Методики интерпретации. Практическое задание Психодиагоностика Методики интерпретации
Скачать 108.64 Kb.
|
Практическое задание: «Психодиагоностика» Методики интерпретации Методики интерпретации предусматривают истолкование событий, ситуаций, изображений. Одна из наиболее распространенных методик этой группы - «тематической апперцепции тест» (ТАТ) разработана в 1935 году. Авторами теории персонологии являются Генри Мюррей в соавторстве с Христианой Морган. В ходе исследования испытуемым предъявляются в определенной последовательности 20 картин, взятых из стандартного набора в зависимости от их пола и возраста. Все они отражают достаточно неопределенные ситуации, допускающие различное понимание. Вместе с тем, каждая картина направлена на актуализацию определенного типа переживаний (депрессию, семейные конфликты, агрессивные реакции, сексуальные проблемы т. д.). Испытуемых просят составить рассказ по каждой из них, описав мысли и чувства персонажей, ход предшествующих событий, наиболее вероятное завершение истории. Все рассказы записываются дословно, с фиксацией пауз, интонаций, выразительных движений. Обычно при этом используют скрытый магнитофон или стенографирование. Картины ТАТ, как правило, предъявляются индивидуально. Процедура исследования занимает два дня. В ходе анализа определяется, с каким «героем» идентифицирует себя испытуемый, выявляются его важнейшие характеристики, среди которых ведущее место занимают потребности и особенности влияния среды («прессы»). Сочетание этих двух переменных образует «тему» или динамическую структуру взаимодействия личности и среды. По Г. Мюррею, содержание «тем» составляют реальные поступки испытуемого, то, к чему он стремится, что им не осознается, проявляясь в фантазиях, то, что он испытывает в настоящий момент и, наконец, особенности представления будущего. В итоге исследователь получает сведения об основных стремлениях и потребностях, конфликтах, характерных для данного человека, способах их разрешения. Значительное распространение среди интерпретационных методик имеет и та, которая была создана в 1945 году Саулом Розенцвейгом на основе его теории фрустрации (от лат. «обман», «расстройство»). Стимульный материал методики рисуночной фрустрации Розенцвейга составляют 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся в проблемной ситуации. Один из персонажей произносит фразу, которой описывается суть возникшей проблемы. Над другим персонажем изображен пустой квадрат. Испытуемый должен дать за него любые пришедшие ему на ум ответы. Их содержание анализируется с целью выявления типа агрессии и ее направленности (на себя, на других). Тип агрессии различается по тому, что оказывается более значимым для испытуемого (препятствия, порицания других, поиск конструктивных решений проблем). Проективные методики (от лат. projectio «выбрасывание вперед») — один из методов психодиагностики, группа методик диагностики личности, для которых характерен в большей мере целостный, глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных её черт. Эти методы основаны на анализе продуктов воображения и фантазии и направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок, ожиданий. Приоритет в использовании термина «проекция» для обозначения особой группы методов принадлежит Л. Франку, выделившему ряд общих признаков у некоторых известных к тому времени и весьма заметно отличающихся друг от друга техник оценки личности. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п. В этой группе методик ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта. Достоинства и недостатки проективных методик Низкая степень структурирования стимульного материала допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, позволяет реализовать тестирование в замаскированном виде, когда респондент не догадывается о том, что именно является предметом интерпретации, что обеспечивает реализацию качественного, а не количественного подхода к исследованию личности. Кроме того, проективные методики менее подвержены фальсификации, чем опросники, которые строятся на сведениях об индивидууме. Общепринятым является мнение о недостаточной объективности проективной техники, о несоответствии многих методик требованиям, обычно предъявляемым к психодиагностическому инструментарию. В числе их недостатков обычно видят отсутствие или неадекватность нормативных данных, что приводит к трудностям и субъективизму интерпретации индивидуальных результатов, когда психолог вынужден доверяться своему «клиническому опыту». Другой недостаток состоит в том, что в некоторых проективных методиках отсутствует объективность в определении показателей, часто неудовлетворительными являются коэффициенты гомогенности и ретестовой надежности. Попытки их валидизации страдают методическими недостатками, либо из-за плохой контролируемости условий эксперимента, либо из-за необоснованности статистического анализа, либо из-за неверного формирования выборки. Как указывает А. Анастази, число работ, потерпевших неудачу в доказательстве какой-либо валидности таких проективных методик, как «Нарисуй человека» и «Чернильные пятна» Роршаха, поистине впечатляет. Однако, несмотря на отмеченные недостатки, популярность и статус проективных методик практически не меняются. Проективные методы эффективны для установления контакта с испытуемым. Клиент, как правило, вызывает интерес со стороны испытуемого, который вовлекается в их выполнение. Недостатки методики интерпретации Хотя многое было написано о ценности интерпретации для выработки инсайтов, встречались также серьезные возражения и некоторые научные данные, указывающие на вред излишне интенсивного применения этой техники. Обычно отмечают, что интерпретация несет с собой угрозу, следовательно, возникает сопротивление, которое блокирует спонтанное обновление восприятия и понимания. Интерпретация может иметь и тот эффект, что стремление клиента к самоанализу будет подавлено. Интерпретационная техника несет опасность преждевременного перевода проблемы клиента в излишне интеллектуальную плоскость, тем самым способствуя злоупотреблению интерпретацией в качестве защитного механизма. Происходит это потому, что клиент ищет все возможные средства, чтобы предохранить себя от осознания своих чувств. Он не готов возложить ответственность за контроль над своими чувствами на консультанта. ТАТ (тематический апперцептивный тест) – проективная методика, позволяющая при помощи анализа рассказа-сочинения человека после предъявления ему серии сюжетно неопределенных картинок судить о психологии этого человека (например, диагностировать мотивацию достижения). В ней испытуемому предлагаются сюжетно неопределенные картинки (в последней редакции их 31), по которым он должен придумать в соответствии с инструкцией свои рассказы. Одна из таких картинок приведена на рисунке 4.1. Истории часто раскрывают существенные компоненты личности. Содержание их зависит от тенденции людей интерпретировать неопределенную ситуацию в соответствии с прошлым опытом, наличными потребностями и поступать таким же образом при написании рассказа (истории). Пример картинки из ТАТ В этих рассказах отражаются фрустрируемые или отвергаемые Я- потребности. Если потребность не имеет “моторной разрядки”, она находит свое удовлетворение в рассказах ТАТ. Неопределенность стимульных условий позволяет испытуемому проецировать свой способ видения жизни, свои мысли и чувства. Впервые ТАТ был описан Морганом (Morgan) и Мюрреем (Murrey) в 1935 г. Томкинс (Tomkins) указывает на тот факт, что еще раньше психиатрами и психологами предпринимались попытки вызвать содержательную реакцию людей на картинки. К таким исследователям относятся Бриттейн (Brittain), опубликовавший свой вариант в 1907 г., Либби (Libby), проводивший идентичную с Бриттейном процедуру на детях в 1908 г., и, наконец, Шварц (Schwartz), применявший свой тест социальных ситуаций в 1932 г. Однако никакой из этих тестов не стал таким популярным, как ТАТ, который на данный момент занимает ведущее положение наряду с тестом Роршаха. Проведение ТАТ Как и в процессе проведения любой другой методики, испытуемый должен чувствовать себя свободно, между ним и тестирующим должно быть установлено соответствующее непринужденное взаимопонимание. Испытуемый может либо сидеть на стуле, либо лежать на кушетке. Тестирующий может находиться сзади и в стороне от испытуемого, так как в этом случае он окажется вне поля зрения испытуемого, зато сможет спокойно наблюдать за мимикой пациента. Однако не рекомендуется выбирать такое положение при проведении методики на подозрительном или тревожном пациенте или ребенке. Инструкции к проведению ТАТ применимы только к клиническим условиям, и они специально сделаны менее формальными по сравнению с теми, которых придерживаются “объективные” экспериментаторы. Испытуемому можно дать инструкцию с неформальной формулировкой, например, такую: “Я буду показывать вам картинки, и я бы хотел, чтобы вы рассказали мне, что происходит на каждой из них, что было до этого и чем все это закончится. Я хочу, чтобы ваши истории были интересными, яркими, чтобы вы импровизировали”. После этого тестирующему, возможно, придется ответить на вопросы испытуемого; при этом необходимо избегать приказного тона. Вполне позволительно подбодрить испытуемого после того, как он рассказал первую историю. По необходимости допустимо напоминать испытуемому, что нужен рассказ о том, что происходит на картинке, что к этому привело и чем все закончится. В соответствии со стандартной процедурой испытуемый должен был рассказывать свои истории в устной форме, а тестирующий при этом должен был записывать его слова от руки, при помощи звукозаписывающего устройства или тайком от испытуемого привлекая к работе стенографиста. Экономичнее будет давать испытуемому отобранные карточки, инструкции можно написать на них или дать устно, обращая его внимание на то, что он не должен брать больше одной карточки за раз, а потом попросить его записать свои рассказы на нелинованной бумаге в офисе, дома или даже вгруппе, членам которой картинки ТАТ будут демонстрироваться на экране. Полезно сообщить испытуемому о том, что каждый его рассказ должен включать в себя порядка трехсот слов и быть как можно более спонтанным. Приведенные ниже инструкции могут быть отпечатаны на лицевом внутреннем развороте набора стимульного материала, который вручается испытуемому для самостоятельного выполнения теста. Интерпретация результатов ТАТ Наиболее общая схема интерпретации результатов ТАТ (рассказов испытуемых) включает ряд приемов: · находят “героя”, с которым обследуемый идентифицирует себя; · определяют важнейшие характеристики “героя” – его чувства, желания, стремления; · выявляются “давления” среды, т.е. силы, воздействующей на “героя” извне; · производится сравнительная оценка сил, исходящих от “героя”, и сил, исходящих из среды. Сочетание этих переменных образует “тему” или динамическую структуру взаимодействия личности и среды. В итоге обследования получаются сведения об основных стремлениях, потребностях обследуемого, воздействиях, оказываемых на него, конфликтах, возникающих при взаимодействии с другими людьми, способах их разрешения и т.п. ТАТ широко используется для диагностики мотивации достижения. Известны его варианты для пожилых людей и детей, для подростков, для исследования семейных установок, для национальных меньшинств. ПРИМЕР: Заключение по исследованию личности Ф. И. О., 17 лет, учащаяся Исследование по ТАТ показало, что у испытуемой уровень интеллекта нормальный: стиль рассказов в основном разговорный, встречаются небольшие недоработки, словарный запас средний. Контроль над интеллектуальной и вербальной продукцией ослаблен, так как в сюжете имеются некоторые несостыковки, и кроме того, она плохо контролировала свою речь, что выражалось в неправильном использовании слов и в несогласованности окончаний. Творческий потенциал у испытуемой невысок, однако в рассказах имелись дополнения в виде запаха, цвета, света, а также при неразработанных эмоциях рассказ получался эмоционально живым. Таким образом, можно сказать, что у испытуемой нормальный уровень интеллекта, несколько пониженный контроль за интеллектуальной и вербальной продукцией и присутствует творческий потенциал. Характеристика эмоциональной сферы. У испытуемой повышена интенсивность эмоциональных реакций, пороги возникновения эмоциональных реакций низкие, т. е. много стимулов вызывают эмоциональные реакции. Преобладает пониженный фон настроения. Астенические эмоции почти в два раза преобладают над стеническими, т. е. персонажи чаще находятся в депрессии, печали, унынии, разочаровании, чем в радостном, воодушевленном настроении. Астенические эмоции ухудшают качество рассказа. У испытуемой имеется небольшое число рассказов с эмоциональными сдвигами, ведущими к повышению эмоционального фона рассказа. Если в первых 10 рассказах наряду с пониженным и изменчивым фонами имеются рассказы с повышенным, то во вторых 10 рассказах повышенного фона вообще нет, а преобладают нейтральный и изменчивый фоны настроения. Эта эмоциональные изменении влияют и на динамику продуктивности. Так, при изменчивом фоне с преобладанием стенических эмоций продуктивность велика и образует «пик», а при пониженном фоне с преобладанием астенических эмоций — продуктивность низка и образует «западение». Так как соотношение мыслей и эмоций примерно равны, то можно предположить, что в стрессовых ситуациях испытуемая будет полагаться в равной степени и на объективные признаки адаптации, и на эмоции. Таким образом, у испытуемой высокая интенсивность и низкие пороги эмоциональных реакций, фон настроения в основном понижен, преобладают отрицательные астенические эмоции. Самооценка. Самооценка испытуемой понижена: испытуемая иногда критиковала свои рассказы, а ее персонажи не всегда достигали цели и редко добивались успеха. Самооценка вполне адекватная. Психосексуальная идентичность устойчива. Испытуемая идентифицирует себя с девушками 16—20 лет. В целом женские персонажи рассказов занимают пассивно-страдательную позицию или от горя, от отчаяния убивают себя. Персонажи мужского пола в основном занимают действенную позицию, часто причиняет страдания женщинам. Представители старшего поколение чаще всего проявляют заботу о герое, пережинают за него, хотя иногда и они являются причиной огорчения. Однако в большинстве случаев горе, печаль, безысходность, доходящую до самоубийства, герою приносят ровесники и персонажи немного постарше. Так, в прошлом у испытуемой были проблемы с одноклассниками, которые не приняли новенькую в свой класс, они не раз оскорбляли ее, были даже попытки избить. Кроме того, ее однажды хотели изнасиловать, но это был человек постарше ее и не из школы. Таким образом, самооценка испытуемой понижена, психосексуальная идентичность устойчива, а особое внимание следует обратить на те позиции, которые она приписывает почти всем мужчинам и особенно ее взаимоотношению с ровесниками и ребятами немного старше. Характеристика контакта. Для испытуемой характерна узость контактов, так как даже всех нарисованных персонажей она не задействует в своем рассказе, иногда ухолит в идеальный план. Персонажи рассказов обращаются друг с другом неглубоко, не сопереживают, зачастую не заинтересованы друг в друге. Можно сказать, что персонажи стремятся к сужению контакта, стараются уйти от общения. Таким образом, можно сказать, что испытуемая вступает в контакт с затруднением, возможно из-за перенесенных психических травм в прошлом. Конфликтность. Конфликт присутствует в половине рассказов и является внешним. Очаги конфликтов находятся в личной и семейной сферах. В семейной сфере конфликт происходит по вине родителей («...мать била, оскорбляла дочь...» или отец — алкоголик). Здесь следует отметить, что своего родного отца испытуемая никогда не видела, с матерью долго жили вдвоем, а практически все мужчины в деревне, где она жила, были алкоголиками. С матерью у нее довольно хорошие отношения, хотя и бывали ссоры. В личной сфере женские персонажи испытывают фрустрацию, когда до них доходят сведения либо об измене мужа, либо о гибели парня, с которым она встречалась. И из-за этого они кончают жизнь самоубийством. Кроме того, в этой сфере конфликт возникает, когда на героя внезапно нападают (так, мальчику ломают скрипку и бьют, а над девушкой издеваются и насилуют). Из этого можно сделать вывод, что для испытуемой наиболее характерны конфликты фрустрации. В основном все конфликты в рассказах начинаются в прошлом, а разрешаются в настоящем. Большинство конфликтов разрешаются самостоятельно, однако неадекватными средствами, как и все, которые разрешаются не самостоятельно (избиение, изнасилование героя). В стрессовой ситуации у испытуемой наблюдается реакция торможения, так как на фоне астенических эмоций ухудшается качество рассказа, преобладающие позиции героя — пассивная и страдательная, в содержании рассказов встречались выражения: «она потеряла сознание», «опустились руки». Таким образом, у испытуемой преобладает внешний конфликт-фрустрация, находящийся в сферах: личная и семейная, которые в основном разрешаются самостоятельно, но неадекватными средствами, в конфликтных ситуациях у испытуемой реакция торможения. Потребности и давления. Характерными давлениями для испытуемой являются отсутствие, потеря, а соответствующие потребности — подавленность настроения, уныние, интерагрессия (самоубийство). Таким образом, можно сказать, что если испытуемой угрожает потеря, если ее бросают, то она может либо просто быть подавленной, несчастной, либо это может угрожать самоубийством. Планирование. Испытуемая имеет плохое планирование, так как цели содержатся только и половине рассказов, и в большинстве не обеспечены средствами. Защитные механизмы. Для испытуемой характерным защитным механизмом является вытеснение, так как в большинстве рассказов имеются отрицательные и вопросительные формы, сами рассказы невысокого уровня по качеству, а также часто при неблагоприятной ситуации в настоящем достигается положительный исход и не объясняется, какими средствами. Резюме. Таким образом, особое внимание следует обратить на суицидальные мысли испытуемой, когда ей угрожает потеря близкого человека, а также на проблемы взаимодействия ее с противоположным полом и особенно мужчинами ее возраста или чуть старше. О самой испытуемой можно сказать, что она имеет нормальный интеллект, некоторый творческий потенциал, преобладают отрицательные астенические эмоции, самооценка понижена, в контакты вступает с затруднением. |