Главная страница
Навигация по странице:

  • I. Греки под властью Османской империи

  • Использованная литература

  • Балканские народы в составе Османской империи в XV-XVII веках (реферат). Балканские народы в составе Османской империи в XV-XVII веках (р. I. Греки под властью Османской империи


    Скачать 45.09 Kb.
    НазваниеI. Греки под властью Османской империи
    АнкорБалканские народы в составе Османской империи в XV-XVII веках (реферат
    Дата16.12.2022
    Размер45.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБалканские народы в составе Османской империи в XV-XVII веках (р.docx
    ТипУрок
    #848667

    Введение

    Начавшееся с середины XIV в. наступление турок на Европу коренным образом изменило судьбу народов Балканского полуострова. К началу XVI века в состав Османской империи вошли все континентальные области Греции, Сербии, Болгарии, Албании, Боснии и Герцеговины.

    Турецкое господство задержало историческое развитие балканских народов и привело к консервации у них феодальных отношений. Результат завоеваний был фатальным.

    Население Балканского полуострова сократилось, многие некогда цветущие области опустели, значительное количество участков земли было заброшено. Те, кому удалось спастись, были вынуждены навсегда переселиться в другие страны. Крупные города превращались захватчиками в крепости и центры турецкого управления. Города и сёла, оказывавшие сопротивление турецким войскам, разграблялись и сжигались, а жители массово истреблялись или угонялись в рабство.

    Экономическим результатом турецких завоеваний было расстройство торговли по Средиземному и Чёрному морям и значительное сокращение торговых связей между Европой и странами Востока. Отдаление мировых путей торговли от Балканского полуострова в результате великих географических открытий затрудняло развитие торговли в захваченных Турцией государствах Балканского полуострова.

    У многих покоренных народов в этот период наблюдается упадок культуры. Происходит исламизация местного христианского населения.

    Всё это в конечном итоге вызывало острое сопротивление всего местного населения покоренных территорий, что выливалось в бунты и восстания, в конечном итоге приведшие к освобождению многих народов от турецкого ига, произошедшему, однако уже за рамками, рассматриваемыми в данной работе, в XIX столетии.


    I. Греки под властью Османской империи

    После падения Константинополя (1453) турки захватывают Афинское герцогство (1456), после взяли Фивы, остров Лесбос и Морею (1460), кроме некоторых недоступных горных мест Лаконии и немногих приморских пунктов.

    Обращенная в турецкую провинцию Греция была разделена на пашалыки. Несмотря на грубый произвол администрации, угнетение греков было не столь велико, как это можно было бы предполагать, особенно в первое время. Направленное главным образом к вымогательству возможно большего количества податей, оно не коснулось ни церкви, ни местного самоуправления — и эти два института спасли греческую национальность от гибели.

    В Константинополе только 8 церквей были обращены в мечети, остальные же были оставлены за христианами. Султан Магомет II назначил греческим патриархом Геннадия II Схоллария и предоставил духовенству свободу от личных податей. Важно отметить тот факт, что положение греческих христиан было несравненно лучше, чем положение протестантов в католических странах или шиитов в той же Турции. Самостоятельно управлявшаяся греческая церковь сохраняла юрисдикцию над православными и служила центром, связующим греческих подданных Порты. Общины управлялись выборными димогеронтами, которые, в свою очередь, выбирали начальников епархий, коджабашей. Права общин были так широки, что даже подати, налагаемые на Морею, определялись на съезде димогеронтов в Триполице. Местами, именно, на севере (в Эпире, Фессалии и Македонии), они сохранили даже свою полицию, арматолов, сначала имевшую целью борьбу с клефтами – участниками незаконных вооруженных формирований, а потом вместе с ними немало содействовавшую освобождению Греции.

    Точно так же греки сохранили свои школы, руководимые духовенством; благодаря этому они во все время турецкого господства выделялись своим образованием из ряда других турецких подданных; многие из них, преимущественно фанариоты – представители греческой османской элиты, достигали высоких ступеней на турецкой государственной службе. Несмотря на эти вольности, а отчасти, может быть, ненависть греков к победителям всегда была сильна. Этому содействовало презрение, которое турки выказывали к «райам» (стаду) и которое выразилось, в обязательных для греков форме и цвете платьев и домов.

    Важным фактором был политический и экономический гнет, достаточно тяжелый, чтобы вызывать протест, но недостаточно систематический, чтобы раздавить национальность и уничтожить стремление к свободе. Центральное правительство не преследовало злоупотреблений местных властей, даже льготы духовенству были парализованы системою бакшишей (взяток) – проблемой всего османского государства. Так, вскоре даже место патриарха стало продаваться, как и любая другая должность; свобода богослужения тоже вызывала бесконечные вымогательства и нарушалась по капризу управляющего паши. Отсутствие гарантий собственности повело к упадку земледелия и распространению среди греков занятие торговлей; этому способствовали полная свобода торговли и отсутствие (в первые века после падения Константинополя) таможен.

    Несмотря на сильную коррупцию турецкой администрации, торговля в Турции постепенно сосредоточивалась в руках греков, которые проявили прекрасные коммерческие способности и из которых на протяжении уже XVIII века очень многие составили себе крупные состояния. К моменту восстания 1821 года торговый флот греков доходил до 600 судов. Тем сильнее стало стремление к иному режиму, обеспечивающему права личности и собственности.

    II. Сербы в период османского владычества

    В начале лета 1389 года султан Мурад при продвижении вглубь Балканского полуострова начинает вторжение в Сербию. Через владения вассалов в Македонии он вышел на Косово поле, откуда открывались пути во всех направлениях. При известии о приближении Мурада сербские князь Лазарь, Вук Бранкович и король Твртко собрали свою армию. В битве на Косовом поле султан Мурад был убит, а князь Лазарь попал в плен. Новым турецким султаном стал Баязид I, который был вынужден вернуться в центральные области своего государства. Наследники Лазаря признали верховную власть Баязида. Через владения наследников Лазаря турки начали вторгаться в Венгрию.

    В результате турецкого завоевания сербские земли были разорены, сельское хозяйство пришло в упадок, горнорудное производство практически прекратилось. Начался массовый отток населения за Дунай и Саву, в результате которого этническая территория сербов существенно расширилась в северном направлении. При этом в обезлюдевшие равнинные области и, особенно, в южные регионы страны (Косово) стали переселятся турки, скотоводы-влахи и албанцы. Христианское население было ограничено в гражданских правах. Тем не менее, в отличие от Албании, Боснии и Македонии, в Сербии ислам приняла лишь небольшая часть населения. В этом главная заслуга принадлежала Печскому патриархату, восстановленному в 1557 году, который в период османского господства играл роль центра национального и культурного сплочения сербского народа. Православная церковь, в целом, сохранила свои привилегии и владения и в качестве особой конфессиональной общности (миллета) пользовалась самоуправлением в культурных и религиозных вопросах, включая возможность создавать начальные школы.

    После завоевания на Сербию была распространена военно-ленная система, при которой большая часть земли находилась в собственности государства и была разделена на лены, держатели которых — спахии, были обязаны нести военную службу. Остальные земли были переданы церковным и общественным организациям (вакуфы) или закреплены на праве собственности за отдельными представителями турецкой аристократии или семьи султана. В административном отношении территория Сербии вошла в состав Румелийского эялета, а после завоевания турками Венгрии в середине XVI века области к северу от Ниша были переданы Будскому эялету. Эялеты подразделялись на санджаки. Бывшая территория Сербской деспотовины образовала Смедеревский (после завоевания Белграда в 1521 году — Белградский) санджак. Также, как и греки, сербы, приняв ислам, могли подняться на государственной службе до визирей.

    Основу населения составляло зависимое крестьянство — райа, обладавшее правом наследственного пользования наделами и уплачивающее поземельный (харадж) и подушный (джизья) налоги султану, и, кроме этого, различные платежи феодалу. В Южной Сербии и придунайских областях сохранилась значительная прослойка скотоводов-влахов, пользующаяся определёнными привилегиями и используемая для пограничной службы.

    С XVI века в Сербии началось оживление ремесленного производство и городской жизни. На первый план вышли новые городские центры, находящиеся на пересечении торговых путей Османской империи, прежде всего Белград, захваченный турками в 1521 году, который в скором времени стал крупнейшим торгово-ремесленным центром сербских земель. Тем не менее, города оставались оторванными от округи, их рост практически не оказывал воздействия на прогресс сопредельных земель. Ремесленное производство было организовано по восточному образцу в замкнутые корпорации, отдельные для мусульман и христиан.

    Сразу после турецкого завоевания сербских земель началась миграция части сербов на незанятые турками земли за Дунай и Саву: в Срем, Бачку, Банат, Славонию, и, кроме этого, в северную Боснию. В южной Венгрии (современная Воеводина) была создана сербская военная администрация с центром в Купнике (Срем), во главе которой стояли князья, считающие себя наследниками правителей Сербской деспотовины. Сербы быстро участвовали в венгерско-турецких войнах конца XV — начала XVI века, но в тоже время после разгрома Венгерского королевства при Мохаче в 1526 года эти земли также попали под власть Османской империи.

    Освободительное движение сербского народа против турецкого господства развивалось по двум направлениям: гайдучество, часто неотличимое от обычного бандитизма, и восстания, приуроченные к войнам европейских держав с Османской империи. Во главе движения стоял Печский патриархат, которому удалось наладить политические связи с Венгрией, Австрией и Испанией. Уже в период австро-турецкой войны 1593—1606 годов в Банате вспыхнуло восстание против турок, поддержанное патриархом Йованом II.

    Наивысшего подъёма освободительное движение достигло в период войны «Священной лиги» в конце XVII века. Сербские повстанцы, действующие в сотрудничестве с австрийской армией, освободили большую часть страны. В 1688 году был взят Белград, австрийские войска генерала Энео Пикколомини проникли в Македонию. Однако в 1690 году началось ответное наступление турок. Австрийцы были вытеснены из Сербии, власть Османской империи восстановлена. Страна была разорена, начались массовые репрессии против участников восстаний. В ответ патриарх Арсений III призвал сербов к эмиграции за Дунай. Началось «Великое переселение сербов»: десятки тысяч сербских семей оставляли свои дома и переселялись на австрийскую территорию: в Банат, Бачку, Срем и Баранью. Вторая большая волна миграции сербов прошла после неудачной для Австрии войны 1737—1739 гг. По современным оценкам, в XVII—XVIII веке около 80 % сербов сменили своё место жительства. Результатом стало возникновение сербской Воеводины на южных рубежах Австрийской монархии и опустение Старой Сербии и Македонии, которые начали постепенно заселяться албанцами-мусульманами.

    III. Болгары в составе Османской Империи

    Падение болгарских столиц Тырнова (1393) и Видина (1396), а также пленение последних представителей династии Асеней ознаменовали гибель болгарского государства. Однако, в это время на османского султана Баязида I Йылдырыма (1389-1402) нападают войска среднеазиатского эмира Тимура и в 1402 году, после сокрушительного поражения под Анкарой, Баязид был взят в плен и казнен. Турецкие владения стали ареной междоусобной борьбы его родственников.

    Смутой в Османском государстве попытались воспользоваться сыновья двух последних болгарских царей Константин и Фружин, которые выступили против турок в союзе с сербским деспотом Стефаном Лазаревичем, валашским господарем Мирчей и Боснией. С прекращением османских междоусобиц в начале 20-х гг. XV в. и разгрома последних попыток сопротивления власть турок над болгарскими землями была восстановлена.

    Завоеванные болгарские территории составили Румелийское бейлербейство, образованное при Мураде I (1362-1389)) и разделенное при Мехмеде II (1451-1481) на восемь санджаков разной величины. В каждый из них были включены земли, завоеванные в результате одного из балканских походов османов, и поэтому очертания большинства из них воспроизводили границы существовавших на Балканах до прихода турок феодальных уделов. Так, крупнейшие в болгарских землях Никопольский, Видинский и Силистренский санджаки в XV в. соответствовали территориям бывших Тырновского, Видинского царств и Добруджанского деспотства. Отсюда следовало и частичное сохранение сложившейся в XIV в. административной и хозяйственной структуры.

    Правовое положение болгар в Османской империи определялось мусульманским частным правом - шариатом. Все христианское население, составлявшее часть немусульманских подданных султана-райи (буквально - стадо, пасомые), входило в т.н. “рум миллет” - общность православных народов - болгар, сербов и греков - главой и представителем которых перед султаном являлся вселенский патриарх в Стамбуле. Османские власти признавали за епископами право представлять перед ними православное население своих епархий, но возлагали на них ответственность за поведение паствы.

    Центральными фигурами османской провинциальной администрации были судьи (кади), резиденции которых располагались в городах. В их компетенцию входила и городская округа, составлявшая каазу или кадилук. Кади рассматривал судебные дела, контролировал местный военный и фискальный аппарат, издавал распоряжения, основанные на актах центральной власти, и надзирал за исполнением последних на месте. Слабость провинциального аппарата способствовала его дополнению в конце XVII в. институтом аянов - представителей местной османской верхушки, которые набирали собственные вооруженные отряды и “явочным порядком” утверждали свою власть над окрестным болгарским населением, совершая грабежи и насилия.

    Характерной чертой османского государства была религиозная дискриминация христиан. Они платили особый налог за пользование землей (испенче), подушную подать для мужчин (харадж), им были запрещены ношение оружия, верховая езда, одежда синего и зеленого цветов. Наиболее тяжелым и оскорбительным для христиан был «девшерме», или налог кровью - практика насильственного изъятия из тех семей, где было несколько сыновей, мальчиков для помещения в специальные военные школы в Стамбуле, Смирне и Эдирне, где их готовили для службы при дворе и в элитном султанском войске янычаров. Особые тяготы болгарам приносило юридическое неполноправие с мусульманами - показания трех “неверных” могли быть опровергнуты одним мусульманином.

    В первые десятилетия османского владычества наиболее заметной формой противостояния были вооруженные выступления болгар под руководством последних представителей высшей болгарской знати. В 1408 - 1422 гг. имел место ряд вооруженных попыток восстановить суверенитет болгарских земель под предводительством Константина и Фружина - сыновей последних правящих в Болгарии представителей династии Асеней - Ивана Срацимира и Ивана Шишмана. В 1443 - 1444 гг. болгары приняли весьма активное участие в крестовых походах против османов, организованных Венгрией. К этому же времени относятся и первые сведения о распространении в болгарских землях гайдучества - действий вооруженных отрядов из местного населения, нападавших на османских чиновников, сборщиков податей и торговцев, а иногда совершавших нападения и на крупные населенные пункты. Так, одно из первых болгарских сведений о гайдуках гласит, что в 1454 г. Особенно активным было гайдуцкое движение в гористых и покрытых лесом районах Западной Болгарии, а наибольшие масштабы оно приняло в конце XVI в., с началом военных неудач Турции и нарастанием кризисных тенденций в османской системе управления болгарскими землями.

    С этого же времени берет начало новая форма антиосманской борьбы болгар - массовые восстания в поддержку антитурецких войн европейских держав. Первым их них стало восстание 1598 г. в древней болгарской столице Тырнове. Его подготовила группа болгарских “первенцев” во главе с никопольским торговцем Тодором Балиной и тырновским митрополитом Дионисием, происходившим из знатного греческого рода Ралли. Однако восстание было быстро подавлено османами, а его руководители и участники - вынуждены бежать за Дунай.

    Новые восстания вспыхнули в конце XVII столетия в обстановке решающей схватки между европейскими государствами и Турцией за османские владения в центре Европы. В 1688 г. ареной нового болгарского восстания стала Северо-Западная Болгария, а центром - горнорудный центр Чипровцы. Вооруженные отряды чипровских болгар во главе с Георгием Пеячевичем и Богданом Мариновым выступили в поддержку австрийских войск, в очередной раз вторгшихся в османские владения. Восстание в Чипровцах было подавлено османами совместно с восставшим против Габсбургов венгерским феодалом Имре Текели, а значительая часть местного болгарского населения эмигрировала в Австрию. Отдельные отряды повстанцев продолжали борьбу до 1689 г. Вместе с чипровскими болгарами против турок сражались крестьяне Македонии во главе с гайдуком Карпошем и гайдуцкие отряды из Южной Болгарии, предводительствуемые воеводой Страхилом.

    IV. Борьба албанцев с османским игом

    В результате распада населенных албанцами земель на маленькие феодальные владения, бесконечной междоусобной борьбы феодальных правителей и вождей племен Албания стала легкой добычей для Османской империи.

    Турки впервые вторглись в Европу в 1345 и стали продвигаться на запад, покоряя на своем пути разрозненные балканские государства. Достигнув Албании в 1381, они выступили на стороне рода Топия, который одержал верх в борьбе с родом Бальшей в 1385. Хотя многие албанские племена, которых турки называли арнаутами, в то время превратились в номинальных вассалов Османской империи, они часто переходили на сторону Венеции, которая пыталась воспрепятствовать проникновению турок к побережью Адриатического моря.

    Османская империя, одержав крупную победу над сербами в битве на Косовом поле в 1389, направила войска против Албании в 1394 и 1397, а в ходе кампаний 1415 и 1423 завоевала ее центральные и южные районы. Из-за непосредственной близости Венеции и Неаполя, а также считаясь с остатками сербского и греческого могущества, турки вначале вели себя осторожно.

    Усиление турецкого господства и особенно подготовка к распределению земель явились причиной восстания феодальных правителей и горных племен в 1433, подавленного в 1434. Однако вскоре вспыхнуло еще более мощное восстание во главе с Георгием Кастриоти (1403–1468), которого в Турции прозвали Искендер-беем, более известным как Скандербег.

    Сын феодального властителя, Скандербег принял мусульманство и стал видным турецким чиновником. Когда у его семьи отняли родовое поместье в Круе, Скандербег отрекся от мусульманства и поднял восстание. В ноябре 1443 он был объявлен главой княжества Кастриоти. Заключив в 1444 военно-политический союз с Венецией и вождями разных племен («Лига Лежи») и располагая небольшим кавалерийским отрядом, базировавшимся в Круе, он развернул партизанскую войну в Северной Албании. Нанеся поражение войскам Османской империи в 1449 и 1451, Скандербег был признан в 1461 году султаном Мехмедом II в качестве правителя Албании. Скандербег умер в Лежи в 1468, но под руководством его сына и при поддержке Неаполя, Венеции и Ватикана сопротивление туркам не прекращалось, пока турецкая армия не захватила Влёру (1466) и Крую (1478). После 15 месяцев осады 25 января 1479 пал Шкодер.

    Постепенно турки завоевали все остальные районы Албании: в 1501 веницианцы покинули Диррахий (Дуррес), а в 1571 пали последние оплоты венецианцев – Бар и Улцинь. Поражение вызвало большой исход албанцев в Южную Италию, а также на Сицилию, в Грецию, Румынию и Египет. Оставшееся в Албании население, главным образом в центральных и южных районах, было вынуждено в большинстве своем принять ислам.

    С начала XVII в. повышение налогов османскими властями и рост поборов в пользу местных феодалов вызвали волнения среди албанских крестьян. В 1645 и 1649 турецкие правители подавили заговоры и бунты, организованные католическими лидерами в прибрежных городах во время войны с Венецией. Различные северные племена сотрудничали с австрийскими и венецианскими войсками во время нескольких войн, происходивших между 1683 и 1739. Поэтому турки усилили давление на албанских католиков, заставляя их принять мусульманство.

    V. Земли Боснии и Герцеговины в составе Порты

    В 1463 году в бою с турецкими завоевателями во главе с Мехмедом II гибнет последний боснийский король Стефан Томашевича. На захваченных территориях был организован Боснийский санджак, в 80-х гг. XV в. возникает Герцеговинский санджак.. В населенных пунктах, являющихся важными коммуникационными перекрестками, разместились турецкие гарнизоны, быстро придав им восточный облик и превратив их в очаги исламского влияния. В таких местах мусульманское население за столетие из меньшинства превратилось в большинство. В первой половине XVI в. началась насильственная исламизация христиан, что вызвало миграцию христианского населения. Местное население стало строго делиться на «правоверных» мусульман и райю.

    В 1557 г. была восстановлена Печская Патриархия, юрисдикция которой распространилась и на земли Боснии и Герцеговины: епископские кафедры в конце XVI в. находились в Сараеве, Тузле, Зворнике, Житомисличе и Тврдоше.

    Христианское население платило подать, в том числе и девшерме и испытывало иные притеснения со стороны как турецких завоевателей, так и возвысившейся боснийско-герцеговинской мусульманской знати, которую не всегда могла контролировать центральная власть Османской империи. Особенно тяжелым для населения Боснии и Герцеговины был т. н. беглук (барщина), при котором крестьяне бесплатно обрабатывали землю, переселяясь вслед за хозяевами.

    Ответом на бесправное положение становились восстания, подготовка которых осуществлялась в Герцеговине и Черногории. Именно на православную герцеговинскую знать опирался Патриарх Иоанн II при подготовке восстания в банате в 1594 г., которое было жестоко подавлено, и в которого наказание турки сожгли мощи святого Саввы Сербского. Сербы начали поиски союзников против Османской империи среди западных правителей и представителей Римской курии. В 1596 г. патриарх Печский Иоанн II и митрополит Герцеговинский Виссарион II обратились за помощью к папе Римскому Клименту VIII и австрийскому императору Рудольфу II, но выдвинутое понтификом условие - заключение унии - было для них неприемлемо.

    Благодаря тому, что Боснийский эялет в XVII в. служил бастионом Османской империи на её западных границах и базой для дальнейшей экспансии в страны Центр. Европы, он обладал некоторыми правами автономии, здесь строились новые и укреплялись старые крепости. Местная мусульманская знать считалась опорой центральной власти, хотя в действительности очень часто выходила из подчинения. Так, вопреки воле Стамбула велись пограничные войны с Хорватией, осуществлялись нападения на венецианские владения в Далмации. Крайне редко мусульманские власти оказывали содействие православному населению, как это было при восстановлении Печской Патриархии, но чаще были обратные случаи, что вызывало бунты, например в Сараеве в 1682 г.

    Антитурецкое сопротивление усилилось после поражения, которое потерпели турки под Веной в 1683 г. В 1689 г. Патриарх Печский Арсений III (Черноевич) обещал помощь сербского православного населения австрийскому генералу Пиколомини в войне Священной лиги во главе с Австрией против Османской империи, которая развернулась на полях Сербии и Боснии и Герцеговины. В 1697 г. принц Евгений Савойский взял Сараево, но, согласно заключенному в 1699 г. Карловицкому миру, к Австрии отошла северная часть земель Боснии, а Сараево осталось в Османской империи.

    Заключение

    Период османского ига балканских народов является одной из самых тяжелых и кровавых страниц в их истории. Особенно же сильно власть Порты ощущалась в период её могущества в Европе в XV-XVII веках. Многочисленные налоги, из которых самым тяжелыми и кровавым был налог кровью – девширме, в сочетании с попытками ассимиляции и религиозными и притеснениями лишь усиливали ненависть балканцев к туркам.

    Покорённое христианское население в Османском государстве не имело никаких политических прав и подчинялось ряду унизительных правил.

    Запрещение носить оружие, ездить верхом, богато одеваться, строить красивые дома должно было, по расчётам османов, воспитать подчинённые народы в духе рабской покорности завоевателям и лишить их возможности бороться за своё освобождение.

    Все дела православной церкви были переданы в ведение послушного турецким властям Константинопольского патриаршества, которое собирало в свою пользу особые налоги, пользовалось правом юрисдикции в гражданских делах православных подданных Турции и другими привилегиями. Таким образом, политическое и социальное угнетение со стороны турецкого правительства и местных феодалов дополнялось гнётом высшего греческого духовенства.

    Однако, несмотря на все проводимые турками мероприятия по принуждению балканских народов к покорности, ими оказывалось яростное сопротивление на всех уровнях. Многочисленные восстания и бунты, поднимаемые как членами знатных родов, так и простыми крестьянами и священнослужителями, пусть и жестоко подавливаемые говорили о том, что угнетаемые народы не будут мириться с турецким владычеством.

    Широкий подъём национального самосознания и непримиримости с захватчиками в конечном итоге привёл к целому ряду национально-освободительных войн, закончившихся победой балканских народов и образования ряда свободных и независимых государств.
    Использованная литература

    1. История Болгарии. В двух томах. М.: Издательство АН СССР, 1954–1955 – 576 с.

    2. История средних веков. //Л. М. Брагина, Ю. М. Сапрыкин, А. Н. Чистозвонов и др.; Под ред. З. В. Удальцовой и С.П. Карпова – Москва: Высшая школа, 1991 – Т.1. – 400 с.

    3. История южных и западных славян / Матвеев Г.Ф., Ненашева З.С.. – Москва: Издательство Московского университета, 2008. – Т. 1. – 688 с.

    4. Саркисян, Е. К. Положение угнетенных народов Османской империи в освещении турецких авторов – М., 1989

    5. Симакова О.А. История южных славян с древнейших времен до 1914 г.: учебное пособие / Симакова О.А., Сальков А.П., Александрович С.С. – Мн., 2004 – 191 с.

    6. Чиркович Сима. История сербов. — М.: Весь мир, 2009. — 448 с.

    7. Tepić, Ibrahim. Босния и Герцеговина с древнейших времён до конца Второй мировой войны = Bosna i Hercegovina od najstarijih vremena do kraja Drugog svjetskog rata. — Сараево: Bosanski kulturni centar, 1998.



    написать администратору сайта