Гладиаторские бои — копия. Гладиаторские бои
Скачать 240.77 Kb.
|
Гладиаторские бои Кровопролитные схватки пробуждали азарт, зачастую заставляли восхищаться достоинством и поведением бойца, даже женщины увлеченно наблюдали за исходом битвы. Независимо от мнения историков бои гладиаторов на арене Колизея являлись примером военной политической и общественной жизни в римском мире. Кровавые игры продолжались почти тысячу лет, достигнув своего пика еще до появления Амфитеатра Флавиев в период со второго века до нашей эры до первого века нашей эры. Дошедший до нашего времени ранние летописные источники разнятся в оценках дат и причин возникновения гладиаторских боев. Так в конце первого века до нашей эры греческий историк Философ Николай Дамасский, полагал, что их происхождение берет свое начало из Этрурии - Древнего региона центральной Италии. Эта версия впоследствии была подтверждена артефактами, найденными при археологических раскопках в итальянском городе Тарквиния, находящимся примерно в 45км от Рима в провинции Витербо. Этот город является одним из старейших поселений этрусков. Именно он дал династию древнеримских царей Тарквиния Приска, Сервия Туллия и Тарквиния Гордого. Гипотеза о том, что бои гладиаторов были заимствованы римлянами у этрусков, основывается на найденных в их погребальных захоронениях графических изображений ритуальных похорон, сопровождавшихся играми. Похоронные игры этрусков предусматривали, также, жертвоприношения пленных, в которых х кровь в качестве жертвенной выливалась на могилу павшего воина для упокоения его души. Этот искупительный кровавый обряд, очевидно, и превосхитил ранние римские гладиаторские бои. Очень быстро из похоронного обряда, сопровождавшегося жертвоприношением, игры превратились в публичное развлекательное зрелище. Историк Тит Ливий утверждал, что впервые жители Рима увидели их в 264 г. до н.э. Поводом послужила смерть известного политика из знатного рода Децим Юния Брут Пера, сыновья которого устроили бои для того, чтобы почтить память отца. Шестеро гладиаторов сошлись в смертельной схватке на Бычьем форуме (Forum Boarium) и это кровавое действо, по оценке Тита Ливия, полностью соответствовало этрусскому погребальному обряду. Спустя несколько десятков лет — в 216 году до н.э. — обряд повторился, на этот раз в память консула Маркуса Эмилиуса Лепидуса. Масштаб действа был более серьезным — трехдневные бои, в которых приняли участие 22 пары бойцов. Следующим политиком, удостоенным такой великой чести, стал Публий Лициний Красс, скончавшийся в 183 году до н.э. Но они были уже более экстравагантными. Погребальные игры продолжались три дня, в которых сражались 120 гладиаторов. Постепенно обычай настолько укоренился среди римлян, что летописцы даже не упоминали об этих «малых» боях. Увлечение такими погребальными боями было восторженно воспринято многими союзниками Рима, а культ гладиаторов проник далеко за его пределы. Где проходили бои Изначально публичные бои гладиаторов устраивались на открытых многолюдных площадках городских рынков, вокруг которых на возвышенностях возводились места для зрителей с высоким статусом. Однако по мере того как гладиаторские игры становились все более и более популярными, потребовалось строительство фундаментальных сооружений. Сначала амфитеатры были деревянными. Каменная постройка была возведена в Риме в 29 году до н.э. Плиний упоминает, что она вмещала около 80 тыс. зрителей, в ней было три этажа, украшенных статуями и отделанных мрамором. Спустя 35 лет пожар уничтожил этот амфитеатр, так как он был создан на деревянном каркасе. Амфитеатр В 80 году н.э. римский народ получил поистине императорский подарок. Тит Флавий Веспасиан построил амфитеатр, останки которого мы можем видеть и сейчас — Колизей (Colosseo). Великолепное сооружение было поистине чудом инженерной мысли. Здесь все поражало воображение. Под полом арены была устроена хитрая система коридоров, в которых находились удивительные механические устройства для смены декораций. Особое внимание уделялось удобству зрителей – при входе они имели возможность купить различные сувениры, а специальный персонал помогал найти свои места. Знать наблюдала за боями, комфортно устроившись на сидячих трибунах в тени навесов. Плебс располагался выше и все время действия проводил на ногах. В коридорах, которые вели к трибунам, кипела жизнь. Расхваливали свой товар многочисленные торговцы, предлагавшие различные лакомства и списки гладиаторов, толпились люди, возбужденные предстоящими боями. Отдельно стоит упомянуть форму амфитеатра. Арена хорошо просматривалась даже с самых неудачных мест, а каждый звук был отчетливо слышен. Зрители Передние ряды занимали самые привилегированные люди. Здесь были сиденья для сенаторов, членов знатных семей, солдат. При Августе женщины смотрели на бои со специально отведенных мест. Знаменитые гладиаторы были хорошо известны публике. Многие зрители имели своих любимцев и всячески поощряли их. Более того, по требованию народа победителя могли вознаградить свободой. Заключались пари на исход битвы, и здесь проигрывали или выигрывали целые состояния. Например, известен досконально описанный бой между двумя популярными гладиаторами — Верусом и Прискусом. Каждый из них имел своих поклонников, азарт публики особенно подстегивался тем, что воители были лучшими друзьями. Почему гладиаторские бои стали популярными Интерес народа к кровавому зрелищу быстро рос, и оно стало настолько неотъемлемой частью жизни римлян, что в 105 году до н.э. Рим получил предложение от консулов оплачивать бои из казны. Первые же сражения, где выступали обученные за государственный счет гладиаторы, снискали такую невероятную популярность, что быстро стали публичными. До наших дней дошел известный лозунг «Хлеба и зрелищ!» Именно в нем секрет популярности гладиаторских боев. Простым римлянам была хорошо знакома нищета. На протяжении всей жизни они боролись с голодом, и император, прекрасно понимая, как опасна доведенная до отчаяния чернь, таким образом дарил праздник своему народу. Возбужденные зрители выпускали пар на трибунах, а в обычной жизни становились более спокойными, и ими было проще управлять. О предстоящем празднике люди узнавали заранее, читая объявления на специальных щитах. Там указывалась вся необходимая информация: дата, время, повод, количество бойцов, имена наиболее знаменитых гладиаторов, порядок выступления. Последнюю ночь перед боем будущие участники проводили на пиру. Для них заказывались изысканные лакомства, играли музыканты, танцевали прекрасные девушки. Утром жители города любовались торжественным шествием гладиаторов. Перед ними шли ликторы, за ними — трубачи и свита. В конце процессии шел писарь и человек, в руках которого была пальмовая ветвь, которая использовалась для воздания почестей победителю. Сначала на арену выпускают диких животных — львов, тигров, медведей, которым не давали пищи несколько дней, чтобы как можно сильнее озлобить их. Неудивительно, что сразу же разгорается настоящее сражение. Другой вариант — звериная охота. Против животных выходит специальный гладиатор — venator. Вместо доспехов на нем несколько кожаных полосок, а защищаться приходится только копьем. Затем зрителям предлагают следующее зрелище — казнь преступников или христиан, которых безоружными выгоняли на арену и отдавали на растерзание голодным и яростным животным. Подобная смерть в глазах каждого римлянина была великим унижением. Но вот эта часть представления закончена, тела погибших с помощью крючьев удалили с арены, кровавые пятна засыпали свежим песком. Перед зрителями появляются главные действующие лица — гладиаторы. Сейчас они вооружены лишь деревянными мечами, но в результате боя никто не погибнет. Сражение — своего рода разминка, которая подготавливает бойцов и зрителей. Специальные служащие — ланисты — знакомят публику с участниками схваток. Бои были достаточно короткими, чтобы не успели наскучить. Всего 10-15 минут, и исход очевиден. Сигналом к началу схватки был звук, издаваемый с помощью рога. В течение дня посетители могли увидеть не более 10-13 боев. Гладиаторы были обязаны соблюдать определенные правила, за этим следили судьи (summa rudis). Обычно на эту должность назначали отставных гладиаторов, и каждое их суждение безоговорочно принималось. Проигравший, но еще живой воин обращался к судье, признавая свое поражение, поднимал вверх три пальца – большой, указательный и средний. Теперь его судьба зависела от желания публики. Гладиатор, снискавший уважение своим мастерством, храбростью и умением сражаться мог рассчитывать на помилование, но в случае отказа он должен был пройти еще через одно испытание — умереть, глядя в глаза сопернику и не теряя достоинства. Чтобы прилюдно доказать смерть бойца, распорядитель касался тела раскаленным железом. После этого служители, изображавшие Харона или Меркурия, выносили останки с арены. Для этого была специальная дверь, ведущая в комнату для трупов — spoliarum. Там с тела снимали доспехи и забирали оружие. Победитель получал лавровый венец и деньги. Если гладиатор был осужденным или рабом, его могли одарить высшей наградой — деревянным мечом, символизировавшим свободу. Особенного успеха в проведении игр достиг Юлий Цезарь, который возвел бои в искусство, наделив их элементами театра. Например, за короткое время на арене сооружались впечатляющие декорации, копировавшие стены Карфагена, первая часть гладиаторов изображала легионеров, а вторая — карфагенян. Запрет боёв Со временем государство вступило в эпоху кризиса. Участились вторжения врагов, разразилась опустошительная эпидемия чумы, довершили дело экономический спад и Гражданская война. Все активнее распространяется христианство, уже многие знатные люди начинают исповедовать эту религию. Бои гладиаторов постепенно теряют свою популярность. Первая попытка их отмены была сделана в 315 году н.э. Император Константин I запретил отдавать людей на растерзание животным на арене. В 365 году н.э. уже другой император — Валентиниан I ввел штрафы для тех судей, которые продолжали выносить подобные приговоры для христиан. Император Гонорий в конце IV — начале V века н.э. закрыл школы, где обучались гладиаторы. В 438 году Валентиниан III еще раз наложил запрет на гладиаторские бои, и спустя год историки упоминают о последних играх в Риме. Школы гладиаторов Подготовка гладиаторов велась в специальных школах (лат. ludi gladiatoni). Одни из них принадлежали государству, другие — частным лицам. Наиболее известные римские гладиаторские школы были в Кампании (области, некогда населенной этрусками) с центром в г. Капуя. Однако лучшая из сохранившихся до наших дней гладиаторских школ — Schola Amiaturarum Juvcntus Ponipciani — обнаружена при археологических раскопках в Помпеях (1766— 1767 гг.). В ней найдена уникальная коллекция гладиаторского вооружения. В гладиаторские школы отбирали физически крепких и выносливых рабов с буйным и непокорным характером. а также сильных воинов из числа военнопленных. Были среди гладиаторов и свободные римские граждане — наемные люди, которые добровольно избирали это ремесло. Более того, уже к 70 г. н.э. около 80% гладиаторов были свободными вольнонаемниками (служили по контракту). Нередко гладиаторами становились весьма знатные и богатые патриции, жаждущие славы и признания. Порой в гладиаторских играх принимали участие и сами императоры (Калигула, Тит, Адриан, Нерон, Коммод) которые по понятным причинам неизменно побеждали во всех боях. Для каждого вида гладиаторов существовал свой тип вооружения. Жили они в казармах, питались вегетарианской пищей, однако вечером перед сражением им разрешалось есть все ("свободная трапеза"). У многих из них были жены и дети, которым выпадала печальная участь провожать их в последний путь. Наставниками гладиаторов были ланисты (лаг. lanista — от этрус. "тиран", "палач"). Они покупали и обучали гладиаторов, продавали, обменивали и сдавали их "в аренду" устроителям игр (подобно этому в наши дни спортивные клубы приобретают своих лучших игроков). Этот прибыльный бизнес был не в чести, но обойтись без него уже не могли. Социальное положение. Цена хорошо обученного гладиатора была баснословной (сотни тысяч сестерциев) и порой составляла целое состояние. Со временем убивать в бою дорогостоящего гладиатора оказалось экономически невыгодно, поэтому правила гладиаторских игр стали такими, чтобы погибал лишь небольшой процент бойцов . Более того. Юлий Цезарь (100—44 гт. до н.э.) повелел миловать знаменитых гладиаторов, даже если разъяренная толпа требовала их смерти, а Октавиан Август (63—14 гг. до н.э.) запретил бойцам сражаться до смертельного исхода, и они продолжали выходить на арену и восхищать зрителей. Об этом свидетельствуют и надписи на надгробных плитах. Так. в Сицилии на надгробии известного гладиатора Фламмы высечено: "Фламма. прожил тридцать лег, участвовал в тридцати четырех боях, выиграл двадцать один бой, проиграл в четырех боях и девять боев закончил вничью". В случае убийства бойца на арене устроитель игр должен был компенсировать ланисте его стоимость. Победителям гладиаторских игр вручали пальмовые ветви, венки, денежные вознаграждения. Хорошо проявившие себя бойцы удостаивались весьма солидных премий, им дарили дома и подносили ценные дары. Все призовые деньги доставались гладиатору, и ланиста не имел права присваивать их себе. За многократные победы знаменитым гладиаторам даровали деревянную рапиру — "меч свободы" — знак признания его искусства, освобождения от дальнейшей службы и полной свободы. Однако многие из получивших свободу оставались работать на арене в качестве тренеров или судей и порой вновь заключали контракт и выходили на арену в качестве гладиаторов-рудиариев (от лат. rudis необработанный (деревянный меч)), пользуясь особой славой и почетом. Римские гладиаторы были истинными кумирами, окруженными толпами фанатов и благородных поклонниц, их покровителем почитали Геркулеса, их приглашали на виллы знатных патрициев на время званых обедов. Однако отношение к ним в обществе было неоднозначным. С одной стороны, человек, ставший гладиатором, утрачивает свое гражданское достоинство (каким бы богатым он ни был), ему был закрыт доступ во всадническое и сенаторское сословия, он не мог выступать в суде в качестве защитника или свидетеля и т. п. С другой стороны, гладиаторами восхищались, в них влюблялись знатные дамы, поэты посвящали им свои сочинения, их скульптуры украшали виллы и дворцы. Богатые невесты во время свадебной церемонии втыкали в свои волосы обломки копья, обагренные кровью убитого гладиатора, что. по поверью, должно было служить делу укрепления брака и рождению храбрых и мужественных сыновей. |