Главная страница
Навигация по странице:

  • Роль ранних кочевников (саков, сарматов, усуней, кангюев, хунну) в формировании казахского этноса.

  • Государственность древних тюрков – как основа становления государственности в современный период (Тюрский каганат, Западно-Тюрский каганат, Карлуки, Огузы)

  • булак, чигиль, шашлык

  • Карлукский каганат

  • Столица

  • Изучение древнетюркского наследия в годы независимости. Труды Абу Наср аль-Фараби, Жусупа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ходжа Ахмета Яссауи.

  • Великая степь в XIII веке и завоевательные походы Чингисхана и его потомков. Чингисха́н

  • События древнего периода истории в эпоху каменного и бронзового века, как предпосылка для последующего исторического развития Казахстана


    Скачать 164.52 Kb.
    НазваниеСобытия древнего периода истории в эпоху каменного и бронзового века, как предпосылка для последующего исторического развития Казахстана
    Дата09.04.2022
    Размер164.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаShpory_po_istorii.docx
    ТипДокументы
    #456569
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    События древнего периода истории в эпоху каменного и бронзового века, как предпосылка для последующего исторического развития Казахстана

    Каменный век Казахстана делится на три периода — палеолит, мезолит и неолит.

    Наиболее древний период человеческой истории называется ранний палеолит и охватывает время от 700 до 100 тысяч лет до н. э., средний палеолит (мустье) продолжался от 100 до 35 тысяч лет до н. э. Первые люди были охотниками, они охотились на крупных животных — слона, мамонта, носорога, оленя, сайгу. Благоприятным районом для расселения древнейшего человека были горы-Каратау в Южном Казахстане. Именно здесь, на террасах р. Арыстанды, были обнаружены наиболее древние каменные орудия.Многочисленны стоянки более позднего времени. Это Ша-бакты, Танирказган, Борыказган.В эпоху мустье получило- развитие изготовление каменных орудий из дисковидных нуклеусов (ядрищ). Основными орудиями и оружием мустье были остроконечники и скребла.Люди в это время научились добывать огонь. Начинают складываться первые религиозные представления.Люди жили коллективами — стадами. Так было удобнее охотиться, устраивать облавы на животных.Среди мустьерских стоянок, обнаруженных в Казахстане, одна из наиболее интересных находилась в урочище Карасу, на правом берегу р. Арыстанды, в Южном Казахстане, в Центральном Казахстане и Прииртышье.

    Поздний палеолит. Время этого периода охватывает период с 40 тыс. лет до 10 тыс. лет. до н.э. В эпоху позднего палеолита техника обработки камня продолжала совершенствоваться. Высокого совершенства достигла техника обработки кости и рога, из которых изготавливались самые разнообразные орудия — гарпуны, наконечники копий, дротиков. В Южном Казахстане обнаружен ряд стоянок этого времени. Это Ачисайская стоянка западнее поселка Чулак-Курган.

    Мезолит.  Он как бы является своеобразным мостиком между древним каменным веком и неолитом, новокаменным веком. Мезолит характеризуется резким потеплением климата, началом бурного таяния ледников. Эти климатические изменения начались 12—14 тысяч лет тому назад. Изменились растительный и животный мир. Вымерли мамонты и шерстистые носороги. Возникла необходимость в более современных орудиях труда и охоты, и они были изобретены — ими стали лук со стрелами и бумеранг.

    Бронзовый век. Процесс овладения человеком навыками земледелия, перевод от собирательства диких злаков, плодов и ягод к их выращиванию растянулся на многие тысячелетия Время выведения культурных злаков локализуется учеными VIII—VII тыс. до н. э В горных районах Казахстана земледелие утвердилось в эпоху бронзы, в конце III тыс. до н. э Вместе с земледелием возникло и скотоводство.

    Важную роль, более существенную, чем земледелие, играло в жизни андроновцев скотоводство. Животные давали молоко, мясо, шерсть, кожи, кость для поделок, топливо в виде кизяка. Основной пищей было молоко. Из него изготавливали творог и сыр.

    Роль ранних кочевников (саков, сарматов, усуней, кангюев, хунну) в формировании казахского этноса.

    В становлении казахской народности племена занимали видное место.
    С начала II тысячелетия до н.э. на территории Казахстана жили арийские племена. В I тысячелетии до н.э. их преемниками стали саки.

    Племена саков расселялись на территории Семиречья и в горах Тянь-Шаня. Местом наибольшего скопления саков являлась территория Жетысу.

    Царь - титул верховного правителя саков.

    Ишкуза-столица саков. Сакские «цари» и «царицы» обладали большой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов и заключали союзы, возглавляли войска, регулировали отношения между племенами. Царская власть сохранялась в одном роду.
    Племена конца раннего Железного века (VI—IV вв. до н. э.), населявшие степные районы от водораздела Тисы и Дуная до Аральского моря (территория современной Украины, России и Казахстана).- сарматы. Титул правителя – царь или царица.

    Сарматы, как и скифы, были ираноговорящим, кочевым племенем. Удар сарматской конницы, одетой в железные панциры, вооруженной длинными мечами, не могло удержать ни одно войско. Сарматы жили племенами, каждое из которых имело свое название: аланы, аорсы, роксоланы, языги. Для них были важны военные походы. Как активная военная сила они были привлечены к войнам против Рима. Владычество сарматов в Причерноморских степях продолжалось 600 лет. Положили ему конец германские племена готов, а позже - гуннов.

    Племена усуней, которые наследовали земли саков тиграхауда, пришли в Семиречье из глубин Центральной Азии. Во II в. до н. э. усуньи подчинили сакские племена и основали владение во главе с предводителем, носившим титул “гуньмо”. В китайских источниках оно называлось “Усунь-го (усуньское государство). Основная территория усуней располагалась в Илийской долине. Западная граница с кангюем проходила по Чу и Таласу. На Востоке усуни имели общую границу с Хунну, а на юге их владение соприкасалось с Ферганой (Даванью). Столица усуней - Чигучен (“Город красной долины”) находилась на берегу Иссык-Куля.

    Усуни обитали вначале в районе реки Данхэ, но в III в. до н.э. под на-тиском племен юэгжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ря-да поражений от хуннов – в семиречье и Джунгарию.

    Здесь усуни, признав зависимость от хунну, основали в 177 г. до н.э. собственное государство, объединившее потомков сакских племён семире-чья, Восточного Китая и Джунгарии.

    Хунны.  — древний кочевой народ, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявший степи к северу от Китая Для защиты от их набегов Цинь Шихуаньди построил Великую китайскую стену. Хунну вели активные войны с китайской империей Хань, в ходе которых консолидировались в единую державу, подчинившую племена соседних кочевников. История переселения народа на земли Казахстана берет начало с хуннов. В 47 году до н. э. междоусобицы внутри племени вынудили его разделиться на две части. Южные народы остались в Китайской империи, тогда как северные переселились на земли Казахстана. Как отдельный вид гунны возникли при смешении двух народов. Одни из них были уграми и проживали на территории Урала и Волги. Другие — хуннами. Верховный титул правителя – шаньюй. Согласно одним источника столицею царства гуннов называют город Семендер.
    Согласно других источников столицы «царства гуннов» — Варачана.

    Государственность древних тюрков – как основа становления государственности в современный период (Тюрский каганат, Западно-Тюрский каганат, Карлуки, Огузы)

    В VI в.земли Казахстана подпали под власть Тюркского каганата. Тюркский каганат ведет борьбу за контроль на торговом пути, связывающем Дальний Восток со странами Средиземноморья.

    Междоусобная война в Тюркском каганате длилась более 20 лет и завершилась в 603 году окончательным распадом на два государства –Западнотюркский каганат, охвативший территорию современного Казахстана, Джунгарию и часть Восточного Туркестана, и Восточный каганат в Монголии.

    При каганах Шегуе (618 гг.) и Тон-ябгу (618-630 гг.) Западнотюркский каганат претерпел кратковременный расцвет. Уже Шегуй сделал Алтай восточной границей каганата, а Тон-ябгу возродил активную западную политику каганата и перенес свою зимнюю резиденцию в Суяб-крупный торгово-ремесленный центр в долине р. Шу. Первым лицом в каганате был каган-верховный владыка, правитель, военачальник.

    Высшие титулы в каганате-ябгу, шад и эльтебер - принадлежали к каганскому роду. Судебную функцию выполняли буюруки, тарханы.

    В 744 г. в Центральной Азии возникло новое государство - Уйгурский каганат, где вождь карлуков получил титул правого ябгу. Однако стремление к самостоятельности привело карлуков к тому, что они откололись от Уйгурского каганата. С этого времени единственным соперником карлуков стал Тюргешский каганат.

    В 759 г. карлуки начали наступление и тюргеши не смогли оказать сопротивления. К 766 г. карлуки закончили покорение Семиречья, Таласа, долины р.Шу и дошли до Западного Тянь-Шаня. Именно в этот период, период правления карлуков, в Семиречье ина юге Казахстана идет процесс оседания кочевого и полукочевого тюркского населения.

    Карлукское объединение в IX-X вв. состояло из многочисленных родо-племенных групп. Вожди носили титул эльтебер, верховный правитель-джабгу, а с 840 г.-каган. Столицей был г.Суяб. Карлукский каганат с самого начала не обладал прочными экономическими связями. Его разделяли усобицы, борьба за власть, за пастбища. В 942 г. государство карлуков пало.

    Государство позднего средневековья, место и историческое значение. (Караханиды, Каракитаи, Кыпчаки)

    В середине X века в Жетысу и в части Восточного Туркестана было создано государство Карахани- дов. Столицей стал город Баласагун. Основателем государства яв­лялся внук СатукБогра-хан (915-955 гг.). Приняв ислам и пользуясь поддержкой династии Саманидов, он одержал победу над своим родственником Огулишком, правившим Таразом и Кашгарией, и подчинил их себе. В результате было со­здано единое централизованное государство Караханидов. После распада Карлукского каганата оно занимало обширную террито­рию от Жетысу до Испиджаба на западе и до Кашгара на востоке.

    В этнический состав государства Караханидов входили племе­на жикил, ягма, карлуков, огу зов, канлы, уйсунов и другие тюрко­язычные племена. Верховная власть находилась в руках хакана (кагана).

    В 924 году племена киданей(каракитаи) создали государство Ляо, занимав­шее территорию от Тихого океана до Алтая, в 1125 году оно пало и в этот год предводитель киданей ЕлюйДаши с 40-тысячным войс­ком вторгся в Жетысу. Утвердившись среди местных племен, ка­ракитаи постепенно подчиняли своей власти все новые террито­рии Жетысу. Воспользовавшись упадком государства Карахани­дов, в 1125 году Елюй Даши со своим войском захватил централь­ные районы Жетысу и город Баласагун. Недалеко от него он осно­вал свою ставку - Гуз орду. Затем каракитаи стали распростра­нять свою власть и на Южный Казахстан.

    По своему общественно-по­литическому строю каракитаи находились на более низком уров­не, чем государство Караханидов. Поэтому они не вмешивались в систему управления государством Караханидов. Правитель каракитаев носил титул гурхан.

    В 1208 году каракитаи были разгромлены на востоке найманами. В 1210 году шах Хорезма также напал на каракитаев. В 1212 году государство каракитаев пало.

    Первоначально карлуки занимали территорию между Алтаем и восточным побережьем озеро Балхаш. В середине VII в. в состав карлукского объединения входили  три крупных племени — булак, чигиль, шашлык.Титул вождя объединения — эльтебер.

    В 742 г. карлуки совместно с уйгурами и басмылами выступили против Восточно-тюркского каганата. В результате восточные тюрки были разбиты, и на месте их каганата возникло новое государство — Уйгурский каганат (744-840).

    В 756 г. захватив власть у тюргешей карлуки в Семиречье образовали раннефеодальное государство — Карлукский каганат.

    Территория — от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, между озерами Балхаш и Иссык-Куль, долины рек Или, Чу, Талас, отроги Тянь-Шаня, от Испиджабской области до Отрара (VIII-IX в.в).

    СтолицаСуяб, позднее Баласагун. Титул правителей — жабгу, а с 840 г. — каган.

    Историческое место и значение Великого Шелкового пути в эпоху древности и на современном этапе

    Вели́кий шёлковый путь — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь, использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная — мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Термин введён немецким географом Рихтгофеном в 1877 году.

    Шёлк был хотя и главным, но далеко не единственным товаром, который перевозился по трансконтинентальному пути. Из Центральной Азии вывозились кони, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла, кожа и шерсть, ковры и хлопчатобумажные ткани, экзотические фрукты — арбузы и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы. Из Китая караваны везли фарфор и металлическую посуду, лакированные изделия и косметику, чай и рис. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности и многое другое.

    Великий шёлковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Передней Азии, Кавказа, Средней Азии и Китая, он, например, служил проводником распространения технологий и инноваций, в том числе в искусстве (танцы, музыка, изобразительное искусство, архитектура), религии (христианство, буддизм, ислам, манихейство), технологии (само производство шёлка, а также пороха, бумаги и т. п.). При этом почти все технологии (за исключением, пожалуй, колесницы в древнейшие времена) распространялись из Китая на запад, а не в противоположном направлении (ср.: четыре великих изобретения).

    Изучение древнетюркского наследия в годы независимости. Труды Абу Наср аль-Фараби, Жусупа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ходжа Ахмета Яссауи.

    Ходжа Ахмед Йассауи наиболее крупный проповедник ислама 11-12 вв. С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце 14-нач.15 вв. в Туркестане («Хазрет Султан»). Он написал сборник стихов «Диван-и Хикмет». Он родился в Испиджабе (Сайрам) в кон.11 в. Большую часть жизни провел в Яссы (Туркестан). В Испиджабе он учился у имама Арыстан баба. Продолжил обучение в Бухаре у шейха Юсуфа Хамадани (проповедник суфизма). Умер в 1167 г. «Диван-и Хикмет» - сборник стихов религиозно-мистического содержания. Яссауи выражает неприятие зла, жадности и жестокости. Выступает против священнослужителей, стремящихся к наживе. Проповедует аскетизм и смирение. Также можно найти факторы культурно-исторического, этнографического и социально-бытового характера. Дает толкование 4-х позиций: 1) шариата – законы, традиции, обряды; 2) тарихата – идея суфизма; 3) хакихата – приближение объединения с богом; 4) магрифата – познание религии. Ученик и единомышленник Яссауи – Сулейман Бакыргани (Хаким ата).

    Аль-Фараби родился в Отраре в 870 г. В семье военачальника. Увлекался науками, изучал персидский, греческий языки, побывал в Шаше, Самарканде, Багдаде. Здесь он основательно пополнил свои знания. Это вызвало зависть ученых-богословов, поэтому он переехал в Хорасан. Последние годы жизни провел в Аллепо и Дамаске. Его труды: «Энциклопедия наук», «О происхождении наук», трактаты по философии, математике, логике, медицине, астрономии, физике, музыке. Ученый-энциклопедист основатель арабской философии, «второй учитель» («муаллим ассана). На его работах формировалось мировоззрение Ибн Сины, Омара Хайяма, Да Винчи, Бэкона.

    Махмуд Кашгари – лингвист, географ, автор «Диуани лугат ат-тюрк» (энциклопедия тюркских народов о культуре, быте, языке, этнонимах и топонимах, титулах, названиях пищи, астрономии, народном календаре, растениях, названиях месяцев и дней, городах, болезнях и лекарствах, металлах и минералах, военной, спортивной и административной терминологии, детских играх и забавах). Он родился в Барсхане, на берегу Иссык-куля.

    Юсуф Баласагуни воспитывался при дворце, побывал во всех крупных научно-литературных центрах государства Караханидов. Изучил персидский, арабский и китайский языки. Кроме того изучал историю, астрономию и др. Материал для своей поэмы «Кутадгу Билиг» он собирал более 30 лет. Работал полтора года. Поэма построена в виде диалогов, изречений и назиданий. Основная идея: знания – единственный источник благополучия как для правителей, так и народа. Сохранилось 3 рукописи поэмы: венская (гератская), написанная уйгурским письмом, а также каирская и наманганская – арабским письмом.

    Великая степь в XIII веке и завоевательные походы Чингисхана и его потомков.

    Чингисха́н — основатель и первый великий хан Монгольской империи, объединивший разрозненные монгольские и тюркские племена; полководец, организовавший завоевательные походы монголов в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и Восточную Европу. Основатель самой крупной в истории человечества континентальной империи.

    Первоначально совершая завоевательные походы, Чингисхан не всегда привлекал общемонгольское войско. Его шпионы доставляли информацию о предстоящем противнике, о количестве, расположении и путях движения его войска. Все это позволяло Чингисхану использовать такое количество войск, которое было необходимо для победы над врагом. Однако полководческий талант Чингисхана заключался и в другом: он быстро реагировал на меняющуюся обстановку, меняя тактику в зависимости от обстоятельств.

    В $1207$ году Великий хан завоевал огромные области на севере от реки Селенги и в верховьях Енисея. Конница покоренных племен была включена в монгольское войско. Следом наступил черед государства уйгуров располагавшегося в Восточном Туркестане. В $1209$ году войско Чингисхана вступило на их территорию, и последовательно захватив все их города, одержало полную победу. В $1211$ году армия Чингисхана вторглась в Северный Китай. Даже Великая китайская стена не смогла помешать завоевателям. Монголы разбили китайские войска, и в $1215$ году захватили Пекин. В Северном Китае монголы разорили около $90$ городов, жители которых оказали Чингисхану сопротивление. В $1218$ году монголы покорили Корею. После этого Чингисхан обратил взор на Запад. В том же $1218$ году монгольская армия двинулась в Среднюю Азию и подчинила государство Хорезм.

    После поражения Хорезма и покорения Средней Азии Чингисхан предпринял поход на Северо-запад Индии, завоевав и эту обширную территорию. Для разведки Чингисхан послал далеко на запад лучших своих командиров Джебе и Субэдея с войсками. Их путь пролегал через Иран, Закавказье и Северный Кавказ. Таким образом, монголы подступили к южным рубежам Руси. В Донских степях в это время кочевали половцы, давно потерявшие былую военную силу. Монголам без особого труда удалось разбить половцев, и те скрылись в приграничных русских землях. В $1223$ году Джебе и Субэдей одержали победу в битве на реке Калке над объединенным войском некоторых русских князей и половцев.
    Умер великий полководец во время последнего своего похода против тангутов в $1227$ году.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта