Главная страница
Навигация по странице:

  • Цвета городецкой росписи.

  • Элементы и мотивы городецкой росписи.

  • Сюжетная роспись.

  • Техника выполнения городецкой живописи.

  • городецкая роспись. Городецкая роспись. сообщение. Городецкая роспись. Городецкая роспись


    Скачать 18.22 Kb.
    НазваниеГородецкая роспись. Городецкая роспись
    Анкоргородецкая роспись
    Дата26.04.2023
    Размер18.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГородецкая роспись. сообщение.docx
    ТипДокументы
    #1092414

    Городецкая роспись.

    Городецкая роспись — это русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии.

    Городецкая роспись возникла в Поволжье, в районе города под названием Городец. Жители близлежащих деревень украшали деревянные прялки резьбой. Сначала узор создавали с помощью вставок из других пород дерева, затем резной орнамент стали подкрашивать, а еще позже роспись полностью вытеснила резьбу.
    Городецкие прялки отличались от обычных тем, что их не вытачивали из цельного куска дерева, а изготавливали из двух частей — гребня и донца. Как раз донце и было расписным: когда прялкой не пользовались, ее вешали на стену в качестве украшения.
    Вскоре яркими рисунками стали украшать не только прялки, но и сани, сундуки, мебель, игрушки, шкатулки, деревянные панно и многие другие предметы.

    Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали желтым, красным или черным цветами.
    Сюжетами городецкой росписи становились, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных и многие другие.
    Вторым излюбленным мотивом городецких мастеров были цветы. Часто встречались и изображения животных, в частности коней и птиц. Но некоторые мастера прибегали к более экзотическим образам, например, рисовали львов.

    Расцвет промысла пришелся на 90-е годы XIX века, а уже в начале ХХ столетия интерес к ремеслу начал угасать. Однако в 1935 году художник Иван Овешков открыл общественную мастерскую в деревне Косково, где начал профессионально обучать молодых мастеров городецкой росписи.
    Уже через два года работы его учеников экспонировались на выставке народного творчества в Третьяковской галерее. А после войны в селе Курцево под руководством художника Аристарха Коновалова открыли артель «Стахановец», которая через несколько лет превратилась в фабрику.

    Цвета городецкой росписи.

    Первоначально мастера работали на загрунтованных поверхностях. Позже, уже после второй мировой войны, в качестве основы выбирали необработанное дерево. Это позволило рисунки сделать более легкими, придавая им прозрачности.

    Замалевки. Для узоров в виде ягодок и цветков применяют такие цвета: охра, розовый, чистый красный, бордо, голубой, синий. Для оформления листков используют чистый зеленый цвет. Маленькие листики и завитки иногда оформляли коричневой краской.

    Теневка. Основные цвета теневки: черный, коричневый и синий. За счет использования глубокого черного тона, на фоне которого прорисовывали ключевые элементы орнамента, удавалось получить яркий и довольно контрастный узор.

    Разживка. Для разживки использовали белый цвет. Желтым оттенком пользовались реже. Он был нужен только в том случае, если листьям придавались объемные акценты.

    Элементы и мотивы городецкой росписи.

    Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись.

    Цветочный орнамент наиболее простой в исполнении. Выделяют несколько элементов орнамента: букет, гирлянда, ромб, цветочная полоса, венок, конь и птица.

    Сюжетная роспись.

    Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований. Лица людей  обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность.

    Излюбленная тема рисунков – экстерьеры домов с резными ставнями, яркими наличниками, печными трубами. Картину дополняли колодцы, плетеные заборы с цветами или кувшинами и сидящими петухами.

    Техника выполнения городецкой живописи.

    Роспись выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «разбеливают».

    На поверхности тонкими линиями карандашом очерчивают основные линии росписи. Особое внимание уделяют «узлам» рисунка, то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими крупных узоров и могут выполняться во время импровизации.

    В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка.

    Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек  поверх готового рисунка.


    написать администратору сайта