Главная страница
Навигация по странице:

  • Географическое положение

  • история докл. Географическое положение


    Скачать 20.41 Kb.
    НазваниеГеографическое положение
    Дата22.04.2022
    Размер20.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория докл.docx
    ТипДокументы
    #489653

    Специфика географического положения заключалась в практически полном отсутствии земледелия, поскольку почва была непригодной для сельского хозяйства, а также удаленность от степей, благодаря чему Новгород практически не видел монгольского нашествия. При этом княжество постоянно подвергалось военным нашествиям со стороны шведов, литовцев и немецких рыцарей. Тем самым именно новгородские земли были щитом Руси, который охранял ее с Севера и Запада. Три модели управления на Руси

    Можно выделить три основные политические модели государственного управления, которые сложились в Древней Руси. Эти модели отличаются друг от

    Самым большим княжеством эпохи удельной раздробленности Руси была новгородская земля, которая управлялась в форме боярской республики. Княжество процветало за счет развития торговли и ремесел, ведь Новгород, центр земли, был расположен на важнейших торговых путях. Новгород долгое время сохранял независимость от Киева и сумел сохранить свою самостоятельность и самобытность.

    Географическое положение

    Новгородское княжество или Новгородская земля (республика) располагалось в северной части Руси от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги, и от Балтийского моря до Уральских гор. Столица - Новгород. Крупные города: Новгород, Псков, Старая Русса, Ладога, Торжок, Корела, Псков и другие.

    друга соотношением и распределением властных полномочий между тремя основными политико-правовыми субъектами государственной власти: князь, вече и аристократические органы (бояре).

    • 1. Так, первая модель, новгородская, отличается своим «республиканским» характером. В этой модели наименьшей политической силой располагает князь, обладающий минимальным набором функций, главная из которых — представительская — осуществляется вместе с посадником. Наибольшей политической силой обладает вече. Но при этом необходимо понимать, что вече полностью контролируется аристократией, которая придаёт форму народному волеизъявлению: созывает вече, ставит вопросы для обсуждения, организует исполнение принятых решения.

    • 2. Вторая модель — владимиро-суздальская (или московская). Она своими корнями, очевидно, уходит в киевскую модель, которая, в свою очередь, исходит из византийской. Соответственно, главенствующая роль здесь принадлежит князю. Его власть близка к самодержавной, а структура политической власти выстраивается по вертикали. Вече постепенно «сходит на нет». Некоторую роль продолжает играть аристократия (бояре), но под строгим надзором князя. Для этого начинают создаваться государственные органы, в которых бояре могут реализовать свои политико-правовые функции, в соответствии с законодательством. Это будущая имперская модель.

    • 3. Третья модель — галицко-волынская. Она характеризуется сильной властью бояр. Они обладают крупными земельными владениями и огромными капиталами, что позволяет им контролировать политическую жизнь княжества. В отличие от князя, они обладают поддержкой из-за рубежа. Довольно слабая княжеская династия, которая ничего не может противопоставить давлению знати, способствует формированию строя, который можно назвать олигархическим.

    Новгородское вече – особая форма законодательной власти, установленная в Новгороде в былые времена. Вечевой строй ограничивал княжескую власть.

    Термин «вече» в источниках встречается часто. Новгородский летописец пользуется этим понятием очень широко. Он называет вечем и общегородское собрание», решающее важные государственные вопросы (например, о выборе или изгнании князя, о войне и мире), и собрания кончай и уличан, и сходку во время военного похода, и сборища заговорщиков по дворам и т. п.

    Чаще всего летописец говорит о вече как об общем собрании новгородцев по случаю чрезвычайных событий в общегосударственном масштабе, руководимом должностными лицами. Новгородский вечевой строй являлся образцом феодальной демократии в ее русском боярском варианте.

    Кто был участниками Новгородского вече

    О социальном составе веча летописец ничего не сообщает. Как правило, он говорит: «новгородцы створиша вече на посадника Дмитра» (1207) или просто «отъяша посадничьство у Гюргя у Иванковиця и даша Твердиславу Михалковичу» (1216). Чаще всего употребляется слово «новгородцы». Так летописец называет представителей разных сословий Новгорода. В тех случаях, когда ему нужно было подчеркнуть, что речь идет о боярах, он говорит о «боярах», о «вячьших» (1216, 1236) или «больших» (Комиссионный список, 1236). В некоторых случаях упоминаются «меньшие» (1216, 1236) и «простая чадь» (1228). Это свидетельствует о том, что летописец отчетливо представляет себе неоднородность новгородского общества. Повествуя о вечевых собраниях, он не подчеркивает этой разнородности, а говорит лишь о «новгородцах», иногда даже о «всех новгородцах».

    По-видимому, формально участниками веча могли быть представители разных сословий, но это не означает, что оно являлось народным собранием. Вече представляло собой важнейший орган Новгородской республики, защищавший интересы стоявшего у власти боярства.

    Насколько реальна власть вече?

    Было ли вече органом народоправства или послушной марионеткой в руках нескольких знатных семей? Где собиралось вече? Кто и в каком количестве принимал в нем участие? И даже такая, казалось бы, второстепенная деталь: сидели или стояли участники вечевых собраний, тоже остается предметом острых дискуссий.

    Новгородское вече

    Не претендуя на истину в последней инстанции, коротко напомним историю вопроса. Слово «вече», вероятно, происходит от глагола «вещать». Веча существовали и в других русских городах. Но только в Новгороде эти сохранившиеся от родового строя стихийные народные собрания постепенно стали приобретать значение верховного органа целого государства. Хотя вече не имело четкого регламента и собиралось по необходимости, с годами сложились вечевые традиции, которые прочно зацепились в сознании новгородцев. О месторасположении вечевой площади ученые спорят до сих пор, но, по мнению большинства, городское вече собиралось рядом с Ярославовым дворищем возле Никольского собора.

    Право участвовать в вече имели все свободные граждане, независимо от звания и состояния. Это право составляло предмет законной гордости граждан Новгородской республики. Созвать вече мог каждый новгородец. Для этого достаточно было позвонить в вечевой колокол, голос которого чуткое новгородское ухо легко выделяло в хоре других колоколов. Однако этим правом никто не злоупотреблял, так как самочинный созыв веча по недостойному поводу грозил виновнику суровой карой.

    Посреди вечевой площади возвышался помост, на который поднимались ораторы. Помост назывался «степенью», вероятно, отсюда пошло название «степенный посадник», то есть посадник, который вел народное собрание. Городское вече принимало законы, приглашало князя или изгоняло его, решало вопрос о войне и мире, вершило суд по важнейшим преступлениям, связанным с лишением жизни и конфискацией имущества, избирало посадника. Выражаясь современным языком, вече соединяло в себе сразу две ветви власти — законодательную и судебную.

    Решения веча назывались приговором, все они протоколировались вечевым дьяком, который затем скреплял документ свинцовой печатью. Приговор определялся на слух, по силе криков. Когда мнения расходились, консенсус достигался кулаками и кольями. В отличие от современных демократий, когда избранный чиновник выходит из-под контроля избирателей вплоть до следующих выборов, вече могло в любой момент изгнать плохого управленца.

    Вече решало и внутренние дела. По его приговору казнили людей, сбрасывая их с моста в Волхов. Вече распоряжалось имуществом, захваченным у тех бояр, которых оно осудило. Нередко отстранение от власти сопровождалось побоями, конфискацией имущества. Не этим ли объясняется почти образцовое состояние городского хозяйства Новгорода? Сравнительной чистотой и опрятностью Новгород выгодно отличался от утопавших в нечистотах европейских городов, включая Париж и Лондон.

    Для принятия того или иного решения необходимо было, чтобы оно одобрялось большинством голосов. Иногда, чтобы заставить вече принять то решение, которое диктовала сильнейшая боярская группировка, применялась сила. В 1218 г., например, посадник Твердислав, опираясь поначалу на меньшинство — жителей Прусской улицы и Людина конца, — сумел с помощью оружия заставить большинство признать его власть.

    Часто вече созывалось по инициативе оппозиционных боярских кругов, стремившихся свергнуть князя или посадника. Посадник был высшим выборным должностным лицом и избирался из среды крупнейших новгородских бояр, между которыми шла ожесточенная борьба. Выборы посадника происходили на вече.

    Город состоял из пяти концов (Плотницкий, Славенский, Людин, Загородский и Неревский). Все концы имели свои веча, которые представляли их интересы на общем вече. Свои уличанские веча имели городские улицы.

    Власть веча не ограничивалась городской чертой. Она простиралась на огромные земли республики, делившиеся на пятины и области. В них были свои малые столицы: Псков, Изборск, Великие Луки, Старая Русса, Ладога, имевшие свои веча, но в общих делах они подчинялись приговору новгородского веча. «На чем старшие сдумают, на том и пригороды станут». За пять веков роль веча менялась, и сам этот институт власти тоже менялся.

    Высшие должности в вече

    С 1156 г. выборной стала еще одна должность — епископа. Под 1165 г. в летописи есть сообщение о пожаловании архиепископства владыке Илие, которого часто считают первым архиепископом. Владыка избирался из среды духовенства. С рубежа XII—XIII вв. на вече стали избирать и главу черного духовенства — новгородского архимандрита.

    В конце XII в. появился новый республиканский институт, также связанный с вечевым строем Новгорода, — тысяцкое.

    Прекращение существования вече

    Продолжая проводить независимую и самостоятельную политику, Новгородская республика не желала входить в подчинение набиравшему силу Московскому княжеству. Во второй половине 15 века московские князья стремились ликвидировать феодальную разобщенность на Руси, а позиция Новгорода нарушала все планы объединения.

    Деятельность вече также подтолкнула события, которые привели к падению Новгородской республики. В работе собрания исчезли демократические черты: слишком большое экономическое неравенство в народе постепенно превратило вече в олигархический орган власти. Богатое сословие принимало законы в угоду только своего класса, вызывая тем самым народные восстания и смуты, ослаблявшие феодальную республику.

    В самом начале 1478 года в Новгород после завершения его осады въехали московские бояре и дьяки, посланцы Ивана III. Вечевой колокол был снят и отправлен в Москву. С этого момента Новгородское вече больше не собиралось.


    написать администратору сайта