Художественный процесс. художественный процесс и эстетическое восприятие
Скачать 161.5 Kb.
|
6.1. Общественно-преобразующая. Тип художественного сознания эпохи, идеалы искусства и тип личности взаимозависимы. Древнегреческое искусство формировало характер грека и его отношение к миру. Искусство Ренессанса раскрепощало человека от догм Средневековья. Изображение любви французскими писателями 18в. повлияло на строй этого чувства во Франции, а в 60—70-х годах 20 столетия эротизм кино и романов стал важным фактором сексуальной революции, а актриса Брижит Бардо во многом определила тип женщины и ее отношение к мужчине, к обществу, к миру. 6.2. Познавательно-эвристическая. Искусство позволяет индивиду осваивать конкретно-чувственное богатство мира, раскрывает его эстетическое многообразие, показывает новое в привычном. Например, лично не видя лондонские туманы, мы благодаря великому Тернеру имеем представление об этих туманах. Искусство формирует человеческую чувственность, видение мира. Или античный дискобол – мы практически физически ощущаем напряжение каждого мускула, каждой клеточки организма, при этом никогда не занимаясь этим видом спорта. Или скульптуры Родена «Вечная весна» - холодный белый мрамор передает такую гамму чувств первой любви, что не зная что это такое, мы уже понимаем как это прекрасно. 6.3. Коммуникативная функция. Средство худ. общения. Как любая знаковая система, искусство имеет свой исторический, национальный и т.д. код. Искусство объединяет людей. Когда в древности 2 разноязычных племени заключали перемирие, они устраивали танец, и ритм сплачивал их. Когда политики в конце 18в. разделили Италию на мелкие графства и княжества, искусство роднило и соединяло неаполитанцев, римлян, ломбардцев -шедевры Рафаэля, Леонардо да Винчи, Боттичелли и т.д.) – помогали им ощущать себя единой нацией. В Древней Руси, раздираемой междоусобицами в 18-19вв. иконотворчество, песнопение былин было той объединяющей силой, которая позволила в дальнейшем создать одно из самых великих государств. 6.4. Информационная. Искусство – специфический канал связи времен. Информация, переданная на языке танца, живописи, архитектуры, прикладного и декоративного искусства легче усваивается другими народами, чем словесная. Худ. информация всегда оригинальна, эмоционально наполнена, парадоксальна, эстетически богата, ее язык аллегоричен, иллюстрирован, гораздо более естественен, чем разговорный язык. 6.5. Воспитательная функция. Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Мораль формирует нравственные нормы людей, политика – политические взгляды, философия – мировоззрение. Пифагорийцы говорили, что искусство очищает человека. Аристотель разработал и ввел в эстетику категорию катарсиса – очищение по средствам переживания или сопереживания с героем. «Андрей Рублев», «Белый Бим, черное ухо»., «Овод» и т.д. Как говорил А.С.Пушкин - искусство, как наука, сокращает нам опыт быстротекущей жизни. Худ. произведение позволяет пережить многие чужие жизни как свою и обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать его элементом своей личности. Жизненный опыт ограничен исторически. Искусство передает опыт отношения к миру, расширяя его исторические и личные рамки. Читатель и зритель, воспринимая произведение, обретает определенную часть исторически многообразного опыта человечества. Они получают худ. организованный и отобранный, обобщенный и концентрированный, осмысленный и оцененный худ. опыт. Это позволяет человеку быстрее и качественнее вырабатывать собственные установки и ценностные реакции по отношению к жизненным обстоятельствам. 2-х часовой фильм о проблемах сегодняшней жизни – это своего рода мировоззренческий взгляд нашего современника на повседневную реальность, которую мы зачастую не замечаем, что повышает нашу социальную насыщенность. 6.6. Идеологическая. Искусство – это внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Австралийские племена в ночь перед сражением вызывали в себе прилив мужества определенными песнопениями и танцами. Спартанцы однажды обессиленные долгой битвой, попросили помощи у афинян, те прислали хромого и полуголого музыканта, который своим песнопением настолько поднял боевой дух спартанцев, что они победили врагов. Или еще пример, готическая храмовая архитектура и звуки органной музыки внушает прихожанам священный трепет перед божественным величием. В храмовом искусстве Индии преобладают фольклорные заклинания, плачи, что основано на внушение. Выдающаяся роль искусства отчетливо проявляется в маршах, которые призваны вселять бодрость шагающих в колонах. 7 я симфония Шостаковича, стихотворение К.Симонова «Жди меня», гимн «Вставай страна огромная», песня «Синий платочек» - все эти произведения поднимали дух бойцов Отечественной войны. Внушение – функция искусства очень близка к воспитательной. Но, воспитание – это длительный процесс, требующий большого количества произведений искусства для воспитания вкуса, культуры. Процесс внушения – одномоментный, применяемый в определенные исторические моменты. 6.7. Эстетическая – искусство пробуждает творческий дух личности. Она обеспечивает социализацию личности, формирует творческую активность. 6.8. Гедоническая – искусство как наслаждение. Или же успокаивающая. Искусство существует во имя людей, его высшая цель –гуманизм, счастье и полноценная жизнь личности. 7. Виды искусства.(слайд 52) 7.1. Архитектура – формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребности человека в жилье и общественных помещениях. Архитектура создает замкнутый утилитарно-худ. освоенный мир, отграниченный от природы, противостоящий стихиям. Архитектурный образ выражает назначение здания и худ. концепцию мира и личности, представление человека о себе самом и сути своей эпохи. Архитектура зародилась в глубокой древности, на высшей ступени варварства, когда в строительстве начинают действовать законы не только необходимости, но и красоты. В Древнем Египте строились огромные гробницы. Этой архитектуре присуща геометрическая четкость форм, отсутствие членений. В Древней Элладе в архитектура обретает демократический облик. Культовые сооружения утверждают красоту, свободу, достоинство грека-гражданина. Возникают новые виды общественных построек – театры, школы, стадионы. В Средние века архитектура становится ведущим и самым массовым видом искусства (Собор Нотр-дам-де-Пари). Классицизм канонизировал композиционные приемы (дворцы, замки). С конца 16в. до середины 18в. в обиходе стиль барокко, который служил прославлению и утверждению абсолютизма (Версаль). В начале 18в. возникает стиль рококо (Сан-Суси), связан с появлением класса аристократии, богатые росписи, большие зеркала, роскошь во всем. 2-я половина 18в. – появление стиля ампир – монументальный, величественный стиль, присутствие воинской мощи (Триумфальная арка в Париже). 7.2. Живопись и графика 7.3. Скульптура 7.4. Литература 7.5. Театр 7.6. Музыка 7.7. Хореография 7.8.Прикладное искусство – это вещи, окружающие нас и обслуживающие нас, создающие наш быт и уют, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие стиль и имеющие худ. образ, который выражает их назначение и несет обобщенную информацию и типе жизни, об эпохе, и мировоззрении народа. 7.9. Декоративное искусство 7.10. Цирк – 7.11. Фотография 7.12. Кино 7.13 Телевидение |