Тема 24
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Гендерная социология — отрасль социологии, которая изучает закономерности развития и взаимодействия гендерных общностей (мужской, женской и др.) во всех сферах общественной жизнедеятельности. Большое значение придается исследованию социального статуса гендерных общностей, влияния культуры, традиций, стереотипов, а также биопсихологических особенностей пола на формирование гендерных общностей.
Термин «гендер» появился в середине ХХ в. в интерпретации «социальный пол», обозначающий мужчин и женщин в конкретных социальных условиях жизни. В качестве первых тем исследования служили стереотипы, нормы, гендерные роли и гендерная идентичность (появление в обществе трансвеститов, трансгендеров даже сегодня вызывает бурную реакцию). Гендерные исследования сначала отождествлялись с исследованиями проблем женщин как наиболее ущемленного пола в обществе (даже названного «слабым»). Отдельные исследования в области проблем женщин принято называть феминистскими.
Но современные социологи все равно настаивают, что гендерные исследования — это исследования проблем как женщин, так и мужчин. В зарубежной науке долго господствовали биологические теории, касающиеся пола, поведения мужчин и женщин в обществе. Но в наше время на первое место в социологии вышло понимание гендера как социального конструкта. Пол (гендер) создается в обществе с помощью культуры и жестко оформляется в повседневности (с помощью этикета, одежды, обычаев и др.).
В нашей стране социология гендера начала развиваться в начале 1990-х гг. Базой служили также женские исследования, проблемы женщин в быту и на производстве. Главной темой исследований отечественной гендерной социологии стали статусы мужчин и женщин в российском переходном обществе, эволюция статусов под влиянием конкретных социальных условий, исследования в области проблем женщин и женской идентичности. Мужская гендерная общность в отечественной социологии изучена слабо.
В России существуют две крупные группы исследований гендерных вопросов. Первая группа (Г. Г. Силласте и др.) развивает ролевой подход к изучению мужчин и женщин, где обе гендерные общности интегрированы в социальную структуру и наделены определенными ролями, статусами, что оказывает влияние на все общественное развитие. Вторая группа (С. И. Воронина и др.) основывается на феминистском подходе к исследованию роли женщины в обществе, биодетерминистских позициях при анализе различий между гендерами, противопоставлении гендеров друг другу.
Перспективными направлениями для исследований в социологии гендера выступают: мужская гендерная общность (слабо изучена), эволюция гендерной структуры общества, гендерная асимметрия, гендерные особенности политики и управления, гендерные стратегии ориентации в социуме, социальная дискриминация и гендерная стратификация общества.
Нижеприведенные примеры демонстрируют остроту проблем гендера в социуме и отношение к ним разных специалистов.
Пример
«Ссылаясь на „Словарь гендерных терминов“, можно сказать, что выделяют два понятия, которые противопоставлены друг другу: „маскулинность“ и „фемининность“. Первое означает мужское начало, а второе понятие определяет женское начало. Два данных термина содержат в себе определенные образцы биологического, социального, психологического, психического и культурного поведения мужчин и женщин, для которых характерны особые признаки и нормы. Основной признак дифференциации маскулинности и фемининности — различие полов. Современный гендерный подход предполагает, что для общества важны не те физиологические качества, которыми наделен индивид, а его социальное положение, утверждение как личности, психологическое состояние. Данные положения формируются обществом, определяют наиболее верное поведение мужчин и женщин в социальной среде. Маскулинность и фемининность являются моделями поведения, которые предписаны обществом и содержат в себе те нормы и представления, которыми должны обладать мужчина и женщина». Дудинова Н. А., Цигнастая Д. Г. Понятие «гендер» в научном дискурсе // Формирование профессиональной компетентности филолога в поликультурной образовательной среде: материалы науч.-практ. конф. Симферополь: Крымский фед. ун-т, 2017. С. 181−186.
Задание
Обратитесь к первому примеру и ответьте на следующие вопросы.
1. Почему для различных обществ необходимо наличие мужских и женских форм поведения? Отличия мужского и женского поведения очевидны и наблюдаются в отношении разных культур. Целесообразно предположить наличие ряда 2 причин, это обуславливающих. Во-первых, само биологическое строение тела говорит об априорных различиях: например, фонетические особенности мужского и женского голоса – тембр, диапазон; своеобразие мужских и женских телодвижений и поз. Во-вторых, наиболее выражены различия по полу в тех ситуациях общения мужчин и женщин, в которых особое значение имеют социальные и интерактивные кинетические переменные, такие как статус, роль, мотивация, нормативные ожидания, установки, преференции и т.д.
Что будет, если создать единую форму поведения? В современных обществах, где господствует бинарная гендерная система, нарушение предписываемой человеку гендерной роли, то есть гендерная неконформность, как правило, не одобряется. Социальное окружение оказывает нормативное давление на детей и взрослых, принуждая их соблюдать предписанные гендерные роли. Как показывают исследования, гендерно-типичное поведение и самоощущение как типичного представителя своего гендера может положительно влиять на самооценку детей. Но в случае, если гендерное самоощущение расходится с предписываемой гендерной ролью, требование соблюдать гендерные роли становится источником стресса и негативно влияет на психологическую адаптацию.
Согласны ли вы с тем, что современная система образования в России (во многих случаях) не учитывает гендерный аспект? Обоснуйте свой ответ. Понятия «гендер» и «гендерный подход» в обучении. Имеющиеся в обучении проблемы психологического, педагогического характера связаны чаще всего с тем, что в традиционном учебном процессе не учитываются психофизиологические особенности обучающихся, в результате чего часть школьников остается без внимания со стороны учителя, и ей оказывается недоступной учебная информация, которая предназначена детям с преобладанием другого полушария головного мозга.
Вместе с тем есть все основания считать, что оптимальное сочетание форм учебной деятельности и природного генотипа ребенка при восприятии информации является необходимым и важнейшим условием развивающей направленности обучения как предпосылки для развития индивидуальных возможностей, задатков и склонностей каждого обучающегося.
2. Чем отличаются понятия «гендер» и «пол»? Пол – это системная совокупность анатомо-физиологических особенностей, отличающих мужчину от женщины. Гендер – это социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Почему выделили отдельный термин «гендер»? Термин гендер был введен в научный оборот американским психологом Робертом Столлером в конце 60-х годов XX века. Столлер предложил использовать для обозначения социальных и культурных аспектов пола понятие гендер, которое до этого использовалось только для обозначения грамматического рода и поэтому не вызывало никаких коннотаций с биологией. В самом общем виде понятие гендер обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Пол предопределен природными факторами, гендер – социально сконструирован, и потому эти слова не являются синонимами.
3. Какова роль процессов эмансипации в обществе? Приведите не менее двух-трех примеров.
Дискриминация - явление остро ощутимое социально, но пока еще слабо фиксируемо формально. Она существует, о ней говорят и, одновременно, она не отражается в юридических, экономических, социальных, политических документах, отчетах, хотя политически она объявлена вне закона. В Европе дискриминация формально, казалось бы, ушла из жизни современного человека, но, как это не покажется странным, она вплетена в ткань общественных отношений, и некоторые ощущают ее на себе, даже не отдавая отчета в том, что подвергаются дискриминации. Равенство возможностей закреплено в российском конституционном законодательстве (ч. 3 ст. 19 Конституции РФ) и, как следствие этого, обязательно для исполнения.
Например, на политическом уровне есть дискриминация женщин. Посмотрите - в органах власти всех уровней в основном мужчины. Чтобы женщине добиться в политике тех же результатов, что и мужчине, ей надо работать на порядок больше. Но в судебной сфере ситуация противоположная - там женское засилье. Мужчины с большей охотой идут в адвокатуру, где труд лучше оплачивается и ответственности меньше.
В отношении мужчин дискриминация встречается так же достаточно часто, например, в отношении их чувств, в частности, слез. В нашем обществе непринято, чтобы мужчина ярко выражал свои чувства, особенно прилюдно. Если такое происходит, то в большинстве случаев, после этого, такого мужчину по какой-то непонятной причине считают слабым. Срабатывает стереотип, что «мужчины не плачут».
Поэтому эмансипация в обществе важна не только в отношении женщин, но и мужчин 4. Дайте определение феминизма и укажите причины появления данного явления.
Феминизм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.
Феминизм как социальная теория и политическое течение сформировался под влиянием жизненных ситуаций, типичных для женщин. Сторонники феминизма подвергают критике сложившиеся общественные отношения, делая упор на анализ неравенства полов и защиту прав и интересов женщин.
Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США (1775—1783). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс (1744—1818). Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776).
Причины возникновения феминизма:
• Угнетение женщин
• Юридическая неполноценность
• Экономическая несостоятельность
• Физическая ослабленность
• Дискриминация женщин в области образования
5. Напишите эссе на тему «Мужчина и женщина: различия в социальных статусах»
Тема гендерных отношений наверно одна из наиболее популярных, если не сказать «заезженных», на сегодняшний день. Хотелось бы поговорить, в первую очередь, не о правомерности одной из существующих точек зрения. Проблема скорее в том, что существующее в нашем обществе противопоставление социальных ролей мужчины и женщины является одной из основных причин дисгармонии внутри этого самого общества. Сознательно или нет, но на всех социальных уровнях, внутри всех социальных групп так или иначе мужчине отводиться роль «главы», а женщина понимается, скорее, как существо зависящее. Сами женщины при этом скорее согласны с таким «зависимым» положением, поэтому следует сказать, что тут было бы неправильно говорить о каких бы то ни было «ущемлениях». Но все же причины такого распределения социальных ролей интересны, а поэтому необходимо их определить.
В прошлом о социальном равенстве между мужчиной и женщиной не могло быть и речи. Женщина изначально обладала ограниченной сферой деятельности, в которую входило выполнение определенного круга обязанностей: жены, матери, хозяйки дома. Для рассмотрения различения социальных ролей интересно обратиться к некоторым историческим источникам. Так, в Божественном Откровении для обозначения первочеловека, еще не расчлененного на мужчину и женщину андрогена употребляется слово «Адам». Но так же обозначается и первый мужчина, появившийся в результате расчленения райского андрогена. Женщина же, «Ева» априори не является равной «человеку» т.к. создана из его ребра, т.е. производна от «Адама» (человека). В Ветхом Завете так же можно найти интересные мысли по поводу социальных ролей женщины, там, например, существует такой «ценностный ряд»: «...не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его». В Индии, если муж умирал раньше, жена должна была сжечь себя на его погребальном костре. Но можно обратиться и к более «цивилизованной» с европейской точки зрения стране — Древней Греции. Древние греки воспевали женскую красоту в скульптурах, украшая ими свои великолепные храмы, но в реальной жизни приносили женщин в жертву, продавали, если они были лишними. Остальные были лишь безмолвными домохозяйками — не могли принимать участие в управлении городом, обладать собственностью, защищать себя в суде.
Если говорить о нашем обществе, то оно изначально развивалось как общество, ориентированное на мужчину, женщина — приложение. Нет, конечно, ей и цветы, и серенады, и «луну с неба» — но главное — знай свое место, дом, дети, их воспитание.
Так было раньше. Сейчас жизненные условия сильно изменились, рождение детей перестало быть основным занятием женщины по многим причинам. Мы живем в эпоху, когда равноправие полов зарегистрировано в конституциях многих стран, но существует ли оно на самом деле? Здесь не имеется в виду избирательное право, право на образование и т.д. Официально, на бумаге, женщина имеет полностью идентичные права с мужчиной. Вопрос в другом — наделена ли женщина всеми этими правами в сознании общества? Относится ли общество, «ориентированное на мужчину», к женщине как к полноценному своему члену? Вопрос неоднозначный. Но можно сказать, что внутри общества сохраняется социальная дискриминация женщин, чему способствует устойчивое представление о том, что положено — «дозволено» женщине в рамках конкретного социума. Это является своеобразным «барьером» в сознании и поведении людей, причиной неравенства социальных позиций мужчины и женщины.
Кроме того, ни для кого не секрет, что в обществе существует множество стереотипов относительно женщины и ее социальных ролей. Самые распространенные из них: женское предназначение — дом и семья; женщина не может быть хорошим руководителем; женщина не должна погружаться в работу, строить карьеру, т.к. это может негативно сказаться на ее семье; политика — дело не женское и т.д.
Жизнь общества во многом подчинена «мужским» ценностным стандартам. Это можно заметить во многом: в «народной мудрости» — «баба с возу, кобыле легче», «болтлив как баба»; в устоявшихся социальных представлениях — «женщины ничего не понимают в политике, философии, вообще в науке», «женщина за рулем — обезьяна с гранатой»; в анекдотах — «в жизни я люблю две вещи — машину и жену...Да ты что, разве жена это вещь?...Да, наверно ты прав, какая же это вещь, вот машина — это вещь!». Анекдоты, как отражение социума, о многом говорят. как их много, анекдотов про неверную жену, про тещу (но не про свекровь), про глупую школьную учительницу, которую ловко обманывает двоечник Вовочка.
Макияж, как часть социальной роли. Он скрывает естественные проявления динамики человеческого организма. И вот, женщина с макияжем боится проявить свои чувства, вспотеть и т.д. Кроме того, к естественным проявлением динамики человеческого организма можно отнести и его старение. В обществе почему-то считается, что женщине «неприлично» выглядеть старой, лицо должно быть загримировано, седина закрашена. Мужские же морщины и седины исключительно носят отпечаток благородности. Подвергаясь воздействию стереотипов, женщина изменяет себя и провоцирует столь же искусственное отношение к себе. Пока женщина носит маску стереотипа, мужчина тоже носит маску «джентельмена», но как только женщина пробует выйти за пределы того, что ей дозволено, мужчина сбрасывает маску почтения и ставит женщину на место в ее 30% жизненного пространства.
Обобщая, можно сделать следующий вывод о реальном распределении социальных ролей в обществе. Несомненно, существует некая установка на исключительность женщины, признаваемая как мужчинами, так и самими женщинами. Эта установка создает немало проблем, например, в трудовых отношениях («у меня дети, я могу и опоздать на работу») и в то же время является основойдля дискриминации («я не хочу принимать на работу женщин, у них вечные проблемы с детьми»). Как показатель этой исключительности создаются «женские» журналы, программы на телевидении (например «Город женщин»), устраиваются «женские» форумы, появляются политические фракции. При этом основной мотив — исключительность женщины, ее «особость», уникальность характера и поведения. Суть массы текущей информации можно свести к простым фразам — «женщины это особые и даже загадочные существа», «прекрасная половина человечества» (при этом, наверно, подразумевается, что другая не только сильная, но еще и умная). Вся эта «женская индустрия» создает в женском и общественном сознании образ идеальной женщины, смысл и цель жизни которой понравиться мужчине, очаровать его и завлечь. Но такая установка не может служить гармонизации общества, которое изначально не предоставляет равноценных перспектив. Разрешима ли эта проблема? Кроется ли ее решение только лишь в системе воспитания, или же корни ее заложены в структуре ментальности? Может, ответив на эти вопросы, можно будет сделать значительный шаг в сфере распределения социальных ролей. Шаг на пути к гармоничному обществу счастливых людей, умеющих найти свое место.
Список литературы
https://bookonlime.ru/lecture/21-znachenie-gendernogo-podhoda-pri-organizacii-uchebno-vospitatelnogo-processa-na-urokah-2 https://istina.msu.ru/media/publications/articles/69e/389/3230805/2_Gender_Ivanovo_02.pdf https://adolesmed.szgmu.ru/s/26/?m1=12#: :text=% https://works.doklad.ru/view/TkjUOXWuT6Y/2.html http://www.gender.cawater-info.net/knowledge_base/rubricator/feminism.htm |