Главная страница

Декоративная карандашница "М. К. Тенишева. Талашкино"


Скачать 3.92 Mb.
НазваниеДекоративная карандашница "М. К. Тенишева. Талашкино"
Дата02.08.2022
Размер3.92 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаDiplom_Volkova_D_A_2.docx
ТипПояснительная записка
#639555

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Брянский областной колледж искусств»


Отделение изобразительного искусства

Пояснительная записка


к выпускной квалификационной работе


на тему: Декоративная карандашница "М. К. Тенишева. Талашкино"

Выполнила:
Студентка 4 курса специальности
54.02.02 Декоративно - прикладное искусство и народные промыслы
(по видам) Художественная роспись по дереву
Волкова Дарья Алексеевна
Руководитель:
Гридина Екатерина Владимировна
_____________(подпись)

Рецензент:


Дата сдачи в ГЭК «___» ___________ 2021 г.


Выпускная квалификационная работа защищена
«___» ___________ 2021 г.

Оценка __________________

Брянск 2021

Оглавление

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы дипломного проекта 6

1.1 Историческая справка 6

1. 2. Художественные основы для создания росписи 9

Глава 2 Практические основы дипломного проекта. 11

2.1 Этапы выполнения 11

2.2 Расчётная часть 16

Заключение 18

Список используемой литературы 19

Приложение 20


Введение



В далекие времена, еще когда пещерный человек изготовлял ритуальные статуэтки для поклонения Богам, а также описывал свою жизнь, преимущественно сцены охоты, наскальными рисунками, уже тогда зародилось декоративное искусство. Понятие «декоративное» согласуется с особенностями формы художественного произведения и сочетается с наносимым на предмет изображением: символом, знаком, орнаментом либо жанровым мотивом, которые являются непосредственным украшением изделия. Декоративность определена индивидуальностью графического оформления, взаимодействием цвета и формы, выразительностью пятна, характером линейного контура, эффектами стилизации. Слово decorare в переводе с латинского звучит как «украшать». Именно оно является корнем понятия «декоративный», то есть «украшенный». Из этого можно сделать вывод что термин «декоративное искусство» означает «умение украшать».

Декоративно-прикладное искусство – искусство изготовления предметов быта, обладают художественными качествами и которые предназначены для удовлетворения практических потребностей, а также выступающие в качестве эстетически оформленной вещи для украшения парков, жилищ и архитектурных сооружений.

В отличие от изящного искусства, произведения декоративного искусства несут в себе определенную полезность, возможность использования в быту, а также художественную нагрузку.

К произведениям декоративно-прикладного искусства, обычно причисляют: мебель, посуду, ковры, вышивки, кружева, декоративные ткани, ювелирные изделия и многие другие вещи, которые имеют художественное начало. При этом обязательным признаком принадлежности предмета к произведениям ДПИ является неразрывная связь художественно –образного содержания с утилитарной функцией вещи. Художественное оформление вещи обязательно должно быть согласовано с ее практическим назначением.

Проектная деятельность является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развить как творческие, так и интеллектуальные способности индивидуально у каждого учащегося.

Проектная технология лично ориентирована для каждого студента, и в ней осуществляется различный подход в обучении. Это приоритетная и необходимая для художника-мастера форма организации работы.

Тема дипломной работы: Декоративная карандашница "М. К. Тенишева. Талашкино". Эта тема особенно актуальна для Брянщины, когда вновь вспоминают имена меценатов, неравнодушных к наследию русской народной культуры. Мария Клавдиевна Тенишева родилась 20.05.1867 года в Петербурге в дворянской семье. Окончила частную гимназию. В 1881 году она уехала в Париж, где получила музыкальное образование, стала профессиональной певицей. Одновременно много занималась рисованием, писала картины, овладевала искусством живописи. Начинала заниматься коллекционированием произведений русской и европейской графики, предметов народного быта.

В 1892 году вышла замуж за Вячеслава Николаевича Тенишева (1843-1903) - князя, богатого человека, крупного предпринимателя (акционера Брянского рельсопрокатного, железодетального, механического завода), этнографа и социолога, М.К. Тенишева получила возможность в полную меру проявить свои творческие способности, недюжинный талант художника и умного организатора - просветителя, одухотворенного идеей сохранения культурного наследия русского народа, собирания бесценных сокровищ народного творчества, предметов быта.

Мария Тенишева. Почётная гражданка Смоленска, почётный член Российского археологического общества, бакалавр Римской академии художеств, почётный член народного образования Франции, действительный член Общества изящных искусств, член Союза декоративно-прикладного искусства княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (жена князя Вячеслава Николаевича Тенишева) вошла в историю Брянска своей благотворительной деятельностью.

В 1894 году Мария Клавдиевна приобрела хутор Флёново в полутора верстах от Талашкино. Там расположилась одна из главных затей княгини Тенишевой – сельскохозяйственная школа для крестьянских детей. Именно во Фленово находятся музей в здании школы, замечательный “теремок” в неорусском стиле и церковь Святого Духа.

Главным украшением Флёново служит “теремок”, построенный Сергеем Васильевичем Малютиным в 1901 году. Это яркий образец “неорусского стиля”. Малютин построил “теремок” на склоне холма. Он состоит из нескольких срубов на кирпичном подклете. Асимметричная композиция, разнообразие объёмов, различные по формам и размерам окна, резные расписные украшения создают праздничный сказочный облик “теремка”. Его необходимо рассматривать со всех сторон, каждый его фасад, каждая деталь единственны и неповторимы.

Образ карандашницы, для выбранной темы дипломной работы выбрана непосредственно ее форме, при которой можно воссоздать форму «Теремка» находящийся в селе Талашкино, Смоленской области, чем и будет создана взаимосвязь формы и темы дипломной работы. Шестигранная форма карандашницы росписана орнаментами и пейзажами в неорусском стиле, раскрывает тему и презентуя Талашкино, отражает атмосферу, сказочность и необычность этого прекрасного места.

Глава 1 Теоретические основы дипломного проекта

1.1 Историческая справка



Княгиня Мария Тенишева была коллекционером, меценатом, общественным деятелем и художником-эмальером. Тургенев сожалел о том, что не успел написать о ней повесть, она позировала Репину, Серову, Коровину и Врубелю. Современники называли ее «героиней нашего времени» и «гордостью всей России», а в наши дни ее имя вряд ли известно большинству и незаслуженно забыто.

Мария Клавдиевна Тенишева, урожденная Пятковская, появилась на свет в знатной семье, но была незаконнорожденной. По слухам, ее отцом мог быть император Александр II. Ее мать вышла замуж после ее рождения, и поэтому в семье отчима ее не признали. Мария ни в чем не нуждалась, но была полностью предоставлена самой себе. Позже в своих воспоминаниях она написала: «Я была одинока, заброшена. Когда в доме все затихало, я неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья-картины...».

После окончания гимназии Мария вышла замуж за правоведа Рафаила Николаева и родила ему дочь, но счастлива в браке не была, так как супруги не любили друг друга. Позже Мария назвала этот брак «душной скорлупой», ведь «все было так серо, обыденно, бессодержательно». Муж был равнодушен ко всему на свете, кроме игры в карты. Спустя 5 лет Мария продала часть мебели и на вырученные деньги вместе с дочерью уехала за границу.

В Париже она начала посещать вокальную школу, обнаружив меццо-сопрано редкой красоты. Ее наставница прочила ей карьеру оперной певицы, но Мария решила, что сцена – не для нее: «Пение? Это – забава… Не этого хочет моя судьба». За границей она также брала уроки изобразительного искусства, много времени проводила в музеях и за книгами.

Через год Мария вернулась в Россию. Муж отобрал дочь, отдав ее в закрытое учебное заведение, и презрительно отзывался о творческих успехах жены: «Я не желаю, чтобы мое имя афиши трепали по заборам!». А дочь постепенно отдалилась от матери, так и не простив ей того, что она решила уйти из семьи во имя самореализации.

В сложные времена на помощь пришла подруга детства – Екатерина Святополк-Четвертинская, пригласившая ее в свое родовое поместье Талашкино. С тех пор жизнь Марии круто изменилась. Там она познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым – предпринимателем, меценатом и общественным деятелем. Несмотря на значительную разницу в возрасте, они почувствовали друг в друге родные души и вскоре обвенчались.

Вместе с супругом княгиня переехала в Бежецк, где у Тенишева был крупный завод. Мария Клавдиевна стала попечителем местной школы, затем основала еще несколько школ, организовала общественную столовую и театр, открыла ремесленные училища для детей рабочих. Позже семья переехала в Санкт-Петербург, где в доме Тенишевых был организован музыкальный салон, в котором бывали известные композиторы.

По совету Ильи Репина Тенишева открыла студию-мастерскую, где готовили студентов для поступления в Академию художеств. Княгиня также стала сооснователем журнала «Мир искусства», спонсируя выставки мирискусников. Параллельно она занялась коллекционированием, многие картины княгиня позже передала в Русский музей. В 1893 г. она приобрела имение в Талашкино и превратила его в культурный центр, не уступающий мастерским в Абрамцево. Здесь бывали Репин, Бакст, Врубель, Серов и другие известные художники.

На хуторе Фленово возле Талашкино княгиня открыла школу для деревенских детей, в которой преподавали лучшие учителя. Новую школу и ряд учебно-хозяйственных мастерских открыли и в Талашкино. Там занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, вышивкой и т. д. Заказы на произведения талашкинских мастеров поступали даже из-за границы. Княгиня увлеклась эмалью и целыми днями проводила в мастерской, загоревшись идеей возродить эмалевое дело. Ее работы экспонировались за границей и пользовались большим успехом.

В 1903 г. умер муж Тенишевой, а вскоре погибли и все ее любимые детища. После революции жизнь в «русских Афинах», как называли Талашкино, прекратилась. В построенной княгиней и расписанной Рерихом церкви хранили картошку, гробницу Тенишева разорили, мастерские закрыли. Об этих днях она писала: «Нет сомнения, это была стихийная буря, пролетевшая над Россией. Слепые, бессовестные люди… Это те, которые ратуют за народ, кричат о благе народа – и разрушают с легким сердцем то немногое, те редкие очаги культуры, которые создаются единичными тяжелыми усилиями отдельных лиц».

На хуторе Фленово княгиня Тенишева вместе с Рерихом построила уникальный Храм Святого Духа, отреставрированный в 2016 г.

В 1919 г. княгине пришлось покинуть страну. Последние годы своей жизни она провела в эмиграции, продолжая работать над эмалями, несмотря на тяжелую болезнь. Мария Тенишева умерла в 1928 и была похоронена во Франции, а на родине эмигрантку предали забвению.

1. 2. Художественные основы для создания росписи



Художественные кружки Абрамцево и Талашкино — феноменальное явление в русской культуре. Здесь работали крупнейшие мастера — Михаил Врубель, Константин Коровин, Валентин Серов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий и Елена Поленовы, Александр Головин и Сергей Малютин — художники изучали, собирали, интерпретировали древнерусское искусство и народные ремесла.

Им удалось не только сохранить и сделать актуальными богатые традиции, но и создать на их основе собственные оригинальные произведения, дав начало неорусскому стилю и модерну. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже изделия Абрамцевских мастерских были удостоены золотых и серебряных медалей, став известными на весь мир.

Вдохновившись успехом Абрамцево, княгиня  Мария Тенишева организовала столь же известное творческое объединение в имении Талашкино под Смоленском, где со всей полнотой раскрылось своеобразие русского стиля.

Там расположилась одна из главных затей княгини Тенишевой – сельскохозяйственная школа для крестьянских детей, а также замечательный “теремок” в неорусском стиле, церковь Святого Духа.

Главным украшением Талашкино служит “теремок”, построенный Сергеем Васильевичем Малютиным в 1901 году. Это яркий образец “неорусского стиля”. Малютин построил “теремок” на склоне холма. Он состоит из нескольких срубов на кирпичном подклете. Асимметричная композиция, разнообразие объёмов, различные по формам и размерам окна, резные расписные украшения создают праздничный сказочный облик “теремка”. Его необходимо рассматривать со всех сторон, каждый его фасад, каждая деталь единственны и неповторимы.
Неорусский стиль – пришел на смену русскому стилю в русском искусстве конца XIX – нач. ХХ вв. Более свободная интерпретация основных идей древнерусского искусства сочеталась со стилеобразующим началом модерн. В живописи представлен именами В.М. Васнецов, М.А. Врубель, А.Я. Головин, ранний В.В. Кандинский, С.В. Малютин, Ф.А. Малявин, М.В. Нестеров, Н.К. Рерих. В графике – И.Я. Билибин, С.Ридман.

На примерах работ этих выдающихся художников и строилась композиция дипломной работы. Орнаменты, работа с цветом, ритм заложенный в композиции. Контурные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Для обрамления “окон” с видами Талашкино щедро используем орнамент.

Глава 2 Практические основы дипломного проекта.

2.1 Этапы выполнения


  • Копирование образцов

  • Поиск художественного образа и композиционного решения (графические эскизы и поиск цветового решения)

  • Перенос рисунка на изделие (карандашница)

  • Выполнение росписи

Копирование следует рассматривать как обязательную подготовительную ступень для овладения разными видами искусства. Во время обучения рисованию, копирование помогает добиться успеха быстро и просто. Копирование совершенствует технику рисования, помогает намешивать нужные цветовые оттенки и передавать объём и форму в рисунке реалистично. Копирование бывает разное, в зависимости от условий и цели. Самый действенный и простой способ копирования - определять соотношения частей путём сравнения одного с другим и распределение частей рисунка друг относительно друга на глаз. Одновременно развивается глазомер, чувство пропорций и соразмерности, острота детали, твёрдость руки, чувство формата и так далее.

Копирование лучших произведений изобразительного искусства всегда считалось одной из основ обучения будущих художников.

Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов, особая форма отражения действительности. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.

Художественный образ является наглядным, т.е. доступным для восприятия, и чувственным, т.е. непосредственно воздействующим на чувства человека. Поэтому можно сказать, что образ выступает как наглядно-образное воссоздание реальной жизни.

При этом необходимо иметь в виду, что автор художественного образа — писатель, поэт, художник или артист — не просто пытается повторить, «удвоить» жизнь. Он ее дополняет, домысливает по художественным законам.

В отличие от научной деятельности художественное творчество глубоко субъективно и носит авторский характер. Поэтому на каждой картине, в каждом стихе, в каждой роли отпечатывается личность творца. В искусстве особенно значительна роль воображения, фантазии, вымысла, что недопустимо в науке.

Самые яркие художественные образы пополняют сокровищницу культурного наследия человечества, оказывая влияние на сознание человечества.

Целостность композиции зависит от:

  • смыслового замысла;

  • соотношения главного и второстепенного;

  • гармоничного размещения объекта изображения, контрастов форм, цветов, выразительности линий и объемов;

  • соотношения светлых и темных пятен; закономерности и средства композиции.

Точка, линия, пятно – основные средства изображения на плоскости.

Неделимость, наличие конструктивной объединяющей идеи, связь и взаимная согласованность всех элементов — все это создает целостность композиции: соразмерность и соподчинение элементов, наличие композиционного центра.

Стилизация — это видоизменение, переработка природного мотива, что достигается художественным обобщением, отбрасыванием подробностей, «выпрямлением» линий контура, цель которой — сделать мотив более понятным для зрителя, а иногда облегчить его выполнение для художника.

В декоративно-прикладном искусстве форма должна соответствовать назначению вещи. Стилизация формы необходима для того, чтобы сделать вещи и их изображения более выразительными.

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Он отличается стилизацией или, напротив, необычайной точностью форм; выявлением и обыгрыванием фактуры и пластических свойств материала; использованием орнаментов, включающих как мотивы традиционных изображений, так и авангардные формы.

Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, декоративно-прикладное искусство никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.

Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом.

Колорит изображения — это общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.

При создании композиции определяющее значение имеют цветовые сочетания. К гармоничным относятся цветовые сочетания, производящие впечатление колористической цельности, взаимосвязи между цветами, цветовой уравновешенности, цветового единства.

Гармония цвета в композиции является одним из элементов единства, законченности композиции. Цветовое решение необходимо тщательно продумывать с позиции максимального соответствия создаваемому образу.

Приступая к работе с древесиной, необходимо хорошо знать ее свойства, так как правильное их использование может во многом помочь при создании изделий декоративно-прикладного искусства.

В росписи широко применяются липа, осина, ольха. Самым лучшим деревом для росписи считается липа. Она менее трудоемка в работе: при правильной сушке очень мало растрескивается и впитывает влагу и поэтому хорошо тонируется водными растворами и красками. Липа широко используется в производстве благодаря своим положительным качествам.

Форма карандашницы - шестигранная. Форма изделия выбрана для более обширного раскрытия темы "М. К. Тенишева. Талашкино". Для этой темы характерна яркая декоративность форм, каждая грань карандашницы символизирует форму теремка, с легким утолщением на верхнем треугольном крае,повторяющем форму треугольной крыши , и массивным выступом в нижнем участке деревянной заготовки, визуально утяжеляя нижнюю область карандашницы.

Выбор сюжетных вставок росписи дипломной работы был определен после посещения имения в Талашкино. Там были сделаны ряд зарисовок построек: сельскохозяйственная школа, церковь всех святых, музей-теремок. В композиции росписи эти изображения чередуются с орнаментом, взятым также с зарисовок резных ворот, расположенных в Талашкино.

Композиционные и цветовые решения выполнены в подражающей стилистике иллюстрирований русских сказок И. Я. Билибина, в которых колорит остается не броским, пастельным и уравновешенным, сохраняя эмоциональный образ. Каждый орнамент поддерживается темной окантовкой(контуром).

После выбора подходящего изделия нужной формы его необходимо тщательно подготовить к росписи, чтобы краска не впитывалась и не растекалась, а ложилась ровно, рисунок не тускнел и не деформировался со временем.

Сначала нужно счистить шероховатости изделия шлифовальной бумагой. После того, как изделие приобрело нужную гладкость, его необходимо проложить грунтом левкас. Грунт создает защитный слой, на который отлично накладывается краска и в дальнейшем не впитывается в дерево и не деформировало его.

Дожидаемся, пока дерево высохнет, отшлифовываем появившиеся неровности. После всех проведенных работ, изделие оставляем просохнуть.

Разработав эскиз, его необходимо перенести на деревянную заготовку.

На гладкую сторону кальки наносим нужный рисунок. Обратную (шероховатую) сторону кальки жирно штрихуем мягким графитным карандашом. Затем кальку заштрихованной стороной вниз прикладываем на изделие и проводим по лицевой стороне рисунка шариковой ручкой или карандашом.

Выполняя работу в цвете, стоит предварительно намешать колера, что бы для дальнейшей работы не возникало проблем с однотонностью определенных участков композиции.

Композиции выполнены в той цветовой гамме, которая ассоциируется с особенностями стиля архитектуры и окружающей природой Талашкино, совмещенная со стилем И. Я. Билибина.

Завершающим этапом, что бы изделие имело практичный и эстетичный вид, служит закрепление росписи лаком.


2.2 Расчётная часть



Все затраты, понесённые на выполнение выпускной квалификационной работы представлены в таблице.

Таблица 1





Наименование материалов и инструментов


Единицы измерения


Количество


Цена за штуку (в рублях)


Всего (в рублях)

1

Деревянная заготовка

шт

1

1500

1500

2

Темперные краски

шт

13

170

2210

3

Кисть «Невская палитра» белка №01

шт

1

100

100

4

Наждачная бумага

лист

3

30

90

5

Грунт «Левкас»

шт

1

310

310

6

Калька



1

50

50

7

Кисть «Roubloff» колонок №1

шт

1

190

190

8

Кисть «Roubloff» белка №3

шт

1

350

350

9

Кисть «Roubloff» белка №2

шт

1

270

270

10

Кисть синтетическая №2

шт

1

70

70

11

Кисть синтетическая №1

шт

1

50

50

12

Бумага для черчения А3

лист

3

20

60

13

Бумага масштабно-координатная А3

лист

2

20

40

14

Карандаши грифельные

шт

5

20

100

15

Циркуль

шт

1

300

300

16

Ластик

шт

1

25

25

17

Линейка железная

шт

1

100

100

18

Кисть Пони №5

шт

1

150

150

19

Клей ПВА

шт

1

50

50

20

Ручка гелевая

шт

1

70

70




Всего










6085

Заключение


Перед выполнением дипломного проекта были поставлены определённые цели и задачи которые в дальнейшем в процессе выполнения были решены.

В ходе практического выполнения дипломной работы, была проведена научно-исследовательская деятельность исторической составляющей выбранной темы. Была решена композиция, выдержан заданный колорит, в котором использовалось определённое количество цветов, была соблюдена грамотно построенная композиция, соответствующая идейному замыслу проекта: декоративная карандашница.

Для наиболее глубокого изучения была проведена работа с литературой в библиотеках города Брянска, экспедиционная поездка по селу Талашкино, Фленово, работа с интернет-ресурсами.

Наблюдая по прилегающим приложениям, можно наблюдать, как разрабатывалась дипломная работа, начиная от эскизов и первоначальными идеями, до конечного результата.

Важно показать в ходе выполнения дипломного проекта умение владеть различными принципами художественной композиции и мастерством графического профессионального исполнения, с доведением проекта до высокого художественного уровня.

В процессе творческой деятельности был создан дипломный проект «Декоративная карандашница "М. К. Тенишева. Талашкино"» Теоретическую часть дипломного проекта можно использовать при изучении основ создания изделия декоративно - прикладного искусства. Практическую часть можно использовать, как выставочный экспонат в украшении интерьера, а так же использование карандашницы по ее назначению.



Список используемой литературы


  1. Иван Билибин: жизнь и творчество художника. – Текст : электронный // allpainters.ru – сетевой ресурс : [сайт]. – 2018 – URL: https://allpainters.ru/bilibin-ivan.html#top2

  2. Драматическая судьба княгини Тенишевой: почему имя самой известной женщины-мецената было забыто на родине. – Текст : электронный // zen.yandex.ru – сетевой ресурс : [сайт]. – 2020 – URL: https://zen.yandex.ru/media/kulturologia/dramaticheskaia-sudba-kniagini-tenishevoi-pochemu-imia-samoi-izvestnoi-jenscinymecenata-bylo-zabyto-na-rodine-5cf2ccb465714200af8cf872

  3. Декоративно-прикладное искусство: видовая специфика, особенности художественного языка, основная проблематика, терминология. — Текст : электронный // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре : [сайт]. – 2016. – URL: https://iskusstvoed.ru/2016/10/14/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-vi/ (дата обращения: 10.05.2021)

  4. Голынец Г. В. И. Я. Билибин. М., Изобразительное искусство. 1972. С. 5.Семёнов О. С. Иван Билибин. М., Детская литература, 1986.

  5. Власов В. Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие. — СПбГУ, 2012.— 156 с.

  6. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. — М.: Искусство, 1982.

  7. Кузнецова Т. В. Народное художественное творчество: Исторические традиции и современные эстетические проблемы. М.: Знание, 1985.



Приложение


Приложение 1

Эскиз, разработка чертежа деревянного изделия



Приложение 2

Эскиз, поиск художественного образа и композиционного решения.



Приложение 3
Эскиз, графические эскизы, графический поиск окантовки изделия.

Приложение 4
Эскиз, поиск цветового решения.


Приложение 5
Работа с эскизом в цвете.



Приложение 6

Перенос рисунка на изделие, выполнение росписи.

Приложение 7

Завершающий этап, покрытие лаком


написать администратору сайта