Реферат. РЕФЕРАТ 51.06.01 культурология. Государственная политика по сохранению культурного наследия
Скачать 118.78 Kb.
|
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хабаровский государственный институт культуры» (ФГБОУ ВО «ХГИК») направление подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 51.06.01 51.06.01 — Культурология (квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь) Культурология Направленность: теория и история культуры на тему «Государственная политика по сохранению культурного наследия» Реферат Выполнила: Хачемизова С.П. Хабаровск, 2018 Ключевые слова КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ, СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ГОСУДАРСВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО СОХРАНЕНИЮ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА КАК КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ, КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях возрастает роль государственная политики по сохранению культурного наследия, так как культурная политика, являясь одним из наиболее важных компонентов государственной политики, направлена на сохранение и приумножение культурного потенциала Российской Федерации и регионов, нацелена как на сохранение культурного наследия, так и включению его в культурный и хозяйственный оборот. Культурная политика предусматривает не только обеспечение сохранности памятников истории и культуры, но и реализацию социокультурной, научной, образовательной, воспитательной, просвещенческой функций. В Российской Федерации существующая система государственной охраны объектов наследия была сформирована на основе принципов, определенных в 60-х -70-х годах прошлого века, и обеспечивала сравнительно приемлемое состояние важнейших памятников в условиях социалистической плановой экономики. Экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние десятилетия, потребовали коренной модернизации системы. Принятие Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»1 стало важным шагом на пути государственной охраны объектов культурного наследия. Данный закон ввел целый ряд важных новых понятий и норм, предопределяющих регламентацию охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия. Однако его полноценное практическое использование требовало разработки и утверждения нескольких подзаконных актов, в частности Положений о Едином государственном реестре объектов культурного наследия, о государственной историко-культурной экспертизе объектов культурного наследия. Новый закон отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в новых экономических и социально-политических условиях. Вместе с тем для реализации закона необходимы подзаконные акты, в которых более детально разработаны вопросы сохранения исторических центров городов (система охранных зон, размеры допустимых «вторжений» в историческую среду центра города), более четко регламентированы отношения новых владельцев памятников и государственных учреждений охраны. В настоящее время главным условием обеспечения сохранности объектов культурного и природного наследия является совершенствование государственной политики на основе учёта, состава и состояния объектов наследия, а также социально-экономических условий развития общества и особенностей национально-культурных традиций народов Российской Федерации. Проблема сохранения культурного наследия в современных условиях переносится в регионы, где наиболее остро сказываются, как последствия его утраты, так и имеются реальные предпосылки его сохранения. Цель реферативной работы: изучение культурного наследия как объекта общегосударственной и региональной политики. Задачи реферативной работы: - раскрыть понятие, сущность, классификацию культурного наследия в контексте культурной политики; - рассмотреть основные этапы эволюции и основные тенденции сохранения понятия «культурное наследие»; - проанализировать современное состояние культурного наследия как объекта общегосударственной и региональной политики; - выявить проблемы охраны культурного наследия; - определить основные направления государственной политики по обеспечению сохранности объектов культурного наследия. Методы исследования: общенаучные методы познания: анализ, синтез, обобщение. Теоретико методологическая основа: 1) концепции ученых по проблеме исследования трактовки понятия культурного наследия, основных этапов эволюции и основных тенденции сохранения понятия «культурное наследие» таких как Веденин Ю.А., Великанов Ю.С., Петрова И.А., Кибасова Г. П., Назаров А.А.; 2) концепции учёных по проблеме современного состояния культурного наследия как объекта общегосударственной и региональной политики таких так Балакшин А.С., Белозор А.Ф. и др.; нормативные правовые акты, электронные ресурсы. Структура реферативной работы: введение, 5 разделов, заключение, библиографический список, приложение. 1 Понятие, сущность, классификация культурного наследия в контексте культурной политики В научной литературе существует не существует однозначной трактовки понятия «культурного наследия». В широком смысле культурное наследие — это то, что подлежит сохранению в настоящем ради возможности потребления в будущем. Российская музейная энциклопедия, учитывая реалии развития музейного дела, охраны памятников природы и культуры, предлагает следующее определение: культурное наследие - совокупность объектов культуры и природы, отражающих этапы развития общества и природы и осознаваемых социумом как ценности, подлежащие сохранению и актуализации1. Н.Ю. Шведова культурное наследие определяет как явление духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников. Согласно экономической теории культурного капитала культурное наследие мыслится как экономическая ценность, оно является и общественным благом, включает эстетические, исторические, социальные, духовные и образовательные ценности2. Особое развитие теория «культурного наследия» получила в авторских концепциях. Так, Ю. А. Веденин, анализируя понятие культурного наследия с точки зрения современных проблем его сохранения, относит к нему «систему материальных и интеллектуальнно-духовных ценностей, созданных и сбереженных предыдущими поколениями и представляющих исключительную важность для сохранения культурного и природного генофонда Земли и для её дальнейшего развития»3 . Исследователь причисляет к наследию не только отдельные архитектурные и историко-мемориальные объекты, археологические памятники; наследием, по его мнению, являются эстетические и духовные ценности, запечатленные в книгах, изделиях прикладного искусства, обычаях и обрядах, традиционные формы хозяйствования и природопользования, т. е. всё то, что отражает историю развития природы и культуры; признаётся ценным в научном и религиозно-духовном, экологическом, эстетическом и просветительском отношении и рассматривается как национальное достояние. В работах Э. Баллера освещена проблема преемственности культуры и дано определение культурного наследия, под которым автор понимает в широком смысле слова «совокупность связей, отношений и результатов духовного производства прошлых исторических эпох», а в более узком - «совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в соответствии с конкретно-историческими задачами современности, в соответствии с объективными критериями общественного прогресса»1 . Согласно К. Хоруженко2, культурно-историческое наследие является одной из форм закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества. К. Хоруженко выделяет следующие компоненты культурно-исторического наследия: - язык, идеалы, традиции, обряды, обычаи, праздники, памятные даты, фольклор, народные промыслы и ремесла; - произведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды, коллекции, рукописи, письма, личные архивы; - памятники архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого. Культурно-историческое наследие, по его мнению, синтетическое понятие, включающее разнообразнейшие проявления культуры. Информационно-временной аспект в определении понятия наследия подчеркивал также Д. С. Лихачев в проекте Декларации прав культуры, понимая под ним форму закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества. При этом он четко выделяет две его составляющие: духовные (язык, идеалы, традиции) и материальные (музейные, архивные, библиотечные фонды, памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого, уникальные ландшафты, совместные творения человека и природы, современные сооружения, представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки). В контексте культурной политики понятие культурное наследие широкое и многоплановое. К нему относят как духовную, так и материальную культуру. Понятие наследования предполагает теоретическое осознание закономерностей преемственности и осознанное действие в виде оценки созданных прежними поколениями культурных ценностей и творческого их использования1. В российской классификации объекты культурного наследия подразделяют на три категории: - объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия. - объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации; - объекты культурного наследия муниципального значения – памятники истории и культуры, которые обладают историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеют особое значение для истории и культуры муниципального образования. Можно слетать вывод. Таким образом, понимание культурного наследия, столь глубокого и многоаспектного, с трудом умещается в рамки термина, а возникновение новых подходов способствует расширению его толкования. В контексте культурной политики понятие культурное наследие широкое и многоплановое. К нему относят как духовную, так и материальную культуру. Понятие наследования предполагает теоретическое осознание закономерностей преемственности и осознанное действие в виде оценки созданных прежними поколениями культурных ценностей и творческого их использования. 2 Основные этапы эволюции и основные тенденции сохранения понятия «культурное наследие» В Европе первое упоминание о законодательном урегулировании сохранения артефактов/предметов/памятников древности (ведь именно так они назывались, поскольку такого интегративного термина, как «культурное наследие», еще не существовало) датируется XV в. В России в практике культурной политики, и музейного дела, в частности, существовали такие понятия, как «древности», «памятники старины», «памятники зодчества», «памятники истории», «памятники истории социалистического строительства и труда» и другие, релевантные отдельным историческим периодам. Сам термин «культурное наследие» сравнительно новый. Его появление связано с принятием на XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО Конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия» 16 ноября 1972 г., где впервые приводится состав культурного наследия: «Культурное наследие включает предметы материальной культуры, памятники, группы зданий и территории, обладающие различной ценностью, включая символическую, историческую, художественную, эстетическую, этнографическую или археологическую, имеющие научное и общественное значение» [12]. Необходимо отметить, что упоминания о нематериальном наследии нет в Конвенции 1972 г. Оно появилось спустя 49 лет в Конвенции ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» (2003). В связи с этим следует отметить важную тенденцию в сохранении культурного наследия на данном этапе: внимание к отдельным выдающимся материальным памятникам, зарождение «памятниковедческого» подхода. До 1972 г. в правовых документах фигурировали в большей степени понятия «памятник» и «культурная ценность». Данный факт подтверждается рядом нормативных актов: Гаагская конвенция (1899), «Положение о законах и обычаях сухопутной войны» (1907), Договор «О защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников», или Пакт Рериха (1935), Гаагская конвенция «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» (1954), Конвенция «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» (1970) и др. Интересно, что появление данного термина в нормативных актах К. Е. Рыбак связывает с глобализационными процессами. По его мнению, ориентация на замену частного (культурная ценность) общим (культурное наследие) связана со стремлением к воссоединению культурных ценностей в единое культурное пространство. Культурное наследие выражает собой проявление энтропийных процессов. Таким образом, К. Е. Рыбак делает вывод о том, что стремление к навязыванию восприятия культурных ценностей различных социальных групп как общемирового культурного наследия приводит к обесцвечиванию, рассредоточению, рассеиванию, смешению, упадку и смерти самобытных культурных проявлений [13. С. 29-35]. Существует и другая точка зрения. М. М. Богуславский на основании анализа международно-правовых актов ЮНЕСКО приходит к выводу, что понятие «культурные ценности» тождественно понятию «культурное наследие» [14. С. 7-40], а С. Н. Молчанов полагает, что «термин “культурные ценности”, несомненно, является наиболее универсальным, включая в себя и наиболее значимую, особо ценную их часть - культурное наследие (достояние) народов. Поскольку культурное наследие (достояние) представляет из себя особый случай культурных ценностей, то и категориальную проблематику культурного наследия (достояния) нужно рассматривать в более широком контексте - в контексте проблематики культурных ценностей» [15]. В России Конвенция «Об охране всемирного культурного и природного наследия» (1972) ратифицирована только в конце 1980-х гг. (Указ Президиума ВС СССР от 09.03.1988 № 8595-XI). В современном российском законодательстве, а именно в Федеральном законе № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. дано определение «культурного наследия»: «К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством цивилизации, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры». Также следует сказать, что в данном законе нет упоминания о нематериальном культурном наследии, а Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» (2003) Россией до сих пор не ратифицирована. На современном этапе категория «культурного наследия» обогащается такими дефинициями, как культурный ландшафт и культурное разнообразие. Так, формальное осознание мировым сообществом культурного ландшафта как объекта наследия произошла совсем недавно, в 1992 г., когда это понятие было включено в текст «Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention», в котором дается следующее определение: культурный ландшафт - результат совместного творчества человека и природы (combined works of nature and of man). Таким образом, основная идея данной теории - отразить экологические проблемы, урегулировать дисбаланс культуры и природы, расширить культурное пространство, упразднить механизм разделения памятников, обозначив все единым термином. Предпосылки создания теории культурного разнообразия появились еще в 1989 г. с принятием Рекомендации о сохранении фольклора. Далее последовали нормативно-правовые акты, окончательно закрепившие и оформившие ее в самостоятельную концепцию: Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001), Рекомендация о развитии и использовании многоязычия и доступе к киберпространству (2003), Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005), Всемирный доклад о культурном разнообразии (2008). Следует отметить, что появление идеи культурного разнообразия связано с глобализацией, размывающей национальную специфику, которая, в свою очередь, является почвой для экономического развития того или иного региона. Особое значение получила актуализация наследия - деятельность, направленная на сохранение и включение культурного и природного наследия в современную культуру путем активизации социокультурной роли его объектов и их интерпретации. Тенденция последних лет - сохранение памятников культуры с раскрытием их историко-культурной и экономической привлекательности. Так, основными экономическими трендами в актуализации культурного наследия являются: - приватизация памятников с наложением обременения на частных собственников; девелопмент объектов наследия; - развитие культурного и познавательного туризма и создание на базе объектов наследия туристических продуктов и брендов; - активное участие общества, и прежде всего местных жителей, в сохранении культурного наследия и его интеграции в социальный и экономический сектор; - интеграция наследия в повседневную жизнь [19]. Развитие информационных технологий формируется новый вид наследия - «цифровое». Цифровое наследие состоит из уникальных ресурсов человеческих знаний и форм выражения. Оно охватывает ресурсы, относящиеся к области культуры, образования, науки и управления, а также информацию технического, правового, медицинского и иного характера, которые создаются в цифровой форме либо переводятся в цифровой формат путем преобразования существующих ресурсов на аналоговых носителях. В случае «цифрового происхождения» ресурсы существуют лишь в виде цифрового оригинала [20]. Однако существует опасность утраты цифрового наследия, поэтому его сохранение в интересах нынешнего и грядущих поколений является насущной проблемой общемирового значения. Таким образом, из всего вышеупомянутого следует, что «культурное наследие» - многогранное понятие с множеством заключенных в него значений, что позволяет выделить его в самостоятельную категорию. Формирование данной категории происходило достаточно долго: от «предметов древности» до самого понятия «культурное наследие». Следует отметить, что Европа значительно опережает Россию в теоретической, правовой и практической разработанности данного вопроса. Это связано с деятельностью международных организаций, в частности ЮНЕСКО, и сложившейся на той или иной территории социокультурной средой. |