Главная страница

1. Объект и предмет социологии. Место социологии в системе социогуманитарного знания


Скачать 0.56 Mb.
Название1. Объект и предмет социологии. Место социологии в системе социогуманитарного знания
Дата31.03.2021
Размер0.56 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаsociologia_zachet (1).docx
ТипДокументы
#189930
страница7 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

18.Структурный конструктивизм П. Бурдье. Примеры применения идей П. Бурдье к анализу судебных практик.


П. Бурдье - крупнейший социолог современности, внёсший значимую лепту в понимание общества.

Издания на русском языке:

Социология политики (1993).

Начала (1994).

Практический смысл (2001).

О телевидении и журналистике (2002).

Социология социального пространства (2007).

Ключевая составляющая подхода П. Бурдье - теория социального пространства.

П.Бурдье сопоставляет и разграничивает взаимопроникающие физическое и социальное пространства. То место которое может занимать социальный агент, П.Бурдье устанавливает:

1. Абсолютно

2. относительно.

Агент - каждый самостоятельно действующий человек.

Пространства П.Бурдье:

1)Физическое пространство определяется по взаимным внешним сторонам образующих его частей (поверхностей, площадей, объёмов).

2)Социальное пространство - определяетсяпо взаимоисключению (или различению) позиций агентов, которые его образуют. Социальное пространство стремится преобразоваться в физическое пространство с помощью удаления или депортации некоторых людей (операций очень дорогостоящих).

3) Рядоположенность в физическом пространстве легче распознаваема.

4)В социальном – её необходимо рефлектировать по ряду признаков – капиталов.

5)Через социальное пространство воплощается, материализуется социальная дифференциация.

Капитал – макропеременная, которая имеет хождение в различных полях.Капитал даёт власть над социальным пространством и является мерой силы.

Виды капитала:1. экономический,2.культурный,3.социальный,4.символический.

Габитус — это:

- принцип, основание практик индивида;

-сводит характеристики позиции человека в пространствах (физическом, социальном) в единый стиль жизни, в единый ансамбль выбора людей, благ и практик

-практическое чувство.

Габитус определяет ориентацию агента в социальном пространстве и его ответную реакцию на события и возникающие ситуации. Например, «мы говорим об одежде, о мебели или о книге: "это мелкобуржуазно" или "это интеллигентно"…»

19.Социологическое рассмотрение общества. Общество как система.


В повседневных представлениях общество – это совокупность, группа людей.
С научной позиции общество – социальный феномен, характеристики которого не совпадают с суммой характеристик индивидов.
Признаки общества( ЭдвардШилз)

Общество - определившаяся в процессе исторического развития устойчивая и сложившаяся в конкретных территориальных рамках социокультурная система взаимодействия людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов.
Подсистемы общества:политическая,духовная,социальная,экономическая

20.Культура как социологическая категория.


Термин «культура» (лат.) первоначально означал возделывание почвы, её обрабатывание.В дальнейшем словом «культура» стали называть всё созданное человеком.
Культура - совокупность артефактов.
Артефакт (лат. arte – искусственно, factus – сделанный) – это искусственно созданный объект.
Культура – то, что создано человеком.Культура – то, что наделено смыслом.
К материальной культуре относятся материальные объекты, созданные людьми (одежда…).
К нематериальной (духовной) культуре - нематериальные объекты, созданные людьми: нормы, ценности, идеи и образы.
Исследователь Дэвид Матсумото (амер., 1959):
Культура - совокупность установок, ценностей, верований и поведения, разделяемых группой людей (но, по-разному, каждым индивидом) и передаваемых от поколения к поколению.


Характеристики культуры:
1.Надорганичность культуры А. Кребер (амер., 1876-1960):
культура – надорганическое явление Отдельные индивиды приходят и уходят, культуры остаются более или менее стабильными.Не существует отдельного индивида, который бы усвоил бы всю культуру группы, к которой принадлежит.
Культура – целостный феномен, вызванный к жизни коллективным образом существования.
2.«Внешняя»и «внутренняя» культура
Некоторые феномены культуры открыты и доступны наблюдению. Феномены внутренней культуры – явления, скрывающиеся за поведением.
3. Культурная эволюция-это измерение культурных различий, лежащее в основе деления народов на 1.примитиыне 2.цивилизованные культуры
4.Этик и эмик – элементы культуры (К. Пайк):
Фонетика – звуки, имеющиеся во всех языках.
Фонемика – изучение звуков одного языка.
Этик – универсальные элементы культуры.Пр.: социальная дистанция с членами аутгруппы.
Эмик – культурно-специфичные элементы.Пр.: в одних культурах соц. дистанция велика с расовыми группами, в других — с классовыми группами.

Субкультура – это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определённой социальной группы, отличающаяся от доминирующей в обществе культуры. Субкультура выражается отличными от доминирующей культуры - ценностными установками, нормами поведения, спецификой внешнего облика представителей, особенностями языка, художественного творчества, образа жизни.
Субкультура – это не отклонение, это нормальное проявление многообразия социальной жизни.
Молодежная субкультура предполагает определённую манеру одеваться, общаться друг с другом, узнаваемый стиль поведения. Ценности и нормы, сформировавшиеся в рамках субкультуры, регулируют самые разные стороны жизни.(хиппи)
Контркультурой всегда является субкультура, формирующаяся в преступной среде. Контркультура внутренне многообразна. Пр.: субкультуры, основанные на специфике преступного «ремесла» - карманники ,грабители ,киллеры


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14


написать администратору сайта