Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы анкеты

  • Результаты анкетирования

  • 2.2. Диагностика эффективности развития творческих способностей

  • Результаты анкетирования.

  • Приложение 1 Таблица 1. Динамика музыкально-творческого развития детей

  • Приложение 1 Таблица 2 Динамика овладения творческими умениями

  • Виды творческих заданий

  • Приложение 1 Динамика овладения творческими умениями

  • 2.3.Рекомендации по развитию творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

  • Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы

  • Дипломная работа «Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду». света диплом. Дипломная работа Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду


    Скачать 367.78 Kb.
    НазваниеДипломная работа Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду
    Анкор Дипломная работа «Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду
    Дата16.06.2022
    Размер367.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласвета диплом.docx
    ТипДиплом
    #596858
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    Глава 2. Результаты опытно-экспериментального

    исследования творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.
    2.1. Организация опытно-экспериментального исследования по развитию творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

    В данной главе описывается экспериментальное исследование по развитию творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

    Цель исследования – изучить эффективность процесса развития творческих способностей на музыкальных занятиях путем обогащения эмоционального опыта детей, проверка правильности выдвигаемой гипотезы.

    Гипотезаразвитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях возможно, если создаются следующие условия:

    • сформирована эмоционально-благополучная атмосфера на музыкальных занятиях;

    • музыкальным руководителем проведена специальная работа по развитию творческих способностей детей и по умению увлечь их творчеством;

    • дается положительная оценка творческой реализации художественного замысла.

    Задачи исследования, которые являются также его этапами:

    1. подготовка исследования: формирование групп, выбор методов

    2. проведение исследования

    3. анализ результатов исследования

    Исследование проводилось на базе детского сада «Крепыши» города Домодедово в подготовительной группе. В исследовании приняло участие 20 дошкольников. На первом этапе мною было сформировано две группы детей. Из них 10 детей входили в экспериментальную группу (с ними проводилась дополнительная работа по развитию творческих способностей на музыкальных занятиях); 10 в контрольную (с детьми проводилась работа в рамках традиционных музыкальных занятий),

    Для проверки выдвинутой гипотезы был осуществлен психолого-педагогический эксперимент. Он включал три этапа: констатирующий, развивающий и контрольный. Констатирующий и контрольный эксперименты проводились как в экспериментальной, так и в контрольной группах, развивающий - только в экспериментальной группе. Учитывался уровень развития детей, их возрастные и индивидуальные особенности.

    Творчество ребенка оценивалось по степени развитости его потенциала, который в свою очередь может проявляться в импровизационном пении, музицировании на музыкальных инструментах, в музыкально - ритмических движениях и других продуктах творческой деятельности.

    Для выявления уровня развития творческого потенциала детей экспериментальной и контрольной групп был проведен констатирующий эксперимент, который позволил выявить исходный уровень творческих способностей. С этой целью были использованы разные диагностические методики. На первом этапе было проведено диагностическое анкетирование.

    Вопросы анкеты:

    1.Любишь ли ты музыкальные занятия?

    2.Можешь ли назвать себя любителем музыки?

    3.Какую музыку ты любишь слушать? (классическую, современную, русскую, зарубежную, народную).

    4.Сочинял ли ты когда-нибудь музыку? (если сочинял, то как часто, какую).

    5.Рисуешь ли ты свои музыкальные впечатления?

    6.Можешь ли придумать музыкальную сказку? (про кого ты сочинял или сочинил бы сказку, или про что, на какую тему).

    7.Твой любимый композитор?

    8.Любимые произведения?

    9.Играешь ли ты на музыкальных инструментах? Каких?

    10.Любишь ли участвовать в концертах?

    11.Что ты больше любишь: слушать музыку, сочинять ее, исполнять?

    12.Можешь ли придумать движения под музыку?

    13.Меняется ли твое настроение, когда ты слушаешь музыку?

    14.Какие музыкальные выразительные средства знаешь?

    15.Что тебе больше нравится делать на музыкальных занятиях?



    Результаты анкетирования:

    90% детей любят музыкальные занятия, назвали себя любителями музыки 80% детей, из них 60% уточнили, что любят современную, эстрадную музыку, и лишь 10% назвали классическую и народную.

    Среди любимых композиторов 20% детей назвали П.И. Чайковского, С. Прокофьева, но, скорее всего, дети отреагировали на ранее слышанные на занятиях фамилии , так как уверенных ответов с названиями произведений этих композиторов прозвучало мало.

    Среди любимых произведений были названы некоторые эстрадные песни и популярные группы (40% детей). Лишь 10% детей привели примеры из классики: «Щелкунчик», «Золушка», «Лебединое озеро», 3% - народные песни: «Во кузнице», «Во поле береза стояла».

    Неожиданным для нас оказался высокий процент (60%) положительных ответов на вопрос: «Сочинял ли ты музыку?», что говорит о достаточно высоком творческом потенциале детей данной группы. Это подтверждают и ответы на вопрос: «Любишь ли ты рисовать свои музыкальные впечатления?» – 50% детей ответили утвердительно, а делавших пробы в жанре сочинения  музыкальных сказок оказалось 40%.

    Из 20 анкетированных детей пять человек (25%) хотят в дальнейшем учиться игре на фортепиано, 2 ребенка (10%) – на гитаре. Интересно, что при этом 50% детей утверждают (данные анкеты), что «играют» на  музыкальных инструментах! При более подробном опросе выяснилось, что дети выдают желаемое за действительное или же просто имеют дома музыкальный  инструмент и пробуют «играть». На вопрос: «Что больше любишь: слушать, исполнять или сочинять музыку?» - 25% детей ответили - исполнять и сочинять, 20% - исполнять и слушать и 30% детей предпочитают просто слушать. Уверены, что могут придумать движения под музыку – 60% детей, считают себя восприимчивыми к музыке (меняется настроение) – 80% детей. Но смогли назвать более трех средств музыкальной выразительности всего 10% детей, и не вспомнили ни одного – 55% детей.

    Итоговым вопросом анкеты я выяснила, что отдают предпочтение пению на музыкальных занятиях 50% детей, слушанию музыки – 6%, а остальным 44% детей нравятся разнообразные творческие виды деятельности: пение, слушание, отгадывание музыкальных загадок, кроссвордов, танцам (подразумевают различные двигательные упражнения, ритмопластические движения), театрализации песен, рисованию и так далее.

    В сентябре, в результате диагностики я выяснила также, что: музыкальное восприятие (слушательские умения) оказались достаточно развитыми только у 25% детей. На фоне общей достаточной активности (50% детей) уровень собственно музыкальной активности я определяю как средний .

    Лишь 35% детей смогли принять участие в работе и выполнить предложенные творческие задания.

    Отдельно я прослеживала динамику при анализе средств музыкальной выразительности (темп, динамика, тембр, штрихи, лад, регистр, ритм). Также на начальном этапе диагностирующей работы детям был предложен графический символ музыкального произведения в виде цветка (ромашки). Мы сравнили сердцевину цветка с тем образом, который возникает в результате исполненного или прослушанного музыкального произведения, а лепестки обозначали различные музыкально-выразительные средства (то есть, что смогли назвать дети) это: темп, тембр, динамика, регистр и лад, а также ритм и штрихи - музыкальные средства выразительности не названные детьми. С обратной стороны лепестков сделаны «кармашки-темы», в которых, в перспективе, по мере изучения, должны накапливаться более подробные характеристики названных средств выразительности, например: понятие «лад» дети на данном диагностирующем этапе характеризуют как «грустный» или «веселый». Эти два слова и помещаем в кармашек лепестка – «лада». Понятие «темп» дети различают как «быстрый» или «медленный». Такими же скудными характеристиками дети ограничиваются и в анализе других музыкальных выразительных средств.

    Первое практическое применение (в сентябре) метода работы с ромашкой проводили на примере знакомой песни композитора В. Савельева «Неприятность эту мы переживем» из мультфильма «Лето кота Леопольда» (В небесах высоко ярко солнце светит …). Почти всем детям знакома эта песня, поэтому после ее исполнения дети весьма активно приступают к анализу характера песни и музыкальных средств выразительности, благодаря которым и создается определенный образ. Лишь 22% детей смогли охарактеризовать музыкальные средства выразительности, создающие образ солнечного дня в этой песне.

    С заданием повторить хлопками ритмический рисунок первой фразы запева справились лишь 10% учащихся группы.

    В результате диагностического этапа мы сделали следующий вывод: уровень креативности у детей на данном этапе можно определить как средний, но резерв возможностей и желание творчески работать у детей высоки.

    Все виды выше описанных диагностических работ по определению уровня развития творческих способностей использовались затем на следующих этапах опытно-экспериментальной работы.

    В опытно-экспериментальной работе я преследовала цель создать оптимальные условия для активизации у детей творческих импульсов.

    Главной задачей было не только дать детям знания, умения, навыки, но создать условия для свободного оперирования, владения ими, использования их в ситуациях творчества, то есть развить и повысить уровень творческой активности детей в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.
    2.2. Диагностика эффективности развития творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду .
    Работу по развитию творческих способностей в подготовительной группе мы начинаем с процесса усвоения и творческого освоения понятия «штрихи».

    Детям предлагается прослушать пьесу А.Балтина «Дождь танцует». Дается задание: придумать движение, соответствующее характеру пьесы. С заданием справляются около 30% детей. Дети приходят к выводу, что характеру данной пьесы соответствуют подскоки, легкие прыжки.

    Далее предлагается следующее творческое задание: перевести музыкальный образ в пластический, то есть выбрать и изобразить тот персонаж, который больше соответствует данной песне: бабочка, лиса или зайчик. Изображают прыжки зайчика 30% детей.

    Следующее творческое задание: прослушивание песни «Santa Lucia» на языке оригинала. Цель этого задания: выяснить, могут ли дети, не зная итальянского, в мелодике чужого (итальянского) языка через другие музыкально-выразительные средства услышать характерные образы. Какие появляются при прослушивании ассоциации. Среди множества предложений появляется одно очень близкое: «похоже, как по морю медленно плывет лодка с парусом, а вечер тихий-тихий!». Затем песня исполняется на русском языке.

    Среди приемов творческой работы мы широко использовали «Музыкальное рисование». Этот метод широко развивает творческую фантазию, навыки импровизации. Например, такое задание: придумать интонацию, музыкальную фразу для изображения чувства нежности и радости. Большинство детей с заданием справилась.

    Творческое задание на ритмопластику: движениями, пластикой, передать настроение двух пьес Чайковского «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Несмотря на то, что почти все дети верно определили характер пьес, передать настроение в движении удается немногим, лишь 20% детей двигаются соответственно музыке. У остальных же движения бесхарактерные, некоординированные.

    Для формирования ладового чувства даем следующее творческое задание: сочинить музыкальные интонации радости и грусти, избрав для этого соответствующий музыкальный инструмент. На столе музруководителя лежат свирель, бубен, металлофон и другие. Для грустной интонации дети выбрали свирель. На металлофоне и бубне дети сочиняли радостные, маршевые интонации. Справились с этим заданием 40% детей. Знакомство с различными способами звукоизвлечения необходимо для развития музыкально-слуховых представлений.

    Интересное творческое задание, развивающее фантазию и воображение, в процессе знакомства с тембрами различных инструментов – это изображение грозы всей группой. Предварительно наводим детей на мысль о возможности использования музыкальных инструментов для подражания дождю, ветру, грому, молнии (своеобразный оркестр ударных). Выясняем, что тихая игра на треугольнике похожа на редкие капли дождя, игра на маракасах и погремушках – порывы ветра, удар металлическими палочками по тарелкам, бубен – молния, а дробь барабана, треск кастаньет ассоциируются с раскатами грома. Разрабатываем «сценарий»: сначала – порывы ветра, которые можно изобразить с помощью маракасов, покачивая их из стороны в сторону и увеличивая силу звука с тихого до громкого. Нарастая до предельно громкого, звук также постепенно уходит на убыль. Такое динамическое развитие должно быть у всех инструментов, участвующих в этой картинке. Важно соблюсти меру, чтобы картинка не превратилась в хаотический шум. Поэтому развитием «грозы» дирижирует педагог, показывая каждому участнику вступление, изменение темпа и динамики.

    Творческое задание на развитие тембрового слуха и окраски проводим на примере музыки П.И. Чайковского «Осенняя песня» (Октябрь) методом словесного рисования: дети должны «раскрасить» музыку, назвав как можно больше слов, характеризующих тембровую окраску. Далее предлагаем сочинить рассказ к музыке, используя названные слова, «окрашивающие» музыку. В основе должен лежать осенний образ. Задание развивает творческую фантазию, образное мышление, умение воплощать музыкальный образ в художественный. Справляются с заданием примерно 40% детей.

    Творческое задание на театрализацию проводим на примере песни «Веселый музыкант» Т. Филлипенко. Дети сопровождают исполнение движениями, изображающими игру на инструментах. Этим несложным заданием мы закрепляем понятие тембровой окраски, развиваем слухо-двигательную координацию, работаем над темпоритмом и развиваем эмоциональную сферу ребенка.

    Во время движения, выполнения ритмических и пластических заданий неоднократно предлагается прислушиваться к музыке и двигаться ей в такт. Внимание детей обращается на скорость движения, то есть темп, который тесно взаимосвязан с ритмом музыки.

    Звучит «Полька – шарманка» Д. Шостаковича. Творческое задание: передать изменяющийся несколько раз на протяжении звучания произведения темпоритм музыки любыми движениями на свой выбор. В основном дети правильно реагируют на изменение темпа, выполняя прыжки и бег на подвижную часть пьесы, и с замедлением переходят на спокойную ходьбу. Движения, придуманные детьми, отличаются однообразием. Активизируем их творческую фантазию изменением условий выполнения задания: ногами двигать запрещаем, детям приходится включать другие части тела. Количество справляющихся уменьшается, по условию задания они садятся. Оставшиеся дети исполняют вращательные движения руками, или головой, изменяя скорость в соответствии с темпом музыки, повороты туловища, наклоны. Наконец, для самых сообразительных предлагаем шуточное задание: не употребляя слов «лицо» и «мимика», предлагаем изобразить изменение темпа не двигаясь, не помогая себе частями тела. После веселого замешательства группы (почти все садятся), лишь два человека догадываются и пытаются изобразить изменения темпа мимикой – улыбка на быстрый темп и грустное выражение лица на медленный. Второй ребенок выбрал другой вариант: чередовал быстрое морганье с закрытием глаз. Задание дает возможность творческого самовыражения.

    Сложное игровое творческое задание на развитие темпоритма «Перевертыши». Игра проходит в виде музыкального «разговора» ребенка и музруководителя, а затем между парами детей. Сложность задания заключается в том, чтобы правильно и быстро отреагировать на музыкальную фразу педагога: на медленную игру ответить быстро (на любом детском музыкальном инструменте), на быструю – медленным повторением заданной ритмической фразы. Задание на первом этапе выполняют лишь 10% детей. Но при частых повторениях подобных заданий 70% детей к концу экспериментальной работы успешно справляются.

    Ритм – неотъемлемая часть не только музыки, но и жизни вообще. Ритм рассматривается как один из основных элементов выразительности мелодии, выражающийся в закономерном чередовании звуков различной длительности. Дети должны различать ритмы вальса и марша, польки и, например, мазурки, полонеза.

    Первым творческим заданием по освоению ритма предлагаем игру «Имена и ритмы». Дети должны хлопками изобразить ритмические рисунки своих имен, друзей. Ударные слоги отмечать более сильными хлопками.

    Оль-га – два хлопка

    Ма-ри-на – три хлопка

    Петр – один хлопок

    70% детей легко справляются с этим заданием. Усложняем задание: предлагаем пропеть слова. С определением более протяжного звука детям оказалось справиться гораздо сложнее, чем с выделением ударного (20% )

    В этом творческом задании мы делаем первые шаги к ознакомлению с длительностями.

    Еще одно творческое задание на развитие пластической импровизации - известная детская песенка Б.Савельева «Раз морозною зимой» с элементами театрализации: исполняющие одну роль два ребенка должны распределить обязанности: один – отстукивает ритм на выбранном им детском инструменте, другой мимикой, пластикой изображает персонаж. Остальные дети, зрители, подхватывают (по мере узнавания героя сценки) исполнение голосом и допевают куплет. Таким образом, одно творческое задание включает в себя несколько методов и приемов исполнения: пение, театрализация, пластическое интонирование, ритмопластика, перевоплощение. Дети с восторгом участвуют в этом задании, но справляются со всем разнообразием деятельности на начальном этапе лишь 35-40%. В процессе повторения подобных заданий к положительному результату приходят около 80% детей.

    Аналогичные задания проводятся при слушании разных музыкальных произведений. Творческие работы детей отражают динамику их музыкально-творческого развития.

    На заключительном этапе ОЭР детям были предложены контрольные задания: самостоятельное графическое моделирование, собирание «Ромашки», импровизация, досочинение и анкета. Мною также были проанализированы «Дневники творческих впечатлений» и активность детей в ходе занятий.

    Творческое задание на развитие креативности: во время звучания музыкального произведения исполнить и нарисовать его цветными карандашами на листке бумаги. Детям предоставляется самостоятельно, соответственно характеру музыкального образа, собственным эмоциональным переживаниям и представлениям осуществить выбор цвета, общей графической композиции. Этот метод называется графическим моделированием музыки, его задача – оптимизация творческой активности дошкольников в процессе восприятия музыки (через осознание собственных выразительных движений).

    Данные о динамике развития творческих способностей детей в течение первого полугодия приведены в таблицах (приложение, таблицы 1,2).

    Таким образом, все вышеперечисленные данные позволяют сделать вывод о том, что музыкальные занятия, построенные на системе специальных творческих заданий, существенным образом повлияли на развитие творческих способностей детей.

    Перечислим творческие задания, способствующие, на наш взгляд, развитию музыкально-творческих способностей детей:

    • Ритмопластика (придумать движения).

    • Звукографика (устная и письменная)- графически изобразить штрих, мелодию.

    • Бег ассоциаций (найти ассоциации):

    • с природой;

    • с репродукциями;

    • со стихотворениями;

    • с жизненными ситуациями.

    • Актуализация субъектного опыта (свободно обсудить- сравнить- передать впечатления).

    • Загадко-творчество (отгадать, сочинить загадку)

    • Музыкальное рисование (создание словесного портрета).

    • Интонирование в заданном образе.

    • Игровые ситуации (музыкально-дидактические игры).

    • Импровизация на детских музыкальных инструментах.

    • Театрализация (инсценировка песен, перевоплощение).

    • Ритмизация текстов.

    • Досочинение мелодий.

    • Сочинение текстов к музыкальным фразам.

    • Игровая импровизация

    Результаты анкетирования.

    Данные заключительной анкеты свидетельствуют, что любят музыкальные занятия 98% анкетированных детей, 76% считают себя любителями музыки. Если на первом (диагностирующем) этапе 75% детей любили слушать лишь эстрадную русскую музыку, то к концу первого полугодия круг интересов значительно расширился: 50% детей сообщили, что любят слушать классическую музыку, 20% - народную, старинную. 18% отдали предпочтение восточной музыке, 30% детей любят детские песни, музыку из мультфильмов. Также дети называли танцевальную музыку, современную эстрадную музыку. Причем дети не «зацикливались» на одном жанре: 40% детей отмечали в своих ответах по два-три музыкальных направления, 30% детей обобщили свои музыкальные пристрастия, сказав, что любят «всякую» музыку.

    Среди любимых произведений и композиторов были перечислены почти все те, с которыми дети познакомились на музыкальных занятиях в течение полугодия. Чаще других встречались следующие произведения: балет «Золушка» С. Прокофьева, балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского, опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», фрагменты из «Пер Гюнта» Э. Грига.

    Ответы на вопросы, связанные с творческим развитием детей (4, 5, 6, 10, 12), свидетельствуют о впечатляющем росте уровня креативности: 72% сочиняли или пробовали сочинять музыку, 80% считают, что им удается сочинение сказок, стихов на музыкальные темы, периодически и с удовольствием рисуют свои музыкальные впечатления 90% дошкольников.

    80% детей положительно ответили на вопрос, играют ли они на музыкальных инструментах. Эти данные вполне объективны, так как в течение полугодия в творческих заданиях учащиеся периодически привлекались к игре на детских музыкальных инструментах (ДМИ). Именно ДМИ и были перечислены в анкетах.

    Свидетельствуют о возросшем уровне творческих способностей ответы детей на вопрос, что они больше любят: слушать, сочинять или исполнять музыку. В процентном соотношении это выразилось следующим образом: любят «все» 32% детей, лишь 8% предпочитают только слушать. В большинстве же ответов виды деятельности объединялись попарно: исполнять и слушать нравится 27%, исполнять и сочинять – 33% детей.

    Из ответов на вопрос о том, какие настроения может передавать музыка, явствует, что возросли и слушательские умения, дети научились сопереживать музыке, отождествлять себя с музыкальным образом. 80 вариантов ответов охватывают широкую гамму чувств от радости, торжества, веселья до печали и грусти.

    57% детей считают, что создать яркий музыкальный образ помогают такие средства музыкальной выразительности, как темп, динамика, тембр, регистр, штрихи, лад и ритм, то есть все те, что осваивались в течение экспериментального периода.

    Возросший уровень развития творческих способностей подтверждается и тем, что 70% детей отдали предпочтение творческим видам деятельности: игре на музыкальных инструментах, ритмопластическим этюдам, театрализации песен, цветовому моделированию, рисованию музыкальных впечатлений, музыкальным загадкам. Пение и слушание распределились между остальными 30% детей.

    Данные о динамике музыкально-творческого развития, овладения творческими умениями на музыкальных занятиях приведены в таблицах 1, 2:

    Приложение 1

    Таблица 1. Динамика музыкально-творческого развития детей

    подготовительной группы (%)

    Компоненты музыкально-творческого развития

    Сентябрь

    Декабрь

    М узыкальное восприятие (слушательские умения) как размышление об образе, героях произведения.







    А ктивность на занятии

    Общеразвивающая







    музыкальная







    В ыполнение творческих заданий










    Средний уровень Высокий уровень

    Приложение 1

    Таблица 2

    Динамика овладения творческими умениями

    на музыкальных занятиях(%).



    Виды творческих заданий



    1. Придумать движения, соответствующие характеру музыки.
    2.Перевести музыкальный образ в пла­стический.

    3.Графически изобразить движение музыки.

    4.Подобрать примеры из жизни (дейст­вия людей, явления природы), соответ­ствующие штрихам, «Staccato», «Legato», «non Legato»

    5.Придумать характерную» интонацию (музыкальное рисование) к художест­вен­ному, литературному образу.

    6.Угадать по штрихам персонаж музы­каль­ного произведения.

    7. На рисунке изобразить музыкальный персонаж.

    8.Подобрать кленовые листья (любой цветовой материал) по принципу крещендо (усиление), диминуэндо (уменьшение).

    9. Голосом «раскрасить» листья, усиливая или уменьшая яркость.

    10.Охарактеризовать музыкаль­ный образ (анализ средств музыкальной вырази­тельности).

    11. Озвучить голосом игру на воображаемых гармошках используя динамические оттенки

    12. Досочинить мелодию.
    Приложение 1

    Динамика овладения творческими умениями

    на музыкальных занятиях (%).



    Виды творческих заданий



    1. Подобрать репродукции картин, нарисовать рисунки, передающие мажорное и минорное настроение.

    2.С помощью ритмопластических движений передать настроение контрастных по характеру пьес.

    3. Сочинить музыкальные интонации радости и грусти (на детских музыкальных инструментах).

    4.Инсценировать сюжетную песню (использовать средства музыкальной выразительности).

    5.При работе над песней придумать ситуацию, когда бы характер музыки изменился (мажор минор).

    6. По тембровой окраске звучания узнать невидимые инструменты, голоса.

    7.Определить разницу и найти общее в прослушанных отрывках (одно и то же произведения в разных вари­антах исполнения).

    8. Правильно и быстро отреагировать на музыкальную фразу педагога: на медленную игру ответить быстро, на быструю – медленным повторением заданной рит­мической фразой.

    9.Изменять движения (например, хлопки над головой или по коленям в зависимости от высоты звучания).

    10.Графически смоделировать звучащую музыку цвет­ными карандашами.

    11.Собрать аналитическую модель ромашки (самостоя­тельный анализ средств музыкальной выразительно­сти в произведении)

    2.3.Рекомендации по развитию творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

    Раскрывая содержание работы по развитию творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду, хочется дать некоторые рекомендации, касающиеся данной деятельности.

    Во-первых, развитие творческой деятельности, восприятия, средств  музыкальной выразительности мы предлагаем вести через систему творческих заданий. Только самостоятельное творчество детей на занятии разбудит их «дремлющие» способности. Составляя, подбирая творческие задания, мы придерживались следующих принципов:

    • Музыкальный руководитель должен ставить основной акцент на развитие креативности ребенка в различных видах музыкальной деятельности, при этом искать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом занятии, исходя из его темы.

    • Использовать разнообразные формы и методоы работы, прежде всего игровые, чтобы вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка.

    • Творческие задания должны выполняться в определенной последовательности, с постепенным усложнением (разработка серий творческих заданий).

    • В творческих заданиях следует использовать разнообразный  музыкальный материал: классику, фольклор, современную, серьезную (академическую) и популярную музыку.

    Во-вторых, наряду с принципом креативной работы на занятии также использовать задания репродуктивного типа (запоминание элементарных  музыкальных понятий, знание имен композиторов, название произведений).

    Прежде всего, музыкально-творческое развитие детей проявляется в восприятии музыки, размышлении о ней – эта деятельность, вытекающая из художественного общения с музыкой и продлевающая его.

    Важно не только содержание, но и форма рассуждения, выразительность, интонация речи ребенка. Речевая интонация, тесно связанная с проявлениями психической жизни ребенка, дает возможность услышать много интересного. Уже в самой эмоциональной окрашенности речи – восхищение, радости, равнодушии, раздраженности выражается отношение ребенка к музыке. Очень важно наблюдать за развитием образности и интонационной выразительности речи ребенка на занятии. Это один из обширнейших источников познания и стимулирования творческой деятельности детей.

    В-третьих, необходимо помнить, что основной путь музыкально-творческого развития дошкольников - это создание доступных проблемных ситуаций, постановка творческих заданий, формирование такой общей эвристической структуры опыта ребенка и его способов деятельности, которые благоприятствуют самостоятельному поиску и выделению их в окружающей действительности.

    В-четвертых, развивающий подход к музыкально-творческим способностям ребенка подразумевает отказ от всякого рода насильственных действий, основывается исключительно на возможностях естественного возрастного развития детей. Дошкольникам свойственно обостренное чувство выразительности интонаций, тембровой окраски звучания, тактильная чувствительность, подвижность мимики, непосредственная выразительность движения. Эти качества при развивающем подходе открывают перед педагогом широкие возможности для дальнейшего пробуждения у ребят музыкально-творческих способностей через освоение природных и художественных явлений - звука, движения, речи.

    Мною замечено, что музыкально-творческое развитие идет по двум линиям. С одной стороны, усложняются действия по использованию средств решения соответствующих задач, с другой - изменяются сами средства. Таким образом, процесс музыкально-творческого развития имеет определенную логику. Знакомство с ней позволяет за каждым действием ребенка видеть определенный этап его развития. Исходя из этого заключения, были выделены этапы музыкально-творческого развития дошкольников. Такой подход дал нам возможность не ограничиваться проведением занятий, а подойти к образовательной работе осознанно, творчески, внося в нее новые элементы.

    По своей природе ребенок предрасположен в равной степени к разным видам искусства. Сознание его одновременно вмещает все виды художественной деятельности со своеобразным их переплетением в процессе развития. Вот почему каждое занятие, обращенное к детям, музыкально-творческая деятельность, планируемая нами, опирались на живые ощущения и сенсорные впечатления. Исходя из этого положения, у детей специально развивали способность естественно, радостно существовать в процессе этой деятельности, так, чтобы они могли получить удовольствие от своей сопричастности к чему-то увлекательному и одновременно значительному. В процессе выполнения всех заданий мы стремились снять у испытуемых чувство скованности, неуверенности посредством естественного погружения в художественно-творческую среду.

    В экспериментальной работе с дошкольниками мы опирались на принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он заключался в создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, богатой фантазии, воображения, мышления. Особое значение имело развитие творческого воображения, что является необходимой предпосылкой музыкально-творческого развития ребенка.

    Творческое развитие детей может осуществляться стихийно, неравномерно, но мы пытались придать этому процессу целенаправленный и планомерный характер. Управление процессом развития музыкально-творческих способностей проходило через создание условий, благоприятствующих проявлению творчества детей. Условия в нашей работе затрагивали различные стороны учебного процесса: и содержание, и приемы, и личность педагога. Личность педагога являлась для ребенка образцом креативного поведения. Педагог выступал в качестве образца для подражания, демонстрировал нестатический характер музыкально-творческой деятельности и тем самым стимулировал у испытуемых активный поиск форм деятельности.

    Исследованием было установлено, что среди разнообразных применяемых приемов наибольший эффект для музыкально-творческого развития дошкольника имеют творческие задания, диалог, поисковые ситуации. Использование личностно-ориентированных приемов музыкально-творческого развития дошкольника не только стимулировало проявление творчества и самооценку, но и позволяло осуществлять личностно-развивающее воздействие педагога на детей в музыкально-творческой деятельности.

    Полученные на музыкальных занятиях знания и навыки должны помочь детям в их дальнейших занятиях музыкой, ведь в процессе развития у дошкольников творческих способностей решаются следующие задачи:

    • знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;

    • формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты;

    • пробуждение интереса к творческому музицированию, импровизации;

    • развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха), творческого потенциала, коллективных навыков;

    • формирование художественного вкуса.

    Проявление собственных творческих способностей помогало детям ассоциативно мыслить, активно использовать жизненный и музыкальный опыт, находить новые сравнения, делать собственные умозаключения. Подтверждением о складывающейся зрелости эстетических суждений у дошкольников явилось проявление оценочного отношения к музыкальным произведениям.

    Выводы по 2 главе:

    Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с музыкальными занятиями в детском саду. Именно они помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

    Существует немало современных концепций творческого развития личности. Основываясь на некоторых из них, мы выстроили программу опытно- экспериментального исследования. На констатирующем этапе мы использовали ряд методов (анкета, творческие задания) позволяющих установить исходный уровень творческих способностей детей.

    После проведения развивающего этапа эксперимента, построенного на системе творческих заданий, нами было проведено итоговое оценивание уровня развития творческих способностей дошкольников .

    Результаты эксперимента показали, что при организованном определенным образом процессе обучения творческим навыкам, умениям и интеграции различных видов музыкальной деятельности, возможно развить у дошкольников творческие способности на музыкальных занятиях. Сформированные способности оказались устойчивыми. Их показателями явились: положительный эмоциональный отклик на музыку, стремление к ее исполнению, желание научиться импровизировать, сочинять, передавать свое эмоциональное состояние через творчество, а также музыкально-творческое воображение, мышление, быстрота овладения музыкально-творческой деятельностью и качество творческих достижений.

    Диагностика  результатов развития музыкально-творческого потенциала детей за период 1 полугодия 2019-2020 учебного года показала, что наряду с развитием творческих способностей происходит развитие и основных музыкальных способностей. Результаты тестирования детей экспериментальной группы показали  качественный рост (30-40%) как творческих способностей детского мышления, так и общих музыкальных способностей. Анализ  данных исследования позволяет сделать предположительные выводы о приоритетности развития музыкально-творческих способностей дошкольников и дальнейшего использования приобретенных навыков  в процессе их жизнедеятельности.


    Заключение

    Людям всегда был и будет свойственен поиск нового в любой области жизни. Человек, едва научившись ходить и летать, уже проявляет интерес к окружающему миру. Он уже что-то придумывает и изобретает.

    Главная задача воспитателей и педагогов состоит в том, чтобы разбудить в человеке заложенные природой способности и задатки, не подавить в нём стремление к творчеству.

    Предпосылками развития музыкально-творческих способностей является формирование активной позиции ребенка, которая с приобретением им опыта проявляется в самостоятельности решений и действий. Эта интеграция (активность и деятельность) требует конструктивного подхода и содействия в развитии творчества, что является условием успешного формирования творческого потенциала личности.

    Творческий потенциал – это сложная, многоплановая структура со своей системой взаимосвязанных способностей, проявляющихся в целеустремленной и планомерной деятельности, характеризующихся особым волевым устремлением, инициативным сознательным поиском, сосредоточением мыслительных, физических, эмоциональных усилий на объекте творчества.

    Одной из характерных черт творческой личности является самореализация, включающая две ее стороны: внешнюю (поведенческую), проявляющуюся в инициативных творческих действиях и поступках, побудительным мотивом которых служит потребность в самореализации; и внутреннюю (мотивационную), являющуюся результатом развития комплекса качеств и свойств личности, которые способствуют реализации творческого потенциала и выражаются в творческих способностях и духовных потребностях как в стержневых характеристиках личности.

    В решении проблемы эстетического становления личности вопрос развития музыкально-творческих способностей у дошкольников занимает особое место, являясь целью всей системы музыкального воспитания в детском саду.

    Анализируя проведенную экспериментальную работу, можно сделать вывод, что в каждом варианте есть рациональное зерно, дающее возможность совершенствовать музыкально-творческие способности дошкольников. Но сочетание различных форм работы из разных методических вариантов по принципу дополнительности дало бы большой практический эффект.

    Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

    • Благодаря систематической и целенаправленной работе музруководителя по формированию музыкально-творческой деятельности у дошкольников, у детей развиваются не только специальные музыкальные способности (эстетическое переживание музыки, чувство лада, ритма, фразы, штрихов и др.), но и успешно формируются такие необходимые общие способности, как заинтересованность, самостоятельность, изобретательность, что, в конечном счете, повышает способность детей к продуцированию нестандартных идей и нахождению оригинальных решений.

    • Потенциальные психофизические возможности, которые присущи каждому ребенку, при соответствующих педагогических условиях влияют на развитие творческих способностей.

    Полученные результаты свидетельствуют о возможности внедрения экспериментальных формирующих приемов в практику работы детского сада с целью повышения качественной стороны образования и воспитания. Целесообразно включать в практику преподавания музыки различные приемы, способствующие развитию творческих способностей детей.

    В рамках настоящей работы рассматривались теоретические основы развития творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду, а также описывались результаты проведенного экспериментального исследования проблемы. В результате теоретического и практического изучения темы можно сделать следующие выводы:

    • Процесс развития музыкально-творческих способностей происходит в несколько этапов и включает обучение слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на инструментах.

    • В ходе проведения подобной работы у дошкольников происходит развитие всех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.

    • Проведенное экспериментальное исследование подтвердило также, что чем большее количество времени с детьми проводилась работа по развитию музыкально-творческих способностей, тем в большей степени у них развиты основные музыкальные способности.

    Таким образом, проведенная работа не только подтверждает правильность выдвигаемой гипотезы, но также объясняет целесообразность и возможную последовательность и содержание работы по развитию музыкально-творческих способностей. В этом состоит научная и практическая значимость работы. После проведения развивающего этапа эксперимента, построенного на системе творческих заданий (около двадцати видов), нами было проведено итоговое оценивание уровня развития творческих способностей детей.

    Полученные результаты позволяют нам говорить о положительной динамике, об определенном развитии креативности детей.

    Следовательно, задачи, поставленные в дипломной работе, нами решены.

    Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов проблемы формирования музыкально-творческой деятельности дошкольников.

    Представляют научный и практический интерес исследования влияния музыкально-творческой деятельности на всестороннее развитие дошкольников, в том числе, на формирование устойчивых эстетических представлений и нравственных норм поведения в процессе музыкально- творческой деятельности.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта