Главная страница
Навигация по странице:

  • Что вы знаете о движении антиглобалистов Какие идеи и принципы они выдвигают и отстаивают Согласны ли вы с ними

  • Как может быть связано будущее социальное развитие с развитием экологического сознания и ростом экологической культуры

  • Насколько Россия участвует в глобализации Какие глобальные угрозы наполняются за счет усилий, производимых в России Как этим угрозам оказывается противодействие

  • 5. Эссе на тему: «ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ТЕХНОГЕННОЕ БУДУЩЕЕ»

  • Список литературы

  • Социология контр. Глобализация в современном мире


    Скачать 41.12 Kb.
    НазваниеГлобализация в современном мире
    Дата20.02.2022
    Размер41.12 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология контр.docx
    ТипДокументы
    #367878

    Тема № 6

    ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

    Сегодня термин глобализация является одним из наиболее употребительных и в то же время остается крайне малосодержательным. Впервые о возможности глобализма и глобальных активностей авторы начали дискутировать еще во время Второй мировой войны, чаще всего увязывая их с экономическими процессами торговли и производства.

    Только в 1980е гг. были предприняты социологические попытки осмыслить происходящие процессы. В своем исследовании Р. Робертсон подробно анализирует концепт глобализации, называя основными его свойствами «сжатие мира и интенсификацию осознания мира как целого». С одной стороны, глобализация — это множество отношений личностей, обществ, государств, человечества, с другой стороны — это соединение всех возможных форм жизни и отношений.

    Для М. Олброу глобализация прежде всего заключается

    в социокультурных тенденциях — это «распространение практик, ценностей и технологий, влияющих на жизнь людей во всем мире». Неизменным остается факт того, что глобализация ведет к стиранию национальных границ и в экономическом,

    и в политическом, и в культурном измерениях. Это эпоха взаимообусловленности, открытости и осведомленности всех социальных акторов (индивида, групп, организаций, корпораций, государств) друг о друге. Таким образом, глобализация как бы отражает множество происходящих активностей и изменений внутри большого пространства. Об этом ее свойстве говорил Э. Гидденс.

    В первую очередь явление глобализации затронуло рыночные отношения: перепроизводство товаров заставило активнее развиваться международную торговлю (например, изобретение танкеров и судов — контейнеровозов мгновенно перераспределило рынки труда, позволив переместить производство

    на менее развитые территории), а бизнесорганизации ориентироваться не столько на национальную аудиторию потребителей, сколько на международную.

    Переориентация на интернациональный масштаб товаров и торговли постепенно привела и к интернализации социокультурного пространства. Поэтому в самом общем плане глобализация — это процесс всемирной экономической, политической

    и культурной интеграции и унификации.

    Культурная глобализация — явление неоднозначное. Поскольку в основу легли процессы экономические, то возможность распространить культуру по собственному образцу появилась у наиболее успешных в экономическом плане государств. Поэтому 90е гг. ХХ в. и начало XXI в. были ознаменованы так называемой вестернизацией или распространением западных индивидуалистических ценностей среди все большей части населения Земли, а также заимствованием западных «правил игры» во всем мире. Одним из наиболее влиятельных государств выступают США, поэтому часть процессов культурной глобализации носят название американизации, и связаны они

    с распространением брендов, товаров и даже способа действий (макдоналдизация). Во всем мире известны Hollywood, Microsoft, Apple, Intel, CocaCola, Procter&Gamble, Pepsi, McDonald's.

    В XXI в. интенсифицируются также тенденции антиглобализма — идейного движения, выступающего против поощрения дальнейшей глобализации, пытающегося обратить внимание международных лидеров, организаций и простых индивидов на глобальные проблемы, которые несет с собой глобализация. Такие проблемы носят планетарный, социетальный характер, угрожают уничтожением всему человечеству и требуют для своего решения усилий всего мирового сообщества.

    К ним относят: экологические и демографические проблемы, несбалансированный экономический рост, гонку вооружений, смертельные заболевания, заканчивающиеся ресурсы и конфликты. В 1990е гг. наступает так называемая энвайроментальная эра развития человечества, вызванная проблемами истощения природных ресурсов, увеличения природных катаклизмов и все возрастающей зависимостью человека от постоянного потребления в этих условиях. С учетом угроз разрабатывается концепция устойчивого развития, включающая усилия в области экономики и экологии, социального прогресса.

    К одним из наиболее известных социологов, изучавших состояния глобального мира, относится И. Валлерстайн, разработавший концепцию мирсистемы. Согласно ей существует ядро мировой системы, в котором сосредоточены экономические и политические рычаги мирового управления (США, Япония, Европейский союз). На втором месте, вокруг ядра, располагаются государства, имеющие определенную экономическую и политическую независимость, развивающиеся, преодолевающие некоторые «демократические» проблемы. И наконец, к периферии относятся неразвитые государства Африканского континента и Латинской Америки. И. Валлерстайн рассматривает глобализацию как социальный процесс, связанный с формированием мировой системы капитализма, начавшийся в ХVII в. в Западной Европе, породивший технологические инновации и рост торговой системы.

    Условиями современного глобального мира являются вступление большинства развитых и развивающихся государств в эпоху постиндустриализма, перенос экономики в виртуальную сферу, конвергенция медиапространств и форматов вплоть до образования единого информационного пространства, переоценка ценностей на стыке запада и востока, образование глобальных монополий и абсолютной созависимости мира.

    Пример

    «Основные тенденции изменения биосферы в наше время в связи с техногенным воздействием (глобальные экологические проблемы современности):

    ‒ изменение климата...

    ‒ опасность разрушения озонового слоя…

    ‒ отсутствие безвредных промышленных производств…

    ‒ возрастание экологического ущерба от техногенных катастроф и аварий, стихийных бедствий…

    ‒ увеличение численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных для проживания...

    ‒ ужесточение проблемы обеспечения быстро растущего населения продовольствием...

    ‒ возрастание опасности, связанной с внедрением результатов биотехнологических исследований, появление генных мутаций…

    ‒ возрастание чрезмерной зависимости человека от техники с появлением электромагнитных и других излучений (даже в быту)...

    ‒ нарушение работы эндокринной системы человека, ухудшение системы воспроизводства, работы мозга и других жизненно важных органов…

    ‒ ухудшение качества жизни, в том числе рост бедности, нехватка продовольствия, высокая детская смертность, высокий уровень заболеваемости, пандемия СПИД и других массовых заболеваний, снижение иммунного статуса, рост потребления лекарств, появление новых болезней…

    ‒ обострение „болезней цивилизации“...

    ‒ рост психической нестабильности...

    Данный перечень не учитывает последствия военных конфликтов».

    Алексашина В. В. Развитие постиндустриальной цивилизации и эволюция биосферы // Academia. Архитектура и строительство. 2011. № 3.

    С. 66−68.
    Задание:

    1. Прочитайте пример. Можно ли считать перечень глобальных угроз, представленный автором, исчерпывающим? Обусловлены ли глобальные проблемы изменениями в сознании и поведении личности? Можно ли глобально противостоять таким угрозам?

    Представленный перечень является достаточно полным, но его можно дополнить. Так еще одну глобальную проблему современной мирового сообщества (по крайней мере в пределах развитых обществ) известный американский футуролог Фрэнсис Фукуяма громко очертил как "Большой Крах" - крах традиционных социальных институтов и факторов (таких, как семья, родственные связи, авторитет старших, особая роль женщин) и нравственных качеств в постиндустриальном, информатизированном социуме.

    В перспективе, учитывая высокий уровень развития цифровизации, глобальной угрозой современности, может стать господство искусственного интеллекта.


    1. Что вы знаете о движении антиглобалистов? Какие идеи и принципы они выдвигают и отстаивают? Согласны ли вы с ними?

    Антиглобализм - общий термин, который характеризует политическую позицию людей, противостоящих политике глобализации. Центром антиглобалистов является американский «Интернешнл экшен центр», наибольший рост авторитета организации в обществе произошло во второй половине 90-х. Сегодня, по мнению представителей «Интернешнл экшен центра», в их рядах насчитывается от 20 до 35 миллионов членов, из более чем 50 стран, где расположены центры или офисы организации

    Сторонники антиглобалистов в целом объединены идеей противостояния политической власти транснациональных корпораций путем установления суверенитета государств, что проявляется в виде торговых договоров и влияния международных экономических организаций. Этот процесс, по их мнению, вредит демократии, правам человека, окружающей среде и особенно обществам развивающихся стран.

    Среди основных идей, разделяемых многими антиглобалистами:

    • критика транснациональных корпораций как источника «вселенской власти»; Призывы к укреплению суверенитета и власти национальных государств в противовес «транснациональному контролю»;

    • защита национальных культур от разлагающего влияния массовой поп-культуры и «стандартизации условий»;

    • укрепление и «поощрения национального производства» в противовес «транснациональному»;

    • протест против потребительского и хищнического отношения к природе, разрыва в уровне доходов и потребления в странах «золотого миллиарда» и третьего мира.

    В целом с идеями антиглобалистов я солидарна, поскольку глобальное господство товарно-денежных отношений и глобального рынка с его крайне жестокими правилами регулирования является угрозой для национальных экономик, подрывом нравственных норм поведения человека, редукцией человека в экономическое «животное». Большая часть человечества ограничена в своих правах, не свободны в своем выборе, не имеют возможности участвовать в принятии решений и обладать правами на нормальную человеческую жизнь. В результате создания этих мировых пространств резко увеличивается разрыв между богатыми и бедными, а мировое разделение труда подрывает возможности получения современного образования, знания и, за исключением небольшой доли интеллектуалов из этих стран, лишает их возможности равноправного доступа к благам мировой цивилизации.

    1. Как может быть связано будущее социальное развитие с развитием экологического сознания и ростом экологической культуры?

    Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, которая развивается на основе профессионального образования экологического информирования и воспитания экосистемного мышления, то есть взгляда на природу как на целостную планетарную живую оболочку Земли, состоящую из саморегулируемых экосистем. Поддержание единства и максимальной производительности экосистем способствует охране и рациональному использованию всей биосферы. Экологическая культура опирается на лучшие гуманистические и экофильные традиции культуры. Она формирует экологогуманно, то есть благосклонно и бережно ко всем формам жизни и условиям, которые его обеспечивают. Экологизация современной культуры имеет мировоззренческие последствия. Гуманистическая парадигма культуры, основанной на прямолинейном антропоцентризме, исчерпала себя в современных условиях и нуждается в пересмотре. Человек должен осознать себя как частичку природного космоса и понять свою творческую роль в поддержании равновесия в нем. Такое осознание формирует новую мировоззренческую парадигму - экоцентрическую с системой ценностей, выстроенной в таком порядке: от задач поддержания природы к социального развития в пределах, обеспечивающих обществу возможность успешно решать задачи сохранения природной среды в состоянии, пригодном для жизни. Привлечение к экологической культуре и освоению ее гуманистических ценностей способствовать гармонизации отношений человека с окружающей средой, а также между людьми. Важно также обретение человеком свойства экологического самообеспечения, благодаря которому существенно меняются его взгляды, система ценностей, отношение к природе и к себе подобным.


    1. Насколько Россия участвует в глобализации? Какие глобальные угрозы наполняются за счет усилий, производимых в России? Как этим угрозам оказывается противодействие?


    Россия - одна из стран, которые, обладают реальным геополитическим влиянием в современном мире. Россия учавствует в различных аспектах глобализации: ядерном (в свете возможного распространения ядерного оружия, а также в плане развития ядерной энергетики), технологическом, экологическом, продовольственном, геополитическом.

    Глобальные угрозы наполняемые за счет усилий, производимых в России.

    В России как ядерной державе нарастает угроза ядерных (а значит, радиационных и экологических) катастроф. Современными угрозами ядерной безопасности в XXI веке являются: само наличие громадных ядерных арсеналов;

    Не меньшую угрозу ядерной безопасности в современном мире, особенно в России, наряду с военными ядерными технологиями, представляет использование «мирного» атома. В России в связи с продолжением курса на развитие атомной энергетики и строительство новых АЭС, приобретает особое значение. В современных условиях для мира в целом и в частности для России в отдельную глобальную проблему вырастает проблема технологической безопасности. Технологическая безопасность - это технологическое развитие на основе передовых технологий (как гражданского, так и военного назначения) и новейших достижений НТП и такое состояние техносферы, при котором исключено разрушительное воздействие на экосистемы, биосферу и социосферу;

    Поспешное и неподготовленное вступление России в мировую экономическую систему не только предоставило возможность выкачивать все ценное из нашей страны, но и создало новую угрозу - ее «экологической колонизации» и превращения в «сырьевой придаток» развитых стран

    В обстановке обострения глобальных проблем и нарастания опасности общепланетарной экологической катастрофы новую угрозу международной, региональной и национальной безопасности представляет ужесточение борьбы наций за выживание, передел территорий и иссякающих природных ресурсов планеты. Военная безопасность представляет одну из основных систем национальной, региональной и международной безопасности, которая до недавнего времени полностью отождествлялась с опасностью войны, с возможным нанесением ущерба военным путем средствами вооруженного насилия. Одной из характерных особенностей современной войны в условиях глобализации становится ставка на разрушение других государств с помощью ведения «гибридных» войн и «цветных революций» (государственных переворотов мягкой силой на постсоветском пространстве). Россия с ее богатейшим природным потенциалом может стать предметом новых, в частности, «экологических» конфликтов и даже новой мировой войны.

    Этим угрозам оказывается противодействие в рамках различных международных организаций, активным и постоянным членом которых является и Россия.

    Так, вопрос стратегий глобального развития и противодействия актуальным глобальным проблемам находится в центре внимания мирового сообщества, оно постоянно обсуждается на различных международных форумах. В частности, G8, G20,

    Несмотря на то что основной тематикой этих организаций являются экономические вопросы, на этих форумах активно обсуждаются и политические кризисы, военные конфликты, другие локальные и глобальные вопросы.

    Давосский экономический форум, Римский клуб.

    Миссией организаций является стремление к улучшению состояния мира путем привлечения бизнеса, политических, академических и других лидеров общества в формировании глобальных, региональных, отраслевых повестки дня

    Усилия членов Римского клуба нацелены на решение актуальных проблем современности путем разработки нового направления в их изучении.

    Существуют и другие организации, например - Гринпис - международная неправительственная природоохранная организация, основные задачи которой способствовать экологическому возрождению и привлекать внимание людей и власти к сохранению природы, а основными направлениями деятельности по всему миру является участие в антиядерных вопросах и противодействие таким явлениям как изменение климата тому подобное. Многие ученые и ученых в разных странах также приобщаются к этому процессу, исследуя перспективы тех или иных тенденций развития, а также вовлечь новые проблемы, которые несут потенциальные угрозы для человечества. Отдельного внимания заслуживают различные точки зрения относительно глобального развития и угроз отдельных мировых лидеров и влиятельных людей по всему миру.

    Мировое сообщество пытается адекватно реагировать на те вызовы, которые перед ним постоянно появляются. Наряду с уже традиционными проблемами, такими как климатические изменения, которые уже сейчас приводят к экологическим катастрофам по всему миру, терроризмом, военными конфликтами, угрозой использования ядерного оружия, социальными и гуманитарными глобальными проблемами постоянно возникают все новые. Имеющийся научный, технический, финансовый потенциал при наличии политической воли и консолидации усилий пока еще позволяют запустить механизм эффективного противодействия глобальным проблемам человечества и строить стратегии развития.

    Аналогичные мероприятия проводятся и в России.

    В России это Петербургский экономический форум, Восточный экономический форум во Владивостоке.

    Россия активно выстраивает свои взаимоотношения на международной арене. Не смотря на санкционную политику, сложные дипломатические взаимоотношения, Россия учавствует в таких международных организациях – ВТО, ЕВРАЗЭС, БРИКС, ШОС, ОДКБ.


    5. Эссе на тему:

    «ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ТЕХНОГЕННОЕ БУДУЩЕЕ»

    Современная экологическая ситуация не является результатом противостояния человека, вышедшего из природы, и самой природы. Современная экологическая ситуация является ярким свидетельством того, что человек не может выйти из природы. Искусственная среда, созданная, в течение длительного исторического периода развития человека, должна быть независимой от природы, но зависимость только увеличивается, и делает ее все более разнообразной. Это приводит к мысли, что природные экосистемы и человеческая экосистема в корне отличаются по строению, взаимоотношениями между компонентами, вещественно-энергетическими связями, механизмами саморегуляции, мощностями энергообмена, генетической памятью.

    Хотя человек и человеческое общество формировались и существуют в биотической среде, но выделяются из него и структурно и функционально. Из природной среды человек берет кислород для дыхания, воду и пока натуральные продукты растительного и животного происхождения, использует огромный объем природных ресурсов и соответственно и выбрасывает большое количество отходов. Согласно учению Вернадского, окружающая среда не является независимой переменной величиной, которой приходится приспосабливаться человеку, чтобы выжить, а на уровне общеобразовательного планетарного круговорота участвует в эволюционном процессе, то есть приспосабливает среду к комфортному для человека месту жизнедеятельности.

    После добиотической и биотической эр в истории Земли наступила социогенная эра (антропогенная по А.П. Павлову), характерными признаками которой является множество разрушительных процессов в структуре биосферы и ее космического и литосферного окружения, интенсификация пагубных экологических и социально-экономических процессов, безудержная деградация природной среды обитания людей.

    Наступает пора адекватного познания, осознания и изменения поведения человечества на планете, формирование новой парадигмы его умственной деятельности, переориентации его на деятельность разумную, на разумное управление геосоциосистемами, в том числе и социосферными процессами.

    Всего для человеческого сообщества характерны два пути адаптации к окружающей среде: изменять окружающую среду для своих нужд или менять себя или свое поведение, приноравливаясь к окружающей среде. Здесь можно вспомнить интересный закон неопределенности В. Гейзенберга. Если применить этот закон неопределенности и к развитию биосферы и влияния человека на биосферу, то можно сказать, что это развитие невозможно предсказать. В чем заключается суть закона? Изучая строение атома, ученые пришли к выводу, что элементарные частицы имеют двойственную корпускулярно-волновую природу. А это значит, что электрон одновременно является и частицей, и волной. В 1925 г.. в. Гейзенберг предложил принцип неопределенности, согласно которому нельзя одновременно установить точное местонахождение электрона в пространстве и его скорость, или импульс. Это означает, что все, что создал человек (города, дороги, искусственные объекты, сельскохозяйственные и лесные угодья, национальные парки), уже не может вернуться в первоначальный естественный вид. Но чем больше мы будем наблюдать прогресс науки и техники, тем актуальнее будет проблема защиты и восстановления природных систем и изменение моделей потребления.

    Список литературы

    Зубкевич Л. А. Глобализация как способ перехода к новому качеству в общественном развитии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. Вып. 1(21). С. 5−15.

    Лебедев И. Ю. Глобальные проблемы человечества: социальнофилософский взгляд // Теории и проблемы политических исследований. 2016. Т. 5, № 6А. С. 58−68.

    Леденёва М. В., Бубнова Ю. С. Последствия глобализации для развитых и развивающихся стран мира // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2017. № 2(39). С. 146−149.

    Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. 3е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017.




    написать администратору сайта