Главная страница

Ответы на ЭКЗАМЕН. Хасанов С. А. Концепция личности К. Юнга


Скачать 25.25 Kb.
НазваниеХасанов С. А. Концепция личности К. Юнга
Дата16.12.2021
Размер25.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтветы на ЭКЗАМЕН.docx
ТипДокументы
#305757

Хасанов С.А.

Концепция личности К.Юнга:
По Юнгу, личность — душа, состоит из трех компонентов — ЭГО, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.

ЭГО — центральная часть сознания, которая включает мысли, чувства, ощущения, информацию (воспоминания). Именно эта часть нашего сознания ответственна за идентификацию нас, как отдельно существующей личности, за рациональное восприятие мира и за сознательную деятельность (осознаваемое поведение).

Личное бессознательное — вместилище информации, ранее осознаваемой, однако, по определенным причинам вытесненной и забытой. Такая концепция бессознательного была бы похожа на концепцию Фрейда, если бы Юнг не пошел намного дальше, предположив, что эта же сфера содержит, так называемые комплексы, или эмоционально окрашенные (заряженные) части психики, которые приобрели свойства почти автономного существования, неких отдельных психических сущностей, способных оказывать значительное влияние на человека, его состояние и поведение. Причина возникновения таких психических структур — травмирующие ситуации из личной истории, которые находились в оппозиции к эго и не могли быть им приняты (осознаны), и поэтому, оказались запертыми в подсознании.

Нежелательный для осознания (травмирующий) материал вытесняется из сознательной части личности волевым усилием ЭГО, но при этом, без проблем продолжает свое существование в области бессознательного, вновь и вновь давая о себе знать в ситуациях, схожих с теми, при которых они возникли. Интересно, что по всей видимости, каждому вытесненному образованию (комплексу) соответствует антагонистическая идея (или убеждение), присутствующая в явном виде в сознательной части психики и являющаяся важным элементом сокрытия комплекса в бессознательном.

Третья часть личности по Юнгу — коллективное бессознательное, представляет собой вместилище всеобщей памяти человечества (общая база данных), накопленное за сотни тысяч лет эволюции. Это, как бы коллективное наследие наших предков, существующее в скрытой образной форме в подсознании каждого индивида и, при определенных условиях, доступное для осознания, но также, только в виде образов.

Носителями этого коллективного наследия выступают особо значимые и энергетически мощные образы психики — архетипы (первичные модули), которые ответственны за инстинктивное поведение людей, за восприятие мира через посредство базовых идей, примерно одинаковых в различных культурах но, не связанных между собой напрямую.

Это объясняло тот факт, что люди разных культур, схожие жизненные ситуации воспринимали примерно одинаково. Например, отношение к отцу, матери, ребенку, смерти, учителям и т.п., очень похоже в разных, даже очень удаленных друг от друга культурах.

По мнению Юнга, каждый архетип ответственен за то, как именно будет вести себя индивид или группа в определенных жизненных обстоятельствах.

Терапия по Юнгу:

Это и терапия, и одновременно путь самопознания и развития. Он основан на исследовании сходства психологических ситуаций, в которых оказывается человек, с сюжетами разнообразных мифов и сказок. Например, мужчина совершает свои «подвиги Геракла» или девушка молча страдает от любви подобно Русалочке. Юнгианский анализ позволяет клиенту высвободить свою энергию из-под власти мифа и направить ее на раскрытие личностного потенциала.

Принцип действия


Юнгианский анализ – это процесс осознавания бессознательного, и в этом он схож с психоанализом. Но есть существенное отличие – помимо индивидуального бессознательного (которое является результатом личного опыта отдельного человека), юнгианцы выделяют коллективное бессознательное. Это особая психическая реальность, которая содержит «архетипы» – универсальные образы культуры. Приходя в этот мир, мы наследуем ее, поскольку на нас влияют язык, религия, история, обычаи, национальные особенности и общечеловеческие модели поведения, отраженные в общеизвестных мифах. Среди названных Юнгом архетипов – Анимус и Анима (мужская и женская часть, которые есть в психике каждого человека), Тень (та часть, которой мы в себе стыдимся и потому отрицаем), а также Персона – наш публичный образ, который скрывает и искажает наше истинное лицо. Юнгианский анализ помогает клиенту осознать свою Тень, Персону, Аниму или Анимус, выстроить с ними гармоничные отношения и научиться использовать скрытую в них энергию для позитивных изменений, а также увидеть историю своей жизни как осмысленное движение к обретению самого себя. Цель юнгианской психотерапии состоит не только в том, чтобы решить проблемы клиента, но и в том, чтобы научить его извлекать уроки из преодоления разных препятствий, показать, что это делает его сильнее и ведет по пути становления личности.

Критика

Начну, пожалуй, с того, что Юнг сам особо подчеркивает, что его теория разработана на основе многолетней практики работы с пациентами. Здравый смысл незамедлительно присовокупляет к этому вывод, что такая выборка не может быть на сто процентов репрезентативной. Можно себе представить схемы психики, которые прошли мимо внимания автора по причине их естественной устойчивости и отсутствии необходимости в профессиональном вмешательстве. Так что теория Юнга потециально неполна.
Второе замечание, которое хочется сделать: мне очень не хватало детального разбора механизма работы функций чувства и интуиции в отношении их взаимодействия с бессознательным. Возможно, автор и выполнил таковой где-то, но в «Психологических типах» его нет.
Но больше всего мою отягщенную комплексом власти натуру с раздутым эго приводит в недоумение довольно странная оценка рассматриваемых компонент психики.
Юнг довольно последовательно проводит политику приоритета того, что он называет самостью (по сути, это психика как целое, включающее и сознательное, и бессознательное), перед эго. Самость у него связывается и с личностью, и с индивидуальностью, и с душой. Все же претензии эго на доминирование позиционируются как болезненные.
Воспринимаемый и передаваемый образ человека принято называть имиджем.

Итак, имидж личности – это её воспринимаемый и передаваемый образ.

 

Имидж – сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.

  Имидж возникает тогда, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т.д. Имидж имеет две стороны: субъективную, т.е. передаваемый образ того человека, которого воспринимают, чей образ создается и объективную, т.е. воспринимаемую тем, кто наблюдает.

Передаваемый и воспринимаемый образы могут не совпадать. Кроме того, передаваемый образ не всегда отражает сущность личности. Существует так называемый разрыв достоверности образа, когда есть вышеназванное несовпадение.

Имидж может быть принимаемым или не принимаемым, вызывая к себе соответствующее положительное или отрицательное отношение.

Выделяют основные условия принимаемого имиджа: ориентация на социально одобряемые формы поведения, которые соответствуют социальному контролю, и ориентация на средний класс (как на наиболее многочисленный) по социальной стратификации. Иными словами, человек в своем самопроявлении должен быть одобряем большинством, не являясь при этом лишь типичным представителем этого большинства, но стараясь превосходить его по какому-то критерию.

Если же человек делает то, что осуждается требованиями большинства, то даже при положительном отношении окружающих, его имидж не будет принимаемым. Если образ человека не воспринимается окружающими или носит отрицательные характеристики с их точки зрения, то можно делать следующие выводы относительно его социального самопроявления: либо он пренебрегает общественными обычаями, либо утверждает собственное «я», пренебрегая социальными нормами.

( Не случайно деятели, для которых общественная популярность важна, имеют так называемых имиджмейкеров – специалистов, занимающихся проблемами становления и развития популярного имиджа).

Выделяют три уровня воспринимаемого образа: биологический, психологический, социальный.

· Биологический уровень предполагает восприятие пола, возраста, состояния здоровья, физических данных, конституции, темперамента.

· Психологический уровень предполагает анализ таких факторов как характер, воля, интеллект, эмоциональное состояние и т.д.

· Социальный – включает в себя слухи, сплетни, какую-то информацию, которая стала известна о данном человеке по различным социальным источникам.

 

Разумеется, в процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, которые обусловлены не только субъективизмом интерпретации, но также и некоторыми социально-психологическими эффектами восприятия.

Искажения носят объективный характер и требуют определенных усилий личности воспринимающего для их преодоления.

Наиболее значимой информацией о человеке является первая и последняя (эффект первичности и эффект недавности). При этом, если мы знаем человека достаточно долго, то наиболее значимой будет последняя информация о нем. Если же человек нам незнаком или мы знаем его очень плохо, то наиболее значимой оказывается первая поступившая информация.

Большое значение производит эффект положительного или отрицательного ореола. Обычно этот эффект возникает по отношению к человеку, о котором складывается общее оценочное представление из-за недостатка информации.

Говоря о многообразных искажениях восприятия, невозможно игнорировать одно из самых распространенных – стереотипы. В широком смысле, стереотип – это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее вы устойчивое убеждение и влияющее на систему отношений человека, способы поведения, мыслительные процессы, суждения и т.д.




написать администратору сайта