Диплом. ДИПЛОМ ЮЛЯ. Педагогические условия развития творческих способностей подростков средствами музыкальнотеатрализованной деятельности
Скачать 245.09 Kb.
|
1 2 Министерство образования Тульской области Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Тульский педагогический колледж» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему «Педагогические условия развития творческих способностей подростков средствами музыкально-театрализованной деятельности»
Тула 2020 СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.......................................................................................16 ВЫВОДЫ...................................................................................................................24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................26 ПРИЛОЖЕНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Реагируя на перемены в социальной жизни, меняется и система образования. Согласно новой образовательной парадигме, перед школой во главу угла встала задача формирования гибкости мышления школьников, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Поскольку творческие способности человека являются одной из самых существенных частей его интеллекта, задача их развития – одна из важнейших в воспитании современного человека, ведь все культурные ценности есть результат творческой деятельности людей. В этой связи в настоящее время внимание педагогов акцентируется на создании соответствующих педагогических условий развития творческих способностей учащихся. В психолого-педагогической литературе существует большое количество трактовок определения «педагогические условия». Анализу этого понятия посвящены работы В. И. Андреева, С. А. Дыниной, М. В. Зверевой, Н. В. Ипполитовой, Б. В. Куприянова, А. Я. Найна, Н. С. Стерховой, Н. М. Яковлевой и др. В нашей работе мы опираемся на определение доктора педагогических наук А. Я. Найна, который рассматривает педагогические условия как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [29, с. 44]. Развитие творческой личности школьника, а также создание условий для его самоопределения и самореализации — одна из задач, поставленных Законом Российской Федерации «Об образовании». В статье 75 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается: «…образование детей и взрослых должно быть направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых… образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [47]. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования раздела «Искусство» должны обеспечить: «развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся». Кроме того, одна из стратегических задач и прогнозируемый результат освоения учебного предмета «Музыка» - это «формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность, а также воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развития творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой и живописью» [46]. В своем исследовании кандидат педагогических наук, художественный руководитель калужского музыкального театра О.Н. Соколова-Набойченко определяет музыкально – театрализованную деятельность как «процесс творческого развития потенций, способностей и личности в целом, которые способствуют творческой самореализации участников процесса в движении от духовной сущности искусства к художественным формам ее самовыражения» [41, с. 92]. Таким образом, можно предположить, что внедрение в образовательный процесс музыкально-театрализованной деятельности будет способствовать эффективной реализации требований ФГОС. В разное время изучением феномена творческих способностей занимались такие учёные и педагоги, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие. Согласно словарю-справочнику, посвященному проблемам творчества, «творческие способности - синтез свойств и особенностей личности, ее уровневая характеристика, предполагающая наличие определенного свойства, обеспечивающего новизну и оригинальность продукта совершаемой деятельности, уровень ее результативности» [45]. Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний момент не до конца изучена специфика воспитательных возможностей музыкально-театрализованной деятельности для подростков, недостаточно выявлены условия и способы активизации ее влияния на развитие их творческих способностей. «Педагогические условия развития творческих способностей подростков средствами музыкально-театрализованной деятельности» Объект исследования: развитие творческих способностей подростков. Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей подростков средствами музыкально-театрализованной деятельности. Цель исследования: выявить педагогические условия развития творческих способностей подростков средствами музыкально-театрализованной деятельности и проверить их эффективность в процессе реализации проекта музыкального спектакля «Волшебная лампа Аладдина». В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу, посвящённую проблеме развития творческих способностей подростков; проанализировать методы и приемы развития творческих способностей подростков средствами музыкально-театрализованной деятельности; определить педагогические условия развития творческих способностей подростков средствами музыкально-театрализованной деятельности; разработать сценарий музыкального спектакля «Волшебная лампа Аладдина»; продемонстрировать постановку музыкального спектакля «Волшебная лампа Аладдина». Методы исследования: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческих способностей подростков; теоретический анализ, синтез и систематизация полученных сведений; наблюдение; описание; опрос в форме анкетирования; изучение продукта деятельности. Определим сущность и механизм развития творческих способностей. Начало исследований этого понятия уходят своими корнями в XVIII век. В разные периоды времени исследованием творческого процесса и способностей, необходимых для его осуществления, занимались такие ученые, как Д. Гилфорд, Теплов Б.М., Рубинштейн Л.С., Лук А.Н., Богоявленская Д.Б., Ветлугина Н.А., Выготский Л.С. и др. Занимались исследованиями педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности подростка выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В. Асафьев. Проанализировав научно-педагогическую и психологическую литературу по проблеме творческих способностей (см. Приложение 1), нам удалось выявить следующее. Творческие способности присущи каждому индивиду, они возникают и развиваются в процессе деятельности. Процесс развития творческих способностей ведет к возникновению креативности, устойчивого свойства личности с высокой мотивацией к творческой деятельности. Большое значение для развития творческих способностей имеет социальная, воспитательная и образовательная среда [19]. Современные теоретические взгляды на проблему развития творческих способностей сложились уже к началу 50 годов прошлого столетия. Результатом применения накопленных научных знаний являлся бурный технологический прогресс второй половины 20 века. Среди российских современных научных исследователей психологии творчества определенный интерес представляет работа доктора психологических наук, академика РАЕН, Богоявленской Дианы Борисовны, которая разработала новое научное направление в области психологии творчества и одаренности. Основным показателем творческих способностей она выделяла интеллектуальную активность, которая сочетает в себе 2 компонента: познавательный и мотивационный. Проводя дифференциацию феноменологии творчества, она определила параметры творческих способностей, которые схематически изображены на рисунке 1 [7]. Рис.1.Параметры творческих способностей (по Д.Б. Богоявленской) Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. К вопросу о компонентах творческих способностей обращались Р. Стернберг, А.Н. Лук, Л.Д. Столяренко, В.И. Андреев, В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, Л.С. Выготский, Д. Кабалевский. Несмотря на различие мнений по этому вопросу, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления (гибкость мысли, оригинальность, любознательность и др.) как обязательные компоненты творческих способностей [25]. В.И. Андреев, известный советский и российский педагог, профессор кафедры педагогики и психологии КГУ, предложил наиболее полную структурную модель, включающую компоненты творческих способностей личности (см. Рис. 2) [25, с. 96]. Рис.2.Компоненты творческих способностей (по В.И. Андрееву) Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию, которые изображены на рисунке 3. Рис. 3. Условия развития творческих способностей (Л.В. Агеева) Сложность и проблема изучения развития и формирования творческих способностей в подростковом возрасте обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих их природу и проявление. Французский психолог Б. Заззо в своих работах показала, что начало подросткового возраста связано с половым созреванием и относится к 14 годам. Однако представления о сроках его окончания расходятся в зависимости от нахождения в различных социально-экономических слоях общества, и верхняя граница подросткового возраста отодвигается до 21 года (в отличие от классификации американского психолога А. Гезела, где рамки подросткового возраста соответствуют 13-16 годам) [44]. Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, особенно если это имеет общественное значение, возраст кипучей деятельности, энергичных движений. Главная особенность этого периода – глубокие качественные преобразования, затрагивающие все стороны развития ребенка. Общеизвестно, что у подростков, в силу их психологических особенностей, существует потребность в самореализации. Вместе с тем, к началу подросткового возраста (11–14 лет) отмечается общее снижение у детей интереса к продуктивным формам музыкальной деятельности. Это связано с возникновением «подросткового комплекса», который выражается в следующем: чувствительность к оценке посторонних своей внешности; крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров. Переходный возраст, время полового созревания, характеризуется повышением и обострением эмоциональной возбудимости. Эмоциональность подростка-исполнителя является необходимым условием в театральной деятельности в связи с тем, что процесс создания спектакля требует повышенной чувствительности, отзывчивости и быстроты эмоционального действия. Именно эмоциональное воздействие обеспечивает мобилизацию учащихся, побуждение их к действиям, активизирует их интеллектуальную и творческую активность. Разработка и внедрение в музыкальную практику инновационных технологий, предполагающих активизацию творческих ресурсов обучающихся, на сегодняшний день представляет собой актуальную научную проблему, о чём свидетельствуют концептуальные исследования специфики творческих способностей школьника (Б. Асафьев, Е. Назайкинский, В. Медушевский, Б.Теплов); концепции музыкального и художественного образования, воспитания личности ребенка средствами искусства (Д. Кабалевский, Л. Школяр, О. Куревина); идеи театральной «сценической» педагогики К. Станиславского. Музыкально-театральное искусство, несомненно, является одним из факторов успешной социализации ребенка и заключает в себе большой потенциал для развития личности. Разнообразие тематики, средств выражения, эмоциональности музыкально - театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей. Музыкально-театрализованная деятельность предполагает синтез театрализованной и музыкальной деятельности. Современные исследователи трактуют понятие «музыкальная деятельность» по-разному: как разновидность художественной деятельности, субъектами которой выступают композитор, исполнитель, слушатель, а двойственную основу ее материальной предметности составляют нотный текст и реальное звучание культурно-художественного произведения [28]; разновидность художественно-творческой деятельности, обладающей собственной спецификой, связанной с материалом, которым оперирует музыка как вид искусства – звуковой средой, системой музыкальных звуков [41]. Театрализованная деятельность, согласно мнению К.С. Станиславского, - это форма коллективного творчества, которая предполагает понятие «ансамбля», как согласованного, совместного действия, т.е. взаимодействия. Включение музыкального компонента расширяет перцептивно - коммуникативную сферу театральной деятельности, поскольку театральному языку мимики и жестов добавляется музыкальный язык мыслей и чувств [1, с. 14]. Музыкально-театрализованная деятельность на уроках музыки или во внеурочной деятельности предлагают воспитаннику проявить свои способности, свою индивидуальность, свой талант, постигая язык музыкально-сценического искусства. Через живое слово, звуки, краски, формы, ритмы, движения, подросток вовлекается в творческую деятельность. Сближение и соединение музыки, пластики, театра, хореографии, изобразительного искусства в единый процесс помогает учащимся целостно воспринимать мир, познавать красоту во всем ее многообразии, способствует снятию напряжения, делает урок живым и увлекательным, наполняет интересным содержанием. Обогащение игрового опыта музыкально-театрализованной деятельности подростков возможно только при условии развития специальных игровых умений. Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, поблагодарить выступавших одноклассников). Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», которое начинается с усвоения средств выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний. Третья группа умений – это умение взаимодействовать с другими участниками игры. Важным аспектом деятельности педагога является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения различных игр-драматизаций, в которые включается подросток (см. Приложение 2). Развитие творческих способностей средствами музыкально-театрализованной деятельности подразумевает применение методов театральной технологии, наиболее полный ряд которых был разработан К.С. Станиславским (см. Приложение 6). Метод (от греч. metodos – «путь к чему-либо») – это способ осуществления деятельности, который ведет к достижению поставленной цели [44]. В процессе анализа специализированной литературы, посвященной основам актерского мастерства, мы пришли к выводу, что наиболее простыми и действенными для развития творческих способностей является этюдный метод и метод действенного анализа, поскольку предполагают направленность на личностные аспекты участника. Данные методы подразумевают под собой многообразие приемов театральной технологии, помогающих раскрыть в каждом обучающемся такие качества, как креативность, эмоциональность, высокая координация движений, волеизъявление, ассоциативная импровизация. Для того, чтобы эффективно развивать творческие способности подростков в музыкально-театрализованной деятельности, необходимо создать благоприятные педагогические условия, которые схематически изображены в Приложении 7. Цель, поставленная нами на этапе планирования проекта, реализовывалась в коллективной художественно-творческой деятельности, а именно музыкальной театрализации. «Словарь театра» дает следующие определения понятия «театрализация»: 1) интерпретация события (текста) сценически, с внесением элементов драматического действия; 2) игра-драматизация в театральной форме; 3) форма массового сюжетного зрелища [31, с.364-365]. Никонова Н.И. в своей работе определяет театрализацию как «использование средств театра в школьном процессе» [30]. Исследование понятия «театрализация» непосредственно связано с театральной технологией. Театральная технология – это особая техника действия, основанная на системе К.С. Станиславского, на «теории действий» и «параметрах взаимодействий» П.М. Ершова; это социоигровые, интерактивные методики, которые интерпретируются и «приспосабливаются» к изучению любого предмета, способствуют как детскому, так и взрослому творчеству [16, с.174]. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей средствами музыкально-театрализованной деятельности подростков требует использования музыкально-театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе. Для этого нами были отобраны наиболее эффективные методы, способствующие развитию творческих способностей подростков (см. Рис. 4). Поскольку в музыкально-театрализованной деятельности синтезируется музыкальное и театральное, то и в схеме методы сгруппированы по принципу принадлежности к различным педагогическим системам. Методы и приемы развития творческих способностей подростков Музыкальная педагогика Театральная педагогика Прием «Противопоставление наглядно-слуховой наглядно-зрительный метод пластического интонирования метод эмоционального воздействия Этюдный метод Прием «Если бы…» Прием «Оперирование образами» Рис. 4. Методы и приемы развития творческих способностей подростков Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей подростков имеет ресурсы для реализации как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Использование театрализации песенного репертуара как метод активного обучения заключает в себе огромный развивающий потенциал. В рамках урока музыки ученики включаются в создание своего собственного творческого проекта. Этот вид деятельности способствует более эффективному усвоению новых знаний и умений, задействует коллективные и индивидуальные формы работы. Подростки в процессе создания театрализации песни учатся самостоятельно размышлять о музыке, при поддержке преподавателя проводят художественные параллели с другими видами искусства, обсуждают средства воплощения драматизации, «оживления текста». Для них искусство перестает быть абстракцией и приобретает личное значение, они «примеряют на себя» как театральную маску различные образы, проникают в пространство произведения, делая его «зримым» [22]. Кроме того, значительно вырастает мотивация к обучению. Подобные процессы происходят в рамках кружковой работы. Однако тематическая направленность художественного объединения позволяет углубить и расширить содержание музыкально-театрализованной деятельности. К примеру, создание проекта спектакля начинается с рождения замысла. Определение сюжетной линии, подбор песенного репертуара, работа над сценарием – все это творческая деятельность, доступная подростковому возрасту. В начале создания спектакля формируются инициативные группы, которые получают задание от руководителя: подобрать песенный репертуар, переделать текст песни под сюжет, придумать диалоги действующих лиц, создать предмет реквизита, сформировать визуальный образ героя, нарисовать афишу и др. В процессе работы подростки действуют самостоятельно, получая ненавязчивую и корректную помощь преподавателя. Активная позиция обучающегося, как известно, – признак развивающего обучения. Содержание внеурочной деятельности кружка музыкального театра включает в себя большое количество составляющих: постановка голоса, обучение ансамблевому исполнительству, освоение основ сценического искусства, расширение знаний в области специфики театра. Вся эта работа должна проводиться в опоре на общепедагогический принцип «от простого к сложному». Постепенное усложнение упражнений, распеваний, этюдов, посильная нагрузка – это основа системы развития музыкально-творческих способностей подростка, который посещает музыкально-театральный кружок. Одним из важнейших факторов, способствующих развитию творческих способностей и мотивации - осознание результативности своей работы. Это может быть индивидуальная и групповая рефлексия, участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Концертная деятельность стимулирует работу коллектива, повышает самооценку и значимость собственной творческой деятельности подростка. Таким образом, на этапе планирования проекта нами были определены цель, содержание, методы, формы, средства, а также специфические условия развития творческих способностей подростков средствами музыкально-театрализованной деятельности. Все эти аспекты находятся в логической взаимосвязи друг с другом и должны быть реализованы в соответствии с формами работы группы (урочная или внеурочная). ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Актуальность проекта музыкального спектакля «Волшебная лампа Аладдина» обусловлена тем, что работа в рамках внеурочного объединения предполагает воздействие на подростков референтной группы студийцев. Иными словами, именно коллектив, имеющий высокую значимость для подростка, способен воздействовать на творческие способности подростка наиболее эффективно. Исследование развития творческих способностей подростков средствами музыкально-театрализованной деятельности происходило на базе музыкального театра «Сфера» ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж», а также в процессе педагогической практики пробных уроков на базе МБОУ ЦО № 2. Возраст участников проекта соответствовал подростковому возрасту – 14-18 лет. С учетом актуальности проекта, нами был разработан паспорт проекта: создание музыкального спектакля «Волшебная лампа Аладдина» (см. Таблицу 1). Таблица 1. – Паспорт проекта.
1 2 |