Главная страница
Навигация по странице:

  • Планируемые результаты Предметные

  • Метапредметные УУД Регулятивные

  • Познавательные

  • Коммуникативные

  • Оборудование

  • Ход урока 1.Организационный этап. 2.Актуализация знаний.

  • 1)

  • Какова цель нашего урока (выяснить, как отвечал на А. С. Пушкин на вопросы

  • 3. Мотивация. Определение цели урока. 4. Изучение нового материала 1) Стихотворение «Пророк» ( используется презентация) История создания.

  • Словарная работа

  • Шестикрылый серафим

  • Ангел

  • Зеница

  • Внемли

  • Выразительное чтение стихотворения учителем. Беседа

  • Вывод: Пушкин говорит об особой миссии поэта, подобной роли библейских пророков: нести людям высшую божественную истину.

  • 5.Рефлексия 6.Дом.задание

  • урок литературы. Урок литературы в 9 классе _Тема поэта и поэзии в творчестве А. Тема урока Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина ( Я памятник себе воздвиг нерукотворный, Пророк) Планируемые результаты


    Скачать 22.91 Kb.
    НазваниеТема урока Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина ( Я памятник себе воздвиг нерукотворный, Пророк) Планируемые результаты
    Анкорурок литературы
    Дата21.11.2022
    Размер22.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаУрок литературы в 9 классе _Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.docx
    ТипУрок
    #802907

    Урок № 41 9 класс Литература 20.11.19.

    Тема урока : Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина ( «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Пророк»)
    Планируемые результаты

    Предметные : знать, как понимал Пушкин природу поэтического вдохновения, высокое назначение поэта, учиться анализу поэтического текста, развивать творческое воображение и мышление.

    Метапредметные УУД

    Регулятивные : уметь определять цели урока, планировать свою деятельность, работать по плану, оценивать результаты своей деятельности на уроке.

    Познавательные : находить необходимый материал в учебнике, справочной литературе, производить наблюдения и анализ стихотворений, делать выводы и обобщения.

    Коммуникативные : выразительно читать, участвовать в диалоге, создавать краткие монологические высказывания.

    Личностные : воспитывать интерес к поэтическому творчеству .

    Оборудование : учебник, тексты стихотворений Пушкина, презентация.

    Тип урока : комбинированный.

    Ход урока

    1.Организационный этап.

    2.Актуализация знаний.

    Мы продолжаем с вами разговор о творчестве А С Пушкина

    1) О каких темах в лирике мы уже говорили? (темы дружбы, любви, вольнолюбивой лирике)

    2) Как вы думаете, о какой теме пойдет наш разговор? (правильно, о теме поэта и поэзии)

    .

    3) Какова цель нашего урока? (выяснить, как отвечал на А. С. Пушкин на вопросы:

    Какова роль поэта и поэзии в обществе? В чем состоит предназначение поэта?
    3. Мотивация. Определение цели урока.

    4. Изучение нового материала
    1) Стихотворение «Пророк» ( используется презентация)

    История создания.

    Стих-е навеяно событиями 14 декабря 1825 года и скорбью о гибели собратьев, друзей. Написано оно по дороге из Михайловского в Москву в 1826 году, когда опального поэта вызвали для встречи с царем.

    Словарная работа
    Пророк – 1) провозвестник и истолкователь воли богов; 2) предсказатель будущего. Пушкин частично использует «Откровения» пророка Исайи – Носитель правды, справедливости.

    Шестикрылый серафим – персонаж в христианской мифологии – ангел, изображаемый на иконах шестикрылым.

    Серафим – «огненный», « сжигающий», название одного их высших ангельских чинов.

    Ангел - доброе сверхъестественное существо, действующее по воле богов

    Перст – палец руки; переносное значение – указание, мистическое предопределение.

    Вещий – мудрый. Зеница – глаз, зрачок.

    Горний – находящийся в вышине; переносное значение – нравственно-возвышенный. Десница – правая рука. Глагол – речь, слово.

    Празднословие – склонность к праздным, пустым разговорам

    Внемли – повелительное наклонение глагола внимай

    Виждь – повелительное наклонение глагола видеть - смотри

    Влачился – тащился, шел с трудом.

    Выразительное чтение стихотворения учителем.

    Беседа

    1)Какое первое впечатление после прочтения? (сложно, непонятно) Почему? ( много церковно-славянских слов)

    2) Для чего Пушкину библейские образы и использование высокой книжной лексики - старославянизмов и архаизмов? (чтобы подчеркнуть высокое назначение поэта и поэзии. Фразой «глаголом жечь сердца людей Пушкин определил и свое собственное творчество).

    3) Какие образы присутствуют в стих-и? (лирический герой, ангел, Бог)

    4) Каким изображен герой в начале стих-я? (человек с высокими запросами, томящегося духовной жаждою, стремящегося к творческой деятельности. Но он стоит на «перепутье» - не знает, как утолить «духовную жажду», поэтому не живет, а «влачится», прозябает.)

    5) С кем сравнивается поэт? ( С пророком. И поэт, и пророк одинаково важны для человечества, и Бог их призывает к служению для блага людей)

    6) Какой путь проходит поэт, прежде, чем стать пророком?

    ( Проходит путь от грешника, который «влачился» без цели в «пустыне мрачной», до возродившегося, очистившегося, проникшего в тайны бытия пророка)

    7) Что делает посланник Бога Серафим для того, чтобы грешника превратить в поэта? (преобразует природу человека: глаза стали «вещими», то есть очень многое увидели, что до сих пор было скрыто от него. Стал слышать то, что недоступно для человеческого слуха. Вместо «празднословного» и «лукавого» языка – «жало мудрыя змеи», вместо «сердца трепетного» - « угль, пылающий огнем».

    Т. е., пророк стал видеть и слышать то, что не могут видеть и слышать обычные люди)

    8) Почему такое жестокое преображение? (потому что, творчество – тяжелая ноша, тяжелый крест)

    9) «Как труп в пустыне я лежал». Чего еще не хватало, чтоб стать настоящим поэтом? (божественная воля: восстань, пророк,…)
    10) Зачем лишили героя трепетного, взволнованного сердца, наполненного надеждами? (чтоб он мог твердо говорить правду , без колебаний)

    11) Зачем наделили его такими способностями? Что значит «глаголом жги сердца людей»? ( чтобы нести суровую правду)




    12) Как композиционно можно разделить стихотворение? На сколько частей?

    (1. Встреча с Серафимом. 2. Превращение в пророка. 3 «Бога глас ко мне воззвал»)
    13) Как Пушкин определил задачи поэта, назначение поэзии?

    ( пророка и поэта роднит способность видеть мир таким, каким никогда не увидит простой человек: они оба видят скрытые, тайные его стороны. Пророк исправляет мир, поэт – отражает. Они оба обращаются к людям , открывая им правду о земле и небе

    Особая миссия поэта сходна с ролью библейских пророков: нести людям высшую божественную истину, « глаголом жечь сердца», т. е. зарождать мысли, сомнения, зарождать чувства)
    14) Для чего Пушкину библейские образы и использование высокой книжной лексики - старославянизмов и архаизмов? (чтобы подчеркнуть высокое назначение поэта и поэзии. Фразой «глаголом жечь сердца» людей Пушкин определил и свое собственное творчество)

    История создания.

    Стих-е навеяно событиями 14 декабря 1825 года и скорбью о гибели собратьев, друзей. Написано оно по дороге из Михайловского в Москву в 1826 году, когда опального поэта вызвали для встречи с царем.

    Вывод: Пушкин говорит об особой миссии поэта, подобной роли библейских пророков: нести людям высшую божественную истину.

    2)Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»( презентация)

    Чтение наизусть подготовленным учеником

    . В конце жизни Пушкин находит мощный способ выражения своих заветных мыслей о назначении поэзии. В 1836 г. написано его знаменитое стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, которое принято называть просто “Памятником”.

    Беседа

    - Какие поэты были литературными предшественниками Пушкина в развитии этой темы? (У Пушкина в трактовке своей поэзии как памятника были блестящие предшественники: это древнеримский поэт Гораций, эпиграфом из которого открывается стихотворение. В русской литературе эту мысль продолжили Ломоносов, Державин.)

    - С чем сравнивает Пушкин свой нерукотворный памятник? (Пушкин начинает со сравнения: свой “нерукотворный памятник”, воздвигнутый поэзией, он сравнивает с “Александрийским столпом”. Что здесь имеется в виду - маяк в Александрии или Александровская (в честь Александра I) колонна на Дворцовой площади в Петербурге, воздвигнутая незадолго до написания стихотворения? Кстати, Пушкин нашел повод не явиться на празднование открытия этой колонны. Божественный смысл подлинной поэзии начинает обнаруживаться с первых строк стихотворения: памятник этот – “нерукотворный”, он “вознесся” словно бы не по воле людей, а собственной силой. Но Пушкин подчеркнул также, что у его нерукотворного памятника – “глава непокорная”).

    - Что имеется в виду? (Независимость и свобода свойственны пушкинской поэзии.)

    - Какая мысль является духовно-философским центром стихотворения?

    Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
    Мой прах переживет и тленья убежит…

    Вдумаемся, как назвал здесь Пушкин свою поэзию – “заветная лира”. В этом названии– задушевность и любовь.

    - В чем видит Пушкин залог бессмертия своей поэзии? Если предшественники связывали идею посмертной славы поэта с величием и мощью государства (“Пока великий Рим владеет светом…”, “Доколь славянов род вселена будет чтить…” - до этой поры простирается магия имени поэта у Ломоносова и Державина). Пушкин переосмысливает этот мотив и принципиально изменяет масштаб соотношения поэзии и государственности. Его поэт возвышается над государственными границами и символами державной власти; жрецы искусства как будто имеют собственное Отечество, и потому “памятник” - поэзия существует, пока сама она не исчезнет с лица земли:

    И славен буду я, доколь в подлунном мире
    Жив будет хоть один пиит.

    - В чем видит Пушкин главную причину того, что его поэзия будет долго жить в народе?

    1) В добре (“чувствах добрых”), которое пробуждает его поэзия. Добро – это абсолютное качество великой поэзии. В процессе работы над стихотворением Пушкин отверг строку “Звуки новые для песен я обрел”, более близкую первоисточнику. Высокое этическое значение поэзии кажется ему исключительно важным, и именно мысль о нравственной силе стихов позволяет Пушкину определить и другой источник своей посмертной славы.

    2) Это прославление свободы. Именно в нем – залог независимости поэта от “жестокого века”, в котором ему пришлось жить. 3) “И милость к падшим призывал”. Христианское понятие милосердия, “милости” становится очень важным у позднего Пушкина, соединяясь с народной жалостью к оступившимся, “падшим”. Милосердие к согрешившим является одной из главных нравственных ценностей в народе. В призывании поэтом “милости” - оправдание его жизни и поэзии, верность друзьям юности, сожаление обо всех страдающих, униженных, заблудших).

    - Обращение к музе в последней строфе. Как вы понимаете его смысл? (В конце стихотворения есть призывы – увещевания к своей музе. Чтобы обеспечить себе бессмыслие, надо быть послушным “веленью Божию” и научиться не реагировать ни на обиды, ни на почести, ни на неправедный суд.)

    Создание синквейна

    1. Поэт

    2. Свободный, вдохновенный

    3. Слышит, видит, творит

    4. Наделен высоким божественным даром .

    5. Пророк.

    5.Рефлексия

    6.Дом.задание : подготовиться к письменному анализу стихотворения Пушкина(по выбору)


    написать администратору сайта