Главная страница
Навигация по странице:

  • 4.1. Диониссийские

  • Художественный стиль. (слайд 34)

  • 5. Художественное творчество.

  • Художественный процесс. художественный процесс и эстетическое восприятие


    Скачать 161.5 Kb.
    Названиехудожественный процесс и эстетическое восприятие
    АнкорХудожественный процесс
    Дата08.08.2022
    Размер161.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаХудожественный процесс.doc
    ТипЛекция
    #642222
    страница2 из 3
    1   2   3

    Натурфилософы считали, что прекрасное – это космическое совершенство, всеобщая гармония мироздания, симметричность, ритмичность, гармония между природой и практическими целями и потребностями человека.

    В работах средневековых мыслителей прекрасное, с одной стороны, понималось как объективированная сияющая Слава Божия, с другой, прекрасно то, что нравится само по себе.

    Прекрасное всегда национально окрашено. У разных народов, живущих в одной исторической эпохе, представление о прекрасном различны, а то и противоположны.

    3.3.Возвышенное

    (Слайд 28) Понятие возвышенного появилось в греческой античности и означало один из стилей речи – высокий, величественный, строгий.

    Иной характер приобретает возвышенное в искусстве Средневековья. Оно лишается героической патетики и становится выражением «неземного». Образ возвышенного запечатлен в готических соборах. Они проникнуты порывом человечества к почти несбыточному, но при огромных усилиях достижимому совершенству.

    Деятели эпохи Возрождения находили возвышенное в образе реального человека. Особенно показательны в этом отношении живопись и скульптура. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Мекеланжело вкладывали в религиозные сюжеты и образы человеческое содержание, открывают красоту телесного и духовного облика человека.

    И.Кант считал, что возвышенное - это идея разума, идея бесконечности, которая не может содержаться ни в какой чувственной форме. В искусстве Нового времени возвышенное гениальновоплощено в Девятой симфонии Л.В.Бетховена.

    Возвышенное представляет собой нечто исключительное, выходящее из ряда повседневных явлений жизни, то, что вызывает чувство восторга или радости, к которому, однако, может примешаться чувство тревоги или страха.

    3.4. Трагическое

    (слайд 29) Трагическое как эстетическая категория характеризует губительные и невыносимые стороны жизни, неразрешимые противоречия действительности. Жизнь человека трагична и потому, что он смертен, и потому, что ни одно общественное устройство в истории человечества не осуществило идею свободы, равенства и братства, хотя ближе всего к этому идеалу подходит демократическое общество. Тоталитаризм рождает трагедию несвободы. Однако и в самом благоустроенном демократическом обществе есть преступления, самоубийства, наркомания, неосуществленность личности и другие бедствия, порождаемые несовершенством смертного и греховного человека, живущего в несовершенном обществе. Трагическое представляет собой форму драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и способными привести к гибели важные духовные ценности. Субъект трагического действия предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей, поэтому категория трагического тесно связана с категорией возвышенного. От трагического неотделима категория катарсиса, которая важна не только в драматическом искусстве, но и имеет гораздо более широкое значение, характеризуя искусство вообще.

    Катарсис (слайд 30) - эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Термин был привнесен в психологию и психоанализ из античной трагедии.

    Трагедия, писал Аристотель, есть подражание действию важному законченному посредством не рассказа, а действия, и причем действия, очищающего путем сострадания и страха от плохих аффектов. В Античности трагедия – вершина искусства. Суть трагедии – не в роковой развязке, а в поведении героя. Он действует в русле необходимости и не в силах предотвратить неизбежное, герой своими активными действиями сам осуществляет свою трагическую судьбу. Таков, например, главный герой трагедии Сафокла «Эдип-царь». Он сам доискивается до причин бедствий, выпавших на долю Фив. Следствие оборачивается против него самого: оказывается, что виновником всех несчастий города – Эдип, убивший своего отца и женившийся на матери. Герой античной трагедии действует последовательно и идет до конца даже тогда, когда понимает неизбежность гибели. Он не обреченное существо, а именно герой, действующий свободно сообразно императивам своего «я», в рамках необходимости, продиктованной волей богов. Так, у Эсхила Прометей совершает подвиг во имя людей и расплачивается за передачу людям огня.

    Средневековье не создало оригинальной концепции трагического, сосредоточившись на проблеме греховности человеческих чувств, очищение которых считалось возможным только через религиозную аскезу. Т.е. суть трагического – не героизм, а мученичество.

    В эпоху Возрождения вновь была открыта «Поэтика» Аристотеля. Герои Данте, Тристан и Изольда – в основе трагедии не рок, ни волшебство или потусторонние силы, а сама природа. Герои У.Шекспира Ромео и Джульетта, Гамлет – не несут свою гибель в себе.

    У Б.Шоу есть такой постулат, «шутливые и умные приспосабливаются к миру, дураки же стараются приспособить мир к себе, поэтому изменяют мир и делают историю дураки».

    Благоразумный человек действует по здравому смыслу и руководствуется устоявшимися нормами и предрассудками своего времени. Трагический же герой действует свободно, сам выбирая направление и цели действий, невзирая на обстоятельства. В его характере причина его гибели

    Интерес к трагическому особенно усилился в эстетике Просвещения, когда была сформулирована идея трагического конфликта как столкновение долга и чувств. У Шиллера основой трагического выступал конфликт между нравственной и чувственной природой человека. В эпоху классицизма трагедия раскрывает смысл жизни, это конфликт долга и личных устремлений. Классическая трагедия показывает невозможность безущербного господства общественного начала над личностью. Т.е. динамическое равновесие между общественным и личным и есть суть жизни.

    В XX веке произведения искусства аккумулируют накопленные в ходе истории человечества страдании и искусство, становясь идеологией, служит целям подавления личности.

    3.5.Комическое

    Комическое (слайд 31) – наиболее сложная проблема эстетики. Категория комического характеризует смешные, нелепые или безобразные стороны действительности. Существуют десятки определения комического. Они исходят либо из противопоставления его трагическому, возвышенному, серьезному, либо от состояния субъекта (физиологическое состояние субъекта – от хохота до улыбки).

    Выделяются особые виды комического – остроумие, юмор, ирония, гротеск, насмешка.

    Жанры комического – комедия, сатира, шутка, эпиграмма, фарс, пародия, карикатура.

    Приемы, дающие комический эффект – преувеличение, преуменьшение, игра слов, двойной смысл, смешные жесты и т.д.

    В литературе, живописи, кино, театре комизм очевиден. В музыке он менее очевиден. Единственный вид искусства, неспособный отразить комическое – архитектура.

    И так, к классическим типам комического относятся юмор, остроумие, ирония.

    Для юмора характерно не отрицание мира в его испорченности, а снисходительность..

    Остроумие – это высокое развитие личности, его интеллекта, оно стремится обнаружить неочевидные связи, скрытые соотношения, нарушение стандартных схем и стереотипов. Остроумие связано с переворачиванием смысла, которое доставляет удовольствие или самой игрой со смыслом, или самой формой неожиданного смыслового переворота, а в сохранении двойственности, когда явный смысл противоположен скрытому, но все же доступен воспринимающему.

    Ирония – способ привести собеседника к противоречию с самим собой.

    Гротеск – распад привычных форм.

    Осмысление категории комического начинается с Платона и Аристотеля. Платон определял комическое как душевное состояние, представляющее собой смесь печали и удовольствия. Аристотель говорил о комедии как о насмешливых песнях, изображающих действия людей неугодных. Оба они определяли комическое и смешное через безобразное. Платон считал комическое недостойным свободных граждан идеального государства, противопоставляя смешное серьезному.

    Средние века изгнали комическое и комедию из официального искусства.

    Возрождение снова обратилось к комедии как жанру.

    В XVII в. стала формироваться теория комедии.

    В русской эстетике XIXв. Комическое нередко связывалось с критикой социальной политики.

    3.6.Безобразное

    (слайд 32) Безобразное впервые осмыслил Аристотель – «…даже отвратительное, изображенное в художественном произведении, доставляет эстетическое удовольствие благодаря радости узнавания действительности, которую мастерски передает художник». Безобразное – дисгармония частей и целого.

    Безобразное, низменное, ужасное – негативные ценности, отрицательные эстетические свойства мира, запечатлеваемые искусством. Без них невозможно осмысление реалий XXв.

    3.7. Удивление. Эпатаж. Шок.

    Эти категории – порождение XXв. Искусство меняется, первоначально рождая в каждой эпохе что-то новое, непривычно, непонятное. Нет единого, заданного раз и навсегда категориального аппарата искусства, неизменных критерий, которые бы были универсальными на все времена. Система категорий искусства изменяется вместе с самим искусством. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в современном искусстве постепенно вышли на первый план категории или не известные в прошлом, или не игравшие в нем существенную роль. Выдвижение на первый план эпатирующего аспекта искусства связано в первую очередь с изменением современной аудитории искусства, когда аудитория широких масс, тянется не только к созерцательному, прекрасному, но и к удивляющему, возбуждающему, занимательному, выразительному, откровенно-шокирующему, эпатирующему. Возникли подлинно массовые виды искусства, такие как кино, фотография, которые обеспечиваются современной техникой. Однако в них заключено противоречие – массы ищут развлечения, в то время как искусство требует от зрителя эмоциональной, духовной умственной концентрации, когда индивид концентрируется на произведении искусства, погружается в него. Масскультура, культура СМИ развлекает же массы, навязывая стандартных героев и, сл-но, стандартные эмоции. Развлекательное, расслабляющее искусство незаметно проверяет, какова способность решения новых задач восприятия. Живописное полотно, чтение книги приглашают к созерцанию, размышлению. зритель может предаваться сменяющим друг друга ассоциациями. Это наслаждение, познание, воспитание. Причем ни одну из этих функций нельзя считать доминирующей. Наслаждение формирует духовный мир человека; познание развивает человека, оказывает воспитательное воздействие, позволяет реципиенту выработать морально-нравственную линию поведения. Перед кинокадром или в медиа-пространстве это невозможно, т.к. кадры сменяют друг друга с большой скоростью. Явление преобладания видеосферы приводит к тому, что человек переходит к культуре «смотрения». Восприятие не требует большого умственного усилия, всвязи с чем возникает опасность, что их потребитель пропитается чувством легкости, простоты восприятия, удобства и удовольствия. Однако контакт с избытком изображения может привести к хаосу в области информации, понятийного аппарата и т.д. Для размышлений время не остается. Постоянные персонажи кино и телеэкрана являются квазианалогами друг друга и множат себе подобных. Ценности, персонифицированные в кинематографических образах, становятся основополагающими и в ироническом детективе, и в криминальной мелодраме, и в любовном романе, и в треллере. Облегченное, «клиповое» манипулирование смысловыми единицами приводит (по З. Фрейду) к т.н. «оптической» памяти.

    Почему человеку необходима не только красота, но и шок, который наиболее эффективно достигается кино? Почему искусство так настойчиво добивается эпатажа, скандала и шока? Ответы на эти вопросы можно связать с особенностями современной социальной жизни, радикально отличающейся от жизни недалекого прошлого. Потребность в шоковом воздействии – это адаптационная реакция человека на подстерегающие его опасности. Главная проблема современной эстетики – попробовать объединить новые категории искусства с категориями, традиционно исследовавшимися наукой в единую систему, опирающуюся на ясные принципы.

    Демокрит «Самое лучшее для человека – провести жизнь, возможно более благодушествуя и как можно менее печалясь, и он достигнет этого, если не будет искать наслаждения в том, что смертно».

    4.Художественные универсалии. (слай 33)

    Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира, закономерностей, которые не имеют ни пространственных, ни временных границ. Речь идет о худ. образах и худ. формах. В разных этносах, никогда не приходивших в соприкосновение друг с другом индийских, западноевропейских, русских и латиноамериканских мифах и сказках обнаруживаются сходные механизмы образования устойчивых символов и сюжетов, сходные типы конфликтов и повествований, т.е. продукты фантазии людей разных культур обнаруживают общие черты. Например, тучи – это всегда символ врага, чуждых сил, а солнце – олицетворение положительных сил, радости, жизнь.

    В качестве художественных универсалий можно рассматривать дионисийские и апполоновские начала в искусстве.

    4.1. Диониссийские – это тяготение к импульсивности, спонтанности, стихийности, чрезмерности.

    4.2. Апполоновские – ориентация на целостность, равновесие, гармонию, порядок.

    К числу художественных универсалий принадлежит и понятие

    4.3. Художественный стиль. (слайд 34)Понятие стиль многозначно. Худ. стиль – принцип организации худ. мира, его внутренняя необходимость, проявляющаяся в характере соотношения элементов произведения. Подчиняя каждую деталь общему конструктивному замыслу, стиль определяет структуру произведения и его принадлежность к определенному типу культуры. Стиль ориентирует художника по отношению к процессу развития искусства, обеспечивает развитие традиции на новом основании, способствует взаимодействию искусства разных эпох.

    В практическом отношении, при написании официальных писем, если оно начинается словами «милостивый государь…», то и все письмо д.б. написано в этом же стиле, Или приглашение «,,,,,имею честь пригласить Вас….», В отношении оформления чего-либо. При строительстве и ремонте и т.д. Поэтому стали появляться дизайнеры, которые могут подсказать сочетание стилей.

    Процесс прочтения и интеграции, понимания и оценки протекает во времени. Стиль же моментально, единым информационным броском, единым взглядом, без подробностей сообщает о целостном качестве произведения. Еще прочитаны только первые строки произведения, брошен первый взгляд на картину или здание, просмотрена только первая сцена спектакля, а реципиент, восприняв стиль произ. Искусства, уже может сделать определенные выводы или суждения об этом худ. произведении. В стиле осуществляется следующая худ. коммуникация: Действительность – творец- произведение- исполнитель- реципиент-действительность.

    Каждая эпоха опредмечивая себя в стиле, предстает осуществлением только ей присущей иерархии ценностей.

    Еще одна худ. универсалия – это

    4.4. жанр. (слайд 35) В литературе – роман, повесть, новелла, поэма, элегия, миф, сонет, трагедия, комедия.

    В музыке – соната, симфония, концерт, прелюдия и т.д.

    В живописи – пейзаж, натюрморт, портрет, икона и т.д.

    Жанр в качестве универсалии в искусства играет особую роль – и сознательно и стихийно он подключает каждого нового творца к уже сложившейся худ. традиции. Жанр выступает как представитель творческой памяти в процессе худ. развития. Устойчивость самого понятия жанра на протяжении всей истории искусств позволяет описать эту историю не только с традиционных позиций художественных эпох или смены худ. видения, но и позиции эволюции жанра.

    Т.о. универсалии искусства представляют собой иерархию формообразующих начал разного типа, обладающей разного типа всеобщности, но действующих неодолимо на худ. творчество разных эпох.

    Например. В подавляющем большинстве эпох так или иначе духовное и физическое начала находились в разобщении. Утонченность внутренней жизни и материальное изобилие, как правило, оказываются в антагонизме. Культ чувственности, наслаждений, внимание к телесности и пластичности, гармонии уже наблюдается в эпоху эллинизма. (слайд 36) Это обнаруживается во множестве древнеримских произведений изобразительного искусства. На протяжении всей истории искусств вопрос эротики всегда был актуальным, и в разные исторические эпохи к этому относились по-разному. Античность – две обнаженные гетеры (изображение на сосуде) Например «Даная» Рембранта и Тициана, «Олимпия» Эдуарда Моне (1860-е годы) И по сей день эта проблема – отличие порнографии от эротики – до сих пор остается актуальной, искусствоведы, психологи и многие другие заняты поиском критерий.

    В настоящее время в практике используют 2 критерия, предложенных в начале 20 века одним американским ученым

    1. в художественной эротике всегда присутствует индивидуальность, образ с большей или меньшей разработкой характера, неповторимой психологией, так или иначе придающей произведению гуманистический пафос. (Дж. Боккаччио«Декамерон» - 1353г. де Лакло «Опасные связи», «Любовник леди Чатерлей» - 1928г., Генри Миллер «Тропик рака» 1930-е годы XX столетия на грани дозволенного.) Порнография - деградация художественного начала, взору предстают безличные образы самцов и самок.

    2. восприятие художественно-эротического вполне может быть публичным, в то время как порнография рассчитана на сугубо приватный характер, индивидуальное восприятие.

    5. Художественное творчество.(слайд 40)

    Художественное творчество – это загадочный процесс. Ни один творческий процесс невозможно описать ни математическими формулами, ни последовательностью химических реакций организма, ни каким-либо другим алгоритмом.

    А.С.Пушкин писал, что «…Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет резцом и молотом, раздробляя его оболочку. Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? – Так никто кроме импровизатора не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чужой внешней волей».

    Или еще пример, знаменитый французский ваятель Роден автор знаменитых структур «Весна», «Вечная любовь» говорил, что он берет камень и отсекает все лишнее.

    Даже детские сказки пытаются объяснить что такое творчество, например, сказка Буратино. Причем для творчества, как правило, необходимо два составляющих – сам автор и объект, для которого это делается. Творчество (слайд 41) – это процесс воплощения замысла в знаковую систему и вырастающую на ее основе систему образов; это процесс объективизации мысли в тексте, камне, холсте и т.д. процесс отчуждения замысла от художника и передаче через произведение читателю, зрителю, слушателю.

    Художественный образ конкретен и обладает чертами представления, но особого рода: представления, обогащенного мыслительной деятельностью. Представления – переходная ступень между восприятием и понятием, обобщение широчайших слоев общественной практики. Художественное мышление образно. Оно сочетает обобщенность и конкретность с личностной формой. Искусство создает художественную реальность, которая виртуальна, жизнеспособна и воссоздает жизнь в ее целостности и тем самым расширяет, углубляет реальный жизненный опыт человека.

    Худ. образ (слайд 44) – это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. Художник как бы сталкивает явления друг с другом и высекает искры, освещающие жизнь новым светом.

    Например, Изображения таких мифологических существ, как дракон, богиня Нюй-ва – змея с головой женщины (Древний Китай), бог Анубис – человек с головой шакала (Древний Египет), кентавр – конь с торсом и головой мужчины (Древняя Греция), человек с головой оленя (лопари), являют собой модель худ. образа. Худ. мысль соединяет реальные явления, создавая невиданное существо, причудливо сочетающее в себе элементы своих прародителей. Древнеегипетский сфинкс – это не лев и не человек, а человек, представленный через льва, и лев, понятый через человека. Причудливое сочетание человека и царя зверей позволяет человеку познать и природу и самого себя – всю свою царственную мощь и господство над миром.

    Логическое мышление устанавливает иерархию, соподчиненность явлений. В худ. образе предметы раскрываются один через другой и взаимодействуют на «равных». Худ. мысль не навязывается предметам мира извне, а органически вытекает из их сопоставления, из их взаимодействия.

    Структура худ. образа не всегда так наглядна, как в сфинксе или кентавре. Однако и в более сложных случаях в искусстве явления раскрываются одно через другое.

    Образная мысль многозначна. Один из аспектов многозначности образа – недосказанность. Воспринимающий получает исходный импульс для раздумий, ему задается эмоциональное состояние и программа переработки полученной информации, но за ним сохраняется и свобода мысли, и свобода воли и простор для творческой фантазии. Особенно это присуще музыкальным произведениям.

    Каждая эпоха находит в классическом образе новые стороны и дает ему свою трактовку. Например, шекспировский король Лир. В разные времена считалось, что :

      1. Это трагедия вероломства и дочерней неблагодарности

      2. Политическая, нельзя было делить королевство

      3. Трагедия обанкротившейся идеологии и т.д.

    Худ. образ (слайд 50) – единство рационального и эмоционального. Для создания произведения искусства важен не только широкий охват действительности, но и высокий эмоциональный тон самого произведения. Например, можно привести эпизод из жизни французского скульптора Родена, который отмечал, что «искусство – это …работа мысли, ищущей понимание мира и делающий этот мир понятным…это – отражение сердца художника на всех предметах, которых он касается».

    Худ. образ – это единство объективного и субъективного. Например, ПЭВМ способен перерабатывать информацию по определенной программе, но он лишен индивидуальности. Стихои можно понять, но нельзя воспринять как поэзию:, поскольку есть рифма, но нет чувства.

    Грустно-алый закат мне светил в лицо.

    Я сидел у окна и ел яйцо.

    Вдруг пришла она –

    На ней нет лица,

    Стало жаль ее –

    Не доел яйца.

    В этом примитивном стихотворении автор передает настроение, в котором он находился в данный момент времени.

    Или,

    Очень трудно правду говорить. –

    Будто пробираешься ты через

    Пропасть,

    Через можжевельник, вереск.

    Где уж там веселенькая прыть.

    Все же надо правду говорить.

    Главное –

    Тому, кому ты веришь.

    Ах, как трудно правду говорить!

    Правда не в шелку –

    В лохмотьях рубищ,

    Боль, а не связующая нить.

    Все же надо правду говорить.

    Главное –

    Тому, кого ты любишь.

    (Е.Шевелева)

    Роль индивидуальности художника особенно наглядно в исполнительском искусстве (музыка, театр, балет). Например, исполнительское мастерство С. Рихтера, Е.Максимова и В.Васильев, М.Лиепа в балете Григоровича Спартак, которое позволило балету Хачатуряна только в этом исполнительском составе было призвано классикой. Потому, что это не только танец, это образ, жизнь героев, которую мы сопереживает вместе с исполнителями, заранее прекрасно зная фабулу спектакля. Например, В.Васильев сказал Рудольфу Нуриеву, несмотря на то, что это был всемирно признанной звездой, что ему не понравилось последнее исполнение в Баядерке; на что Нуриев сказал, что у тебя в месяц 3 выступления, а у меня в год более 200. Личность творца запечатлевается в худ. образе, и чем ярче и значительнее эта личность, тем значительнее ее творение.

    По выражению Г.Белля «автор не берет действительность, он носит ее в себе, создает ее». Причем, худ. образ не претендует на реальность. Художественнее шедевры развиваются вместе с человечеством, что можно объяснить многозначимостью, многослойностью каждого произведения.

    6. Функции искусства. (слайд 51)
    1   2   3


    написать администратору сайта