Художественный процесс. художественный процесс и эстетическое восприятие
Скачать 161.5 Kb.
|
Лекция 4 Тема: « ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС и ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ». План. Исторический и художественный процесс Категории художественного процесса Художественное направление Художественная школа, художественное течение художественный тиль Периодизация художественного процесса. Эстетические категории: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, удивление, шок, эпатаж. Художественные универсалии (диониссийское, апполоновское, стиль, жанр. Художественное творчество. Функции искусства (общественно-преобразующая, познавательно-эвристическая, коммуникативная, информационная, воспитательная, идеологическая, эстетическая, гедоническая. Виды искусства (архитектура, живопись, графика, скульптура, литература, театр, музыка, хореография, прикладное искусство, декоративное искусство, цирк, фотография, кино. 1.Исторический и художественный процесс. Литература и искусство – развивающиеся системы. Развитие художественного процесса социально обусловлено и имеет внутренние закономерности. Взаимодействие внешних (социальных) и внутренних (художественные традиции, художественный мыслительный материал) факторов и формирует художественные процесс. Все течет и меняется в мире. Меняется и сам мир и его явления. Развитие человеческого сообщества – это процесс, искусство это художественный процесс, который сопровождает процесс развития человеческого сообщества, процесс, в котором преломляются изменения реальности. Жизнь предъявляет к искусству определенные требования. Художественный процесс (слайд 2) не может сформироваться в полной мере, пока не начнет складываться и не получит ясной трактовки понятие эстетического как особого выражения предметных отношений, имеющих самодавлеющую созерцательную ценность. Эстетическое восприятие (слайд 3) – это чувственное восприятие окружающего нас мира. А художественный процесс - это процесс конкретизации эстетического восприятия, это процесс, который обозначает ту особую среду, в которой существует данное эстетическое явление, фиксирующее связи между частями и целым. Художественный процесс, как всякое движение, протекающее во времени и пространстве, следует понимать как диалектику прерывного и непрерывного. 2. Категории художественного процесса (слайд 4) К важнейшими категориями, которые помогают раскрыть суть художественного процесса, относятся художественное направление, художественная школа, художественное течение, периодизация (историческое членение). 2.1. Художественное направление (ХН) (слайд 5) - одна из главных категорий художественного процесса, можно сказать коренная категория, которая помогает понять художественный процесс, его истор. этапы. Возникновение новых направлений в искусстве происходит на основе художественно-мыслительных предпосылок и традиций, изменяющихся под воздействием новых исторических реалий, а также под влиянием науки, философии, религии и др. духовных и материальных факторов. Каждое новое ХН стремиться создать опору человеку в его стремлении к идеалу, который исторически изменчив, социально дифференцирован и эстетически определен. ХН- проявляет себя через совокупность произведений, в которых осуществлены определенные принципы творчества, и через программные теоретические манифесты, провозглашающие эти принципы (т.е. фактически парадигмы или концепции того или иного исторического периода, его идеологию). ХН позволяет сделать сравнительно-исторические обобщения в масштабах всемирной истории художественной культуры. Эта категория выявляет в культуре разных народов единую последовательность этапов развития, смену и борьбу концептуальных и стилистических парадигм искусства. ХН воплощает в себе типологические общности, объединяющие многообразные художественные произведения. ХН – это реальный исторический результат взаимодействия традиции и новаторства. Всякий раз в ХН образуется неповторимая типологическая художественно-образная конструкция, которая так или иначе варьируется в различных течениях и школах и в различных произведениях, принадлежащих к данному направлению. ХН – это тип рецептивного диалога «автор – произведение – реципиент». Смена ХН - это процесс изменения художественной концепции мира, проявляющийся через изменение типа структуры художественного произведения. Например. Средневековое искусство, выдвигая Бога в качестве доминирующей проблематики, осмысляло вселенную в ее отношении к человеку. Эта тенденция нашла свое продолжение у Данте, ставившего мироздание в центр своей художественной концепции. «Божественная комедия» создает вероятностную модель структуры космоса и отводит в ней место для человека и общества. Возрождение ставит в центр мироздания сознающую себя личность. Классицизм фокусирует внимание на государстве и подчиненном ему человеке. Романтизм помещает в центр художественной концепции внутренний мир личности в его отношениях с природой. Реализм ставит в центр произведения человека и народ, личность и общество. 2.2. Художественная школа и художественное течение Художественная школа (слайд 6) – художественное направление, теоретически осознавшее себя, очертившие свои границы и выделившееся из художественного процесса в самостоятельное организационно оформленное образование, определившее свой состав (членство), имеющее свою теоретическую платформу (манифест, программу, принципы). Художественное течение (слайд 7) – варианты устойчивой художественной концепции мира, присущей данному художественному направлению. 2.3. Художественный стиль (слайд 8) – вырастает из глубины своей культуры и своеобразным образом выражает и отражает ее. Это не только литературный язык, но и язык изобразительного искусства. В силу этого изучение стиля изображения позволяет сделать некоторые заключения, относящиеся к особенностям того мира культуры, который состоит из элементов, представленных в том или ином стиле и упорядоченных определенным образом. Надо сказать, что искусство, как идеология, религия, традиции, здравый смысл и т.д. складывается под воздействием культуры своей эпохи как целого, а не под влиянием тех или иных ее ведущих идей, тенденций, или даже ее абстрактно взятого «мировоззрения». Стиль жизни (слайд 9) - совокупность тех ценностей и норм, которыми человек ежедневно руководствуются в своем поведении. Причем, стиль жизни не, всегда осознается в полном объеме, чаще всего он представляет собой те незаметные стереотипы, через которые он рассматривает свою деятельность и деятельность др. людей. Стиль жизни усваивается, главным образом, не на основе размышления, а в процессе подражания другим, следования традициям, в результате неощутимого давления той среды, в которой живет индивид. Традиции (слайд 10) – стихийно сложившаяся система привычек, ритуалов, норм, правил. Традиция выражает пребывание человека в историческом времени, соединяющем прошлое и настоящее. В традициях аккумулируется предшествующий опыт общественной деятельности. Социальная жизнь невозможна без образов (идеалов, стандартов) – устойчивых, социальных представлений о том, какими должны быть конкретные вещи. Искусство в купе с традициями и стилем жизни создает образы любви, дружбы, симпатии и антипатии, раздора и войны, трагического и повседневного. Этим во многом объясняется эффективность искусства как средства понимания индивидом самого себя и общества, а обществом – индивида и самого себя. Дух времени (слайд 11) - внутреннее единство исторического периода во многом обеспечивается создаваемой им общей атмосферой, особым духом времени, позволяющим, например, констатировать в искусстве конкретного периода те же симптомы и те же предвестия изменений, которые уже очевидны в каких-то других ее областях. Понятие духа времени, являющегося суммарной характеристикой присущего историческому периоду внутреннего духовного единства, печать которого лежит на всем, что делается в данный период, нуждается в разъяснениях.. Г. Гете в частности, рассматривал дух эпохи, как доминирование одной стороны ее духовной жизни над другими: «Если какая-нибудь сторона выступает наиболее сильно, овладевая массой и торжествует над ней, так что при этом противоположная сторона оттесняется на задний план и затеняется, то такой перевес называют духом времени, который определяет сущность данного промежутка времени». По Ф. Гегелю (слайд 12) дух времени – это всего лишь совокупность идей, характерных для какого-то периода, проявление в истории объективного духа, действующего во всех единичных явлениях этого периода. Дух времени слагается под воздействием культуры соответствующего исторического периода и является фактором, опосредующим влияние культуры этого периода на любую человеческую деятельность. Культура (слайд 13), из глубины которой вырастает свойственный ей дух времени представляет собой сложную систему, включающую в себя присущие только ей стиль мышлении, религиозных, философских и научных идей, особый строй чувств и коллективных действий. Влияние культуры как целого опосредуется вырабатываемым ею духом времени и сказывается на всех ее частях. Самые казалось бы далеко отстоящие друг от друга области культуры оказываются связанными друг с другом. Это можно проиллюстрировать на возникновении различных парковых ландшафтов. Идея создания Пейзажного английского парка, по мнению писателей, историков, философов и искусствоведов, принадлежит не садоводам и архитекторам, а партии вигов, представителям английского либерализма. (Н. Певзнер, 1968г.) (слайд 14, 15, 16) Д.С.Лихачев пишет о регулярном саде, что он «не был философски противопоставлен природе, .регулярность сада мыслилась как отражение регулярности природы, ее подчинения законам ньютоновской механики и принципам декартовской разумности». Если говорить о живописи, то за 6 столетий она прошла путь от изображения предметов до изображению ощущений и затем к изображению идей. В атмосфере одного и того же духа времени могут вырастать разные стили и существовать разные художественные направления. Сам дух времени неоднозначен, зачастую он внутренне очень противоречив и по- разному воздействует на разных художников. В свою очередь, художественная воля является порождением духа своего времени и, естественно, она может быть разной у разных этого времени. 2.4. Периодизация художественного процесса. (слайд 19) Принцип историзма используется при изучении многих наук – истории, этики, эстетики, педагогики и др. Периодизация художественного и музейного процессов взаимосвязаны, поэтому данный подход позволяет глубже понять эволюцию этих процессов, их основные этапы и важнейшие вехи, придает знаниям системность и иерархичность. Периодизация развития художественной культуры – важнейшая проблема эстетики, теории и истории искусства, музееведения. Обычно история искусства учитывает разномасштабные этапы развития художественной культуры. Существует множество теорий членения художественного процесса. Например, классическое. (слайд 20) Поколение - минимальный этап художественного развития, который определяется творческой деятельностью группы авторов, т.е. ровесников и современников. Век – более крупный этап художественного развития достаточный для осуществления изменений в социальной жизни. Эпоха – еще более крупный отрезок времени, например Античность, Возрождение и т.д. Мы будем рассматривать самое крупное членение – членение по эпохам: (слайд 21) Древность. Античность Средневековье Возрождение Новое время Современность 3. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ. (слайд 22) Эстетическая деятельность совершается по законам: красоты, комизма, трагизма, возвышенного, безобразного, ужасного. Эстетическая деятельность включает в себя: художественно-практическую, художественно-творческую, художественно-рецептивную, духовно-культурную, теоретическую. Венец эстетической деятельности – искусство. Здесь деятельность человека возвышается до художественного творчества, создающего в лучших своих проявлениях шедевры на все времена, классику, непреходящие эстетические ценности. Эстетические категории – это наиболее общие признаки, с помощью которых описываются процессы художественного творчества, строение и своеобразие произведений искусства, природа и механизмы художественного восприятия. 3.1. Эстетическое (слайд 23) Наиболее общая категория, отражающая то , что свойственно восприятию окружающего мира. Без нее невозможно функционирование всех остальных понятий. Эстетическое имеет свою основу в объективных законах философии, объективных законах красоты - это симметрия, ритм, гармония, целостность, упорядочность, целесообразность, оптимальность. Уже в глубокой древности люди ощущали, что все специфические особенности искусства, пусть и весьма примитивного, доставляли им удовольствие. Творчество, или приобщение к нему, возводили их на некий более высокий уровень бытия и тем самым облегчали им ту или иную деятельность, привлекали людей к культовым действам, обрядам, развивала в них желание какой-то иной, чем обыденная, более возвышенной жизни. Эстетическая деятельность (слайд 24) – это процесс, в котором люди стремятся преодолеть ограниченность утилитарного подхода к делу и действовать в соответствии с универсальными эстетическими законами в силу собственного развития. Под воздействием эстетических потребностей в эстетическом сознании формируются представления о том, каким воспринимается окружающий мир и каким складывается социальный мир личности, а затем происходит сопоставление этих миров. Поэтому в эстетическом сознании происходит чувственное отражение всеобщности и личностного смысла всех явлений действительности. Эстетические эмоции (слайд 25) - страх, горе и радость, надежда и отчаяние, любовь, ненависть, восторг, разочарование и др., всегда существенно отличаются от их прототипов в реальной жизни. Эстетическое, как правило связано с этическим мировоззрением личности. Нравственно воспитанным человеком явл. не тот, кто лишь знает нормы и правила поведения, а тот, у кого знания неразрывно сливаются с чувством, превращаясь в убеждения, составляющие сердцевину человеческой личности. Именно благодаря эстетическим переживаниям наши знания о нормах поведения, наши представления о том, что хорошо и что плохо в жизни, получают свое эмоциональное «подкрепление» и становятся убеждениями, побудительными силами. Так должно быть, но так бывает далеко не всегда. Эстетический вкус (слайд 26) – это форма эстетического сознания, синтез рационального и эмоционального. Развитый эстетический вкус предполагает способность к художественному воображению, на основе которого эстетическое чувство обогащается и выступает как переживание, преобразующее обычные житейские чувства, возвышающее нас и приобщающее к «вечному», непреходящему. Сущность этического вкуса заключается в гармоническом единстве суждения и переживания. Ш.Монтескье – «то, что привлекает нас к предмету посредством чувства». Ж.-Ж. Руссо – «вкус есть только способность судить о том, что нравится или не нравится наибольшему количеству людей» А.Шефтсбери – «безумно судить о красоте по первому впечатлению, необходимо думать, размышлять». Ф.Хатчестон – «чувство прекрасного, или способность воспринимать приятные идеи» 3.2. Прекрасное. Люди шествовали через века, неуклонно ускоряя свой шаг. Как собственно возникли представления о красоте, о прекрасном? Прекрасное есть образец чувственной созерцательной формы, идеал, в соответствии с которым рассматривают другие эстетические феномены. (слайд 27) Прекрасное всегда исторически конкретно. Разные исторические периоды знают разные идеалы красоты. Например, в Античные времена - в античном сознании прекрасное объединялось с полезным. В периоды наивысшего расцвета искусства, например в период классической античности или в эпоху Возрождения, в эстетических взглядах царил культ гармонии. Античные мыслители и художники пытались определить «законы» и «правила» красоты, среди которых чаще всего фигурировали такие характеристики как гармония, совершенство, мера, соразмерность, порядок, симметрия, пропорция, число, ритм, равенство, доброцветность, «золотое деление», конкретные пропорции, блеск, сияние, музыкальное созвучие и т.д. Например, Пифагорийцы считали, что прекрасное – это добро, безобразное – зло, чем привлекательней выглядит человек, тем выше оценивались и его внутренние качества ( м.б. поэтому было гонение на некрасивых, безобразных людей). Пифагорийцы подошли к прекрасному и с математической стороны, изучая соотношения тонов ( отношение октавы к основному тону равно 1 : 2, квинты 2:3, кварты 3:4 и т.д.) Октава – это яркое выражение гармонии: внутреннее согласование единицы и двойки, чета и нечета. Красота невозможна без гармонии, а гармония – единство многообразного, согласие противоречивого. Гармония - истинность бытия, созвучность космосу. Музыкальная гармония – частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение. Сократ, характеризуя прекрасное, показывает его связь с разумной целесообразностью, это источник особого удовольствия, это приятно слуху и зрению, а удовольствия, получаемые от пищи, любовных утех, питья и т.д. выносятся за пределы прекрасного. Платон – «прекрасное существует вечно…оно не уничтожается, ни убывает, не увеличивается…идею красоты человек познает только в одержимом состоянии, т.е. при вдохновении». |