Главная страница

Эссе по философии. Характер современной культуры


Скачать 18.71 Kb.
НазваниеХарактер современной культуры
АнкорЭссе по философии
Дата28.12.2021
Размер18.71 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаEssay (211208).docx
ТипДокументы
#321290

Эссе по философии на тему «Характер современной культуры»

С каждым годом темпы развития человеческой цивилизации неустанно растут. Тем не менее, неоднозначный характер этого развития оставляет огромный отпечаток на современной культуре, которая является неотъемлемой частью любой сферы жизни общества. В настоящее время все больше и больше людей сталкивается с недопониманием многих аспектов современной культуры, что ограничивает их выбор, способность принимать активное участие в жизни общества и возможность чувствовать себя комфортно в социальной среде. Таким образом, можно сделать вывод о неоспоримой важности понимания характера современной культуры и направлений ее развития для понимания современного мира.

Первая позиция, приведенная по этой проблеме, представляет собой отрицательную сторону характера современной культуры. Технический прогресс, так или иначе, ведет людей в сторону технократии, но здесь важно понимать, что особенностью технократического общества является полное фокусирование на эффективности и выгоде и игнорирование чувств, как нерациональных проявлений человеческой слабости. Поэтому с данной позиции характер современной культуры представляет собой одну большую индустрию, задачей которой является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Это приводит к тому, что современная культура становится массовой и шаблонной, на смену уникальным и необычным творениям человеческого воображения приходят однотипные востребованные обществом штампованные пародии на искусство. В качестве первого аргумента в защиту данной позиции будет использован труд Теодора Адорно и Макса Хоркхаймера «Диалектика просвещения»:

«В качестве общего знаменателя термин «культура» виртуально уже включает в себя процедуры схематизации, каталогизации и классификации, приобщающие культуру к сфере администрирования. И лишь на уровне индустриальном, где происходит её последовательное поглощение, достигается полное соответствие этому понятию культуры. Подчиняя одинаковым образом все отрасли духовного производства одной-единственной цели — скрепить все чувства человека с момента выхода его из здания фабрики и до момента прохождения контрольных часов там же на следующее утро печатью как раз того трудового процесса, непрерывный ход которого он сам обязан поддерживать в течение рабочего дня, — эта ситуация самым издевательским образом воплощает то понятие единой культуры, которое было выдвинуто философами-персоналистами в противовес её массовизации.»

Таким образом, основной особенностью характера современной культуры является контроль над мыслью и полное подчинение общества заданным критериям для четкого структурирования работы государственного аппарата и обеспечения свободы его действий.

Вторая позиция по этой проблеме соответственно затрагивает положительные аспекты характера современной культуры. В первую очередь, главной отличительной чертой современной культуры является свобода выбора и многообразие возможных вариантов. В настоящее время то множество информации, которое доступно людям, можно уверенно назвать необъятным, и с каждым днем это число только увеличивается. Следствием такой особенности современной культуры является ее глобальное распространение и изучение не только в местах, где эта культура изначально образовывалась и развивалась, а также в других регионах, из-за чего очень часто в разных частях света существуют различные вариации одних и тех же объектов культуры. Огромная часть населения Земли на данный момент интересуется культурами других стран, сообществ, развивается в различных сферах. Также важной чертой характера современной культуры является использование технологий и медиапространства. Благодаря появлению и использованию Интернета, различных платформ для общения и обмена информацией люди начали уделять больше времени именно онлайн-коммуникации, тем самым изменив характер культуры. Рассмотренные ранее свобода выбора и многообразие вариантов возможны в объеме, который существует сейчас, исключительно благодаря технологиям и развитию дистанционных возможностей. В защиту данной позиции будут приведены аргументы из работы В. В. Савчука «Медиафилософия»:

«Только на основе медиасообщения люди объединяются в сообщество, появляются новые формы взаимодействия, орудий труда, культурных артефактов, типов медиа. Медиа в той же мере создают общество, в какой общество создает исчерпывающие потребности в медиа. Революционные изменения в обществе шли рука об руку с революцией в области средств коммуникации.»

«Важно одно — тенденция к месту, к топосу, к народной культуре (стиль «этно»), к особенностям местной жизни растет. Просто транслировать мировые тренды — дело весьма эффективное, безусловно успешное и гарантированное, но и обреченное на посредственность и безусловную вторичность.»

Приведенные фрагменты лишь подтверждают тот факт, что появление новых медиа поменяло общество, вследствие чего и характер современной культуры, а также указывают на то, что особенность современной культуры также заключается в мультикультурности людей и интересу к различному этносу.

Таким образом, можно прийти к выводу, что характер современной культуры нельзя однозначно охарактеризовать как положительный или отрицательный. Некоторые аспекты направлены на упрощение жизни общества, обеспечение ее комфорта и удобства, другие же аспекты затрагивают технократическую сторону современной культуры и последствия этого влияния. Тем не менее, на мой взгляд современная культура обладает одним безусловным плюсом: бесконечном множеством способов коммуникации и получения информации – но при этом все эти возможности растворяются в массовости и шаблонности нынешней культуры. Лишь та категория людей, которая осознанно занимается своим просвещением и образованием, способна находить уникальную и особенную информации, остальные вынуждены поглощать то, что лишь искусно маскируется под оригинальный контент. Здесь я полностью разделяю мнение Герберта Маркузе в «Одномерном человеке»: «Достигая этой точки, господство под маской изобилия и свобод распространяется на все сферы частного и публичного существования, интегрирует всякую подлинную оппозицию и поглощает все альтернативы.»

В заключении стоит отметить, что понимание характера современной культуры необходимо каждому человеку для грамотного потребления и осознания важности или бесполезности, уникальности или шаблонности той или иной информации.


написать администратору сайта