Главная страница
Навигация по странице:

  • порочность человеческой природы

  • два самых бесспорных требования человеческой природы

  • и естественный разум

  • Способности человеческой природы могут быть сведе­ны к четырем родам

  • по природе мы ищем не сотоварищей, а уважения или выгоды, которые они нам могут дать

  • , стре­мится либо извлечь отсюда какую-то пользу

  • есть из любви к себе

  • Желание нанести вред другому присуще в естествен­ном состоянии всем

  • множество людей стремятся к обладанию одной и той же вещью

  • Если к естественной склонности людей нападать друг на друга, которую объясняют аффектами, и прежде всего неосновательной самооценкой

  • Первый способ образования государства основы­вается на естественном могуществе и может быть назван естественным происхождением государства

  • ГОББС. По природе все люди равны между собой


    Скачать 327.77 Kb.
    НазваниеПо природе все люди равны между собой
    Дата03.10.2022
    Размер327.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГОББС.docx
    ТипЗакон
    #711777

    как определяет Гоббс человеческую природу?

    • К почестям и из­вестности стремятся от природы все люди

    • по природе все люди равны между собой, и поэтому неравенство, существующее в нас­тоящее время, на пример в богатстве, власти, знатности ро­да проистекает из гражданского закона

    • очевидна порочность человеческой природы и по опыту слишком хорошо известно, сколь мало удерживает людей от нарушения их долга сознание дан­ного обещания, если им не грозит за это наказание.

    • два самых бесспорных требования человеческой природы: естественную потребность (cupiditas naturalis), в силу ко­торой каждый домогается для себя права собственности на вещи, находящиеся в общем пользовании, и естественный разум, в силу которого каждый стремится избежать насиль­ственной смерти как величайшего из природных несчастий.

    • Способности человеческой природы могут быть сведе­ны к четырем родам: телесной силе, опыту, разуму, чув­ству.

    • если мы глубже рассмотрим причины, заставляющие людей объединяться и радоваться взаимно­му общению, то легко поймем, что это происходит не пото­му что иначе не могло бы быть по природе, но в силу превходящих обстоятельств. Ибо если бы человек любил чело­века по своей природе, то есть как человека, невозможно было бы привести ни одного основания, почему каждый че­ловек не любит равным образом всех людей, поскольку они такие же люди, как и он, или почему он предпочитает посещать общество тех, где он находит больше уважения или выгоды. Значит, по природе мы ищем не сотоварищей, а уважения или выгоды, которые они нам могут дать; имен­но этого - прежде всего, а их самих - только во вторую очередь

    • всякое добровольное сообщество образуется либо из-за взаимной нуж­ны, либо ради славы, ибо всякий, вступающий в него, стре­мится либо извлечь отсюда какую-то пользу, либо достичь своих сотоварищей почета и уважения



    • всякое обще­ство создается либо ради пользы, либо ради славы, то есть из любви к себе, а не к ближнему.



    • люди по природе своей, если исклю­чить страх, жаждут скорее господства, чем сообщества



    • Желание нанести вред другому присуще в естествен­ном состоянии всем, но по разным причинам, а потому не может оцениваться одинаково. Ибо один человек, исходя из признания природного равенства, считает позволительным для остальных все, что он считает позволительным са­мому себе,- именно так поступает человек скромный и правильно оценивающий собственные возможности. Дру­гой же, полагая себя выше остальных, считает только для себя позволительным все и требует себе особого почета по сравнению с остальными - так поступают характеры зано­счивые. Следовательно, у этого последнего желание нане­сти вред проистекает из тщеславия и ложной оценки соб­ственных сил, у первого же - из необходимости защищать от него свое имущество и свободу.



    • Самая же распространенная причина, заставляющая людей взаимно желать зла друг другу, является результатом того, что одновременно множество людей стремятся к обладанию одной и той же вещью, однако чаще всего они не могут ни пользоваться одновременно этой вещью, ни раз­делить ее между собой. Следовательно, ее приходится отдавать сильнейшему, а кто будет сильнейшим, решит борьба.

    • Если к естественной склонности людей нападать друг на друга, которую объясняют аффектами, и прежде всего неосновательной самооценкой

    ЛЮДИ НЕ ДУРНЫ ПО ПРИРОДЕ!!! утверждение о том, что люди дур­ны по природе, отнюдь не следует из нашего принципа. Ведь даже если дурных людей меньше, чем хороших, одна­ко поскольку мы не в состоянии отличить хороших от дур­ных, то даже и перед людьми хорошими и скромными по­стоянно стоит необходимость не доверять другому, быть осторожным, предвосхищать действия другого, подчинять его себе, защищаться любым способом. И еще более невер­ным выводом было бы, что дурные люди являются дурными по природе. Ведь хотя от природы, то есть от самого рожде­ния, благодаря тому, что они рождаются животными, люди сразу же стремятся к тому, что им нравится, и, насколько это в их силах, или в страхе бегут от угрожающего им зла, либо гневно его отражают, их, однако, обычно не считают дурными на этом основании: ведь те душевные аффекты, которые порождены животной природой, сами по себе не являются дурными, но дурными являются иногда действия, проистекающие из них, которые могут иной раз оказаться и вредными, и противоречащими долгу. Младенцы, если им не дать все, что они хотят, плачут и сердятся, бьют своих родителей, и поступать так заставляет их сама природа, но их нельзя винить, и они не являются дурными, во-первых, потому, что они не могут причинить вреда, а во-вторых, потому, что, будучи лишенными разума, они еще не несут никаких обязанностей. Но если же в зрелом возрасте, при­обретя достаточно сил, позволяющих им наносить вред людям, они будут продолжать действовать таким же обра­зом, вот тогда только они становятся дурными и могут быть названы так. Так что дурной человек - это почти то же самое, что и великовозрастное дитя либо мужчина с умом ребенка, а само это качество «быть дурным» есть по суще­ству недостаток разума в том возрасте, когда люди уже обычно приобретают его естественным образом, благодаря учению и собственному горькому опыту. Следовательно, если мы хотим сказать, что люди дурны по природе оттого, что по природе не способны к познанию и разумному мышлению, то нам придется признать, что люди от приро­ды могут испытывать страсть, страх, гнев и прочие живот­ные аффекты, но они не являются дурными от природы

    что означает высказывание «война всех против всех» в системе представлений Гоббса?

    люди от приро­ды могут испытывать страсть, страх, гнев и прочие живот­ные аффекты, но они не являются дурными от природы. Итак, заложенное мною основание остается незыблемым, и исходя из этого, я прежде всего показываю, что положение человека вне гражданского общества, которое можно на­звать естественным состоянием, не может быть ничем иным, как войною всех против всех (bellum omnium contra omnes), и во время этой войны у всех есть право на все. Да­лее, все люди, побуждаемые собственной природой, поняв весь ужас своего положения, необходимо стремятся выйти из этого несчастного и отвратительного состояния, но это оказывается возможным лишь в том случае, если они по взаимному соглашению откажутся от своего права на все. Далее я разъясняю и обосновываю природу соглашений и то, каким образом должен совершаться перенос права с одного на другого, с тем чтобы соглашения имели силу, а также какие права и кому должны быть обязательно пре­доставлены для обеспечения мира, то есть в чем состоят требования разума, которые, собственно, и могут быть на­званы естественными законами (leges naturales).

    Если к естественной склонности людей нападать друг на друга, которую объясняют аффектами, и прежде всего неосновательной самооценкой, присоединить еще право всех на все, когда один по праву нападает, а другой по праву сопротивляется ему, результатом чего является всеобщая непрестанная подозрительность и пристрастность, и памятуя при этом, как трудно малыми и слабыми силами уберечься от врагов, нападающих на нас с желанием одолеть и поработить, невозможно отрицать, что естествен­ным состоянием людей до объединения в общество была война, и не просто война, а война всех против всех. Ибо что такое война, как не то время, когда желание насильствен­ной борьбы достаточно ясно декларируется как в словах, так и в делах. Остальное время называется миром.

    Эта война по своей природе вечна, потому что из-за равенства борющихся она не может окончиться ничьей победой; ибо здесь самим победителям постоянно угрожает столь страшная опасность, что нужно считать чудом, если кто-нибудь, даже самый мужественный, дожив до старости, умирает естест­венной смертью.

    Поэтому всякий решивший остаться в том состоянии, в котором все позволено всем, впадает в противоречие с са­мим собой. Ибо всякий человек в силу естественной необхо­димости стремится к благу для себя, и нет такого человека, кто счел бы для себя благом подобную войну всех против всех, которая естественна в этом состоянии. В результате мы приходим к мысли, что взаимный страх заставляет нас искать выход из этого состояния и приобретать себе друзей, чтобы если уж необходимо вести войну, то была бы она не против всех, а мы сами не остались бы в одиночестве.

    сформулируйте этические воззрения Гоббса о гражданине и государстве.

    Созданное таким образом единение называется госу­дарством или гражданским обществом (societas civilis), а также гражданским лицом (persona civilis). Ибо если существует единая воля всех, то она и должна прини­маться за одно лицо и отличаться от всех отдельных людей и обозначаться единым наименованием, обладая собствен­ными правами и собственным имуществом. Поэтому ни какой-либо гражданин, ни все они вместе, за исключением того, чья воля представляет волю всех, не должны счи­таться государством.

    Первый способ образования государства основы­вается на естественном могуществе и может быть назван естественным происхождением государства, второй же основывается на сознательном согласии и решении объеди­няющихся, и такое происхождение государства связано с установлением. Отсюда и два рода государств - естест­венные, например патриархальное и деспотическое, и установленные, которые могут быть названы также и поли­тическими (гражданскими). В первом - властитель при­обретает себе граждан по собственной воле, во втором -граждане своим собственным решением подчиняют себя господству одного человека или собрания людей, наделен­ных верховной властью

    http://gumfak.ru/filos_html/ponas/pon08.shtml

    Грех есть все то, что человек совершает вопреки своей совести, потому что поступающие так пренебрегают законом. Но нужно различать здесь следующее: моим гре­хом является поступок, совершая который я понимаю, что это грех; но то, что я считаю чужим грехом, я сам иногда могу совершать, не считая это своим грехом. Ведь если мне прикажут совершить то, что является грехом для того, кто приказывает мне это, я, исполняя его приказание, не совершаю греха, если только приказывавший является моим господином по праву. Ведь если я по приказу государства пойду на войну, которую я считаю несправед­ливой, я тем самым не поступлю несправедливо, скорее, наоборот - если я откажусь пойти на войну, присваивая себе принадлежащее государству установление справедли­вого и несправедливого. Те, кто не учитывает этого раз­личия, постоянно оказываются перед необходимостью со­вершать грех всякий раз, как им приказывают совершить нечто недозволенное или представляющееся таковым. Ведь если они подчинятся, они поступят против своей совести, если же они не подчинятся, они нарушат право. Если они поступят против совести, они тем самым показывают, что они не боятся наказания в жизни будущей, если же они поступят вопреки праву, они подрывают, насколько это в их силах, человеческое общество и гражданскую жизнь в настоящем. Следовательно, мнение тех, кто доказывает, что подданные совершают грех, исполняя повеления госу­дарей, представляющиеся им несправедливыми, и ошибоч­но, и должно быть отнесено к числу тех, которые подры­вают гражданское повиновение. А проистекает это мнение из первоначального заблуждения, на которое мы указали выше, в предыдущем параграфе. Ибо, присваивая себе суждение о добре и зле, мы сами превращаем и наше повиновение, и наше неповиновение в грех.

    Седьмое вредное для государства учение предостав­ляет каждому отдельному гражданину абсолютное господ­ство над тем, чем он владеет, т. е. такое право соб­ственности, которое исключает право на это же имущество не только сограждан, но и самого государства. А это неправильно. Ведь тот, кто имеет над собой господина, сам не обладает абсолютным правом господства,

    https://lektsii.com/1-126303.html



    написать администратору сайта