Главная страница

1. Генезис и предмет философии. Специфика философского знания


Скачать 130.83 Kb.
Название1. Генезис и предмет философии. Специфика философского знания
АнкорFilosofia_otvety.docx
Дата18.05.2017
Размер130.83 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаFilosofia_otvety.docx
ТипДокументы
#7829
страница2 из 4
1   2   3   4

10. Структура общественного сознания. Уровни и формы

По уровню отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании.

Индивидуальное сознание это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Под формами общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности.

Сознание существует в 2 формах - общественном и индивидуальном. Общ. С. - осознание об-вом самого себя, своего обществ.бытия и окр. дейст-сти. О.с. порождается о. бытием, но может обратно влиять на него, сл. 2 фундамент.закономерности р-я общ. созн-я - вторичность и его отн. самостоятельность. О.с. формируется с учетом вида мат. пр-ва. М.пр. - основа, придающая цельность, связь и непрерывность мир.истории. Знач. м.п. не только в том, что оно необх. условие сущ-я о-ва и ч-ка, но и в том, что весь строй жизнедеят-сти людей зависит от способа производств мат. благ в кажд. эпоху, обусл. соц., полит., духовн. процессы жизни. Фомы о.с. предст. собой разл. способы духовного освоения дейст-сти.

Формы общественного сознания: 1)Политическое - совокупность полит.доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших соц. групп. 2)Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных гос-вом. 3)Мораль - совокупность норм поведения, не установленных гос-вом.(обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества) 4)Художественное - духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.) 5)Религиозное - религиозные верования в духовной жизни общества. 6)Наука - научные представления.
11. Политическое и правовое сознание.

Политическое сознание формируется с появлением классов, государства и политики как сферы общественной жизни, т. е. с возникновением политической системы общества. В нем отражаются взаимоотношения классов и социальных групп, их роль и место в системе государственной власти, а также отношений между нациями и государствами, основой для единства этих связей являются экономические отношения общества.

Выделяются уровни полит. соз.: обыденно-практический и идеолого-теоретический. Обыд.-теорет. полит. соз. возникает стихийно, из практической деятельности людей, их жизненного опыта. Здесь взаимосвязано эмоциональное и рациональное, опыт и традиции, настроение и стереотипы. Это сознание нестабильно, ибо зависит от конкретных условий жизни, эмоций и меняющегося опыта. В то же время оно во многом статично, ибо стереотипы мешают гибкости мышления.

Теоретическое политическое сознание (идеология) характеризуется полнотой и глубиной отражения политической реальности, отличаясь способностью к прогнозированию, систематизацией взглядов. Оно призвано выработать обоснованную политическую программу, опираясь на экономическую и социальную практику.

Правовое сознание наиболее тесно связано с политСозн., потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы социальных групп. Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции. Правосознание - это та форма общественного сознания, в которой отражаются знания и оценки, принятые в обществе в качестве юридических законов нормативов социально-политической деятельности субъектов права: индивида, коллектива, предприятия. Правовое сознание возникает с появлением политической организации общества, права, с делением общества на классы. Правосознание связано с правом. Правосознание и право в то же время нетождественны. Право - это юридические законы, это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства.

В структуру правосознания входят такие элементы, как правовая идеология и правовая психология. Правовая идеология призвана достаточно глубоко отразить правовую и связанную с ней политическую реальность, она характеризуется системностью, логичностью, способностью к прогнозированию. Правовая психология, как специфическая форма его проявления, включающая чувства, настроения, традиции, обычаи, общественное мнение, социальные привычки и формирующаяся под непосредственным воздействием самых различных социальных явлений. В структуре правового сознания по субъективному признаку можно выделить индивидуальное, групповое и массовое (например, классовое) сознание. Если выделить такой критерий, как уровни отражения действительности, то следует развести следующие понятия: обыденное, профессиональное и научное правосознание. Обыденное правосознание формируется стихийно в повседневной практике людей. Профессиональное и теоретическое правосознание являются отражением существенных связей и закономерностей действительности и находя свое выражение в юридической науке и других формах сознания (например, политическом и нравственном).

12. Нравственное сознание. Роль морали в жизни общества.

Нравственность — это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков. Само нравственное начало «предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т.е. безнравственными.

Нравств. соз. включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность — это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания.

Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния является справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед законом.

Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения и ответственности за содеянное. Нравственности не могло быть, если бы человеческие поступки ничем не обусловливались, если бы царила стихия абсолютно свободной воли, т.е. полный произвол. Тогда не могло бы существовать социальных норм, в том числе и нравственных.

Истоки нравственности восходят к обычаям, закрепившим те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека, отвечали потребностям и интересам исторического прогресса.Нравственное выступало как стихийно обобщенный и устойчивый образ действий людей, как их нравы.

Исходными категориями нравственности являются добро и зло. Добро — это нравственное выражения того, что способствует счастью людей. Отрицательные явления в общественной и личной жизни людей, силы торможения и разрушения именуются злом. Злая воля стремится к тому, что противоречит интересам общества и человека. Однако диалектика истории внутренне противоречива. Зло, по Гегелю, может выступать как форма, в которой проявляется не только тормозящая, но и движущая сила истории. Всякий новый шаг вперед в истории является протестом против старых «святынь» и оценивается современниками как зло. Это, кстати, говорит об относительности понимания добра и зла.

Мораль—один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Исторически: Платон: мораль не возникает из практической деятельности людей, она есть результат того, что наша душа сохранила воспоминания об абсолютных моральных понятиях, которые существуют вне этого мира.

Кант: связывал основание морали с некоторыми априорными свойствами человеческой души. Просветители: (особенно франц. материалисты) пытались найти основу морали в неизменной природе человека. Истинная человеческая мораль – есть мораль эгоизма; и цель общественного воспитания в том, чтобы сделать эгоизм разумным.

Общая черта: все вышеуказанное основывается на представлении о неизменности морали. Этот взгляд противоречит реальной истории человечества.

Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции действий человека, таких как: право, обычаи традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них. Если в праве и организационных регуляциях предписания формулируются, утверждаются и проводятся в жизнь специальными учреждениями, то требования нравственности (как и обычаи) формируются в самой практике общественного поведения, взаимного общения людей и являются отображением жизненно-практического и исторического опыта непосредственно в коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах и воле.

Мораль и при своем возникновении и при своем развитии была формой некоторого группового сознания, действующего в рамках данного племени, данного государства, данного сословия или класса. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности общества, истории, человека и его бытия. Надо отметить, что вообще в морали, в отличие от обычая, должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью. В реальной истории нормы общечеловеческой нравственности никогда не исполнялись целиком, безоговорочно, во всех случаях без исключения. Мораль , как правило, содержит разные оценки по отношению к людям своей группы и других: « Что позволено Юпитеру, то не позволено быку».
13. Эстетическое сознание и искусство. Функции искусства.

Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Эстетическое сознание обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально-насыщенное отражение действительности. Эстетическое сознание представляет собой одну из граней духовно-практического освоения мира. Творчество "по законам красоты" возникает на основе трудовой деятельности и является ее дополнением. Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Особенностью эстетического сознания является то, что взаимодействие человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов, потребностей.

В структуру эстетического сознания входят эстетические чувства. Психологи относят их к категории высших чувств и указывают на их связь с интеллектом. Эстетические чувства - это своеобразные переживания человека, возникающие при восприятии специфических объективов: красоты природы, предметов труда, произведений искусства.

В формировании эстетического сознания большую роль призвано играть искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности, помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую деятельность.

Искусство - это специфическое явление: особый вид духовного, практического освоения объективного мира. Искусство есть средство отражения и выражения жизни в форме художественных образов. Источником художественных образов является реальная действительность. Особенность искусства в том, что оно оказывает идейное воздействие благодаря своим эстетическим достоинствам. Искусство всегда играло большую роль в жизни общества, выполняя познавательную и воспитательную функцию.

Важнейшей функцией искусства является воспитательная. Отражая мир в его эстетическом своеобразии, показывая прекрасное или безобразное, трагическое или комическое, возвышенное или низменное, искусство облагораживает эмоциональный мир человека, воспитывает чувства, формирует интеллект, вызывает ощущение эстетической радости.

Произведения искусства доставляют человеку эстетическую радость, активизируют его духовные и физические силы, удовлетворяют потребность в эмоциональном и интеллектуальном наслаждении Коммуникативная функция - духовное общение с другими людьми общение между людьми, поколениями, народами.

14. Религия как форма общественного сознания и ее роль в современном обществе.

Религия - это мироощущение и мировоззрение и соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, это чувство зависимости по отношению к нему, которое дает надежду и опору в жизни.

Религиозное сознание - отражение действительности в фантастических образах.

Основными чертами религиозного сознания являются чувственная наглядность, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, вера, символичность, эмоциональная насыщенность.

Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и оно подчинено конкретным общественно-историческим условиям. Религия является отражением (хотя и фантастически) окружающей действительности, поэтому она развивается и изменяется одновременно с изменением самой жизни.

Религиозное сознание формировалось как сознание о справедливой жизни. И религиозные проблемы очень тесно переплетались с нравственными проблемами. Нет ни одного народа, который не знал бы религию, и, значит, появление и развитие религиозного сознания, независимо от конкретного смыслового содержания, связано с духовными потребностями человека.

Как форма общественного сознания религиозное сознание находится во взаимодействии с другими его формам, и прежде всего такими, как нравственное сознание, эстетическое, правовое и др. Религиозное сознание специфично. Ему присуще прежде всего вера, эмоциональность, символичность, чувственная наглядность, соединение реального содержания с иллюзиями, диалогичность (диалог с Богом), знание религиозной лексики, воображение, фантазия. Религиозное сознание основано на вере.

Вера — это особое психическое состояние, которое возникает в условиях дефицита точной информации и способствует эффективной деятельности индивида. Она не нуждается в подтверждении истинности религии со стороны разума или чувств. В структуре религиозного сознания важнейшим компонентом являются религиозные чувства. Религиозные чувства - это прежде всего эмоциональное отношение верующих к признаваемому объекту(Богу), ко всему, что связано с ним: местам, действиям, связям, друг к другу, и к миру в целом. Религиозное сознание существует и функционирует в связи с религиозной лексикой, с языковым выражением, благодаря которому выражается религиозный смысл. Именно благодаря языку это сознание становится общественным, практическим и действительным.

В религиозном сознании можно выделить два уровня: обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание представляет собой совокупность образов, представлений, стереотипов, установок, иллюзий, настроений и чувств, привычек и традиций, которые являются отражением условий жизни людей в обычной обстановке.

На концептуальном уровне религиозное сознание выступает как специально разрабатываемая, систематизированная совокупность понятий, идей, принципов, концепций. Она включает в себя учение о Боге, мире и человеке, интерпретацию основных сфер общественной жизни в соответствии с принципами религиозного мировоззрения, религиозную философию.
15. Философия о познаваемости мира. Критика агностицизма.

Познаваем ли окр. Нас мир? Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, так считали последователи материализма и идеализма, но м\д ними есть принципиальная разница. Эти 2 направления фф по разному понимают вопрос, что яв-ся источником знаний. С т.з. матер единственным источником наших знаний яв-ся окр.нас мир. Иделисты считают, что источником наш знаний яв-ся комплекс наших ощущений. По их мнению в конечном счете ист наш знаний яв-ся абсолютная идея.

Фф направление, сомневающ.в познаваемости мира наз.Скептицизм.

  1. мир постоянно развивается, поэтому человек не в состоянии адекватно отражать ммир.

  2. О любом предмете мы оч часто имеем противоположное высказывание, отсюда проблема:кто прав?

Античные скептики считали, что знание не есть отражение действительности, знание есть продукт самороизвольной д-ти мозга.

Крайний скептицизм как философская концепции смыкается с агностицизмом. Им. Кант ввел 2 понятия:

«вещь в себе»(все то, что существует независимо от человека) «вещт для нас» (познанная вещь в себе)

Кант пишет, но вещь в себе не может стать вещью для нас. Вещи в себе не познаваемы. Познавая вещи мы познаем их не такими какие они есть, а такими какими они нам кажутся. Он утверждал, что человеку доступно познание только явления, а не сущности вещей.

Между тем, явление и сущность взаимосвязаны и познавая явление мы познаем сущность.

Кант писал: « если мы знаем вещь, если мы знаем его сво-во, мы можем считать его познанным. Критику Гегелем Канта высоко оценили марксисты, они считали ее правильной, но не достаточно точной. С их т.з. единственным опровержением агностицизма яв-ся ПРАКТИКА. Энгельс: «если человек в ходе практики воздйствуя на вещи добивается своей цели, то эти вещи можно считать познанными.


  1. Практика=чувчтвенно-материальная деят-ть чел., направленная на преобразование действ-ти, как природной, так и соц. Впервые роль практики в познании обосновали Маркс и Энгельс. Они ввели практику в саму основу теории поз. До них сущ-л ( в 17-18 в.) созерцательный материализм. Суть его в том, что простого созерцания достаточно для познания предметов окр. мира, но так ли это? Не изменив вещь, ставшую предметом познания, о ней нечего сказать. Основ.ф-ии практики в познании: 1) практика есть основа познания. Но основой познания явл-ся не столько личная, сколько обществен. практика. Гегель сказал: Глазами индивидуума глядит все чел-во. 2) практика есть движущая сила познания. Энгельс писал: Если у об-вапояв-сяпрактич. или технич. потребность, то эта потребность развивает науку быстрее, чем десяток университетов. 3) практика есть цель познания 4) практика есть критерий истины.

1   2   3   4


написать администратору сайта