Гомер в мировой истории. Гомер в мировой истории 5 класс. Гомер в мировой истории Гомер
Скачать 165.54 Kb.
|
Гомер в мировой истории Гоме́р (др.-греч.Ὅμηρος,VIII век до н. э.) - легендарный древнегреческий поэт-сказитель, создатель эпических поэм «Илиады» (древнейшего памятника европейской литературы) и «Одиссеи». Примерно половина найденных древнегреческих литературных папирусов - отрывки из Гомера. О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно. Ясно однако, что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, — приблизительно VIII век до н. э. По словам Геродота, Гомер жил за 400 лет до него, другие древние источники говорят, что он жил во времена Троянской войны. Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной в античной традиции спорили семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины. Как сообщают Геродот и Павсаний, умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не дает точных сведений о племенной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка. Существует предположение, что его диалект представляет собой одну из форм поэтического койнэ, сформировавшегося задолго до предполагаемого времени жизни Гомера. Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов его жизни, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, Тиресий), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Кроме того, певец Демодок в «Одиссее» слепой от рождения, что также могло восприниматься автобиографично. Существует предание о поэтическом поединке Гомера с Гесиодом, описанное в сочинении «Состязание Гомера и Гесиода», созданном не позднее III в. до н. э., а по мнению многих исследователей, и значительно раньше. Поэты якобы встретились на острове Эвбее на играх в честь погибшего Амфидема и читали каждый свои лучшие стихи. Царь Панед, выступивший судьей на состязании, присудил победу Гесиоду, так как тот призывает к земледелию и миру, а не к войне и побоищам. При этом симпатии аудитории были на стороне Гомера. Кроме «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывается ряд произведений, несомненно созданных позднее: «гомеровы гимны» (VII—V вв. до н. э., считаются наряду с Гомером древнейшими образцами греческой поэзии), комическая поэма «Маргит» и др. Значение имени «Гомер» (оно впервые встречается в VII веке до н. э., когда Каллин Эфесский назвал его автором «Фиваиды») пытались объяснить ещё в античности, предлагались варианты «заложник» (Гесихий), «следующий за» (Аристотель) или «слепец» (Эфор Кимский), «но все эти варианты так же неубедительны, как и современные предложения приписать ему значение „слагатель“ или „аккомпаниатор“. Данное слово в своей ионийской форме Ομηρος — практически наверняка реальное личное имя.1 Философия поэмы «Илиада» Илиада, поэма об осаде Илиона (Трои) греками, древнейший памятник греческой поэзии; приписывалась Гомеру2. Поэма «Илиада» была создана на основе героических песен-преданий, исполнявшихся аэдами, бродившими по земле древней Эллады и пользовавшимися большим почетом. Создание этих поэм сами древние греки приписывали слепому аэду Гомеру, который, по преданию, был уроженцем острова Хиоса, что тем не менее долгое время оставалось спорным. Семь городов спорили о рождении мудрого Гомера: Смирна, Хиос, Колофен, Пилос, Аргос, Итака, Афины. Для всех древних греков «Илиада» являлась не только излюбленным чтением, но и средоточием мудрости и общегреческой культуры. По ней велось обучение в школе. Подросткам и юношам внушалось представление о доблести на примерах героев древних сказаний. «Илиада», наряду с «Одиссеей», входит в Троянский мифологический цикл, отражающий борьбу греков за овладение малоазиатским городом Илионом, или Троей. «Илиада» изображает несколько эпизодов из десятого года осады Трои. Герои поэмы мужественны и величавы. Они не знают страха перед врагом. И греки, и троянцы изображены с уважением и любовью. Не случайно поэтому образцом героизма являются грек Ахилл и троянец Гектор. Гомер уделяет большое внимание описанию своих героев, их доспехов: щитов и сияющих шлемов, украшенных гривами, развевающимися на ветру. Начинаются ожесточенные бои, в которых греки терпят от троянцев поражение. Патрокл, друг Ахилла, вступает в бой, так как не может больше видеть, как гибнут товарищи. В бою он погибает от рук Гектора. Гектор - троянский вождь, главный защитник города. Он оставляет родителей, свою семью: молодую жену и маленького сына, уходя в последний бой. И хотя многое предвещает герою гибель (знак свыше в виде раненой змеи, укусившей орла; предчувствие жены), ничто не останавливает его. Гектор, не щадя себя, показывает в бою бесстрашие и самоотверженность, накидываясь на врага и круша все на своем пути, словно страшный ураган. Не удивительно, что именно Гектор первым прорывается сквозь ахейский вал, заслужив славу. Ахилл - гроза для троянцев, суровый, непоколебимый воин. Он любит родину. Мстя за убитого друга Патрокла, вступает в бой, убивает Гектора. Гомер описывает бой, уделяя внимание всем деталям. Оба участника боя испытывают яростное желание победить и прославиться, они оба - доблестные воины. Основная черта характеров этих героев - не знающий предела героизм и преданность общему делу. Но героям поэмы присущи и другие человеческие качества, такие как сострадание и великодушие. Например, Гектор, чувствуя приближение смерти, тревожится об отце, матери, жене, понимая тяжелую судьбу своего маленького сироты-сына. Ахилл, ощущая горечь своей собственной судьбы, мстит за обиду, помнит зло, иногда плачет, как ребенок. Замечательным примером великодушия Ахилла и вообще гуманизма древнего эпоса является сцена, когда Ахилл отдает царю Приаму тело Гектора, даже устанавливает перемирие, чтобы дать троянцам время оплакать погибших. И заканчивается «Илиада» погребением героев двух враждующих лагерей - Патрокла и Гектора. Таким образом, в гомеровской «Илиаде» описана не только суровая героика войны, но и жизнь, основанная на уважении к человеку, на пробуждении в нем лучших гуманных чувств. Великий древнегреческий философ Платон, подчеркивая значение Гомера, утверждал, что «Гомер воспитал всю Грецию». «Илиада»состоит из ряда эпизодов, последовательно развертывающихся во времени и часто имеющих вполне самостоятельный и законченный характер (следует отметить открытый Ф. Зелинским «закон хронологической несовместимости»: действия, происходящие по существу фабулы одновременно в нескольких планах, излагаются как последовательные). Целостность поэмы достигается подчинением материала двум организующим моментам: 1. Гнев Ахилла дает возможность, сохраняя Ахилла главным героем, выдвинуть ряд других фигур, действующих в его отсутствии. 2. Решение Зевса мотивирует неуспех греческих витязей и разнообразит перипетии борьбы введением нового плана действия: сцен богов на Олимпе. Однако далеко не весь материал входит в эти рамки. Решение Зевса, принятое в I песне, забыто вплоть до VIII песни: предательский выстрел Пандара предполагает совершенно иной ход событий; единоборство Париса и Менелая и смотр со стен вряд ли были первоначально задуманы для десятого года войны. Отдельные эпизоды «Илиады» слабо связаны, и сцепление их нуждается в мотивировке божественным вмешательством. В сюжетном построении наблюдается ряд противоречий и неувязок. Заключительные строки «Илиады» (1- е печатное издание Бартоломео ди Либри, Флоренция, 1488) 3 Реферат тема: «Поэма Гомера "Илиада"» Учебный предмет: История Выполнила: ученица 5 класса "А" Калмыкова София Проверил: Бурханов Ильяс Мансурович 1 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80 2 БСЭ, М., ОГИЗ РСФСР, 1933 г., том 27, стр. 755, абз. 1. 3 http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/2029/%D0%98%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D0%B0 |