Главная страница

Контрольная профэтика. Зачёт. Профессиональная этика Зачёт


Скачать 42.5 Kb.
НазваниеПрофессиональная этика Зачёт
АнкорКонтрольная профэтика
Дата28.06.2022
Размер42.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЗачёт.doc
ТипДокументы
#618103

Профессиональная этика

Зачёт

1. «Никомахова этика» Аристотеля


«Никомахова этика» — одно из трех (наряду с «евдемовой этикой» и «большой этикой») этических сочинений аристотеля. От него до нас дошло три произведения по этике — единственный в своем роде случай, который до настоящего времени остается для исследователей загадкой. Возможно, они являются тремя прочитанными в разное время курсами лекций.

«Никомахова этика» состоит из десяти книг. Их проблематика и внутренняя логика выглядит следующим образом. Кн. I: Высшее из благ, осуществимых в поступках, есть счастье. Счастье – деятельность души в полноте добродетели. Следовательно, необходимо исследовать добродетели. Добродетели являются частью этическими, а частью дианоэтическими. Кн. II–V : Формы этических добродетелей. Кн. VI: Формы дианоэтических добродетелей. Кн. VII: Рассмотрение удовольствий и неудовольствий, поскольку в их сфере обнаруживается добродетельность и порочность характера. Кн. VIII–IX: Рассмотрение дружбы, т.к. она является добродетелью. Кн. X (1–5): Второе рассмотрение проблемы удовольствий. Книга X (6–10): Анализ сущности счастья.

Аристотель выделяет соотношение счастья и добродетели в качестве основополагающей этической проблемы и дает ее решение, по отношению к которому последующие этические концепции стоицизма и эпикуреизма могут считаться крайними случаями: добродетель есть путь к счастью и одновременно само счастье в его существенном содержании, зависящее от самого человека. Влияние «Никомаховой этики» было незначительным в античности и огромным в Средние века. Сохранился античный комментарий к ней, а также многочисленные византийские и схоластические комментарии. Переведенная в 13 в. на латинский язык, «Никомахова этика» на столетия стала традиционным учебным каноном латинских университетов, чему способствовал аристотелизм Фомы Ливийского, также написавшего комментарий к ней.

2. Этика личности Б. Спинозы


Бенедикт Спиноза (1635–1677) превращает этику в натурфилософию (его основной труд «Этика» является учением о субстанции). Одним из основополагающих выступает в его произведениях тезис о рациональной сущности человека. Проблема индивидуального и общего в его этике приобретает ярко выраженную гносеологическую окраску, а добро и зло объясняются в контексте утилитаризма. Наиболее важными для понимания этики Спинозы и этической основы его философии стали положения о человеческом теле как об объекте души, о соотношении порядка идей и порядка вещей, о трех родах познания, суть которых в воображении, являющемся главной причиной ложности, о рассудке и интуитивном знании.

Спиноза изображает человека предельно реалистично. Каждый из нас стремится не только сохранить свое бытие, но и расширить его путем увеличения своей власти. Совершенствованию человека сопутствуют радостные чувства, а уменьшению совершенства – печаль и неудовольствие. Желание свидетельствует о деятельном начале человека.

Спиноза считает, что ключ к пониманию человеческих поступков – в его природе, состоянии аффектов. Поэтому этика, в свою очередь, должна исходить из естественных законов поведения, из которых и следуют определенные действия с такой же необходимостью, с какой «из природы треугольника следует, что три угла его равны двум прямым». Главное основание добродетели, считает мыслитель, стремление к самосохранению.

Спиноза полагал, что программа человеческого поведения состоит в рационально интуитивной любви к Богу. Разум по отношению к аффектам не является только репрессивным основанием. Он может достичь цели лишь тогда, когда заменяет чувства и сам выступает как аффект.

Конечной целью человека является блаженство, состоящее в интеллектуальной любви к Богу. Спиноза стремится создать универсальную этику, субъектом которой является личность.

3. Теория справедливости Дж. Ролза


Работа «Теория справедливости» Джона Ролза стала существенным событием в области политической философии XX века. Известность Ролза на Западе огромна. Расхожей стала даже шутка, что «Теорию справедливости» либо читали все, либо притворяются, что читали. Идеи, высказанные в книге, формируют стиль мышления ученых, исследующих социум.

«Теория справедливости» переведена на русский язык, однако концепция Ролза не нашла отражения в научных разработках отечественных политологов. Теория Ролза тесно вплетена в общее русло интеллектуального развития западной социальной мысли, в частности, связана с такими концепциями, как концепция коммуникативного действия Ю. Хабермаса, а также теориями рационального и публичного выбора.

По Ролзу, основа конституционной демократии — это «справедливость, понимаемая как честность». Справедливость как честность противопоставляется утилитаризму, который долгое время господствовал в англосаксонской мысли. Как известно, утилитаризм основан на следующих принципах: 1) принцип оценки явлений с точки зрения их полезности, возможности служить для достижения каких-либо целей; 2) в этике утилитаризм выдвигает пользу как основной критерий нравственных поступков (И.Бентам). С точки зрения Ролза, утилитаризм не дает оснований для объяснения основных прав и свобод граждан. Утилитаризм не позволяет объяснить природу социального целого. Ролз, по сути дела, исходит из вопроса: как из единичных, корыстных интересов складывается всеобщее благо, возникают кооперативные эффекты?

В обществе, претендующем на прогрессивное развитие и достижение высокого уровня благосостояния, справедливость не может быть сведена к уравнительным принципам. Она должна быть основана на принципах, описанных Джоном Ролзом: во-первых, требование равенства в правах и обязанностях, т.е. гражданское равенство, во-вторых, социальное и экономическое неравенство справедливо тогда, если приводит к компенсирующим преимуществам для других людей.

4. Этические основы деятельности адвоката


Согласно Кодексу профессиональной этики адвокатов адвокаты, их стажеры и помощники при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их профессии.

При неуверенности адвоката в том, как действовать в сложной этической ситуации, он имеет право обратиться в Совет соответствующей адвокатской палаты субъекта РФ за разъяснением.

Адвокат при осуществлении своей профессиональной деятельности обязан:

— честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполнять обязанности, активно защищать права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, ру­ководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и Кодексом;

— уважать права, честь и достоинство лиц, обратившихся к нему за оказанием юридической помощи, доверителей, коллег и других лиц, соблюдать деловую манеру общения и деловой стиль одежды.

Адвокат не вправе:

— действовать вопреки законным интересам лица, обратившегося к адвокату за юридической помощью, оказывать ему юридическую помощь, руководствуясь соображениями собственной выгоды, безнравственными интересами или под воздействием давления извне;

— занимать по делу позицию и действовать вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат-защитник убежден в наличии самооговора своего подзащитного;

—делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если он ее отрицает и т.д.

Согласно Кодексу адвокат не вправе склонять к заключению соглашения о предоставлении юридической помощи лицо, пришедшее в адвокатское образование к другому адвокату.

5. Свобода и нравственность


Простое исполнение нравственных требований, приобретенное воспитанием и закрепленное привычкой остается на поверхности внешнего формализма и не достигает истинной глубины.

Праведная жизнь во исполнение моральных норм, бесспорно, достойна уважения, но слишком уж задавлена послушанием, в ней отсутствует истинный подвиг и свобода. Нравственное по сути своей не довольствуется наличным состоянием, а требует его преодоления в бесконечном прогрессе самосовершенствования. Правда, в этой неуспокоенности, постоянной неудовлетворенности наличным, которое им подразумевается и обратной стороной которого является стремление к трансцендентному идеалу, можно усмотреть по примеру Ницще, изъян всякой морали.

Христианскому непрерывному стремлению ввысь Ницше противопоставляет этический идеал классической Греции, который, с одной стороны, проявляется как религия благодарности богам за свое счастливое существование, а с другой стороны, как этическая формула “во всем знай меру”. В этом отношении стремление к потустороннему изобличает болезненную неудовлетворенность настоящим всего страдающего и неудачного, недостойного жизни. Но достижимо ли такое в себе уравновешенное состояние успокоенности и довольства собой?

Искусственное построение Ницше, обоснованное “исторически” не убедительно. Человеку как конечному существу слишком много от чего есть прийти в состояние неудовлетворенности и даже тоски и отчаяния (Кьеркигор). Всякий “покой души” есть только момент свободы, глубина которой неизбежно возмущается всяким непреодоленным “иным”. Чтобы перед лицом иного вновь обрести свободу и счастье сознание должно обратиться против него и тем самым изменить своему покою в движении становления.



написать администратору сайта