|
Христос-пантократ. христос пантократ (1). Христос Пантократор. Образ Христа в иконописи
Христос Пантократор. Образ Христа в иконописи - Образ Христа сложился в Византии к началу IV века. Это исторический тип Иисуса в возрасте его крестных страданий, с удлинённым лицом, тёмно-русыми волосами, небольшой бородой
Иконы Спасителя - Иконы Спасителя относятся к шести основным иконографическим типам:
- 1. Спас Нерукотворный
- 2. Спас Вседержитель (Пантократор)
- 3. Спас на престоле
- 4. Спас в силах
- 5. Спас Эммануил
- 6. Спас Благое Молчание
Спас Нерукотворный - Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа — лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.
Спас Вседержитель - Спас Вседержитель (Пантократор) — это еще одна икона, которую можно увидеть в каждом православном храме". (Обычно фреска или мозаика "Пантократор" находится в центральной купольной части церкви). На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон.
Спас Вседержитель с апостолами конец 14 века - Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.
Спас на престоле - Спас на престоле — эта икона имеет много общих черт с предыдущим изображением (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол — символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того — знак царственной славы Спасителя.
Спас в Силах Новгород 15 век - Спас в силах — центральное изображение в иконостасе православного храма. Эта икона имеет много общего с "Пантократором" и "Спасом на престоле", но отличается более сложной символикой. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат — это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал — мир духовный. В синем овале изображены ангелы — силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала — красный ромб (символ мира невидимого).
Спас Эммануил Спас Благое Молчание Спас Недреманное око - Спас Недреманное Око – одна из ипостасей Спаса, символическое изображение Успения Христа. На одре лежит отрок Христос, к нему приближается Богоматерь и ангел с рипидой, другой ангел, летящий, держит в руках орудия Страстей – крест и копье. Идея состоит в том, что Недреманное Око Спаса провидит в будущем свою искупительную жертву.
Спас Недреманное око середина 19 века Москва - Тема возникла на основе текстов пророчеств, песнопений и апокрифических сказаний. Очень наглядно и поэтично передается диалог между Богоматерью и Христом. В руке у Богоматери длинный свиток с молитвой. Изображение Богоматери и Христа с хартиями, где запечатлен из диалог, восходит к византийским образцам 12 века. Иконографический тип Богоматери определяется здесь как Богоматерь Заступница, изображавшаяся со свитком в руках. В русских памятниках этот тип известен с 12 века.
Спас Недреманное око Строгановские мастерские - В нижней части иконы изображены плывущие птицы – лебеди, встречающиеся в иконописи Руси 15 - 16 вв. обычно только в композиции «Рождество Богоматери», символизируя рождения Богоматери как начало рая на земле. Истоки сцены восходят к раннехристианским временам. В данном случае лебеди служат символом рая. Образуемый сплетением трав своеобразный вензель – начальная буква слова Феотокс. Таким образом в иконе акцентируется тема Богоматери – высочайшего Ходатая и Заступницы рода человеческого.
Христос в Славе середина 18 века Москва Спаситель и Небесные Силы конец 18 века Москва Спас Елеазаровский - Спас Елеазаровский» (по месту происхождения из Спасо-Елеазаровского монастыря). Лик Спаса полон внутренней энергии и эмоциональной напряженности. Пластика лица разработана в типично псковских традициях: узкий овал, подчеркнутый белильными движениями, нос тонкий, удлиненный.
- Главное в лике – глаза. Композиция иконы нарушена пропорционально.
- В левой руке закрытое Евангелие, пальцы правой руки соединяются в особом жесте.
Величественный образ - Русские иконописцы, изображая Сына Божия в его человеческом облике, пытались воссоздать его духовную сущность, отобразить его божественное происхождение. В иконах всегда сохраняется величавый характер образа; от него веет покоем, он призывает к кроткому послушанию и вере.
|
|
|