1. Генезис и предмет философии. Специфика философского знания
Скачать 130.83 Kb.
|
Формационная концепция общественного развития. Термин «формация» К.Маркс заимствовал из геологии, где формациями наз-ся пласты горных пород, у Маркса это - пласты истории человеческого общества. Эк. формации следуют дрза др в строго опред. хронологической послед-ти, кот. обусловлена хар-ом развития орудий труда: архаическая - рабовладельческая и феодальная - капиталистическая - коммунистическая. Переход от 1 формации к др. сов-ся ч/з соц. революцию. Последовательная смена формаций выявляет внутр. логику мировой истории, определяемой степенью овладения чел-ом силами природы. В основе формац. теории лежит «линейное» понимание истории, как прогрессивного восхождения человечества от дикости и варварства к высотам цивилизации, и в итоге к общ.строю, построенному на началах равенства и справ-ти. В структуру формации входят не т. эк., но и все соц. отн-я, кот.сущ-ют в дан. общ-ве, а также опр. формы быта, семьи, образа жизни. Цивилизационная концепция общественного развития. Она представлена неск. теориями: теорией общественной типологии Н.Я. Данилевского, согласно кот. нет всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций, имеющих индивид., замкнутый хар-р развития; теорией культуры и цивилизации О. Шпенглера, рассматривающей цивилизацию как заключительную стадию развития культуры, с присущими ей признаками - распространением индустрии и техники, деградацией искусства и литературы, превращением народа в безликую «массу», теорией исторических типов цивилизации П. Сорокина и др. А. Тойнби выделил и классифицировал 21 цивилизацию, каждая из кот.есть. живой и сугубо индивид. обществ. организм, проходящий 1 и тот же, неизменный жиз. цикл, от рож-я до смерти. Все цив-ные концепции - не линейные, а циклические.
Информатизация общества — организованный соц– эк. и научно-тех. процесс соз-я оптим. условий для удов-ия инфор. потребностей и реализации прав граждан, органов гос. власти, органов мест. самоупр-я, организаций на основе формирования и исп-я инфор. ресурсов Информационное общество – об-во, в кот.большинство раб-их занято производством, хранением, переработкой и реализацией info, особенно высшей ее формы – знаний. Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет повышения производ-ти и облегчения условий их труда. Основ.критериями развитости информационного общества явл-ся следующие:Наличие компьютеров; Уровень развития комп. сетей, Владение информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области инфор. технологий.
Информатизация общества — организованный соц– эк. и научно-тех. процесс соз-я оптим. условий для удов-ия инфор. потребностей и реализации прав граждан, органов гос. власти, органов мест. самоупр-я, организаций на основе формирования и исп-я инфор. ресурсов Информационное общество – об-во, в кот.большинство раб-их занято производством, хранением, переработкой и реализацией info, особенно высшей ее формы – знаний. Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет повышения производ-ти и облегчения условий их труда. Основ.критериями развитости информационного общества явл-ся следующие:Наличие компьютеров; Уровень развития комп. сетей, Владение информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области инфор. технологий.
Древние египтяне рас-ли земное сущ-е как подготовку к загроб. жизни. Др. японцы счит., что чел. после смерти продолжает жить в своих потомках. Платон создал учение о чел, состоящем из 2 частей, - бессмертной души и смертного тела. Смерть, согласно этому учению, есть процесс отделения души от тела. Тело в рез-те смерти превращ-ся в прах. Это учение впоследствии было воспринято христианством. Иное понимание смерти характерно для философии Эпикура и стоицизма. Стоики, стремясь облегчить страх перед смертью, говорили о ее всеобщности и естественности, ибо все вещи имеют конец. Эпикур же считал, что смерти не надо бояться, ибо пока мы живы, ее еще нет, а когда она приходит - нас уже нет. В христ-ве смерть пред-ся как кара Адаму и Еве за совершенные ими грехи. Поэтому смерть харак-ся как недоступное разуму таинство, противоречащее дух.сущности чел. Именно поэтому глав. мотивом христианства явл-ся вера в спасение и преодоление смерти. Если религ. и идеалист.учения сравнительно легко справляются с проблемой бессмертия чел, то философы-материалисты, утверждая, что душа человека смертна и умирает вместе с телом, встают перед значительными трудностями при решении этого вопроса. Извест. фран. ф-ф М.Монтень отмечал, что “бессмертие обещают нам т. Бог и религия; ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом”.
Цивилизация – опр. ступень развития об-ва, его матер.и дух. культуры. Термин "цивилизация" исп-ся в различных смыслах. Во-первых, цивилизация предстает как истор. ступень в развитии чел-ва, кот.нач-сь после варварства и хар-ся образованием классов, гос-ва, урбанизацией и возник-ем письменности. Во-вторых, понятие цивилизации исп-ся как хар-ка целостности всех культур, их общечел. единство. В-третьих, этот термин исп-ся как синоним термина Материальная культура", т.е. то, что дает комфорт и удобство, предоставляемое техникой. В-четвертых, цивилизация выступает как хар-ка единства истор. процесса. Типы цивилизаций: 1. По типу хозяйственной деятельности: Земледельческая и Индустриальная 2. В зависимости от контакта с др. цив-ями: Открытые и Закрытые 3. В зависимости от двух главных противостояний в мировой истории:Восточная/ Западная/ Промежуточная 4. В зав-ти от способа пр-ва: Первоб/ Рабовл/ Феод/ Буржуаз/ Социалист Но в настоящее время все чаще современные исследователи кладут в основу классификации цивилизации культуру. И, исходя из этого, выделяют традиционную и техногенную цивилизации. Для техногенной цивилизации характерно: 1. Особое представление о природе, природа – это сфера приложения сил чел. («природа – не храм, а мастерская и человек в ней работник»); 2. Чел. рас-ся как активное существо, призван преобразовать мир, 3.Направленность деят-ти чел. на преобразование предметов, а не самого себя; 4. выс. ур-нь развития техники и технологий. Для традиционной: 1. Невмешательство в природу, человек – созерцатель, 2. Направленность чел. на самосовершенствование; Цивилизация -- это такой ур-нь и состояние об-ва, кот.присущи выс. взлет культуры. Современная цивилизация, чаще всего именуемая постиндустриальной, формирует собственную культуру, кот.имеет свои отличительные черты, и прежде всего выс. уровень развития науки, техники и технологий. Однако вышеуказанные особенности совр. цивилизации принесли чел-ву не т. позитив.изменения. Самым глав.негативным ее последствием стало возникновение глобальных проблем совр. цив-ии.
Глоб. проблемы имеют общие черты: затрагивают будущее и интересы всего чел-ва, для их разрешения требуются усилия всего чел-ва, они требуют неотложного разрешения, находясь в сложной взаимосвязи м/у собой. Классификация: 1)м/у гос-ами и регионами планеты (недопущение конфликтов, установление экономического порядка); 2) экологические (защита окружающей среды, охрана и распределение топливных сырьевых ресурсов, освоение, космоса и Мирового океана; 3) м/у общ-ом и чел. (демография, здравоохранение, образование и др.). ОСОБЕННОСТИ ГЛОБ. ПРОБ.:охватывают весь мир, создают угрозу для настоящего и будущего, требуют объединение всех стран и народов. Классификация: 1) политич. хар-ра (предотвращ-е яд. войны, сохранение мира), 2) соц. хар-ра (демограф. проб., межнац. отн-я, кризис культуры и нрав-ти), 3) природно-эк. хар-ра (экологическая, энергетич., продовольствен., сырьевая), 4) смешанного хар-ра (терроризм, регион.конфликты, технологич. аварии), 5) научного хар-ра (освоение космоса)
Чел. есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. ( Ф.М. Достоевский).Проблема человека в философии – это, прежде всего, вопрос о том, какое место занимает чел. в мире, причем не только чем он фактически явл-ся, но и чем может быть, может ли он стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь и т.д.
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр) - известна как 1ая фил.школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Основу мира они видят в опр. материальном принципе. Основой всего сущего Фалес считал воду. Фалес утверждал: что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Анаксимандр—первоначало «апейрон», нечто неопределенное, или вечное первоначало, присущее всем вещам. По Анаксимену—первоначало воздух. С именем Гераклита связано возникновение еще 1 сильной фил. школы Др. Греции. Основой всего Гераклит считал огонь. Он писал «мир не создан богом, не создан и челом, а сущ-вал и будет сущ-ть вечно. Мир материален—он не сотворим и не уничтожим. Ксенофан из элейской школы. Фф элеатов это дальнейшее рационализация знаний; освобожд.мышления от метафорических образов. Они постигали мир разумом. Центральное понятие Фф Эл проблема бытия. Наиболее полно—Парменид. Основным для Парменида, как и для всей элейской школы, явл-ся наука о бытии, сущем. По нему бытие это то, чо есть, оно вечно, не возникает и не уничтожается. Одним из наиболее ярких учеников Парменида был Зенон. Зенон известен по своим апроиям(отсутствие выхода, тупик или непреодолимая трудность) он считал, что матер., даваемая чувствами нельзя логически осмыслить. 40 апорий против многообразия, 5 против движения. 36. этика и диалектика Сократа. Сократ является основоположником классической античной философии. Классическая - значит образцовая, совершенная, завершенная, т.е. такая, которой мы должны следовать, чтобы достигнуть совершенства. Важнейшой ФФ проблемой по Сократу является человек и его нравственные качества, а познание самого себя – самая главная задача. По Сократу, исслед-ие природы—это бесполезное занятие, т.к. даже если мы познаем законы природы, мы не способны ни изменить природные явления, ни создавать их. Космологический скептицизм, изучая чела, он получает такие знания, которые ему нужны. Что есть Добро и зло? Фф Сократа наз. Этическим рационализмом. Смысл в том, что Сократ пытается дать определение нравственным категориям. Вопросно-ответный метод Сократа в его бремя называли ДИАЛЕКТИКОЙ. Знание полезно для человека, а польза – это то, что необходимо человеку для бытия. Благо – это польза, которая никому и никогда не приносит вреда. Добро – это добровольное принесение кому-либо блага, без преследования корыстных целей. Таким образом, Сократ считает, что истинное знание и есть подлинное благо, в основе которого лежит не столько польза, сколько добро. Второй задачей философии, по Сократу, является достижение человеком свободы, содержанием которой должно быть выяснение того, что зависит от человека, и того, что не зависит от человека, и в этих границах, опираясь на истинное знание, человек и действует безошибочно и без заблуждений. Единственный путь достижения истинного знания – метод диалога, в ходе которого и открывается истина для участников диалога. Диалектика – это искусство вести диалог. 37. Учение Платона об идеях. Платон о познании душе и теле. Государство Платона. Платон и является родоначальником философии объективного идеализма. Суть этого принципа в том, что первоосновой мира являются идеи. По Платону дух, идеи сущ-ют объективно независимо от чела. Сущность фф Платона—существование мира вечных сущностей(идей) и мир чувственных вещей. Идеи первичны, а чувств идеи вторичны. Идеи сущ-ют на небесах и каждому конкретному предмету окр нас мира соотв-ет опред-ая своя идея. При этом чувств вещи приходящие, а идеи обладают истинным бытием и они вечны. В тесной связи с учением об идеях яв-ся учение о познании. Его наз-ют концепцией припоминания. Поскольку душа человека находилась на небесах и созерцала идеей.как только душа воссоед.с телом чела, душа забыла то, что она воспринимала на небесах. Но со временем душа начинает припоминать то, что она видела на небесах. Платон строит теорию «идеального государства». Главный принцип такого государства – справедливость. По Платону в идеальном гос-ву должна царить гармония и оно должно состоять из 3 сословий: Правители – люди, способные управлять. Правителем должен быть философ, т.е. человек, по характеру мышления стремящийся к абсолютной истине. Он должен обладать: Мудростью, Мужеством, Благоразумием, Чувством справедливости. Войны – нужны, чтобы поддерживать порядок. Наемные работники - нижний слой, занимающийся ведением хозяйства.(ремесленники, земледельцы и торговцы. Конечно, Платоново государство утопично, но Платон первым указал на необходимость построения государства на основе морали, нравственности и политики. 38. Аристотель о метафизике.Исследования первых причин бытия и субстанции. Философия Аристотеля построена на критике идеалистической теории Платона. Аристотель дает метафизике следующие определения: исследование причин, первых, или высших начал; познание "бытия, поскольку оно бытие"; знание о субстанции; знание о Боге и субстанции сверхчувственной. Метафизика служит определению оснований бытия как бытия. Аристотель реформирует онтологию элеатов, рассматривавших бытие как единое. Для Аристотеля бытие имеет много смыслов. Аристотель вводит чувственное в сферу бытия, равно как и умопостигаемое. По мысли Аристотеля различные смыслы бытия являются выражениями того или иного качествования бытия как субстанции. Аристотель группирует смыслы бытия по четырем позициям: · бытие как категория (бытие в себе) - содержит десять высших значений ("родов бытия"): субстанция (сущность), качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, иметь, покоиться; · бытие как акт и потенция; · бытие как акциденция - этот тип бытия является таковым не всегда, но иногда и по случаю, это бытие случайное и непредвиденное; · бытие как истина (небытие как ложь) - это тип бытия, который принадлежит человеческому интеллекту. Первые два типа бытия являются предметом метафизики, образуя проблему субстанции. До Аристотеля, платоники полагали, что субстанция осуществлена в форме как таковой, еще ранее философы-натуралисты считали, что субстанция состоит из материальных элементов. Очевидной представляется т.з., которая видит субстанцию как нечто отдельное, в чем воплощено начало и формы и материи. Аристотель как бы соединяет все предшествующие т.з. в едином синтезе, определяя чувственно воспринимаемую субстанцию как взаимод-ие следующих начал: материя -есть начало, образующее чувственно воспринимаемую реальность, и в этом смысле материя есть основание, носитель формы и в то же время - это недетерминированная потенциальность;. Субстанцией яв-ся именно начало формы, которое Аристотель называл "сутью бытия всякой вещи". Бытие в точном значении есть субстанция. Субстанция, в свою очередь, есть единство трех смыслов: это материя, затем нечто отдельное и, наконец, это форма по преимуществу; причем в восходящем порядке. 39.Специфика средневековой философии. Споры реалистов и номиналистов об уневерсалиях. Средневековая христианская философия сложилась в особых социально-исторических и культурных условиях. Это была эпоха после крушения Античного мира и культуры, которая сопровождалась упадком экономической жизни и разложением нравственно-этических устоев. Возникновение новой философии связано также с утверждением новой христианской религии в основе которой лежат несколько принципов: 1)в основе бытия единый Бог, универсальный по своей сути, который создал все из себя. 2)Христос – сын божий, пришел в этот мир для спасения людей.3) Христос доносит до нас послание божье. Но новая религия для утверждения нуждалась в философском осмыслении и теоретическом обосновании новой религиозной идеологии. Философия использовалась как способ рационального объяснения мистической сущности Бога, но у философии есть свой предмет познания, который не полностью совпадает с предметом философии. Поэтому средневековая философия носит противоречивый характер. Патристика- период становления ранней фф. (2-7 вв н.э.) она в основном представлена сочинениями «отцов»-писатели и мыслители, заложившие основу христ фф. Фф раннего христ-ва—апологетика. (сочинения носили хар-р апеологии—защита ч-л. Сочинения первых мыслителей были направлены на оправдание христ вероучения. (Августин Блаженный) 3 периода в средневек.фф.1.ранняя схоластика(5-12вв). 2.период зрелости(13 в) 3.период упадка(14-15вв). Церковь влияла на все стороны общества. Церковь стала тормозом для науки. Наука Зап Европы значительно уступала Арабской. Влияние на искусство и нравственность. Требование—аскетизм, суть в том, что тело челане д.б.знать никаких радостей. Осн-ой добродетели—Пат, возрождение, милостыня. Влияние на фф. Оно было таким, что фф могла сущ-ть только в религиозной оболочке. Фф стала служанкой богословия. Ффы не искали истину, а искали способы обоснования догматов веры. Вера ставилась выше знаний, религия—выше науки. Схоластическая философия с помощью разума пыталась доказать незыблемость догматов веры и теологии. Но столкнувшись с вопросом «Каким образом Бог-универсум проявляет себя в реальности?», схоластическая философия раскололась на два течения: реализм и номинализм. Реализм (радикальный) исходит из идеи, что общие понятия (универсалии) существуют непосредственным образом в действительности, до вещей. В этом реализм близок Платоновской теории о вечных идеях, предшествующих материальному, чувственному миру. Согласно срв. реалистам, универсалии сущ-ют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познать сущность вещей, т.к. эта сущность и есть всеобщее понятие. Номинализм признавало приоритет воли над разумом. Согласно номиналистам, общие понятия только имена, они не обладают никаким самостоятельным существованием вне вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для ряда вещей и явлений. Согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты доказывают, что общие понятия не существуют даже в человеческом уме. 40.Философский синтез Фомы Аквинского. Фома Аквинский попытался создать универсальную систему философии в рамках схоластики и религиозного мировоззрения. Он пытался найти основания для единства веры и разума, религии и философии, религии и науки, особенно в условиях возрастания значение науки и научного знания. И сделать это так, чтобы вера и религия оказались выше, не принижая позитивного значения философии и науки. Во-первых, он говорит, что универсум проявляется трояко: - Бог существует до вещей (идеи вещей существуют в божественном разуме). - Бог проявляется как вещи (как субстанциональное начало). - Бог существует после вещей (отражение вещей в понятиях и в чел. разуме). Док-во сущ. Бога по Фоме. 1)док-во от движения. Все, что движимо чем-то другим. Но это ряд нельзя продолжать до бесконечности, ибо не сущ бы первичного двигателя. След-но, и того, что им движимо. Если мы нуждаемся в первичном двигателе, то Фома по сути утверждает, что мир конечен. 2)Док-во от производящей причины, каждое явление имеет свою причину. Мы должны признать наличие 1-ой действ. Причины, кот-ой яв-ся бог. 3) от необходимости и случайности. Все предметы в конечном счете яв-ся случайными, т.к. они не вечны—возникают и уничтожаются. Но случ всегда зависит от необходимого. Поэтому сущ-ет 1-ая необ-ость—Бог. 4) от степени совершенства. Наивысшая степннь совершенства—Бог. 5)теологическое док-во(учение о целесообразности)сущ-ет некое разумное сущ-во, который направляет все предметы к некой цели—Бог. 41.Пантеизм, гуманизм, антропоцентризм эпохи Возрождения. Возраждение (Ренессанс) означает возвращение к античным традициям, к пониманию человека как части природы, к античной культуре. Время перехода от феодализма к капитализму. Формирование буржуазии, развитие науки, великие геогр.открытия, книгопечатание, критика схоластики. Фф объявляется наукой и ее задачей счит установление объективных истин, т.е. познание законов окр. мира. Фф идеи: Гуманизм—обращенность к человеку, создание нормальных условий жизни. Если для срв было хар-но презрение к земному естеству, то для эпохи В.человек—признак творчества. Суть пантеизма в том, что Бог присутствует во всем. Возвращение к античным традициям выразилось в формировании новой натурфилософии (философии природы), как нерелигиозного, а светского познания законов природы посредством философии. Натурфилософия Возражения опиралась на естественно-научные знания (в том числе и на учение Коперника) и математику, как всеобщий метод доказательства. Создается Возрожденческий антропоцентризм, основой которого является представление о человеке как целостном, гармоничном, творческом и свободном существе. Совершенным в человеке является не только душа, но и тело, а сам человек есть высшее и совершенное проявление природы. Таким образом, утверждается идея индивидуализма. Отдельный человек является особой ценностью. В этом одна из особенностей Возражденческого гуманизма. 42.Эмпиризм как течение в философии XVП в. и его сущность. Учение Ф. Бэкона о методе познания и истине. Фрэнсис Бэкон является создателем индуктивного метода познания. Рассматривая философию как деятельность рассудка, предметом которой являются: Бог, природа и человек, он акцентирует внимание на познании природы, выявлении универсальных законов ее бытия и получении истинного знания о них. Для этого наука д.б. преобразована и разум д.б. очищен от заблуждений. Причиной заблуждения Бэкон считает «идолы»: Идолы рода – склонность доверять чувствам, а не разуму (природное свойство человеческого разума). Идолы пещеры – заблуждения, вызванные нашим воспитанием, различными учениями, влиянием авторитетов и т.д. Идолы рынка – влияние толпы и массового сознания, подавляющих индивидуальность. Идолы театра – заблуждения, созданные различными схоластическими учениями, основанными на абсолютных догмах. Преодоление влияния этих идолов Бэкон видит в индуктивном методе.3 пути выбора методологии познания. 1) паука-умозрительное выведение истины из чистого сознания без обращения к опыту. 2)путь муравья- ограниченный эмпиризм.стремление к накоплению фактов. 3)пчелы—единственно верный путь. Вкл первые 2. Суть- умственная переработка матер, которое досталяет опыт. Таким образом, Бэкон является одним из основателей эмпиризма – системы процедур получения научного знания: научного наблюдения и эксперимента. Рене Декарт является одним из основоположников рационалистической филосфии 17 века. Он пытается применить математические методы в философии и идею о самодостаточности человеческого разума чтобы получить неопровержимые истинные выводы Мыслящая субстанция – свойственная человеческой душе и разуму, доступная только посредством интеллектуальной интуиции. Материальная – доступная человеку только посредством мышления. Только в мышлении мир предстает таким какой он есть на самом деле. Само мышление – это деятельность ума на основе врожденных категорий, т.е. предельно обобщенных понятий. Р. Декарт рассматривает природу как сложный механизм доступный для рационального объяснения и понимания. Поскольку человек является частью природы, то и человека можно объяснить рационально. Поскольку в природе нет зла, то и человек по природе добр, а зло – это ошибка природы. Человек способен преодолеть зло только с помощью рационального понимания всеобщего блага и вытекающего из него долга. 43. Философия Французского просвещения 18 века. Сам термин "Просвещение", введенный в научный оборот Вольтером в 1784 году. Утверждается основополагающая мысль о том, что именно наука (как она понималась в XVIII веке) является естественной формой развития человеческого разума. В эпицентре философии и философских споров оказались проблемы природы, познания и сознания, взаимодействие познающего субъекта и объективного мира, методов познания и способов достижения истинного знания. Для философии XVIII века теоретической установкой явился деизм, сущность которого заключается в признании Бога как первопричины, первотворца, но не вмешивающегося в деятельность ни мира, ни природы. Механицизм – есть универсальный принцип бытия природы, обладающий бесконечностью и безграничностью, благодаря чему она приобретает статус Вселенной. Ведь теория Ньютона предполагает, с одной стороны, вечность существования природы, а с другой ее неизменность, она всегда одна и та же, т.е. всегда тождественна самой себе. В тоже время Ньютоновская теория допускает существование Бога как первотолчка Природы как бы "механические часы", которые конечно должны быть заведены. Принцип гилозоизма (от греч. – жизненная, живая материя), признанию в самой природе особой жизненной, творящей силы, носящей материальный характер. Поэтому философское осмысление сущности материи, природы и стало в Просвещении центральной проблемой. Течения в философии как бы разделялись по принципу признания объективного существования материи (материализм) и скептического отношения к объективному существованию природы, т.е. имеющей собственные: ни от чего не зависящие законы бытия (идеализм). Так, Вольтер (1694 – 1774) под материей понимал природу, которая существует объективно, обладает многообразием свойств, она движется по своим собственным законам, пространство и время объективные формы бытия материи (природы). Он признает Бога как конечную причину лишь для подчеркивания главной идеи – природа тоже активна, поскольку активность природы в рамках естествознания того периода было трудно доказать. Он отвергает принцип пассивности природы. Отсюда его знаменитое положение: "Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать". Д. Дидро (1713 – 1784 гг.), другой выдающийся философ Французского Просвещения, признает существование материи самой по себе, природа и есть материальная субстанция, движущаяся само по себе. Несмотря на многообразие свойств и разнообразие конкретных предметно-материальных вещей, природа обладает качеством целостности. Благодаря наличию активной внутренней силы в самих предметах, они проявляют активность и во вне, в воздействии на другие предметы. Ламетри (1709 – 1751 гг.), Гольбах (1723 – 1783 гг.) признают не только объективное существование материи (а для них материя есть природа), но признают активный ее характер; она действует по собственной причине. Как подчеркивает Гольбах: "Она существует от века, никогда не перестает существовать и действовать в силу собственной энергии". То есть, материя, природа являются причиной самой себя, сами себя творят и порождают. Движение не сводимо к механическому перемещению и механическому воздействию. 44. Учение Канта о чувственном, рассудочном и разумном познании. Диалектика Канта. Иммануил Кант, считается основоположником немецкой классической философии. Отличительной чертой немецкой классической философии является внимание к творческой деятельности человеческого духа, его свобода рассматривается как одна из центральных проблем философии. В философии И. Канта можно выделить два этапа развития: докритический и критический. В докритический период Кант отвергает создание Вселенной Богом. Второй период (критический). В труде «Критика чистого разума» Кант сформулировал три важнейших для него вопроса: 1. Что я могут знать? – ответ на него может дать теоретическая философия. 2. Что я должен делать? – практическая философия. 3. На что я могут надеяться? – философия религии. Позднее к ним Кант добавляет вопрос «Что есть человек?» – ответ на который дает философская антропология. Для него подлинной целью человеческого существования является поиск ответов на эти вопросы. Таким образом, философия может дать человеку понять, каким человек должен быть. Для изучения закономерностей деятельности разума, направленного на получение истинного знания, Иммануил Кант создает «критику чистого разума» - свою особенную философскую теорию. Ее задача - выявление общих законов познавательной деятельности человеческого разума и определения границ знания. Природа (бытие вещей вне нас) разделяется на вещи сами по себе, обладающие внутренней сущностью («вещь в себе») и внешним проявлением (явления). При этом пространство и время понимаются как атрибуты бытия предметно-вещного мира. По Канту Познание начинается с чувственного опыта, таким образом познается предметная реальность, мир явлений, но нельзя получить знание о «вещах в себе». Чувственное познание пассивно, т.к. проявляется под воздействием объекта на субъект. Оно не обладает истинной всеобщностью, т.к. зависит от конкретных обстоятельств. Познавательная деятельность представлена в виде деятельности чистого рассудка и разума. По Канту, рассудок - способность человека в процессе мышления оперировать априорными понятиями, присущая всем людям, а потому является всеобщей и объективной. Деятельность рассудка – творческая, он конструирует сущность вещей, а значит, и воспроизводит их. Чистый рассудок, имея дело с множеством явлений, не может найти в себе основы для единства. Он анализирует, но не синтезирует. Эту роль выполняет теоретический разум, который вносит в чистый рассудок основополагающие идеи, которые придают результатам деятельности рассудка всестороннее единство и целостность. Теоретический разум создает идею цели познания. Именно посредством разума познание приобретает упорядоченный характер. Познание – творческий процесс. Существует 4 пары антиномий (Антиномия– противоречие между суждениями, которое каждое равнодоказуемо) чистого разума: мир имеет начало во времени и пространстве и мир во времени и пространстве не имеет начала (бесконечен); мир состоит из простого, неделимо и в мире нет ничего простого, все сложно; в мире существует свобода и в мире нет свободы, а есть необходимость; в мир есть универсальная причина (Бог), все предопределяющая и в мире нет универсальной причины, все случайно. У Канта антиномии чистого разума не находятся в простом равновесии. Ибо это была бы статика, а не динамика познания. Ведь мыслить одновременно взаимополагающие противоречия для здравого смысла недопустимо. Здравый смысл действует по принципу «или то, или другое».Диалектический разум действует по принципу: «и то, и другое». Ведь диалектический разум бьется над разрешением противоречий, антиномий, а не просто констатирует их наличие. Необходимо их интегрировать, а это возможно, если тезис и антитезис, не взаимоисключают, а взаимодополняют друг друга. 45. специфика Геелевского идеализма. Система и метод философии Гегеля. Наиболее полное завершение немецкий классический идеализм получил в философской системеГ.В.Ф. Гегеля (1770-1831). Рисуя картину мира, Гегель полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а последняя также не выводима из человеческого сознания, которое само должно быть понято как результат всего предшествующего развития некоего абсолютного первоначала. Субстанциональную основу мира, по Гегелю, образует тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. В «Энциклопедии философских наук» (1817) Гегель следующим образом излагает суть своей философской системы: в основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало – «абсолютная идея», «мировой разум» или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, причём деятельность его состоит в самопознании. Абсолютная идея проходит в своём развитии 3 этапа. 1. Развитие идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления». Идея раскрывает своё содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий. 2. Развитие идеи в форме «инобытия» как акт отчуждения, отпадения от самой себя, т.е. деградация. Природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих её духовную сущность. 3. Переход от чуждой для идеи природы в область развития духа, развитие идеи в мышлении и истории. На этом этапе абсолютная идея как бы пробуждается и находит свое выражение в абсолютном духе и постигает своё содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности, в различных формах отношений людей. Для рассмотрения того, как идея и дух приобретают формы конечного бытия, Гегель вводит особый метод познания и мышления – диалектический. Здесь метод – система понятий, благодаря которой действует познающий разум. Подобный метод – душа познания, бесконечная сила. Принципы диалектического метода: 1)Все существующее нужно рассматривать в развитии и саморазвитии. 2)Все существующее есть противоречивое единство, «целокупность». А противоречие есть источник всякого движения, развития и саморазвития.3)Во всем существующем необходимо находить связь, взаимосвязь между конкретными явлениями, составляющими содержание всего существующего. Только через связь сдругим конкретное явление проявляет свою подлинную реальность. Философская система Гегеля состоит из трех частей: Логика понимается Гегелем совершенно иначе, чем она трактовалась на протяжении всего времени существования этой науки (т. е. начиная с Аристотеля). По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна предшествовать логика объективная ≈ учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (мирового Духа, Бога). Природа в системе Гегеля есть лишь «инобытие» Абсолютной идеи. Тем самым философ-идеалист разделяет религиозный, теологический взгляд на материальный мир как творение Бога. Как «среднее звено» системы природа опосредует связь между Богом и человеком, человеческой историей и культурой. Философия духа ≈ это и есть философия культуры. Гегель различает три ступени в развитии духа: 1)субъективный дух≈ индивидуальное сознание; 2)объективный дух≈ воплощение «объективизацию» духа в мировой истории и гражданском обществе; 3)абсолютный дух≈ общественные формы сознание ( религия, искусство, фф) 46. основные идеи марксистской философии Исходный пункт эволюции мировоззрения Маркса – гегелевская философия. М. наиболее последовательно отстаивал и в теории и на практике революционно-демократическую позицию. Марксистская философии на основе критики и переосмысления Гегеля и Фиербаха. Сердцевину, суть философии М. образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы (сущности) человека. Выделяют два этапа развития марксизма – "ранний" и "поздний". Для "ранего" – характерны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. "Поздний" – здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры общества. Новая концепция мира—диалектический материализм. Новая концепция общества—исторический материализм. Новая концепция познания—введение в саму основу теории познания практики. Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф. исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики. 47. Русская философия и ее особенности. Начальный период становления русской философии — XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода — отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Второй период развития русской философии начинается с XVIII в. Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени: — процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого; — секуляризация общественной жизни. В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были: — М.В. Ломоносов; — А.Н. Радищев; — Феофан Прокопович; — В.Н. Татищев; — А.Д. Кантемир и др. Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества. Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца. Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе и французский материализм. После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли. Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии. Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории. Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи: — славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.); — западники (критиковали церковь и тяготели к материализму). В конце 60 — начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60–70-е гг. явились почвенники, идея их философии — национальная почва как основа социального и духовного развития России. Следующий этап (конец XIX — первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем. Характерные черты: антропоцентризм; гуманизм; религиозный характер; возникновение русского космизма (мистического, теологического). 48. философия позитивизма и этапы ее развития
49.философия Неотомизма. Неотомизм — философия католической церкви, ядро неосхоластики. Неотомизм возник в конце XIX в., энцикликой Папы Льва XIII (1879 г.) неотомизм был назван единственно истинной философией, соответствующей христианскомуучению. Неотомизм — одно из наиболее значительных направлений в философии, основное распространение он получил в Бельгии и Франции, но имеет своих представителей почти во всех странах. Важнейшим исследовательским центром является Высший институт философии, который был основан при Лувенском университете в 1882 г. кардиналом Дезире Мерсье. Неотомизм занимается: философским обоснованием бытия Бога; доказательством различных религиозных догм; рассмотрением «чистого бытия» как некоего духовного первоначала; толкованием естественно-научных теорий и социальной практики; проблемами метафизики — учением о действии и потенции: наличие бытия является действием определенного бытия, неактивная потенция выражает реальное ограничение действия, становление есть переход от потенции к действию. Главный раздел неотомизма — метафизика, учение о принципах бытия, которое противопоставляется умопостигаемому и трансцендентному миру. Философия неотомизма рассматривает бесконечное бытие Бога как акт и потенциал. Основная проблема неотомизма — проблема Бога. Бог постигается как реальность: бесконечная; вечная; несотворенная; совершенная; личностная. Неотомизм также разрабатывает:— проблемы натурфилософии; — проблемы духа; — вопросы познания; — проблемы этики. 50. Философия экзистенциализма. Экзистенциализм (лат. exsistentia - существование) или философия существования - самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны - в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией, или человеческим существованием. Главные свойства, или модусы, этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире. Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: "Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути? Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого-бытия. Немецкий экзистенциализм ( К. Ясперс, М. Хайдеггер) В Германии, где экзистенциализм стал развиваться после Первой мировой войны 1914-1918 гг., крупным представителем этого течения был Карл Ясперс (1883-1969). По образованию медик, написал специальные работы «Всеобщая психопатология», «Психология мировоззрений». В 1937г. За свои демократические убеждения был удален фашистами из Гейдельберского университета, где занимал должность профессора. Основные философские труды мыслителя: трехтомник «Философия»; написанные в 30-е годы «Разум и экзистенция», «Ницше», «Декарт и философия», «Экзистенциальная философия», и др. Экзистенциалистическая философия во Франции (Ж. П.Сартр, А. Камю, Г. Марсель) Во французском экзистенциализме можно выделить две его формы: консервативно-католический и радикальный атеистический. Философия
|