халат. Халат м татр. Комнатная, домашняя, широкая одежда восточного покроя. Он живет в халате, из халата не выходит, сидит дома. Полевого, по завещанию его, похоронили в старом халате. Крестьянский кафтан без перехвата, зипун, армяк. Халатный
Скачать 16.72 Kb.
|
В сознании современного читателя халат вызывает целый ряд ассоциаций, он давно стал символом домашнего времяпрепровождения, лени, апатии. В словаре В.И. Даля, составлявшемся в середине XIX века «Халат – м. татр. Комнатная, домашняя, широкая одежда восточного покроя. Он живет в халате, из халата не выходит, сидит дома. Полевого, по завещанию его, похоронили в старом халате. / Крестьянский кафтан без перехвата, зипун, армяк. Халатный покрой. Халатная ткань. Халатчики татары бродят. Халатник, кто ходит в халате». Как видим, первое и главное значение слова халат по Далю – это «комнатная, домашняя, широкая одежда восточного покроя». Одна из наиболее знаменитых деталей в романе "Обломов" - это халат главного героя, который осмыслен необычайно многозначно. Обломов словно подчиняется своему халату, который диктует ему определенный способ существования. Волков упрекает героя за халат «такие давно бросили носить», но Обломов не просто защищает его «с любовью кутаясь в широкие полы халата», но и отстаивает сам принцип малоподвижного существования, противопоставляя его жизни Волковых. «Халатный» образ жизни Обломова –форма его противостояния суетности, двуличию современного общества. Халат для Обломова некая судьба, ведь Илья Ильич надел его, когда бросил службу, закрылся в собственной квартире (в одной комнате) и лег на диван. Он гордится собственным халатом, видит в нем «тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок, тело не чувствует его на себе; он как послушный раб покоряется самомалейшему движению тела». «Кутаясь в широкие полы халата», Обломов надеется укрыться от всех жизненных проблем. Даже строя планы о переустройстве жизни и быта в Обломовке, герой видит себя в халате. Халат исчезает из жизни Обломова, когда герой влюбляется в Ольгу Ильинскую, читатель ликует в душе, верит, что эта разлука навечно. Но все становится на свои места, когда в жизни Ильи Ильича появляется Агафья Матвеевна, которая напоминает ему о халате: «Еще я халат ваш достала из чулана <….>его можно починить и вымыть: материя такая славная! Он долго прослужит». В определении халата как домашней одежды у Даля есть намек на некоторую интимность. В художественном произведении халат фигурирует в сцене любовного объяснения Агафьи Матвеевны и Обломова. Так халат станет обязательным атрибутом семейных отношений Обломова и самой Пшеницыной. В III части романа халат оказывается в ряду образов, символизирующих смерть (после разрыва с Ольгой). Ширина халата, возможность «завернуться в него дважды» делает его похожим на погребальные, смертные пелены, в которые заворачивали покойника. Халат теперь прямо угрожает герою: «Чем больше ты будешь вживаться в меня, поддаваться лени и апатии, тем ближе ты к смерти». Халат в романе Гончарова приобретает и еще одно значение, актуальное не только для этого произведения, но и для позднего творчества Вяземского. Однажды Обломов признается Штольцу: «…Я дряблый, ветхий, изношенный кафтан…». Герой называет себя так, имея в виду свою никчемность, неприспособленность к жизни, отсутствие настоящего интереса к ней, неумение делать дело, нежелание жить, преждевременную старость собственной души. Известное стихотворение Вяземского «Жизнь наша в старости – изношенный халат…» (1877), написанное поэтом незадолго до смерти, включает близкие этим мотивы: Жизнь наша в старости – изношенный халат: И совестно носить его, и жаль оставить; Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат; Нельзя нас починить и заново исправить. Однако Вяземский говорит о реальной, а не о преждевременной старости. С халатом для него связаны лучшие воспоминания о прожитой жизни, полной творчества, трудов: Как мы состарились, состарился и он; В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже, Чернилами он весь расписан, окроплен, Но эти пятна нам узоров всех дороже. Таким образом, в стихотворении Вяземского халат – это жизнь во всем ее многообразии: со взлетами и падениями, радостью и борьбой, а в произведении Гончарова – это образ жизни. |