Главная страница
Навигация по странице:

  • Фольклор и литература. Своеобразие фольклорного мира.

  • Тема: «Житие Аввакума, им самим написанное»

  • Канонические черты жития Художественные черты жития

  • Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и Юлия».

  • А.С.Пушкин «Пиковая дама» Проблема человека и судьбы. Нравственные проблемы произведения.

  • Ход урока

  • Беседа с классом по вопросам

  • - зачем многоточие (Он хотел пойти к Лизавете Ивановне, но

  • Расчёт, умеренность, аккуратность

  • Итак

  • Он имел сильные страсти

  • Тема. Значение художественного произведения в культурном наследии страны


    Скачать 52.54 Kb.
    НазваниеЗначение художественного произведения в культурном наследии страны
    Дата03.04.2022
    Размер52.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема.docx
    ТипУрок
    #438569

    Тема: Значение художественного произведения в культурном наследии страны.
    Цель: получить представление о роли художественной литературы и истории в жизни человека,

    выявить значение художественного произведения в культурном наследии страны

    Ход урока

    Слово «литература» пришло из латинского языка. Литера – буква, то есть это

    всё то, что записано, напечатано, что можно прочесть или пересказать.

    Художественная литература – вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного

    или устного (до развития письменности). В центре литературы стоит изображение человека во всей

    его материальной и духовной жизни в процессе общественного развития. Литература – это:

    Все художественные произведения того или иного народа, эпохи или всего человечества.

    Литература – это искусство слова, художественное творчество.

    Истоки литературы: УНТ, исторические летописи (лето – год).

    Основа литературы: жизнь и быт народа, его история, культура.
    -СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. В чём заключается своеобразие русской лит-ры?

    (в НАРОДНОСТИ, ПАТРИОТИЗМЕ, РЕАЛИЗМЕ, ГУМАНИЗМЕ) Разберёмся с терминами и

    приведём примеры из прочитанной вами литературы.

    1.Наро́дность литерату́ры – это отношение литературы к народу, проявляющееся в различных аспектах. Народность – это мера взаимопроникновения литературы и фольклора. Литература заимствует из народных произведений сюжеты, образы и мотивы (напр., сказки А. С. Пушкина, использующие материал русских народных сказок). Иногда случается и наоборот – песни на стихи рус. поэтов становятся народными (напр., песня «Коробейники», в основе которой отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). В литературе — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине и готовность пожертвовать своими интересами

    2. ПАТРИОТИЗМ - любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его

    3.РЕАЛИЗМ в литературе представляет собой направление в литературе и искусстве, правдиво и реалистично отображающее типичные черты действительности, в котором отсутствуют различные

    искажения и преувеличения. (А.Чехов. «Пересолил», Л.Андреев. «Петька на даче»,).

    4.ГУМАНИЗМ— «человечность» — система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека. «Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека». Марк Ту́ллий Цицеро́н (древнеримский политический деятель, оратор и философ? р. 106 г. до новой эры)

    говорил: «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души». Английский философ конца 15 – начала 16 века Ф.Бекон утверждал: «Книга – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».

    Например: 1 Книга переносит тебя из эпохи в эпоху, из страны в страну и позволяет увидеть многое.

    2.Книга – вырывает для читателя из темноты неведения определённую часть действительности.

    3 Г.Лихтенберг (нем. писатель, сатирик, критик, учёный-физик 18 века) говорил о назначении книги:

    «Книга – это зеркало. И если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик

    апостола».

    4 «Книга – это окна, через которые душа смотрит на мир». ( Р.Вильсон англ. художник

    18 век.)

    5 Основные функции книги хранить чужой опыт и передавать его читателю.

    Безусловно, литература является важной частью жизни нашего общества. Именно литература является в большей мере нашим культурным наследием. В нашей стране, преимущественно в золотом

    XVIII веке, родились и работали гениальные писатели, поэты и драматурги, которые создали множество шедевров. Их творчество неоценимо! Нельзя отрицать, что образование общества изначально строится на книгах, поэтому быть хорошо подкованным в сфере литературы, нашего культурного наследия, так важно для любого современного человека. Узнавая секреты прошлых лет и изучая произведения классиков, мы получаем бесценный опыт для саморазвития и своего будущего. Конечно, занятие это весьма долгое и всё узнать и прочитать мало у кого получится, но

    познакомиться с авторами гениальных произведений, а также с биографией самих писателей будет весьма похвально. А ведь это и есть наше культурное наследие!

    Подсчитано, что в мировой литературе всего 24 или 36 (по другим источникам) сюжетов. То есть вся жизнь, если смотреть обобщенно, описывается этими 24 сюжетами.

    Стоит обратить внимание также на родословную и творческую жизнь таких умов, как: Александр Пушкин, Лев Толстой, Михаил Лермонтов, Александр Блок и других классиков. Начните изучать основы русских произведений, и вы не пожалеете, увидев, какой кладезь знаний откроется вам. Высокий уровень интеллектуального развития и общего образования по силам приобрести каждому, следовательно, пора уже начать

    действовать.

    Читайте, читайте и еще раз читайте - ведь ничего нового в жизни не происходит - с точки зрения духовной жизни человека. Только читайте хорошую литературу.

    Домашнее задание. Составьте 5-7 вопросов по данному теоретическому материалу (письменно)

    Фольклор и литература. Своеобразие фольклорного мира.

    Цель: познакомить учащихся с понятием фольклор; выявить сходства и различия УНТ и художественной литературы; раскрыть своеобразие фольклорного мира; воспитывать любовь к художественному слову.

      Ход урока

     1. Беседа.   

    - Какие произведения, изученные в начальной школе, вы отнесли бы к фольклору? Почему?

    - Как вы понимаете термин фольклор?

    Фольклор (от англ. народная мудрость) – устное народное поэтическое творчество. Совокупность всего, что хранится в народной памяти, о чем поется и рассказывается в народе. Наука, изучающая произведения фольклора, называется фольклористикой. А собирателей примеров УНТ называют фольклористами.

    - Есть ли между фольклором и литературой сходство?

    Конечно, ведь они ветви единого дерева.

    - Чем они отличаются друг от друга?

    2. Построение таблицы «Фольклор и литература».

    Сходство

     

    Различие

    1. Создают художественные словесные образы.

    Фольклор

    Литература

    1. Стадиальное (время появления)

    Возник с появлением речи на земле.

    Появилась с возникновением письменности на Руси (10-11 века).

    2. Общая родовая система: эпос, лирика, драма.

    2. Функциональное (для чего существует)

    Воспитывает, учит, накапливает бытовые знания.

    Воспитывает в человеке чувство прекрасного.

    3. Различие в характере творчества

    (как создано)

    Автор – народ, выражающий коллективные переживания.

    Автор – конкретный человек, выражающий свои переживания.

    4. Различие в условиях бытования

    (в какой форме существуют)

    Передавался из уст в уста

    Письменная форма

    Сходства:

    - Почему фольклор и литературу считают ветвями единого дерева?

    Оба эти искусства – искусства слова, создают художественные словесные образы. Мы воспроизводим их, воспринимаем на слух, преображая в картинки.

    И фольклора и у литературы общая родовая система.

    Различия:

     1. Стадиальное.

    - Следовательно, какое искусство слова оказывало влияние на другое фольклор или литература?

    Конечно же, фольклор оказывал влияние на литературу. Тем более, что литература со времени ее появления была доступна только грамотным, а, значит, богатым людям. А фольклор жил в народной речи и продолжает жить, несмотря на то, что безграмотных людей среди нас нет. Писатели и поэты использовали фольклорные образы в своих произведениях. Но происходило иногда и так, что литературные произведения, близкие по духу фольклорным, воспринимались народом, как свои. Например, стихотворения И. Сурикова «Тонкая рябина», «Степь» стали народными песнями.

    Главная задача писателя: открыть читателю глаза на добро и зло, научить быть милосердным, добрым,  справедливым и т. д. Фольклор посредством сказок тоже учит нас этому. А вот при помощи других жанров, выполняет иные функции.

    2. Творческое задание (работа с раздаточным материалом).            

     

     Отгадай малые жанры фольклора, укажи их функцию.

     

    Пример

    Жанр и его функция

    Под лежачий камень и вода не течет.

     

    Пословица. Воспитывает любовь к труду.

    Сорока-воровка

    Кашу варила

    Деток кормила:

    Этому дала, этому дала,

    Этому дала, этому дала,

    А этому не дала.

    Ты воды не носил,

    Дров не пилил,

    Ты каши не варил.

    Потешка. Весело учит малыша жестам и законам жизни.

    Пёс Полкан,
    Полезай в стакан,
    Хватай лимон,
    Убирайся вон!

    Считалка. Помогает весело и честно распределить роли в игре.

    С хозяином дружит,

    Дом сторожит,
    Живёт под крылечком,
    А хвост — колечком.

    Загадка. Учит угадывать задуманное, находить предмет по признакам.

    Если месяц ведро не держит – весь месяц дождливым будет.

    Примета. Учит определять погоду.

    Выколпакован колпак не по-колпаковски. Надо колпак взять переколпаковать и выколпаковать.

    Скороговорка. Учит ребенка правильно выговаривать буквы.

     

    3. Различие в характере творчества.

    Литературное произведение написано конкретным человеком. В нем автор выражает индивидуальные идеи, переживания. У фольклорного произведения нельзя выделить автора – конкретного человека, ведь оно было создано давно и имя его забыто. В фольклорном произведении выражены коллективные переживания, которые передает исполнитель (например плачи плакальщиц).

    4. Различие в условиях бытования.

    Литература – письменная форма слова, где между автором и читателем есть посредник – написанный или напечатанный текст. Основная форма бытования фольклора – устная. Произведение было создано и рассказано другим и те, в свою очередь, хранили его в памяти, рассказывая другим. И лишь в 19 веке появились ученые фольклористы, которые начали изучать русский фольклор и собирать по деревням песни, сказки, былины и т. д. Однако, они столкнулись с проблемой: одна и та же сказка в разных областях рассказывалась по-разному, хотя и был основной сюжет. Почему так получилось?

    Человеческая память не может в точности запомнить текст произведения, и поэтому в текст были внесены изменения их рассказчиками. Так возникли варианты одного и того же произведения.

    Как же человек запоминал произведения фольклора наизусть? Существовали определенные слова-помощники, которые встречались во всех произведениях данного жанра. Одни из них – постоянные эпитеты. Вам знаком этот термин.

    -  Вспомните, что такое эпитет?

    Эпитет – образное определение.

    Постоянные эпитеты – переходящие из одного произведения в другое.

    3. Творческое задание (работа с раздаточным материалом).            .

     1. Закончите определение.

    Постоянный эпитет -_______________________________________________________________________

     

    2. Подчеркните постоянные эпитеты волнистой линией в импровизированной фразе.

    Вышел в чисто поле добрый молодец, взял в руки белые лук ясеневый, натянул тетиву шелковую, достал стрелу каленую, выстрелил в яблочко наливное, упало яблочко на травушку-муравушку, взял конь добрый и устами сахарными съел.

     

    3. Подберите постоянные эпитеты к данным существительным:

    волк-____________________девица -____________________

    море-____________________солнце-____________________

    меч -_____________________леса - ____________________

    очи - _____________________слезы - ___________________

    губы- ____________________поле - ____________________

     

    4. Слово учителя.

    Читая произведения литературы, мы каждый раз попадаем в неповторимый мир, ведь каждый автор индивидуален и его творение неповторимо. Произведения фольклора своеобразны, здесь мы встречаемся с иным уровнем мышления, которое уходит корнями в мифологическое прошлое.

    5. Построение таблицы «Своеобразие фольклорного мира».

    Пространство

    в фольклоре

    Время

    в фольклоре

    Персонажи

    в фольклоре

    Пространство условно, нет названия городов, точное расстояние не указывается, мир делится на «свой» и «чужой».

    Время условно, бесконечно растягивается и стремительно сокращается, не исчисляется в днях, неделях, годах.

    Герои типичны, отсутствует описание внешности. Всех героев можно разделить на положительных и отрицательных.

    1. Представление о пространстве.

    - Обратимся к сказке. Вспомните, как в сказках указываются расстояния от одного царства до другого? Есть ли здесь точное название городов? Как герои попадают от одного пункта назначения до другого? Кто помогает им в этом?

    Точное расстояние никогда не указывается, а описывается словами «за тридевять земель», название тоже не указывается, обычно это «некое царство, некое государство», герои попадают из одного пункта в другой через колодец, три камня у дороги, помогают им в этом сказочные помощники, которые знают дорогу в это царство и охраняют путь в него: Баба Яга, волк, клубочек. Царство, в которое попадает герой, обычно отрицательное, хозяин его либо Кощей Бессмертный, либо Змей Горыныч.

    - Подумайте, отразились ли здесь мифологические представления древних славян?

    Мы помним, что они представляли мир, как свой – надземный, и иной – подземный, царство мертвых. Тотемистические представления отразились в том, что человеку помогают животные.

    В былинах действуют реальные герои, указываются реальные названия городов Киев, Муром, Чернигов, но в соотнесении пространства присутствует элемент фантастики: богатырь может с одного места увидеть всю свою землю, преодолевает пространство одним прыжком коня.

    2. Представления о времени.

    - Как в сказках представлено время?

    Оно не исчисляется  в реальных днях, неделях, годах, бесконечно растягивается или стремительно сокращается. Время и пространство условны и фантастичны.

    3. Фольклорные персонажи.

    - На какие два типа можно разделить героев сказок?

    Добрые и злые. Они напоминают нам один другого. Обычно внешность совпадает с внутренними качествами.

    - Как описываются герои?

    Герои описываются одинаково «ни в сказке сказать, ни пером описать». В былинах у героев есть имена, но внешность не описывается.

     Домашнее задание: прочитать житие протопопа Авакума

    Тема: «Житие Аввакума, им самим написанное»

    Цель: Приобщить учащихся к мировой письменной культуре Древней Руси

    Познакомить с нравственно-дидактическими сочинениями древнерусских книжников

    Развивать умения анализировать историко-литературные «житийные» описания

    Воспитывать бесстрашие, самоотверженность, стойкость.

    Есть Бог, есть мир, они живут вовек,

    А жизнь людей мгновенна и убога.

    Но все в себя вмещает человек,

    Который любит жизнь и верит в Бога. (Н.Гумилев)

    ХОД УРОКА:

    Русская церковь стремилась к правовой и идеологической автономии от церкви византийской, поэтому было чрезвычайно важно добиться канонизации собственных, русских святых, непременным условием которой было наличие жития. Запишите в тетрадях определение.

    Житие-это рассказ о жизни, страданиях или благочестивых подвигах людей, канонизированных церковью, то есть признанных святыми и официально удостоенных почитания. Житийная литература называется агиографией (ОТ ГРЕЧЕСКОГО АГИОС-СВЯТОЙ, ГРАФО-ПИШУ)

    Немалую роль играли и причины литературно-эстетические: знакомство с переводными византийскими житиями также могло пробудить у русских книжников желание попробовать силы в этом жанре. Агиографы, как правило, рассказывали и о чудесах, творимых святыми, описывая их, с яркими детальными подробностями. Уже в Киевской Руси были переведены многие византийские жития. Древнейшим русским житием было, видимо, «Житие Антония Печерского» -монаха, первым поселившемся в пещере и своим поступком подавшего пример к основанию скита, превратившегося затем в прославленный Киево- Печерский монастырь. Во второй половине 11 века создаются «Житие Феодосия Печерского» и два варианта жития Бориса и Глеба.

    История жизни Аввакума трагична. По духу и темпераменту он был борцом, полемистом, обличителем. Выступая против реформ патриарха Никона, он много претерпел за веру. В конце своей многотрудной жизни в Пустозерске, маленьком городке в устье Печоры, написал он свое «Житие» Аввакум (протопоп) – поборник старой веры, вождь старообрядчества, автор знаменитого жития и ряда других произведений. Родился на Нижегородской земле, в селе Григорьеве, в семье сельского священника Петра, в возрасте 21 год был поставлен в дьяконы церкви с. Лопатицы, спустя 2 года рукоположен в священники, а через 8 лет назначен протопопом Вознесенской церкви в городе Юрьевце Повольском. Возведение Аввакума в протопопы состоялось в 1652 году в канунный год никоновской церковной реформы. В это время Аввакум был тесно связан с кружком ревнителей благочестия, который возглавляли протопоп кремлевского Благовещенского собора, Стефан Вонифатьев с протопопом московского Казанского собора Иваном Нероновым. В члены кружка входил молодой царь Алексей Михайлович. Они стремились возвысить дух церковной жизни Российского государства, ратовали за возрождение активной пасторской деятельности духовенства, боролись с простонародными видами увеселений, видя в нем пережитки язычества. Из архивных документов известно, что Аввакум перебрался в Москву из Юрьевца в 1652 году к своему духовному отцу Ивану Неронову (в Юрьевце у него случился конфликт с взбунтовавшимися против непреклонного в своем благочестии пастыря прихожанам). В Москве Аввакум был представлен царю самим Стефаном Ванифатьевым. Он служил в одном из приделов Казанского собора и сделался постоянным участником кружка боголюбцев, в который и входил любимец царя, новгородский митрополит Никон, будущий патриарх. Аввакум уже настолько был влиятельным среди членов приближенного к царю кружка, что вместе с другими участниками подписал челобитную царю о будущем патриархе; человеке, за которого они хлопотали, был Никон. Видеть Никона патриархом хотел и царь Алексей Михайлович, в 1652 году Никон сделался патриархом, а с Великого поста 1653 года он начал претворять ту церковную реформу, которая привела к расколу церкви, не преодоленному по сей день. Патриарх послал в Казанский собор «память», (распоряжение) о замене двуперстного крестного знамения на троеперстное и о сокращении земных поклонов при чтении покаянной молитвы. На печатном дворе по распоряжению патриарха стали править тексты богослужебных книг, приводя их в соответствие с современными греческими. Все это вызвало активное неприятие со стороны огромной части народа и духовенства. Среди людей, выступивших с протестом, был Аввакум. Власти ответили на неприятие никоновских реформ репрессиями. Аввакума арестовали в 1653 году, а в сентябре по указу Никона и царя сослали в Сибирь, где он участвовал в экспедиции воеводы Афанасия Пашкова, совершившего многолетний переход от Енисейска до Нерчинска, по еще непокоренной Сибири, испытывая жестокие притеснения воеводы; вместе с ним скиталась и его семья. В начале 60 годов царь призвал Аввакума из Сибири. Аввакум снова стал бесстрашно убеждать царя отказаться от новшеств и выступать в защиту старой веры, за что был снова по указу царя сослан в Пустозерский Острог, близ Печоры. В феврале 1666 года Аввакум был доставлен в Москву на суд церковного собора, созванного по инициативе царя для осуждения старообрядчества, решения дела опального Никона и избрания вместо него нового патриарха. Никона осудили и сослали, нового патриарха Иосифа 2 расстригли (тех, кто принадлежал к духовенству) и, подвергнув многих, как еретиков, урезанию языка, разослали по тюрьмам. В конце 1667 года Аввакум вместе с четырьмя своими союзниками, сибирским священником Никифором, Св. Лазарем, дьяконом Федором, иноком Епифанием, был сослан в Пустозерск, посажен в земляную яму и томился в ней до 1682 года. Аввакум вместе с тремя союзниками был казнен 14 апреля 1682 года сожжением в срубе.

    Я думаю, окунувшись в историческую эпоху 17 века, вы сможете представить автобиографию героя, в которой все подчинено защите старой веры как национальной формы сознания. В реформе Аввакум видел посягательство на национальный быт, поэтому любовно изображает бытовые подробности, говорит на сочном, ярком «подлом» языке. Этот текст имеет публицистический пафос.

    А теперь поработаем с текстом «Жития», на столах карточки с заданиями и вопросами для анализа.


    Канонические черты жития

    Художественные черты жития

    1.Житие – это биография святого

    1. Аввакум не причислен к лику святых.

    2.Житие составлялось после смерти святого.

    2.Написано при жизни.

    3.Повествование ведется от третьего лица.

    3.Житие напоминает исповедь-проповедь, форма повествования от 1 лица придает тексту эмоциональность, силу.

    4.Композиция жития строится по строгой схеме.

    4.В общих чертах композиция выдержана, нет привычного финала.

    5.Способ изображения героя – идеализация.

    5.Герой не идеальная личность, он «святой грешник».

    6.Внутренний мир героя не изображается в развитии, он избранник с момента рождения.

    6.Ярко изображается внутренний мир героя, этому служит внутренний монолог.

    7.Прстратство и время изображается условно.

    7.Конкретны и реальны.

    8.В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности, случайности.

    8.Герой ярко индивидуален, узнаваем, речь его самобытна, эмоциональна, перед нами не абстрактный идеал человека, а земной страдалец, бунтарь.

    9.Тон повествования торжественный, серьезный.

    9.Появляются комические нотки.

    10.Язык жития книжный, с обилием старославянизмов и церковных слов.

    10.Язык живой, разговорный, введение просторечий является основным стилистическим приемом; автор как будто не пишет, а свободно говорит.

    11.Текст рассчитан на грамотного человека, подготовленного.

    11.Автор обращается к читателю из народа – крестьянину, горожанину, которым нелегко понять церковно-славянскую речь.

    12.Сюжет жития составляет духовный завет и подвиг святого.

    12.Сюжет изображает национальный быт, порядки, семейную жизнь.

    Аввакум ощущает себя пастырем, наставником «Христова стада». Это его миссия. Текст очень эмоционален: от бранной ругани до нежной признательности. Отстоять правду – главное для Аввакума. Писательство неотделимо от его проповеднической деятельности, все , что написал Аввакум, от «Жития» до послания к пастве проникнуто пафосом защиты старой веры. В истории русской литературы «Житие» занимает особое место. Будучи традиционалистом в области церковной жизни Аввакум как писатель выступил новатором. Стиль и поэтика его «Жития» резко выделяются на фоне стиля и литературных принципов, до той поры господствовавших в литературе. Новаторство воплотилось в ярко выраженной ориентации на просторечие, он подчеркивает, что пишет как простец сознательно (занеже люблю свой русский природный язык, виршами философскими не обыкл речь окрасить). Еще большее новаторство было то, что он решился создать свое собственное житие и создал блестящее произведение автобиографического жанра. Эти особенности: индивидуальность формы и содержания литературного произведения. Недаром выдающиеся писатели высоко ценили его писания от Достоевского и Лескова до Мамина – Сибиряка и Горького. Помимо жития Аввакум является автором «Книги бесед» и «Книги толкований», нескольких челобитных царю, писем и посланий семье боярыни Морозовой.

    Итак, мы заканчиваем урок на том, что в Аввакуме поражает его бесстрашие, самоотверженность, фанатизм веры, стойкость. Его личность отражает некоторые особенности русского национального характера: вечное правдоискательство и беззаветную преданность вере. Аввакум впервые выступил против культа царской личности, поэтому его религиозная идея приобрела социальный характер. Идея свободы современна и актуальна.

    ЗАДАНИЕ НА ДОМ: прочитать повесть Н.М. Карамзина «Евгений и Юлия»

    Карамзин Н.М. Повесть «Евгений и Юлия».
    Истинно русской повестью Карамзин назвал произведение «Евгений и Юлия», сообщив

    читателю не такую уж и повесть, должную именоваться русской. Содержание оказалось пропитано сентиментальными нотами. Н.М. Карамзин вышел за рамки классицизма и создал в России новое литературное направление.
    Оно называется- cентиментализм

    От какого слова произошло название этого направления?

    (От французского «сентиментализм» или от английского «сентиментал», что означает «чувство», «чувствительный», «чувствительность») Само название «сентиментализм» (от анг. sentimental – чувство) указывает на то, что эстетическое чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. Основная идея – мирная, идеалистическая жизнь человека на лоне природы. «Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни) городу (символу зла, неестественной жизни и суеты).

    Давайте прочитаем определение сентиментализма.
    Сентиментализм – течение в европейской литературе и искусстве второй половины 18 века, выдвигающее на первый план чувства человека, а не разум.

    Перед вами таблица со сравнительными характеристиками классицизма и сентиментализма.
    КЛАССИЦИЗМ

    СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

    культ разума и цивилизации

    культ чувств, природы, естественности

    человек как гражданин

    человек как личность

    интерес к государственным деятелям

    интерес к простому человеку,

    противопоставления «город – деревня»,

    «высшие сословия – низшие сословия»

    внешняя сторона жизни героя, акцент на

    внутренняя сторона жизни героя, акцент на

    его поступках

    его мыслях, чувствах, настроении

    однозначность характера героя

    неоднозначность характера героя

    объективность автора

    субъективность автора

    ведущие жанры: ода, трагедия, комедия

    ведущие жанры: повесть, дневник, письма,

    песня, романс

    цель литературы – поучать и воспитывать

    цель литературы – сострадать, пробуждать

    лучшие чувства

    строгие правила

    нарушение правил

    3 вопросы

    А.Кто главные герои повести?

    Б.Сколько лет было Юле и Евгению. Найди в тексте это предложение

    В.С каким цветком сравнивает госпожа «Л» Юлию?

    Г.Каким вернулся Евгений домой после учения.

    Д.Почему Н.Карамзин так трагично обрывает жизнь молодого Евгения?
    Домашнее задание:прочитать произведение А.С. Пушкина «Пиковая дама»

    А.С.Пушкин «Пиковая дама»

    Проблема человека и судьбы. Нравственные проблемы произведения.
    Цель урока: 1) знакомство с произведением;

                           2) выявить философско - нравственную проблематику произведения,

        3)формировать умение давать обоснованную оценку героям и событиям     произведения,

                            4)совершенствовать навыки анализа произведения
    Ход урока

        (запись на доске)

        Проблема – сложный вопрос,   требующий решения.

        Судьба – несколько значений:

    1. стечение обстоятельств, не зависящих от человека, ход жизненных      событий;

    2. доля, участь;

    3. будущее, то, что случится, произойдёт.

    Сложная проблема, требующая разрешения в выборе своей судьбы.

    . Беседа с классом по произведению:

    Слово учителя:

    Слово учителя:

    - Летом 1828 года Пушкин задумал написать повесть об игроке. Карточные игры были не просто популярной забавой, они воспринимались как своего рода образ мир. Всё в жизни подобно игре. В карточной игре велика роль случая. В этом притягательная сила карточной игры. Герои «Пиковой дамы» играли в популярную те годы карточную игру «штосс». Правила игры предельно просты.

    Из рассыпанной на столе колоды карт понтёры выбирают ту, на которую ставят. Другая колода – в руках банкомёта. Он мечет карты направо и налево. Если выбранная карта падает направо, выигрывает банкомёт, если налево – понтёр.

    Повесть Пушкина была опубликована в 1834 г.

    художественная деталь – подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение. Одна деталь способна заменить целый ряд подробностей. Деталь фокусирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире.

    в авторской характеристике дан портрет противоречивого человека; идеалом жизни, единственной целью жизни Германна является желание разбогатеть. Именно это позволит ему, считает Германн, обрести независимость и покой. И пока он следует своей формуле «…расчёт, умеренность и трудолюбие… вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость».

    Повесть «Пиковая дама» была написана в 1833г., в болдинскую осень, она  давно признана шедевром пушкинского творчества.

    Как говорил сам Пушкин, «завязка повести основана на реальных событиях». Это типичная петербургская повесть из жизни великосветского общества пушкинской поры.

    По мотивам повести композитор Пётр Иванович Чайковский написал оперу того же названия, лучшее своё произведение в оперном жанре.

    Опера была создана и поставлена на сцене в 1890г.

    Свою работу над произведением начнём с названия повести.

    Беседа с классом  по вопросам:

    1. Ребята, повесть была написана около 200 лет тому назад, но до сих пор вызывает интерес у читателей. А вам интересно было  читать или нет?

    2. В чём секрет этой притягательности? (Дети говорят, что есть таинственность, необычность, фантастика и мистика.

    3. Пиковая дама – что это  или кто это?   (Ответ Пушкин даёт в самом эпиграфе.  Пиковая дама – тайная недоброжелательность).

    Что же это за тайная недоброжелательность  и кого к кому - выясним позже.

    4.Кто является главным героем повести?

    (Главные действующие лица – Германн, Лизавета Ивановна, старуха.     Центральный персонаж – Германн).
    Обратимся к  теме нашего урока: проблема человека и судьбы.

    -Что такое проблема?

    -Что такое судьба?  Ответ записан на доске зачитать

    В повести много интересного, загадочного, даже мистического, но мы рассмотрим это произведение именно с этой точки зрения: человек и его судьба.

    «Я думаю, что на его совести по крайней мере 3 злодейства»,  - небрежно роняет Томский о Германе, на балу с Лизаветой Ивановной.
     5. Какие же  3 злодейства совершил Германн?  

    (Дети - первое злодейство Германна: обманутая Лизавета Ивановна – вызывает откровенное сочувствие.)

     6. Кто  такая Лизавета Ивановна? (работает  группа учащихся, получившая индивидуальное домашнее задание заранее)

    Дети рассказывают о Лизавете Ивановне, затем работа по тексту 2 главы: Чтение от слов «В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание…и далее.
    Зачитайте самое главное, на ваш взгляд, в пушкинской характеристике Лизаветы Ивановны, которое отражало бы её положение в доме старухи.

      – её никто не замечал

      –  с нетерпением ожидала избавителя. (записать в тетрадь)

      7. Что её толкнуло откликнуться на ухаживания Германа?

    (Мечта  избавиться  от старухи).

    1. Каким предстаёт Герман перед Лизаветой Ивановной в первую встречу?

    2. Какая художественная деталь особенно чётко характеризует Германа? Каким его увидела Лизавета Ивановна?

    (Чёрные глаза, устремив глаза, взоры встречались).

    1. Каким образом Герман сумел добиться всего за 3 недели тайного свидания?  

           (немыслимого поступка в 19 веке, дерзкого, смелого)

             (Писал письма).

      11. В чём притягательность его писем? Почему Лизавета Ивановна «упивалась ими» и стала на них отвечать?

    Зачитать. (Герман писал, вдохновлённый страстью, чувством; и непреклонность, и необузданное воображение.)

      12. Зачем он писал эти письма?

         (Проникновение в дом ради заветной тайны – тайны 3 карт).

     12. Успел лиГерман полюбить Лизавету Ивановну за то короткое время, что писал ей письма?

    (Несомненно, он целует её в голову, он честно признается, ради чего пришёл, не хочет обманывать).

    Герман пришёл и ожидает старуху перед словами «Время шло». – предложение: «Герман её отворил… - зачем многоточие?

    (Он хотел пойти к  Лизавете Ивановне, но не пошёл)
      13.  Что же помешало Германну отдаться полностью своему чувству?

    (Деньги – вот что алкала его душа).

    14. С каким чувством простилась бедная девушка с Германном?  (художественная деталь- холодная безответная рука)

     2 жертва ГерманнаКак вы думаете, кто является второй жертвой?

     (Старуха-графиня).

    15 .Может быть, пора  познакомиться поближе с этим злодеем?

    Кто же такой Германн? (работает 2 группа учащихся, получившая индивидуальное задание заранее)
    16. Что он говорит сам о себе: каковы его жизненные ориентиры?

    Расчёт, умеренность, аккуратность, скрытен и честолюбив, не позволял малейшей прихоти. Он приходит тайно в дом старухи, чтобы узнать тайну 3 карт, чтобы разбогатеть.

    17 Что происходит с графиней? (она умирает)

    Итак, 2 жертва Германа - старуха-графиня.

    Прежде чем мы выясним, кто же 3 жертва Германа,

    вспомните, что двигало Германом  в его поступках?(жажда денег)

    17. Как сам автор говорит о нём:

    Он имел сильные страсти и огненное воображение.

    Сильные страсти и огненное воображене сыграло с ним злую шутку.

    20. Кто же 3 жертва Германа?

    (Он сам). Это было домашнее задание, зачитайте, что вы подготовили дома.

    (Дети зачитывают, что стало с Германом)

    Учитель:

    Давайте ещё раз посмотрим,

    Какие качества были присущи Германну?

    Жизненные ориентиры.

    Расчёт, умеренность, аккуратность, сильные страсти, огненное воображение.

    Именно огненное воображение заставило его перечеркнуть жизненные ориентиры, по которым он до этого жил.

    Учитель: Решительность Германа, его суровость, алчность, жажда обогащения постепенно заслоняют в его душе все остальные человеческие чувства. Ни сомнений, ни угрызений совести, ни раскаяния.

    Человек с душой Мефистофеля превращается в душевнобольного. Он вторгается в жизнь людей. Он   оказался  вероломным человеком.

      Корыстолюбие и огненное воображение приводят к трагическому финалу.

      Учитель   Каков финал?.

         Кому и кем выражена тайная недоброжелательность в повести?

    (Если это пиковая дама в лице, образе старухи, то старуха простила его, правда, с условием).

       Так кто же вызывает тайную недоброжелательность и к кому?

    (Может быть, Герман выказывает тайную недоброжелательность ко всем и за это жестоко наказан).

       Учитель: 

    А теперь вернёмся к теме нашего урока?

    В чьих руках находится судьба человека?

    Пушкинское произведение запечатлело беспощадность Судьбы к Герману, к человеку, который поступает безнравственно и жестоко по отношению к другим людям.

    Человек и судьба — кажется, что эти две вещи совершенно несовместимы. Однако, если человек вверяется своей судьбе, она никогда его подведет. Но все же слепо доверять всем ее проказам тоже, наверное, не стоит. Она словно игрушкой может играть человеком, и потом все в его жизни пойдет наперекосяк. Поэтому часто к судьбе относятся как к роковой неизбежности.

     Но судьба или рок сыграли злую шутку с этим человеком. Германн разыграл свой ход: один раз выиграл, другой — проиграл.

    В повести судьба не столько помогает, сколько губит человека и, главное, его душу. Но все равно Германн подчиняется этой магической власти.

    Но судьба, словно посмеиваясь, начинает свою игру. А человек, подчиняясь ей, «идет» по головам людей для достижения цели.

    Он берет на себя негласное право вершить судьбы других людей. Только вот непонятно, кто дает ему такое право. И в этом случае человек ставит себя наравне с судьбой. Ведь получается, что судьба Лизаветы Ивановны есть действия и поступки Германна. И нам совершенно неизвестно, какая судьба была бы у девушки, если бы не вмешательство молодого человека.

    Домашнее задание: Подумайте,

     Свободна ли 1 жертва Германа - Лизавета Ивановна -  от расчёта? Или

    Можно ли встретить и в наши дни таких Германнов, ищущих свою счастливую карту? Как вы относитесь к таким людям?


    написать администратору сайта