Главная страница
Навигация по странице:

  • т

  • 1.2. Cущность процесса развития творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

  • 1.3.Технология и методика развития творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду

  • Выводы по 1 главе

  • Дипломная работа «Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду». света диплом. Дипломная работа Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду


    Скачать 367.78 Kb.
    НазваниеДипломная работа Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду
    Анкор Дипломная работа «Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду
    Дата16.06.2022
    Размер367.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласвета диплом.docx
    ТипДиплом
    #596858
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    1.1. Обзор исследований по проблеме развития творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду .


    Проблема детского творчества является одной из наиболее актуальных и недостаточно разработанных в музыкальной педагогике. Ее решение тесно связано с проблемой формирования и развития личности ребенка. Этой проблемой занимались ещё античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон), выдвигая весьма прогрессивные для того времени идеи.
    Философия английского эмпиризма склонна трактовать творчество как удачную , но в значительной мере случайную , комбинацию уже существующих элементов (теория познания Ф. Бэкона), творчество выступает как нечто родственное изобретательству. Завершенная концепция творчества в XVIII в. создаётся И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения.

    Это учение Канта было продолжено Ф. В. Шеллингом. По Шеллингу, творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельности, поэтому те, кто наиболее одарён этой способностью, - гении - творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа . Согласно Шеллингу, творчество- высшая форма человеческой жизнедеятельности: здесь человек соприкасается с абсолютом. Отношение к творчеству русский философ Владимир Соловьев выразил во многих своих работах, посвященных проблемам эстетики и литературы. Он трактовал это понятие, прежде всего, в его связи с понятием искусство. Поэтому результатом творчества для него были в первую очередь произведения искусства. Одной из основных идей Владимира Соловьева была мысль о том, что благодаря творчеству человек воспроизводит красоту мира в картинах, литературных, музыкальных произведениях.

    Усилия учёных, изучавших творческий процесс, сконцентрированы главным образом на изучение творчества, продукты которого имеют объективную ценность, т.е. такую, которая оказывает влияние на развитие науки или культуры в целом. Но при этом следует учитывать важность детского субъективного творчества в том плане, что оно является одним из показателей роста творческих возможностей человека, получившего данный результат. Творческая деятельность всегда связана с личностным ростом и именно в этом заключена субъективная ценность продуктов детского творчества.

    Переместим свои изыскания из области общих размышлений в совершенно конкретную область - общего музыкального образования - и посмотрим на проблему музыкального творчества с точки зрения музыкально-творческой деятельности дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

    Б.В.Асафьев подчеркивал прежде всего воспитательную ценность детского творчества, а не самостоятельную художественную. Однако некоторое время существовало и обратное мнение. Так, некоторые педагоги полагали, что детское творчество, не опирающееся на теорию, является профанацией искусства, и если уж и допускать его, то только для особо одаренных детей. Несостоятельность данного понимания возможности и необходимости творчества всех детей без исключения была доказана экспериментальной деятельностью многих ученных.

    Дошкольный возраст является очень важным для развития музыкально-творческих способностей. Этот возраст, по мнению психологов (Б.М.Теплов, А.В.Запорожец), обладает типичными для детства особенностями: эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них творческие силы, внутреннюю активность. Музыка, благодаря своим свойствам, может активно воздействовать на развитие воображения, которое составляет основу творческой способности. Проявление творческих способностей ребенка помогает ему выявить свое понимание окружающего, отношение к нему, раскрыть внутренний мир. Педагоги оценивают проявление творческих способностей в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах.

    Музыка - очень сильный вид искусства, многогранно воздействующий на человека. На роль музыки во всестороннем развитии личности обращали внимание философы, психологи, педагоги, музыковеды: Б.В. Асафьев, Л.С. Выготский, Г. Гегель, Я.А. Коменский, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, Б.М. Теплов, К. Юнг, Б.Я. Яворский и др. Музыка обладает большими возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей. Что касается музыкального воспитания дошкольников, то оно призвано не просто дать первичные музыкальные сведения детям, но его главная цель- выявить природный творческий потенциал учащихся, сформировать личностные качества, культуру поведения и общения, импровизационные способности, обогатить интеллектуальную и эмоциональную сферу, развитить положительную Я-концепцию, воспитать чувство прекрасного (Б.В. Асафьев, Н.Г. Куприна, Б.М. Теплов, Т.Э. Тютюнникова и др.). Отсюда следует, что основными задачами музыкального воспитания дошкольников можно считать:

    • развитие музыкальных и творческих способностей (с учётом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

    • формирование начала музыкальной культуры, и как следствие - формированию общей духовной культуры.

    Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

    В ребёнке важно развивать всё лучшее, что заложено в нём от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.1

    Основной формой музыкальной деятельности в саду являются занятия, которые предусматривают слушание музыкальных произведений доступных для восприятия детей, вокально-хоровое исполнение, пластическое интонирование, импровизация, инструментальное музицирование, драматизация.

    1.2. Cущность процесса развития творческих способностей

    дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду.

    Для того чтобы раскрыть вопрос о сущности процесса развития творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду, необходимо рассмотреть процесс предшествующий творчеству. Для творческого акта сообразно длительное накопление соответствующего опыта, знаний, навыков, тщательное обдумывание того, что человек хочет воплотить. Творческий акт характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов к решению проблемы в их своеобразное новое качество, которое и является решением данной проблемы. В художественном творчестве открытие есть создание ярких образов, которые поражают зрителя, читателя, слушателя глубиной обобщения и постижения изображаемого.

    В историческом становлении музыкального творчества постепенно обнаруживаются три стороны музыкального мышления, имеющие тенденцию развития в более или менее самостоятельные компоненты: художественные образы, выражающие чувства и мысли человека и через них объективную реальность в виде музыкально-слуховых представлений , осознания связи музыки с жизнью (сфера музыкально-эстетического мышления) и осознание законов «самодвижения» музыкального искусства (сфера музыкально-теоретического мышления).

    Музыкальное мышление ребенка формируется и развивается как составная часть трех форм практического музицирования: восприятия, исполнения и создания музыки, в результате взаимодействия этих трех форм. В практике музыкального воспитания часто отсутствует создание музыки, что причиняет огромный ущерб музыкальному мышлению детей и тем самым их восприятию и исполнению музыки.

    В настоящее время развитие творческих способностей детей рассматривается как одна из важнейших задач восприятия, - в музыкальные занятия вводится импровизация. При этом, с точки зрения опоры на ту или другую сторону музыкального мышления, можно различать три главных направления:

    1. Опора на музыкально-эстетическое мышление.

    Дети учатся импровизировать, выражая в своем пении различные характеры, настроения, в соответствии с определенным заданием или импульсом. Особенность метода в том, что дети находят выразительные интонации интуитивным путем, без знания нот или пользуются нотами в простейших случаях. У них появляется интерес к итогу своей деятельности, они учатся оценивать его. Формируется эстетическое отношение к музыке вообще. Однако отстает музыкально-теоретическое мышление детей, и это не может не тормозить их дальнейшее развитие.

    2. Опора на музыкально-теоретическое мышление.

    Сюда относятся упражнения типа вокальной импровизации последовательностей звуков с названием нот или ладовых ступеней в медленном темпе, без внимания к ритму и форме возникающей «мелодии». От детей не требуется выразительности мелодии. «Пусть это будет до некоторой степени бесформенный набор звуков; здесь важно, что верно спетые и верно названные звуки… требуют предварительной работы и мысли…» . Дети начинают играть звуками, это их интересует, увлекает. Начинает работать музыкальное мышление, опирающееся на слуховые представления. В этом решающее значение имеют собственные поиски учащихся. Однако отсутствие установки на художественную выразительность формализует процесс творчества.

    3. Опора на художественно-образное музыкальное мышление.

    В дошкольном возрасте дети импровизируют разнообразные телодвижения к пению, игре на музыкальном инструменте. Характер мелодических и поэтических образов дети выражают сначала в ритмических импровизациях, но в то же время у них формируется ладовая настройка слуха. Позднее создаются мелодии к стихотворениям. Дети находят выразительные интонации, не имея понятия о нотах, звукорядах и т. д. Мышление детей направляется на разнообразные свойства музыкального исполнения (темп, динамику, артикуляцию). Основная деятельность - игровая.

    В основу методической системы многие музыкально-педагогические направления ставят активное музицирование. Так, Т.Л. Бекман отмечает: «Художественное воспитание осуществляется через художественную деятельность детей (пение, игра на инструменте, танец, сценическое исполнение), эта художественная деятельность в основе своей - исполнительское творчество». Это дает возможность ребенку самостоятельно оперировать реальным материалам музыкального искусства, знакомиться на практике с разными средствами музыкальной выразительности и находить возможности выражения в музыке своих настроения и чувств. Через художественное переживание уже в раннем детстве непременно возникает пока еще в неосознанной форме чувство индивидуального самовыражения и чувство растворения в человеческой общности, взаимно дополняющие друг друга».

    Прогрессивные педагоги мира единодушны в том, что эта активная музыкальная деятельность является естественной для ребенка уже с самого раннего возраста. Эдгар Виллемо пишет: «Первоначальное музыкальное воспитание предназначается для всех детей без исключения. Основные элементы музыки (моторика, слух, эмоциональность, интеллект) заложены в ребенке, и речь идет о том, чтобы привнести их ребенку извне, и о том, чтобы высвободить его творческие силы». Музыкальное развитие детей связанно с естественным ростом их внутренних потребностей, способностей и способов деятельность. В музыкальном развитии мы не можем выдвинуть цель - по возможности быстрее приобщить ребенка к богатствам мировой музыкальной культуры. Мы должны считаться со всеми особенностями детского возраста, и освоение богатств музыкального искусства подчинять тем же закономерностям развития, на которых базируется современная педагогика.

    Развитие творческих способностей у детей во многом зависит от активности самого ребенка. Во всех областях жизни ребенок постоянно открывает новые, неизвестные ему явления. Первые опыты по влиянию окружающей действительности происходят исключительно по инициативе ребенка. Музыкальное воспитание должно включать в себя заботу о развитии не только художественного воспитания, но и продуктивных форм художественной деятельности, того, что обычно называется художественном творчеством. Очень важно эту непосредственную детскую активность и инициативу сохранять и использовать не только в раннем возрасте, но и в течение всей жизни.

    Однако творчество в педагогическом процессе необходимо не только как основы художественного освоения внешнего мира. Без творческого подхода нельзя воспринимать и произведения искусства. Каждый слушатель воспринимает музыку в зависимости от своего опыта, знаний, отношения к музыке вообще и к данному произведению в особенности.

    В специальной литературе раскрываются некоторые психологические и педагогические закономерности, относящиеся к практическому применению творческого метода в музыкально-педагогической работе. Б.М. Теплов пишет: «Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве - искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение. Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренной стимуляции». К этим словам следует добавить, что это субъективно, т.е. с точки зрения ребенка, верно. Объективно педагогу надо создать такую обстановку, в котором проявление детского творчества становиться необходимым.

    Теоретические исследования и практический опыт многих авторов позволяют заключить, что художественный результат детского творчества возможен, но при наличии нескольких условий. Эмоциональное содержание детского творчества - первый из обязательных компонентов, который обусловливает возможности появления художественного результата. Непосредственная эмоциональность детского творчества появляется раньше других компонентов. Задача педагога - сохранять это ценнейшее свойство в течение всей жизни.

    Отметим еще один момент - общественные условия, в которых происходит творческое музицирование. Ребенок должен чувствовать необходимость общения посредством своего творчества с другими людьми. Направленность творчества на слушателя - третий обязательный компонент деятельности с целью получения художественного результата.

    Необходимо отметить, что наличие трех вышеупомянутых моментах в детском творчестве само по себе не гарантирует художественного результата. Это только необходимое условие для его появления.

    Развивая творческие способности дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду, всегда надо иметь в виду, что в основе лежит эмоциональное, активное восприятие музыки, которое является основой музыкального воспитания в целом, всех его звеньев . Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир детей, их чувства и мысли.

    На музыкальных занятиях развитие творческих способностей дошкольников осуществляется через различные виды музыкально-творческой деятельности: слушание музыки, вокально-хоровое музицирование, пластическое интонирование, импровизацию, инструментальное музицирование, драматизацию (театрализацию), ритмизацию и др.

    1.3.Технология и методика развития творческих способностей

    дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду
    Основными методами развития творческих способностей являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств,  интерпретации собственного исполнения  музыкального произведения.

    Особое  внимание уделяется методу музыкальной импровизации как первооснове в развитиии творческих способностей. Этот метод основан на взаимодействии художественно-образного и конструктивного мышления. Образное и конструктивное начала в музыкальном творчестве нерасторжимы и обогащают друг друга. При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики - фантазия, которая является базовым компонентом художественного творчества. Например, основные этапы процесса  создания инструментальной импровизации реализуются в творческом задании «Осенняя прогулка»:

    1 этап - звуковой анализ выбора музыкального инструмента (детям необходимо выбрать инструменты, которые могли бы озвучить шорох листьев, капли дождя, дуновение ветра, шум шагов взрослого и ребенка); 

    2 этап - поиск звуковых сочетаний, ритмов, которые могли бы передать эти образы; 

    3 этап - художественное оформление импровизации (с помощью руководителя дошкольники придают импровизации законченный вид); 

    4 этап - исполнение импровизации  индивидуально, по группам (не играющие в данный момент дети выступают в качестве слушателей); 

    5 этап - самооценка с позиции исполнителя, слушателя и оценка музыкального руководителя.

    Такая организация развивает интонационно-ладовый, ритмический, тембральный и регистровый слух, формирует навыки общения в группе, а также развивает рефлексивные навыки и способствует осознанию собственной уникальности, индивидуальности, неповторимости. Важно отметить, что включение метода импровизации возможно во всех видах деятельности на музыкальном занятии. 

    В процессе развития творческих способностей  на занятии дети выступают в роли драматургов, композиторов, музыкантов и дирижеров оркестра, актеров- исполнителей, слушателей «живого» исполнения музыки. Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, а руководитель лишь направляет и активизирует его, создавая атмосферу открытости, непринужденности, доверительности. Психологически комфортные условия способствуют созданию креативной (творческой) среды.
    Выводы по 1 главе:

    Способность к творчеству - это то, что всегда было определяющим в самом феномене человека. Деятельность, в которой в наибольшей мере концентрируются эстетические, творческие проявления, является музыкальное искусство. Музыка - это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия. Она носит творческий характер, включая в себя композиторскую, исполнительскую, слушательскую творческую деятельность, и представляет ни с чем не сравнимые возможности для музыкально-творческого развития дошкольников. 

    При проведении музыкальных занятий в детском саду развитию творческих способностей уделяется большое внимание. Дети знакомятся с основными видами музыкально-творческой деятельности: слушанием музыки, вокально-хоровым исполнением, пластическим интонированием, импровизацией, инструментальным музицированием, драматизацией, которые значительно расширяют сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышают интерес к музыкальным занятиям, развивают наблюдательность, память, мышление, интуицию, воображение способствуют развитию музыкально-творческих способностей.

    Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к познанию. Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих передо мной. Много внимания я уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. Наличие музыкально-творческих способностей определяет уровень гармонично развитой личности. Успешное решение этой важной задачи возможно лишь в том случае, если все факторы - биологические, психологические, социальные будут изучены и учтены в педагогическом процессе.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта