Социология доклад. Г ерберт Спенсер английский философ и социолог, основатель органической школы в социологии
Скачать 176.61 Kb.
|
Г е́рберт Спе́нсер — английский философ и социолог, основатель органической школы в социологии. Родился в 27 апреля 1820 в городе Дерби в семье учителя. Из-за плохого здоровья до 13 лет не посещал школу и получал домашнее образование. В дальнейшем он никогда не получал никакой научной степени и не занимал академических постов, о чем нисколько не сожалел. Был учителем. С 1837 года работал инженером на строительстве железной дороги. В 1841 году ушёл с работы и занялся самообразованием. В 1848—1853 годах работал журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). В 1853 году получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой. Умер Спенсер на южном побережье Англии на берегу пролива Ла-Манш в Брайтоне 8 декабря 1903 года. Во взглядах Спенсера соединились эволюционизм, принцип невмешательства (экономическая доктрина, согласно которой экономическое вмешательство и государственное регулирование экономики должны быть минимальными) и концепция философии как обобщения всех наук, а также другие идейные течения его времени. Отсутствие систематического образования и нежелание изучать труды предшественников привели к тому, что Спенсер черпал знания из тех источников, с которыми ему случилось познакомиться. Главное социологическое произведение Спенсера — трехтомный труд «Основания социологии», дающий целостное представление о методологических принципах ученого и его взглядах на общество. Социологическая теория Г. Спенсера базируется на принципе понимания общества как организма. Вторым основным конституирующим принципом учения английского социолога был эволюционизм. Оба принципа оказались тесно связанными с эволюционной теорией происхождения человека Ч. Дарвина. У Спенсера идея всеобщей эволюции стала центральным пунктом всей его социологии. Под эволюцией он понимал переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности. Спенсер показал, что эволюция есть неотъемлемая черта всего окружающего нас мира и наблюдается не только во всех областях природы, но и в науке, искусстве, религии и философии. В главе «Общество есть организм» основного труда Г.Спенсера «Основания социологии» он довольно обстоятельно рассматривает целый ряд аналогий (сходств) между биологическим и социальным организмом: Органическая теория Спенсера представляет общество как социальный организм, который развивается по тем же законам, что и биологический. Социолог выделяет пять общих черт социального и биологического организма: организмы в процессе своего роста увеличиваются в объеме (превращение маленьких государств в империи); организмам присуща внутренняя структура; структура организма усложняется по мере его роста; при усложнении структуры организма наблюдается усиление дифференциации функций составляющих его частей (усложнении политической организации, социальном расслоении, появлении новых институтов и т.д.); части организма взаимодействуют между собой. Для подтверждения своих положений Спенсер привел конкретные примеры: мозг в обществе – это правительство; кровообращение — торговля; сосудистая система — транспорт; система питания — промышленность и земледелие и т.д. Также Спенсер утверждал, что общество имеет свои отличительные черты от биологического организма: в обществе человек меньше зависит от социального целого; в биологических организмах элементы существуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов. Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть «общего процесса эволюции». Общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам, которые носят объективный характер. В ходе социальной эволюции происходит совершенствование институтов общества, усложнение их функций. В зависимости от способов борьбы за существование Спенсер различал два типа общества: общество военного типа; общество промышленного типа. Военное общество подчиняет внутреннюю организацию задачам агрессии или борьбы за выживание. Военизированные общества формируют эффективно функционирующую строгую систему, которая почти не приспособлена к социальным изменениям. Это более низкая ступень развития общества. Классическим примером этого общества Спенсер считал Спарту. В промышленном обществе, по мнению Спенсера, управление имеет следующие черты: управление децентрализовано; в обществе - господство принципов самоуправления и самоорганизации; широкое распространение получают разные неформальные объединения; общество открыто для международного сотрудничество и инноваций; сословное право меняется на гражданское; ограничена сфера общественного контроля и т.д. Переход от военного типа общества к промышленному рассматривался Спенсером как прогресс. Так же ученый был против революционных изменений, так как считал, что любое вмешательство в естественный ход развития общества несет за собой непредсказуемые последствия. Спенсер способствовал введению в науку и широкому распространению такого важного социологического понятия, как «социальный институт», выделив и описав его главные разновидности. Под социальным институтом понимал способ и форму самоорганизации совместной жизни людей, хотя его строгого научного определения так и не дал. Совокупность социальных институтов, по Спенсеру, составляет структуру и организацию общества. В обществе по мере его эволюции становится все больше социальных институтов, цель деятельности которых состоит в обеспечении нормального функционирования всего социального организма. Сами социальные институты рассматриваются в шести основных их разновидностях: Домашние институты характеризуют включенность людей в различные формы жизни, связанные с межиндивидуальными отношениями. Они эволюционируют от неупорядоченных отношений между полами (первобытные формы общественной жизни) до современных форм моногамии и показывают связь между типом семьи и типом общества. Основное внимание Спенсер уделяет рассмотрению таких домашних институтов, как семья, брак, воспитание. Обрядовые, или церемониальные институты регулируют поведение людей через установление, утверждение в качестве принятых большинством населения обычаев, обрядов, этикета, моды, привычек и. т. д. Многие из этих институтов имели и продолжают иметь культовый характер (свадьба, похороны, народные празднества и др.). Осуществляют регулятивную функцию, функции социального контроля над повседневным поведением людей. Обрядовые институты старше по возрасту своего существования, чем политические и церковные, и часто оказываются более эффективными в реализации основных социальных функций, чем государство и религия. Политические институты (главные среди них — государство, армия, право, полиция, суд и т.д.), анализу которых Спенсер уделяет больше внимания, чем любым другим, устанавливают и регулируют политические и правовые отношения между людьми, их группами, классами. К возникновению таких институтов имеют, по Спенсеру, прямое отношение общественное производство, труд, войны, необходимость поддерживать порядок и стабильность в обществе, а также регулировать основные социальные процессы. Роль современного государства не может быть слишком большой, поскольку оно по своей природе выступает как ограничитель индивидуальной свободы, а роль права требует роста, потому что оно должно стать гарантом свободы индивида. Церковные институты, как и политические, обеспечивают интеграцию в общество различных групп населения, хотя и используют для достижения этой цели иные средства и механизмы. Профессиональные институты возникают на основе общественного разделения труда и активно развиваются вместе с эволюцией производства и его форм. К профессиональным институтам Спенсер относил гильдии, цехи, профессиональные союзы. Их главная функция состоит в сближении, интеграции, защите людей, занятых одной и той же профессиональной деятельностью. Промышленные институты охватывают различные виды производства и их организацию на заводах и фабриках. Эти институты характерны для промышленного, и никакого другого, общества. Они обеспечивают функционирование производственной структуры общества и регулирование трудовых отношений между участниками производства. Развитие промышленных институтов, как и профессиональных, основано прежде всего на усиливающемся разделении труда и оптимизации управления производством. Ценность учения Спенсера о социальных институтах определяется, тем, что они впервые были строго проклассифицированы, проанализированы с позиций эволюционной теории, рассмотрены на громадном историко-этнографическом материале. Спенсер сумел показать возможности институционального анализа для осмысления важнейших проблем общества и его социальной структуры. Социология Спенсера вызвала наиболее живой интерес в США. Этот интерес объясняется привлекавшими американцев в трудах Спенсера социально-дарвинистскими высказываниями, оправдывавшими сложившийся в капиталистическом мире социальный порядок. Характеризуя полную страданий жизнь «низших» социальных классов, Спенсер отзывается о самих людях так: «Если они достаточно жизнеспособны, они живут, и это хорошо. Если же они недостаточно приспособлены для жизни, они умирают, и это самое лучшее, что они могут сделать». Таким образом, Спенсер является основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и выделение в его рамках отдельных административных органов Спенсер понимал по аналогии с разделением функций между органами живого тела. Основным законом социального развития Спенсер считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил преимущества, наибольшую приспособленность “дифференцированного”, то есть разделённого на классы общества. Спенсер - противник социализма, считавший революцию “болезнью” общественного организма. |