Конспект урока Спас Нерукотворный по изобразительному искусству. Конспект урока по изобразительному искусству "Иконописный образ Иисуса Христа Спас Нерукотворный"
Скачать 25.94 Kb.
|
Конспект урока по изобразительному искусству "Иконописный образ Иисуса Христа Спас Нерукотворный" Педагогическая цель: Познакомить учащихся с понятием «иконописное искусство», с историей возникновения образа, иконографией. Воспитывать любовь к традиционному искусству, к различным видам художественного творчества. Способствовать развитию эстетического и онтологического восприятия мира, творческой и познавательной активности. Планируемые результаты (предметные ПР) Понимать символический характер иконописного искусства. Уметь придавать форме головы объем, уметь составлять коллера сложных цветов. Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника - иконописца, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог; - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя; Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. Ход урока. 1. Постановка учебной задачи. Практическая работа. - Чем мы с вами будем заниматься на этом занятии? Иконописью. - На ваших листах уже нанесен линейный рисунок. Это образ Спаса Нерукотворного. Чтобы не терять драгоценного времени, возьмем кисти и сделаем первую операцию, нанесем красочный слой, так называемую «роскрышь», приступим к раскрытию головы. Для этого нужно составить локальный красочный тон, называемый иконописцами «санкирем». Тон санкиря – это тень лица. Состав его может значительно разниться. Так, палехские иконописцы санкирь составляли из охры темной, сажи и в зависимости от колера иконы небольшого количества киновари или изумрудной зелени. Иконописцы Троице-Сергиевой лавры в наши дни составляют санкирь из охры светлой, охры красной (или сиены жженой) и изумрудной зелени. Полученный коллер аккуратно, не заходя за границы головы, нанесем тонким слоем. Не оставляйте капель подтеков. 2. Актуализация знаний. - Какое событие мы с вами иллюстрировали на прошлом занятии? Пасху Христову. Воскресение Господа Иисуса Христа. - Напомните, пожалуйста, что происходило в те дни. В Евангелии от Марка мы читаем: «Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия. Он осмелился войти к Пилату и просил Тела Иисуса… Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его во гробе, который был высечен в скале; и привалил камень к двери гроба». Через день ранним воскресным утром, когда Иоанн с Петром вошли в усыпальницу, где должно было быть тело Иисуса, они увидели только погребальные пелены и плат, аккуратно свитый и лежавший отдельно. И тогда, пишет Иоанн, он увидел их и уверовал. - Значит ли это, что Иоанн до того, как увидел опустевший гроб, не верил Учителю? Нет, но он еще глубже смог узнать Учителя и поверить в Его воскресение. Я не знаю, как возникает вера, это чувство рождается внутри, человек внутренне укрепляется. Апостол специально заостряет на этом внимание. Посмотрите на образ, запечатленный на плащанице. - Напомните, как называется этот образ, появившийся на погребальной плащанице? 3. Мотивация к деятельности. Туринская плащаница – это длинное полотно размером примерно 4,5м х 1м, на котором отображен мертвый обнаженный мужчина с длинными волосами и бородой. Его руки сложены крестообразно на поясе. С 1578 года эта плащаница находится в Туринском соборе. В ХХ веке этот объект очень много раз исследовался и выдвигались различные гипотезы его происхождения. Относительно датировки ведутся давние споры и к единому мнению ученые так и не пришли. Все аргументы против подлинности этой плащаницы разбиваются о несколько фактов. 1. Прежде всего, то, что на этом полотне нет никаких следов краски, а следовательно это изображение не могло быть выполнено средневековым мастером, поскольку никаких других средств и методов у средневековых мастеров не было. 2. Изображение появилось из-за ожега нитей полотна. 3. На плащанице имеются следы крови в тех местах, где были раны завернутого в плащаницу мужчины. Причем кровь попала на ткань до возникновения изображения. Перечислять все факты у нас нет никакой возможности, я выложу информацию в интернете для тех, кому интересно. 4. Решение учебной задачи. - Проверьте, роскрышь уже высохла? Переходим ко второму этапу. После выполнения роскрыши мастер приступает к обработке красочного пятна графическими средствами, то есть линией. Прорисовка контуров и черт лица темными красками называется описью. Рисунок иконы должен быть графически четким. Линия уверенная, твердая, четко очерчивающая черты лика, пряди волос, контуры головы. Красота линии зависит от различной насыщенности и ритмической напряженности. Она должна быть не однообразной, а литься свободно, сочно и живописно. - Эту операцию можно пропустить, если не уверен, что получится хорошо. Компьютер может смоделировать объемное 3D изображение, а как сделать объем на плоском листе бумаги? Для нанесения первой плави мастер на основе охры светлой, белил и киновари составлял желтоватый (телесный) цвет. После того как мастер заканчивает опись, он приступает к нанесению на самых выпуклых местах головы – на лбу, скулах, на носу, на волосах – белилами небольших линий – «движков», определяющих места будущих плавей.. Плавь – это высветления на лике, придающие ему условно-декоративный объем. Первая плавь называлась «охрением» или «вохрением» (в старые времена охра называлась вохрой). Вторая плавь – «румянцы» – составлялась из киновари, которая очень жидко разводилась водой. Румянцы наплавлялись на надбровных дугах, щеках, губах, на кончике носа, слезниках, на мочках ушей. Румянцы наносились с таким расчетом, чтобы они были видны после проведения последующих плавей. Третья плавь проводилась жидко разведенной жженой умброй. Этим составом приплавлялись зрачки глаз, брови, усы, борода и волосы. Четвертая плавь называлась «подбивкой». Мастер соединял санкирь и первую плавь – охрение, образуя при этом общий полутон головы. Подбивка составлялась из охры и киновари. Белила в этом случае не добавлялись, так как они дают белесость, которую трудно соединить с санкирем. Пятая плавь называлась «сплавка». Она выполнялась тоном несколько темнее первой плави (охрения), но светлее подбивки. Сплавкой объединялись все предыдущие плави в общий тон. Она состояла из светлой охры, белил, киновари и кармина, если тон лица имел светло-розовый оттенок. Для загорелого лица сплавка делалась из охры, киновари и небольшого количества белил с кармином. Изнуренное лицо изображалось сплавкой из охры, кармина, белил с небольшим добавлением ультрамарина. Она должна быть так положена, чтобы все предыдущие плави просвечивали сквозь нее. Этим же тоном делаются блики на самых выпуклых, самых светлых частях прядей темных волос. Шестая плавь составлялась несколько светлее сплавки и накладывалась на самых выпуклых местах лица, а также на глазах. После проведения всех указанных плавок голова могла иметь дробный вид. Чтобы ликвидировать этот недостаток, мастер составлял красочный тон из охры темной с незначительной примесью сажи и киновари, и этим тоном проплавлялась вся голова. Проплавлять старые мастера могли и тоном санкиря. Эту плавь выполняли особенно осторожно, чтобы не размыть ниже лежащие слои красок. После проведения указанных плавок мастер жженой охрой восстанавливал опись всех черт лица, пряди волос и бороды. Для выявления условного объема притеняли брови и глазные впадины. Обычно это производили жженой сиеной, обладающей легкостью и прозрачностью. Черной краской на глазах писался зрачок. Интересно, что зрачок старые мастера писали не круглым, а овальным, в некоторых случаях даже почти треугольной формы, который касался верхнего века одним из своих углов. Для усиления выразительности по белку глаз делали отметки белилами с охрой. Губы слегка приплескивали жидким кармином, киноварью или красной охрой. Выполнение линий бровей, волос и глаз с целью выразительности производили живо и с нажимом. Сначала их намечали тонко и осторожно, но с последующим усилением. В середине линии делали нажим, а в начале и в конце линии утончались. Брови изображались двумя-тремя параллельными линиями с утолщением в центре. Они начинались от переносья, от так называемой «носовой птички». В течение веков в иконописном искусстве выработался определенный перечень образов святых, пророков, служителей церкви, которые многие годы сохраняют один и тот же облик. Лексикон иконописцев традиционно хранит названия встречающихся в иконах бород по цвету: черные, русые и седые. По форме: широкие, круглые, «с косичками», кудреватые, длинные, свешивающиеся с ушей, раздвоенные. Это – характерные формы бород Спаса, Златоуста, Предтечи, Николая, Сергия и других. Причем каждый вид выполнялся в определенном стиле. Так, бороды Спаса и Предтечи расписывались сажей, высветлялись на выпуклых прядях волос и притенялись коричневой жидкой краской. 5. Закрепление знаний. -Икона есть свидетельство вочеловечения Бога Слова. Главное предназначение иконы – явить образ Божий в человеке. В иконе явлено не некое абстрактное сияние истины, а сияние истины, воплощенной во Христе. По словам Иоанна Златоуста красота там, где Дух Святый. Следовательно, красота не только категория эстетики, но и категория сущностных понятий, понятий Бытия, онтологии. Икона могла возникнуть только после воплощения Спасителя, потому что изображение Спасителя на иконе – изображение Богочеловека. Иконописец может написать только человеческую природу Христа, но для того, чтобы показать, что перед нами не просто человек, для этого был сформирован особый иконописный язык. Лик Спасителя пронизан светом. На санкири мы видим всполохи света. Икона – это источник света. На более темную санкирь накладывается охрение, которое наполняет лик светом. Икона изображает свет и не изображает тьму. Тела не отбрасывают тени, в иконе нет ночи, а вечно длится день. В традиционной иконе не возможен эффект светотени, возникающей вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная остается в тени. Ибо божественный нетварный свет освящает все пространство иконы. После нанесения пробелов производятся притенения наиболее углубленных мест лица, так называемый «приплеск». Он выполняется очень жидкой краской, что позволяет получать весьма тонкий красочный слой. Чаще всего приплеск выполняется иным цветом, чем цвет роскрыши. Например, свет желтый – тень зеленая; свет красный – тень коричневая и так далее. 6. Оценка. - Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (Выставка работ). 7. Итог. Рефлексия деятельности. - Что такое образ Божий в иконописи? - Назовите пример образного языка в сделанной работе? - Какой цвет главный в написании лика?- Образ Кого являет нам икона Спасителя «Спас Нерукотворный»? -В чем испытали затруднение? -Что вам понравилось на уроке? |