести черты этой злой царицы. Кажется, что они настолько сблизились друг с другом и не могут существовать отдельно. Недаром же, разбив зеркало, царица почти сразу умирает сама... 

    А.С. Пушкин создал образ такого обаятельного и справедливого зеркала, которое не встречалось раньше. Интересно, что зеркало у Пушкина является не просто предметом, в котором разглядывает своё лицо царица. Между тем сама мачеха внешне ничем не уступит своей падчерице: она тоже румяна, бела, высока, стройна.

    Оно отражает прежде всего внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем, в разглядывании себя самой мы узнаем нрав царицы. Царица довольна ответом зеркальца. Глаголы «изображают» движение каждой части тела. Когда же мачеха понимает, что ей не соперничать с царевной, она наполняется черной завистью, бросает непослушное зеркало под лавку. 

    Пушкиным ни разу не сказано, что царевна смотрит в зеркало, но оно, тем не менее, знает и ценит её красоту, потому что она равноценна её душе. Через зеркало прослеживается и тема зависти.

    В романе “Мастер и Маргарита

    В романе “Мастер и Маргарита” уже прямо указывается на зеркало как на дверь в зазеркалье, другой мир. Например, в квартире Стёпы Лиходеева, перед тем как забросить его в Ялту, Бегемот и Фагот сначала проходят в зеркале и только потом появляются в квартире. А Азазелло открыто выходит из зеркала, ведь он (согласно легендам) и изобрёл его в своё время; может быть, оно и было изобретено для более лёгкого перемещения, чтобы были двери в каждую квартиру, в каждый дом. Вся магия в романе сопровождается присутствием зеркал.

    При всех превращениях и преображениях также присутствуют зеркала. Когда Маргарита намазалась кремом Азазелло, она смотрела в зеркало; когда Николай Иванович превратился в борова, он тоже смотрел в зеркало. С другой стороны, зеркала и стёкла в романе постоянно бьются, то есть ещё раз показывается бесконечность в зеркале, на этот раз бесконечность количества осколков, и в каждом - свой новый мир. На балу у Сатаны, где присутствует одна нечисть, зеркальный пол: так все чувствуют себя уверенней, в своей стихии, где много призрачного и непонятного для обычного человека.

    Заключение

    Итак, исследовав произведения, в которых встречается мотив зеркала, мы пришли к нескольким выводам.

    Во-первых, в произведениях фантастического жанра зеркало выполняет сюжетообразующую роль. Оно встречается в сказках, мифах, легендах и как предмет, приносящий героям пользу, и как атрибут зла в руках волшебников и чародеев. Приём проникновения героев в Зазеркалье также используется во многих произведениях фантастики, выполняя сюжетообразующую роль. Древние люди не знали о физических свойствах зеркал, для них это был таинственный предмет, которому они приписывали магические свойства. Впоследствии некоторые мифологические сюжеты и мотивы обыгрывались в литературе, например, миф о Нарциссе («Евгений Онегин»). 

    Во-вторых, мотив зеркала как художественный приём широко используется в отечественной литературе. На зеркальном принципе основывается жанр палиндрома, приём антитезы. Она позволяет проследить эволюцию героев и ярче высветить идею произведения.

    Столь широкое использование «зеркальных» мотивов и приёмов в мифологии и литературе вызвано, прежде всего, следующими свойствами зеркал:

    1) с помощью зеркал можно украсить, расширить и изменить пространство;

    2) зеркало отображает окружающий мир наоборот;

    3) поверхность зеркала обладает мощной отражательной способностью, так что даже может отражать лучи, невидимые глазу;

    4) неровная поверхность зеркала искажает изображение, что породило миф о «кривом» зеркале. 

    Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась. 

    «Образ зеркала часто встречается и несёт смысловую нагрузку не только в литературе, но и в изобразительном искусстве. Зеркало веласкесовской Венеры; королевская чета, созерцающая себя в зеркале, на картине Гойи; линогравюра Кандинского, которая так и называется – «Зеркало» - лишь часть примеров из этого ряда» [4]. 

    У данного исследования есть перспективы. «Зеркальным» является роман «Мастер и Маргарита». «По страницам книг Достоевского бродят герои-двойники, отражаясь, друг в друге, как в зеркалах» [4]. В стихах С. Есенина мы часто встречаем образы, отражённые в зеркале или в воде. Образ зеркала давно уже стал символом, переходящим из одного произведения в другое.


    написать администратору сайта