Главная страница

1. Объект и предмет социологии. Место социологии в системе социогуманитарного знания


Скачать 0.56 Mb.
Название1. Объект и предмет социологии. Место социологии в системе социогуманитарного знания
Дата31.03.2021
Размер0.56 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаsociologia_zachet (1).docx
ТипДокументы
#189930
страница6 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

13.Структура отчёта о проведённом анкетировании.


1. глава первая включает краткое обоснование актуальности исследованной проблемы и характеристику исследования (выборка, репрезентативность данных, методы сбора информации и др.);
2. в главе второй приводится характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.);
3. третья и последующие главы посвящены проверке гипотез.

14.Социология М. Вебера. Типы социальных действий по М. Веберу (на примере типологизации противоправных действий).


Общество изучается с позиции ПОНИМАНИЯ, ИНТЕРПРЕТАЦИИ людьми социальных фактов. Предмет социологии по М. Веберу – действия отдельных индивидов, наделённые смыслом (осмысленные действия).

Социальное действие - действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

Основные труды Вебера:

«Основные социологические понятия» //

Хозяйство и общество (1925)

Протестантская этика и дух капитализма (1905)

Политика как призвание и профессия (1919)

Город (1921)

15.Феноменология А. Шюца. Понятия «жизненный мир» человека, понятие «интерсубъективность».


Основоположник - Альфред Шюц (австр., 1899—1959)

«Смысловое строение социального мира: Введение в понимающую социологию».

Феномен (в переводе с греч.)—это то, что является.

Феноменология – описание субъективного человеческого опыта (того, что является в сознание человека в его чувственном опыте и далее в процессе осмысления пережитого).

Феноменология стремится осмыслить мир в человеческом измерении, в соотнесении с представлениями, идеями, мотивами и целями людей.

Структура жизненного мира:

Базисное знание – это знание собственного тела, зафиксировано в сознании, органах чувств и двигательном аппарате.

Структура релевантностей – это знание стандартных ситуаций деятельности.

Структура типов – это отражение в сознании людей типизации повседневного знания.

Люди понимают друг друга, так как используют общепринятые представления,социальные типизации.

16.Сущность структурно-функционального анализа Р. Мертона. Явные и латентные функции судебной деятельности (прокурорской деятельности).


«Взаимосвязь общества и его частей обеспечивается разнообразными и специфическими их функциями». Задача социолога в том, чтобы «рассматривать реальные, зримые, доступные для изучения и обобщения последствия функций».

Основные работы:

Социальная теория и социальная структура (1949, 1957, 1968).

Социология науки (1973).

Социологическая амбивалентность (1976).

Функции:понятие и формы Р.Мертона

Функция — это «те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению её к среде». В проявлении функции может быть 2 формы: явны и скрытые(латентные).

Явные функции – это те последствия, которые планируются и осознаются участниками системы, то есть сознательные субъективные намерения и объективные последствия совпадают.
Скрытые функции – это последствия, которые не планируются и не осознаются, то есть эти

последствия не предполагались или вызваны не намеренно. Прокурорский надзор-явная функция.

17.Сущность этнометодологии. Использование экспериментальных идей Г. Гарфинкеля в обеспечении судебной деятельности.


Этнометодология — социологический подход к изучению практических методов повседневных социальных действий, взаимодействий и понимания, созданный американским социологом Г. Гарфиикелем. В нем используется феноменологическая социология А. Шюца, следствия для социологии из философии американского прагматизма, а также теория символического интеракционизма. Особый познавательный интерес этнометодологии — практические методы и приемы, с помощью которых участники повседневного взаимодействия согласовывают свои явные и скрытые ожидания друг к другу. В своей основе этнометодология представляет собой исследование, обычных членов общества, точнее их поведение в различных ситуациях, чаще всего это ситуации, происходящие в повседневной жизни то, как они действуют и о чем думают, об этих ситуациях. Одним из методов, которым пользовались социолог и его студенты, был документальный метод интерпретации. Этот метод может быть использован не только в научной, но и в повседневной практике. Документальный метод интерпретации - это метод интерпретации событий, заключающейся в поиске шаблонной модели действия в определенной ситуации за счет многообразия проявлений этой ситуации в повседневной жизни.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


написать администратору сайта