1. Объект и предмет социологии. Место социологии в системе социогуманитарного знания
Скачать 0.56 Mb.
|
Социология Перечень вопросов к зачету: 1.Объект и предмет социологии. Место социологии в системе социогуманитарного знания.Объектом изучения социологии в самом общем виде выступает общество как социальная система , как единый функционирующий и развивающий социальный организм.Объектом социологии как науки является не только общество как единая система, но и его структурные элементы: 1)субъекты социальной жизни(личность, соц группы и общности различного уровня) 2)социальные отношения между субъектами(отношения между личностью и обществом, между соц группами и обществом) 3)соц ориентиры жизнедеятельности субъектов, то есть соц ценности, правовые и нравственные нормы(свобода, братсво, честность, совесть) 4)соц структуры, институты и организации, обеспечивающие жизнедеятельность соц субъектам(институты семьи, образования) 5)соц факты как воплощение соц связей в конкретных действиях и поведении субъектов Предметом социологии выступает все то, что исследователь выделяет из всего многообразия аспектов развития общества, определенных соц обществ. Итак,объект социологии-это часть соц реальности, которая подвергается научному изучении, а предмет социологии-это совокупность соц понятий, при которой осуществляется познание соц реальности. Место социологии:страница 16 2.Социологический подход к изучению явлений и процессов.структурно-функциональный, классовый (конфликтологический), бихевиористский (поведенческий), социокультурный. Теоретические рамки структурно-функционального подхода составляют следующие принципы: 1. Общество или любое общественное явление рассматриваются как целостность, единая система, состоящая из множества частей. 2. Каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она занимает свое место и выполняет конкретные, строго определённые функции. 3. Функции частей, элементов системы всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода. 4. Поскольку каждая из частей, каждый элемент выполняет свою функцию, то в случае нарушения деятельности этой части, элемента, чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям выполнять нарушенные функции. 5. Общество как система способно к адаптации, и дисфункции в конечном итоге преодолеваются сами по себе. Например, радикалы и хиппи 60-х годов внесли много перемен в американское общество: новый подход к проблемам окружающей среды, недоверие к высшей власти, более раскованный стиль одежды мужчин и женщин, однако спустя 20 лет радикалов и хиппи поглотила среда истеблишмента, в которую они вошли, став юристами, учителями, биржевыми маклерами. 6. Устойчивость общественной системы сохраняется благодаря наличию структуры – совокупности устойчивых и постоянных связей между элементами системы. 7. Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей, которая связывает не только различные социальные группы в рамках системы, но и разные поколения. 8. Социальная система рассматривается в стабильном состоянии. Стабильность сохраняется главным образом благодаря социальному контролю. Элементами социального контроля являются политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты, нормы морали. 9. Общество и социальные явления рассматриваются в статике, в неизменённом состоянии. Изменения обычно имеют постепенный, эволюционный, а не революционный характер. Теперь выделим основные моментыконфликтологического подхода: 1. Общество или социальное явление рассматриваются с точки зрения дифференциации общества на социальные группы (классы). 2. У каждой из этих социальных групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет. 3. Интересы различных социальных групп различны и противоположны, что приводит к конфликту, выражающемуся в классовой борьбе: экономической, политической, идеологической. 4. Когда люди осознают свои общие интересы, они могут образовать общественный класс, что может обнаружить себя в форме профсоюзного движения, лобби политической партии и т.д. 5. Классовый конфликт обостряется, если: 1) ухудшаются материальные условия жизни неимущих классов; 2) почти вся власть сосредоточена в руках немногих, остальные почти полностью лишены её; 3) те, кто лишён власти, не имеют возможности её получить; 4) существует свободная возможность организовываться в партии. Структурно-функциональный и конфликтологический подходы различны по своей сущности. Структурный функционализм обычно рассматривает общество как устойчивое и единое целое, сторонники теории конфликта считают, что в обществе постоянно происходят изменения и возникают конфликты. Структурно-функциональный подход придаёт важнейшее значение согласию всех членов общества в отношении общих ценностей, а последователи конфликтологического подхода уделяют основное внимание проявлениям подавления одних членов общества другими. основные принципыбихевиористского подхода: 1. Общество и социальные явления рассматриваются с точки зрения поведения индивида. 2. Поведения человека сводится к биологическим аспектам. Его можно определить как реакцию на определённые стимулы, например стимулы вознаграждения и стимулы наказания. 3. Поведение человека однозначно, поэтому его можно прогнозировать и им можно управлять. 4. Нельзя объяснить социальные явления и процессы, происходящие в обществе, выявить причинно-следственные связи, можно только описать. 5. Основными методами исследования общественных процессов и явлений являются наблюдение и эксперимент. Социокультурный подходпредполагает рассмотрение общества и социальных явлений, так же как и структурно-функциональный и конфликте логический подход, на макроуровне.Однако в отличие от этих подходов, социокультурный подход позволяет выявить специфику развития различных обществ. Основой социокультурного подхода является теория культурно-исторических типов, или теория цивилизаций. 1. Общество или социальное явление рассматриваются с точки зрения специфических особенностей и черт. 2. Специфика определяется, прежде всего, особым историческим путём развития каждого общества (цивилизации), а также особенностью развития культуры. 3. Для того чтобы цивилизация полностью сформировалась и развилась, необходима замкнутость, закрытость от других цивилизаций, тогда сохранится её самобытность, непохожесть на другие цивилизации. 4. Каждой цивилизации свойствен свой тип социальных связей, что находит проявление в типе хозяйства, политического устройства и культуры. 5. Все социальные сферы (подсистемы) общества: экономическая, политическая, военная, религиозная и т.д. – развиваются одновременно, без доминирования какой-то одной. 6. Изменения в цивилизациях происходят циклически, подобно изменениям в природе, общества проходят несколько этапов в своём развитии: зарождение, рост, развитие, расцвет, увядание и умирание. 7. Заимствовать элементы чужой цивилизации возможно только с учётом специфики своего собственного развития и своего исторического пути. |