Главная страница

1. Объект и предмет социологии. Место социологии в системе социогуманитарного знания


Скачать 0.56 Mb.
Название1. Объект и предмет социологии. Место социологии в системе социогуманитарного знания
Дата31.03.2021
Размер0.56 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаsociologia_zachet (1).docx
ТипДокументы
#189930
страница8 из 14
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14

21.Социальные группы и общности.


Социальная общность – это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, определенной общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности разных видов и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. В основе социальной общности лежит стремление получить преимущества, которые дает солидарность, объединение усилий. Индивиды, образующие объединенные формы, общности, качественно повышают эффективность своих индивидуальных действий, способность к совершенствованию, отстаиванию своих интересов, выживанию.
Виды общностей:
1)статистические – т. е. номинальные, их называют социальными категориями. Они создаются для целей статистического анализа.
2) реальные общности. Жители города могут быть статистической и реальной общностью. Статистической эта общность будет с точки зрения прописки; реальной она будет, если рассматривать входящих в нее индивидов использующих городские условия жизни
3) массовые – совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые зависят от ситуации и не фиксированы;
Социальная группа – объединение людей, связанных общими отношениями, которые регулируются специальными социальными институтами, и имеющих общие нормы, ценности, традиции. Социальная группа - одна из основных составляющих социальной структуры. Цементирующим фактором для группы является общий интерес, то есть духовные, экономические или политические потребности. Людей можно распределить на группы многим критериям: по принадлежности к конфессии, по уровню дохода, по их отношению к спорту, искусству и т.д.
Группы бывают:
1. Формальные. В формальных группах отношения и взаимодействия устанавливаются и регулируются специальными правовыми актами (законами, положениями, инструкциями). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии; она обычно проявляется и в специализации членов, выполняющих свои особые функции.
2. Неформальные. Неформальные группы складываются стихийно и не регламентированы правовыми актами, они находятся под влиянием лидеров, авторитета личности. Но в тоже время в любой формальной группе могут складываться неформальные отношения между членами группы, а также сама группа может распадаться на несколько неформальных групп.
3. Малые. Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы. Нижний предел для малой группы – 2 человека, верхний предел может быть представлен и 5 – 7, 20 индивидами. Как правило, размер малых групп не превышает 7 человек. Если этот предел превышен, то группа распадается на подгруппы (фракции). Существуют две разновидности малых групп – это диада и триада.
4. Средние группы. Это устойчивые образования, имеющие общие цели и интересы, связанные одной деятельностью, но не находящиеся между собой в тесном контакте. Трудовой коллектив, совокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта – все это примеры средних групп. Средние группы часто называют социальными организациями.
5. Большие группы – это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак (национальность, профессиональная принадлежность и т.д.)

22.Этнические общности. Этнокультурная идентичность.


Этнос – основополагающая категория этносоциологии, в буквальном переводе с греческого означающая «племя, народ». В широком смысле этнос можно определить как основную единицу классификации всех народов мира, обозначающую конкретный народ со своей историей, своей самобытной культурой, своим самосознанием. В наиболее популярной научной трактовке этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Единство территории и производная от него общность экономической жизни являются материальными факторами образования этноса, которые в процессе дальнейшего развития этноса могут быть утрачены. А основные признаки этноса, его системные свойства, могущие исчезнуть только с ним самим, - это этническое самосознание, психологический склад и этническая культура. Этническая культура включает язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поколение. Но этнические системы не сводятся только к одному, хоть и базисному, элементу – этносу. ультурная идентификация - это самоощущения человека внутри конкретной культуры. Она характеризуется субъективным чувством индивидуальной самотождественности, т.е. отождествлением себя с теми или иными типологическими формами культурного устроения, прежде всего с конкретной культурной традицией.


1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14


написать администратору сайта