Главная страница
Навигация по странице:

  • Дипломная работа «Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду» Выполнила

  • Руководитель

  • Введение Актуальность

  • Предмет исследования

  • Глава 1. Проблема развития творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

  • Дипломная работа «Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду». света диплом. Дипломная работа Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду


    Скачать 367.78 Kb.
    НазваниеДипломная работа Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду
    Анкор Дипломная работа «Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду
    Дата16.06.2022
    Размер367.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласвета диплом.docx
    ТипДиплом
    #596858
    страница1 из 4
      1   2   3   4


    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования города Москвы

    «Московский городской педагогический университет»

    Музыкально–педагогический факультет

    Кафедра пения и хорового дирижирования
    Дипломная работа

    «Развитие творческих способностей дошкольников

    на музыкальных занятиях в детском саду»

    Выполнила: студентка курса Лукьянова С.А.

    Руководитель: д.п.н., профессор Афанасьев В.В.

    Рецензент:
    Москва

    2019-2020

    Содержание

    1.1. Обзор исследований по проблеме развития творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду . 8

    Проблема детского творчества является одной из наиболее актуальных и недостаточно разработанных в музыкальной педагогике. Ее решение тесно связано с проблемой формирования и развития личности ребенка. Этой проблемой занимались ещё античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон), выдвигая весьма прогрессивные для того времени идеи. 8

    Таблица 1. Динамика музыкально-творческого развития детей 33

    Приложение 1 34

    Таблица 2 34

    Динамика овладения творческими умениями 34

    на музыкальных занятиях(%). 34

    Виды творческих заданий 34

    35

    1. Придумать движения, соответствующие характеру музыки. 35

    2.Перевести музыкальный образ в пла­стический. 35

    3.Графически изобразить движение музыки. 35

    7. На рисунке изобразить музыкальный персонаж. 35

    8.Подобрать кленовые листья (любой цветовой материал) по принципу крещендо (усиление), диминуэндо (уменьшение). 35

    9. Голосом «раскрасить» листья, усиливая или уменьшая яркость. 35

    Динамика овладения творческими умениями 35

    на музыкальных занятиях (%). 35

    3. Сочинить музыкальные интонации радости и грусти (на детских музыкальных инструментах). 36

    4.Инсценировать сюжетную песню (использовать средства музыкальной выразительности). 36

    Список использованной литературы 47


    Введение
    Актуальность данной темы и интерес к ее изучению обусловлены несколькими причинами, но, прежде всего, ярко выраженной в современном обществе тенденции и потребности в активизации и развитии творческого потенциала личности.

    В настоящее время, чтобы адаптироваться в усложняющемся мире, человек вынужден в течение всей своей жизни овладевать новым и большим объемом знаний. Это требует от него высокой интеллектуальной подготовки, важнейшим показателем которой является музыкально-творческое развитие. Под музыкально-творческим развитием человека подразумевается сочетание его музыкально-творческих способностей, творческой активности.

    В настоящем исследовании рассматривается проблема развития музыкально-творческих способностей ребенка как важнейшего и необходимого компонента его музыкально-творческого развития. Проблема развития музыкально-творческих способностей сложна и актуальна на современном этапе. Не случайно ее называют «проблемой века», поскольку решение ее связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением его личности.

    Способность к творчеству - это то, что всегда было определяющим в самом феномене человека. Деятельность, в которой в наибольшей мере концентрируются эстетические, творческие проявления, является музыкальное искусство. Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Она носит творческий характер, включая в себя композиторкую, исполнительскую, слушательскую творческую деятельность, и представляет ни с чем не сравнимые возможности для музыкально-творческого развития  дошкольников.

    Музыкально-творческая способность является универсальной, обеспечивающей успешное выполнение самых разнообразных видов музыкальной  деятельности. Она эстетизирует их, развивая при этом наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение.

    Наличие музыкально-творческих способностей определяет уровень гармонично развитой личности. Успешное решение этой важной задачи воспитания и обучения возможно лишь в том случае, если все факторы - биологические, психологические, социальные, детерминирующие индивидуальное формирование творческих способностей, будут изучены и учтены в педагогическом процессе.

    Вопросы развития музыкально-творческих способностей человека являются предметом изучения многих наук: философии, педагогики, психологии. Философский аспект проблемы представлен в работах Д.И.Писарева, Г.В.Плеханова, Э.В.Ильенкова, З.Г.Апресяна, Е.П.Крупника, И.Л.Лейзерова.

    Психологической основой для изучения данной проблемы служат труды Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, А.Г.Ковалева и др. К вопросам творческого развития обращались педагоги Г.Рид, К.Рейнольдс, Н.Роджерс, Б.В.Асафьев, Д.С. Кабалевский.

    В отечественной музыкальной педагогической науке имеется ряд научных трудов, посвященных исследованию творческого развития детей: музыкального творчества (Н.А.Метлов, 1940, К.В.Головская, 1944; Н.А.Ветлугина, 1968, К.В.Тарасова, 1988), творческих проявлений дошкольников (А.Н.Зимина, 1988), творческой направленности личности (А.Н.Зимина, 1997).

    Теоретически основа толкования творческих способностей строится на признании наличия у детей врожденных задатков, которые независимо и спонтанно выявляются в деятельности детей. Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок.

    Процесс развития творческих способностей на музыкальных занятиях в детском саду вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке. Специфика музыкальных занятий такова, что у дошкольников она тесно связана с их возрастной особенностью – особой музыкальной одаренностью, уникальным творческим потенциалом, эмоциональной отзывчивостью на прекрасное, ведь детям изначально присуща талантливость.

    Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, ибо эмоциональная сфера и воображении тесно взаимосвязаны с творческими способностями. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.

    Б.М. Теплов отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. У детей семи лет широко развивается самостоятельное творчество: музыкальное, театральное, литературное. Этой же точки зрения на значение результативной продуктивной деятельности, на роль творческого воображения и его особенностей придерживаются Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. К. Головская доказывает в своем исследовании, что дети проявляют творчество в такой близкой им деятельности, как музыкальные игры, пляски, пение, во всех видах музыкального творчества.

    В наши дни данные идеи активно реализуются в работе всех видов дошкольны учреждений. Раскрыть творческий потенциал ребенка, позволить ему развиваться – одна из основных целей современной педагогики. Однако возникает вопрос о средствах и способах, которые способствуют данному процессу.

    Анализ научной литературы и практики музыкального развития в садах выявляет ряд противоречий. К числу наиболее существенных из них можно отнести противоречия между:

    • потребностью и необходимостью развития музыкально-творческих способностей дошкольников и недостаточной разработанностью педагогических технологий этого процесса;

    • объективно существующими возрастными предпосылками музыкально-творческого развития личности дошкольника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального обучения;

    • потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально-творческих способностей и их реализацией.

    Обозначенные противоречия позволили определить проблему исследования: поиск психолого-педагогических условий развития творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

    Объект исследования: музыкально-творческая деятельность дошкольников.

    Предмет исследования: развитие творческих способностей у дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

    Цель работы: рассмотреть процесс развития творческих способностей у дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Выявить сущность данного вопроса;

    2. Разработать и апробировать технологию и методику развития творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду;

    3. Выявить и охарактеризовать критерии и уровни музыкально-творческого развития дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду;

    4. Осуществить диагностику развития творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

    5. Разработать рекомендации по развитию творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

    Нами выдвигается следующая гипотеза – равитие творческих способностей у дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду будет успешным, если

    • ребенок способен будет произвольно оперировать усвоенными знаниями, умениями, навыками, приобретенными в музыкально-творческой деятельности с целью создания нового образа музыкального произведения или его интерпретации;

    • данные способности будут проявляться на подражательноисполни-

    тельском, инициативно-исполнительском и поисково-творческом уровнях;

    • специально организовать музыкально-творческую деятельность, осуществлять её в атмосфере творческого поиска, ситуациях успеха.

    • применять педагогические технологии, которые являются  сочетанием приемов музыкально-творческой деятельности, диалога, творческих заданий

     на каждом этапе.

    Основными критериями развития музыкально-творческих способностей ребенка являются: интерес к музыкально-творческой деятельности и желание заниматься ею; наличие у ребенка музыкально-творческого воображения и мышления; легкость, быстрота усвоения способов музыкально-творческой деятельности, широта их переноса; умение импровизировать, перевоплощаться, сочинять, выражая свои чувства.

    В работе использованы следующие методы:

    • поиск и изучение литературы, описание, анализ и синтез, эксперимент, наблюдение

    • метод графического изображения данных

    Теоретической основой данной работы послужили концептуальные подходы к проблеме развития творческих способностей человека, разработанные зарубежными и отечественными психологами-теоретиками (Д.Гилфорд, В.Лоуэнфельд, Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, А.Я.Пономарев), психолого-педагогическая теория деятельности (В.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, С.Л.Рубинштейн), теория педагогической технологии (А.С.Белкин), теория музыкального обучения и воспитания (Б.Асафьев, Б.Яворский, Н.Ветлугина, А.Зимина, К.Орф). Использованы материалы периодической печати и сети Интернет.

    Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и интернетресурсов.


    Глава 1. Проблема развития творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта