Главная страница
Навигация по странице:

  • «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

  • И. Кант о природе нравственности в работе «Основоположения метафизики нравов».. Шибаева В.В 143201 контрольная работа. И. Кант о природе нравственности в работе Основоположения метафизики нравов


    Скачать 21.86 Kb.
    НазваниеИ. Кант о природе нравственности в работе Основоположения метафизики нравов
    АнкорИ. Кант о природе нравственности в работе «Основоположения метафизики нравов»
    Дата03.05.2023
    Размер21.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШибаева В.В 143201 контрольная работа.docx
    ТипДокументы
    #1106567

    МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    федеральное государственное автономное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

    Высшая школа педагогики, психологии и физической культуры

    (наименование высшей школы / филиала / института / колледжа)
    ЭССЕ



    По дисциплине/междисциплинарному курсу/модулю




    Философия





    На тему


    И. Кант о природе нравственности в работе «Основоположения метафизики нравов».









    Выполнил (-а) обучающийся (-аяся):

    Шибаева Вероника Владимировна




    (Ф.И.О.)




    Направление подготовки / специальность:

    «Начальное образование» и «Дополнительное образование»




    (код и наименование)




    Курс: 1




    Группа: 143201





    Руководитель:

    Кукаренко Н.Н



    (Ф.И.О. руководителя, должность / уч. степень / звание)

    Отметка о зачете






















    (отметка прописью)




    (дата)




    Руководитель






















    (подпись руководителя)




    (инициалы, фамилия)





    Архангельск 2023

    Почти все разновидности современной философии так или иначе восходят к Канту. Его идеи изменились, но они продолжают жить. На мой взгляд, знакомство с учением Канта является хорошей отправной точкой для изучения философии в целом. Это учит вас думать самостоятельно. Кант размышлял о законах бытия и сознания только с одной целью: сделать человека более человечным. Чтобы его сознание не было подвержено влиянию утопий и иллюзий. Он был одним из первых, кто занялся проблемами морали.

    Следует отметить, что термин этика используется в философии Канта как в традиционном, так и в новом, кантовском смысле. В традиционном смысле он использует этот термин в историческом смысле, например, когда говорит о возникновении практической философии в Древней Греции и особенностях ее различных школ. В своем действительном смысле - как "этическое учение о принципах" и "этическое учение о методах" - этика является второй частью "Метафизики нравов". Термины "этика" и "этический" стоят здесь в противопоставлении с термином "закон".[1]

    Согласно Канту, в области морали человек не подчиняется необходимости, которая с неотвратимой силой господствует в сфере видимости. Как субъект морального сознания человек свободен, т.е. связан с миром вещей внутри себя. Кант устанавливает отношения субординации между теоретическим и практическим разумом: теоретический разум подчинен практическому.

    Однако отношения между практическим и теоретическим разумом не следует рассматривать как однозначно подчиненные последнему. Согласно Канту, мораль порождается априорным разумом человека. Именно чистое дает человеку универсальный закон, который мы называем моральным законом. Последний является высшим практическим принципом в силу чистоты своего происхождения, поскольку он зарождается "в разуме" и не может быть выведен из эмпирического опыта".

    Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали Нового времени. Среди классиков немецкой философии Кант уделил наибольшее внимание нравственности и ее специфике, а его этическая концепция, последовательно развитая в целом ряде специальных трудов, была наиболее разработанной, систематической и завершенной. Критическая этика Канта своим исходным пунктом имеет осознание практики, в которой воплощается разумное поведение человека.

    Подобно тому, как теоретическая философия выясняет вопрос о возможности истины и научного знания, вся практическая философия посвящена человеческой практике, причем рассмотрение соотношения действительной свободы и морального закона является одной из существенных проблем осмысления кантовской практической философии.

    В основе этике как проявлении практического разума лежит тезис о фундаментальном положении человека в мире и в понимании единства его и раздвигающего границы знания поведения. Практический разум, отмечает И. Кант, это разум регулирующий действия человека, а также его поступки. Действия людей, их отношения друг другу регулируются личностной моралью. [1]

    Нравственность – это нормы морали, принявшие характер социальных регуляторов, требований, законов. «Если спекулятивный разум не способен исчерпывающе познать объект природы и он для него остается вечной загадкой, «вещью в себе», то практический разум познает моральный закон как объект вне себя (имеющийся тем не менее внутри духовной сущности человека) непосредственно, создавая ноумен (адекватное представление о содержании морального закона). Моральный закон представляет собой одну из множества божественных идей мироустройства, а в ноумене она исчерпывающе отражается. Человек способен понять его своим разумом, поскольку моральный закон находится в нем самом и человек, поняв его в себе, должен руководствоваться им в построении отношений с другими людьми».

    Мораль, как считает Кант, нельзя рассматривать лишь как способ достижения какого-то результата. При такой интерпретации нравственность превращается в чисто техническую, прагматическую задачу, в вопрос о благоразумии, умении и способности эффективно достигать поставленные цели. Такие принципы действия имеют место в человеческой жизни; Кант называет их условными, гипотетическими императивами: если желаешь достичь такого-то результата, следует поступать так-то.

    Но дело в том, что такие правила, определяя средства (методы, способы, пути, технику) осуществления искомой цели, оставляют в стороне вопрос об определении самих целей. Мораль И. Кант пытается отразить и в теоретическом познании, в общем законе в котором содержались бы правила и установки для различных действий. В этом законе не рассматриваются четко определенные действия человека. Закон является общим, а не конкретным, по отношению к действиям и поступка, потому что если бы он рассматривал сущность отдельных поступков, то он был бесконечным механизмом по выработке правил и норм в регулировании поведения человека. [1]

    Действие нравственного закона существенным образом отличается от действия законов природы, которые имеют внешне принудительный характер в отношении моей воли. Действие нравственного закона мы обнаруживаем с самих себе, когда испытываем чувство «уважения» к закону, который мы сами наложили на себя и который является следствием нашей воли.

    В связи с этим философ говорит: «когда я непосредственно познаю нечто как закон для себя, я познаю это с уважением, которое означает просто сознание подчинения моей воли закону, без посредства других влияний на мое чувство. Непосредственное определение воли законом и сознание этого определения называется уважением, так что последнее рассматривается как действие закона на субъект, а не как причина, порождающая закон. Уважение есть, собственно, представление о ценности, которая заставляет меня поступаться себялюбием».

    Моральная личность, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива.

    В отличие от гипотетических правил категорический императив не содержит указаний, как нужно поступать в том или ином конкретном случае, и, следовательно, является формальным. Он содержит лишь общую идею «долга перед лицом человечества», предоставляя индивиду полную свободу решать самостоятельно, какая линия поведения в наибольшей мере согласуется с моральным законом. [1]

    Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы. Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом» (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу – в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания.

    Немецкий философ является сторонником приоритета долженствования над ценностью в морали, в этом он видит специфику нравственности. Кант обращает особое внимание на то, что в морали человек должен сам осознавать необходимость (долженствование) определенных действий и сам понуждать себя к этому. В этом он и видит специфику моральности, отличая ее от легальности (просто исполнения вменяемых человеку требований, внешнего подчинения).

    Кант разграничивает понятия «нравственное поведение» и «лицемерное». Он считает разделение этих понятий необходимым. Имитируя нравственное поведение, чтобы достичь определенной цели, человеку приходится производить лицемерное мнение о себе. В связи с этим очень сложно идентифицировать «лицемерные» (имитационные) поступки, потому что данное поведение соответствует нормам морального закона, но мотивы этих действий далеки от нравственных.

    Мотивация выступает главным индикатором для оценочной базы действий человека. И. Кант предлагает классифицировать правильные поступки: 1) легальные – согласуются с комментариями нравственного закона, но человеческие действия носят утилитарный характер; 2) моральные –опираются на долг и уважение к категорическому императиву.В своей классификации И. Кант делает акцент на независимости морали от утилитарных условий. [1]

    Действия человека должны согласовываться с категорическим императивом, он должен исполнять все его предписания, если это даже его делает несчастным. Кроме этого Кант показывает отличительные особенности морального и аморального поступка человека. Моральный поступок совершается человеком из чувства долга. Но Кант также говорил, что мотивация является неотъемлемой частью рассмотрения поступка. Он утверждал, что если человек испытывает удовлетворение при совершении действий, то такое действие не считается моральным, его действия эгоистичны, они могут быть имитацией.

    Исполнение долга человеком – это исполнение норм и правил, предписанных моральным законом. Только человеку доступно осознание чувства долга. Таким образом, мораль не выводится Кантом из анализа человеческого бытия, истории, общества, а просто постулируется как нечто изначально данное разумом и как некое особое измерение мира. Из отождествления Кантом морали и свободы (как способности человека давать себе самому законы) вытекает его формализм в понимании нравственности.

    По Канту, безусловно добрая воля, принципом которой должен быть категорический императив, неопределенная в отношении всех объектов, будет содержать в себе только форму воления вообще, и при том как автономию; это и есть единственный закон, не имеющий никакого другого содержания. Он считает, что из чисто формального закона в решении любой конкретной моральной проблемы всегда следует только один возможный вывод, предписание к действию, принцип.

    Список литературы

    1. Кант И. Основоположение к метафизике нравов. Критика практического разума // Соч. в 4-х тт. на немецком и русском языках. – М.: Московский философский фонд, 1997. –  Т. 3. – 784 с.


    написать администратору сайта