Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. функции философии

  • Сознание, его происхождение и сущность.

  • 1. Генезис и предмет философии. Специфика философского знания


    Скачать 130.83 Kb.
    Название1. Генезис и предмет философии. Специфика философского знания
    АнкорFilosofia_otvety.docx
    Дата18.05.2017
    Размер130.83 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_otvety.docx
    ТипДокументы
    #7829
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    1.Генезис и предмет философии. Специфика философского знания.

    Философия возникла на базе мифологии и мудрствования. Они решали три познавательные задачи: описания, объяснения и понимания окружающего нас мира.

    Эти три проблемы с которыми столкнулся человек по мере своего развития. Описать – значит дать характеристику свойствам природных явлений, которые воздействуют на жизнь людей, необходимо было объяснить причину явлений природы, поскольку человек непосредственно ощущал зависимость от них. Понимание мира означает осмысление и установление значения явлений природы для бытия человека и человеческого сообщества, а после этого использование в человеческих целях.

    Предметом философии первоначально был весь окр мир и отдельные предметы того мира. Фф на первых порах вкл в себя все имевшиеся науки. Итак, предмет фф—наука о всеобщем, о мире и об отношении чела к этому миру.

    Специфика: 1) рефлексивность(фф изучает не столько окр нас мир, сколько уже сущ-ие знания о нем) 2) всеобщность(знание о том общем, что присуще всем предметам окр нас мира) 3)предельность(все понятия фф настолько обобщенные, что они не подлежат дальнейшему обобщению) 4) вечность(в фф есть такие вопр, на которые никогда нельзя получить окончательный ответ) 5)теоретичность 6) абстрактность (фф—это знание обо всем и ни о чем конкретно)
    2. функции философии:

    -Познавательная (гносеологическая) Причем это рациональная система познания, использующая обобщенные, универсальные понятия.

    -Методологическая функция философии, которая выражается в выработке наиболее общих принципов рационального объяснения и понимания мира

    -аксеологическая функция, способствует формированию опред ценностного отн к миру.

    -Функция самопознания и самосознания человеком своей индивидуальной сущности.

    -Мировоззренческая функция философии (способствует выработке определенного мировоззрения)
    3. Основной вопрос философии

    Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию. Он имеет две стороны. Первая сторона выражена в вопросе - что является первичным, а что - вторичным, производным - дух или природа, сознание или материя?

    В зависимости от ответа на этот вопрос возникли три философских направления: материализм, идеализм, дуализм. Материализм - фил направление, согласно которому первична материя и сознание яв-ся свойством материи. С т.з.материализма материя сущ. Вечно, она постоянно развивается и в ходе его развится возник человек с его сознанием. Материя - это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем. Идеализм – фф учение, утверждающее, что сознание первично, а материя -вторично, производно, зависимо. В зависимости от того, что идеалисты считают основой окружающего мира, они являются либо субъективными, либо объективными. Первые считают такой основой свое собственное сознание, сознание отдельного субъекта, вторые - сознание некоего объекта - Мировой дух, Абсолютную идею, Мировую душу.

    Существует также дуализм - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал -духа и материи и идеального и материального.

    Вторая сторона основного вопроса философии выражена вопросом: "Познаваем ли окружающий мир?" При ответе на этот вопрос возникли три философских направления: агностицизм, скептицизм, оптимизм.

    Агностицизм - это философское учение, которое отрицает принципиальную возможность познаваемости объективного мира. Скептицизм - это направление в философии, которое не отрицает напрямую, но ставит под сомнение возможность принципиальной познаваемости мира. Оптимизм как философское учение провозглашает принципиальную возможность познания сущности всех явлений, предметов, процессов объективного мира.

    4. Бытие как философская категория. Основные формы бытия

    Бытие - филос.категория, кот.фиксируетсущ-ие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом. Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия:

    Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве. Первая природа является объективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.

    «Вторая природа» - бытие вещей и процессов,  произведенных человеком, - зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания,  деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов.

    Бытие отдельного человека представляет собой единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что: без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен; здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности; человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации.

    Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.

    5.Философское учение о материи. Виды материи и их структура.

    Материя—одно из основных понятий фф, поэтому то или иное отн к этому понятию во всех фф сист различаются. С т.з. суб.идеализма материи нет, понятие материи равносильно понятию «ничто». Объективный идеализм не отриц сущ.материи, но не искл, что материя есть творение абсолютной идеи. С т.з. материалистов, материя есть все предметы и явления окр нас мира. Но они не могли дать научного опред.понятия «материя».

    Первые ффы отожденствляли с конкретными чувственно восприн веществами. Один из первых фил. ФАЛЕС считал, что материей яв-ся вода. Гераклит—огонь, АНАКСИМЕН—воздух, АНАКСИМАНДР—апейрон.

    Демокрит вводит понятие об атомах, считал, что все тела состоят из мельчайших неделимых и неизменных частиц, из атомов, значит атомы и есть материя. Но в начале ХХ века. Выяснилось, что атомы распадаются, и атом перестает быть материей.

    Идея неделимого атома, первокирпичика - рухнула. Рушиться наука, поскольку "материя исчезает" считали ученые того периода. Им возражал В.И.Ленин. Он говорил, рушиться не наука, а старый предел понимания мира. Картина мира усложнилась, следовательно наука испытывает кризис, а с него и материалистическая философия.

    Материя есть фф категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которые копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них. Из этого следует, что общим свойством присущим всем телам окр нас мира яв-ся их св-во быть объективной реальностью.

    Из этого вытекает, что «материи вообще или «чистой материи» нет, а есть только конкретные проявления и виды материй. Основными видами материи яв-ся ВЕЩЕСТВО и ПОЛЕ. Вещество-вид материи облад массой покоя. Поле—вид материи, которая облад. массой движения и связующим веществом.
    6. Движение как способ существования матери. Движение и покой. Формы движения материи и их взаимосвязь.

    Материя обладает свойствами, но есть 1 св-во, которое яв-ся общим для всех тел—ДВИЖЕНИЕ. Движение в фф—любое изменение вообще. ТОЛАНГОМ: «материя не существует без движения, движение - без материи». Движение есть единственный способ существования материи. Покой—сохр. телами своей устойчивости, своего «лица» на фоне их непрерывных изменений. Любое тело постоянно изменяется, но оно до поры до времени остается самим собой—это и есть покой.

    Покой не есть отсутствие движения, а движение в форме равновесия. Конкретное проявление покоя: 1)пока тело, как данное тело сущ, части тела не меняют своего положения друг к другу. 2)устойчивость процессов происход в телах. Если хар-р процессов меняется, тело выходит из сост покоя и превр в новое тело.

    Покой относителен, значит он временен, а не вечен. Движение—абсолютно, т.к.оно сущ-ет всегда и в любом состоянии предмета. Движение происходит в качественном многообразных формах, поскольку материя бесконечна, то и форм движений материй бесконечное множество.

    Наиболее приемлемыми и общепризнанными формами движения являются (по Энгельсу):

    *Механическая (изм-я, обусловленные содержанием механики)

    *Физическая форма ( типа расширения металла и др.)

    *Химическая(мобильность молекул, движ-е и изм-е хим связей)

    *Биологическая( рост растений организмов)

    *Социальная (реформы, процессы воспитания)

    При выдел этих форм Энгельс руководствовался 2-мя принципами: 1)у каждой Ф.Д.м.есть свой материальный носитель, есть то, что измен при данной ф.д.м. 2)принцип единства и развития, согл нему все ф.д.м.взаимосвязаны.
    7. Пространство и время как объективная форма бытия материи.

    Пространство и время также как и движение есть атрибуты материи. В мире нет ничего кроме движущейся материи и движущаяся материя не может двигаться иначе как в пространстве и во времени.

    Пространство— формы бытия материи хар-ая протяженность и порядок сосуществования материи. Любое тело имеет длину, ширину, высоту, и любое тело как-то относится с другими телами, наход влево или вправо этих тел.

    Время —ф.б.м. хар-ая длительность матер.процессов и последовательность сосуществования материальных тел.

    «тела сущ в пр-ве и во времени». Выраж по сути яв-ся неверным,т.к. получается, что прост-во и время сущ независимо от др. тел, между тем, пр-во и время—это хар-ки матер.тел, и вне матер. тел они не сущ.Но по Ньютону пр-во абсолютно и оно похоже на огромный ящик, куда можно класть и изымать к-л вещи. Время абсолютно и оно во всем окр нас мире.

    Пространство и время имеют различия и общие свойства.

    Общим свойством, во-первых, является их объективность, такая же как и объективность материи(не зависит от человека)

    Во-вторых, в силу вечности существования материи, вечны пространство и время.

    Третьим свойством является их бесконечность и безграничность.

    Из различий можно отметить например то, что пространство трехмерно(любое тело имеет объем), а время одномерно(для выражения нужно только 1 число. Время необратимо).
    8.Сознание, его происхождение и сущность.

    Сознание имеет биологические и социальные факторы. Оно является общественным продуктом и отражает окружающую действительность активно.

    Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью и деятельностью функция мозга, состоящая в обобщенном отражении, а также в конструктивно - творческом преобразовании действительности и в разумном саморегулировании и самоконтролировании.

    --сознание вторично по отношению к материи 1) по отношению к той материи, кот мыслит, т.е. к мозгу. 2) по отнош к той материи, которая отражается в мозгу.

    Сознание—свойство человеческого мозга, мозг—орган сознания. Сознание есть субъективный образ объективного мира. Образы бывают а) чувственно-наглядные(ощущение, восприятие) б) понятийные

    Сов-ость образов сущ в мозгу чел-а наз. Субъективной реальностью(идеальным), и отлич от материального. Идеальное не имеет пространственных, энергетических и физико-химических свойств. Связь с материальным проявл в след.:

    1. Ид. Всегда существует в материи

    2. Ид всегда есть отражение материи.(вкл фантастические образы).

    Ядром сознания яв-ся знание. (относиться к миру со знанием)

    Сознание—высшая форма отражения действ-ти. Отражение- ответная реакция тела на внешнее воздействие.

    4 этапа развития отражения: 1)физико-химическое отраж.

    2) биологическое(в виде раздражения)

    3) психическое отражение(рефлекторный хар-р. Рефлекс- ответная реакция организма на внешнее воздействие, через Центр нервн сист.)

    4)человеческое сознание

    Человеческое сознание обладает Творческой активностью (ТА)

    1. опережение отражения д-ти. Человек может изучать явления окр.мира, выявлять закономерности и предсказывать ход событий будущего

    2. целеполагание( чел-к, зная о том, что может случиться в будущем ставит перед собой опред цели и стремится к их достижению)

    3. получение новых знаний о мире без изуч.самого мира, на осонове ранее получ знаний

    Формирование и развитие сознания в процессе эволюции происходило через человеческий труд и язык, а сознание, например, ребенка может формироваться и развиваться под воздействием общества, в процессе учебы, социализации и т.д.
    9. Соотношение общественного сознания и общественного бытия

    Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.

    Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.

    Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической разъединенности, относительной самостоятельности.

    Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых результатов, а только повиснут в воздухе.

    Связь между общественным бытием и общественным сознанием многогранна и разнообразна.

    Так, вещи, созданные человеком, представляют собой опредмечивание соответствующих идей, органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей.

    Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возникают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений.

    Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия и т.д.

    Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития.

    Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании. Структура - сознание политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, атеистическое, естественно-научное, экономическое, экологическое и др.

    В государствах многонациональных существует национальное сознание различных народов. Взаимоотношения между различными нациями отражаются в сознании людей. В тех обществах, где национальное сознание превалирует над общечеловеческим, верх берет национализм и шовинизм.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта