Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава I. Репортаж в прессе 1.1. Характеристика репортажа как жанра прессы

  • 1.2. Методика подготовки репортажа

  • Событийный

  • 1.4. Анализ газетных материалов по теме

  • «Браконьеры городских улиц» автор К. Прохоров

  • «Талибан»: иногда они возвращаются» автор Г. Зотов

  • Глава II. Репортаж – оперативный жанр телевидения Специфика жанра на телевидении

  • Глава III. Радиорепортаж Особенности репортажа на радио Репортаж

  • Репортаж. I. Репортаж в прессе. 3 Характеристика репортажа как жанра прессы 3 Методика подготовки репортажа 6


    Скачать 99 Kb.
    НазваниеI. Репортаж в прессе. 3 Характеристика репортажа как жанра прессы 3 Методика подготовки репортажа 6
    АнкорРепортаж.doc
    Дата12.05.2018
    Размер99 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРепортаж.doc
    ТипГлава
    #19139
    КатегорияИскусство. Культура




    Содержание

    Глава I. Репортаж в прессе. 3

    1.1. Характеристика репортажа как жанра прессы 3

    1.2. Методика подготовки репортажа 6

    1.3. Виды репортажа 9

    1.4. Анализ газетных материалов по теме 10

    Глава II. Репортаж - оперативный жанр телевидения 14

    2.1. Специфика жанра на телевидении 14

    Глава III. Радиорепортаж 18

    3.1. Особенности репортажа на радио 18

    Литература 24

    Глава I. Репортаж в прессе

    1.1. Характеристика репортажа как жанра прессы

    Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. Происходит оно от французского слова reportage, которое в свою очередь походит от латинского reporto – сообщать, передавать. Первые репортажи появились в газетах Англии, Франции, Германии, США, а во второй половине XIX ст. – в России. Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хемингуэй, Юлиус Фучик и др. были скорее очеркистами, нежели репортерами. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего репортажа.

    Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История ее помнит десятки имен выдающихся репортеров и, прежде всего имя В.А. Гиляровского («дядюшки Гиля», «короля репортеров»), прославившегося в конце XIX – начале XX в. своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т.д. Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла, прежде всего, на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала.

    Под репортажем понимается «информационный жанр журналистики, предметом которого является интересное для общества событие дня»1; «це оперативний преси, радіо, телебачення, в якому динамічно, з документальною точністю, яскраво і емоційно відтворюються картини дійсності у їх розвитку через безпосереднє сприйняття автора, що створює враження присутності самого читача, радіослухача, телеглядача на місці події»2.

    Своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает, прежде всего, в результате «развернутого» применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов.

    Задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия».

    Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый – изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает вяло, неопределенно, является довольно статичным. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием. Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии и пр.

    Основное предназначение этого жанра – информировать, описывать, рассказывать, оценивать явления, события, факты реальной жизни. Долгое время считалось, что репортаж – «однодневка» и живет вместе с газетой один день, а на радио и телевидении – только во время трансляции. На самом деле репортаж крепкий, долговечный и как журналистский материал и как исторический документ.

    Сила жанра – в его достоверности, в документально точном отображении действительности, в умении дать портреты и зафиксировать пейзаж, сохранить напряжение, нередко драматичность события. Сам характер событий, которые становятся предметом репортажа, определяют одну из основных его особенностей – динамизм. От журналиста требуется в развитии раскрыть событие, чтобы оно ярко и точно предстало перед аудиторией. Репортаж – это не медленный рассказ, не последовательное описание с множеством деталей, а быстрое изменение языковых пластов – описания, рассказа, рассуждений, авторской и прямой речи, диалога и монолога. Композиция подобна быстрой и контрастной смене кадров в кинохронике.

    Важной жанровой особенностью репортажа является именно эффект присутствия: репортер, находясь на месте события, живым, образным, насыщенным фактами и деталями рассказом вызывает у читателя ощущение как будто он тоже находится в гуще событий. Именно причастность репортера к событию, даже когда он не был ее участником, придает неповторимый образ, создает иллюзию присутствия, правдивость, которую безошибочно ощущает и воспринимает реципиент.

    Эффект присутствия напрямую зависит от личности репортера, от того, что он и как видит. Достичь эффекта присутствия читателя, слушателя, телезрителя репортеру удается при условии умелого использования образных методов отображения действительности, достоверности, документальности. Это связано с одной из важных характеристик репортажа – показывать, изображать, воспроизводить. Репортер описывает то, что встает перед его глазами, то, что он видит сам и помогает увидеть читателю. Благодаря использованию детали, подробности удается нарисовать зримую картину действительности, воспроизвести событие во всей его наглядности. Но при этом из большого количества фактов он выбирает только социально значимые. Газетный репортаж формирует впечатление читателя о событии.

    Важно в репортаже авторское «я». Наиболее ярко оно проявляется в репортажах, где журналист не просто очевидец, а участник события. Здесь вполне уместны его личные чувства, мысли, которые придают материалу большую убедительность, но в то же время не заслоняют собой главных событий.

    Бывают репортажи, где автор не упоминает о себе. Однако само описание события в документально точных и ярких подробностях убеждает читателя, что рассказывает очевидец.

    Рисуя живую картину жизни, журналист часто использует репортаже элементы интервью, отчета, зарисовки, корреспонденции – вводит в текст небольшие диалоги, характеристики персонажей, их «микропортреты», авторские раздумья, обобщения. Размер репортажа находится в прямой зависимости от значимости события.

    Вымысел противопоказан репортажу точно так же как и другим жанрам. Так как репортаж, прежде всего, рассказ о новом, еще не известном факте, это требует от репортера широкой эрудиции, профессионального умения видеть все грани нового и его перспективы, а также знать особенности и возможности жанра.

    1.2. Методика подготовки репортажа

    Поговорим о композиции репортажа. Композиция, структура репортерского сообщения имеет первостепенное значение, определяя содержательную сторону информации и ее этическое наполнение, поскольку нацеливает на определенное восприятие, вызывает негативное и позитивное отношение к событию и действующим лицам. Во всех информационных жанрах доминирует принцип «перевернутой пирамиды», и репортаж не является исключением. Это принцип «убывающего интереса»: сообщение начинается с наиболее существенного, опорного, а затем важность приводимых сведений постепенно уменьшается. Обычно, главный смысл новости сообщает заход – самое начало, которое журналисты называют лидом, объединяя с такими однокоренными словами как «лидер», «лидировать», «вести». Второй и третий абзацы, обычно раскрывают то, о чем говорится в Лиде, подкрепляют его дополнительной информацией.

    Лид требует особого внимания по ряду причин:

    - он должен вовлечь в чтение, создавая впечатление неотложности и возбуждая интерес;

    - он освещает главную тему, наиболее важный элемент сообщения;

    - он устанавливает тон повествования.

    Сразу необходимо прояснить: что, где, когда произошло, кто, как и зачем совершил действие. Журналист стремится к тому, чтобы в максимально сжатой форме рассказать как можно больше.

    Подготовка репортажа, как и материалов других жанров, начинается с замысла и выбора темы. Не стоит думать, что достаточно побывать на месте события, чтобы глубоко раскрыть его суть. Необходима серьезная, предшествующая работа.

    В материале должны присутствовать своеобразные внутренние «крючки», которые будто цепляют сознание читателя. Репортеру необходимо создать потребность лично побывать на месте событий и самому ощутить все, о чем он собирается писать.

    В разработку темы входит изучение документов, специальной литературы, знакомство с будущими героями, сложившейся ситуацией и т. п. большое внимание следует уделять изучению места события, важны любые подробности, детали.

    Что касается языка репортажа, то здесь приветствуется лаконизм, энергичность, целеустремленность текста. Необходимо по возможности расшифровывать научные термины, сложные аббревиатуры. Но делать это нужно осмотрительно и ненавязчиво, что особенно проблематично в деловой прессе, где часто нужны пояснения, связанные с названием корпораций, банков, фирм, и в то же время надо соблюдать пиетет по отношению к своему респектабельному и осведомленному в деловой ситуации читателю.

    В работе репортера важно обращать внимание на так называемую «этику кавычек». Ими можно обидеть ни в чем неповинного человека, но можно и очень точно выразить свое отношение к событию, человеку, факту.

    Определения, которыми оперирует журналист, уточняя характеры и события, как правило, далеко не случайны. Желательно, чтобы репортер строго проверил все эпитеты, которые использовал в тексте. Новость может выглядеть объективно, но в то же время быть начиненной скрытым комментарием.

    Материал становится весомее, если в тексте приводятся ссылки на источники мнений, сведений. Без этого «свидетельства о факте» не обходится почти ни один репортерский материал. Однако, по качеству достоверности и по своим задачам они очень разные. Ссылки на авторитет или организацию, от которых исходит информация, особенно важны при факте сенсационном, в который верится с трудом, когда надо убирать налет сомнительности. Могут использовать косвенные ссылки, случайное свидетельство очевидца события – неизвестного человека или самого журналиста, свидетельства, опровергающие факт, ссылки сразу на два источника и др.

    Хороший способ подтвердить какое-либо мнение – цитирование. С помощью цитат можно обратить внимание читателя на различные оттенки мнений, подчеркнуть специфику высказывания, расширить заявленную в начале тему. В этико-профессиональном плане важны такие проблемы, как:

    - неточное цитирование;

    - цитаты беспорядочные;

    - цитаты, сложные по мыслям, трудные для восприятия;

    - цитаты с подчеркиванием интонации;

    - цитаты, включающие в себя сленг.

    При написании репортажа важно придерживаться двух тенденций, двух словесных стихий, которые придают ему яркость и многоплановость. Это – тенденция к строгой документальности, достоверности, точности отображения событий, явлений, ситуаций и тенденция живописного, эмоционального отображения действительности, стремление не только показать событие, но и выразить свое отношение к нему.

    1.3. Виды репортажа

    В. Й. Здоровега делит репортажи на два типа: «Розрізняють подієві і неподієві репортажі. Приводом для написання подієвого репортажу служать суспільно значущі події... Часто друкують у газетах репортажі, що не зв’язані з видатною одномоментною подією. У них розповідається про щоденну працю на будівництві, у шахтах, цехах, полях, про науково-дослідну роботу вчених, творчість митців і т. д. Такі репортажі називаються неподієвими»3.

    Он же предлагает следующие виды этого жанра. «Якщо репортер тільки повідомляє про явіще, подію, факт, описує ситуацію і лише стисло висловлює ставлення до почутого й побаченого, то репортаж має суто інформативний характер... У проблемному репортажі автор, описуючи якусь подію, явище, факт, ретельно, скрупульозно проводить аналіз: зіставляє факти, досліджує їх взаємозв’язок, вивчає причиниі наслідки, прагне розкрити всі аспекти проблеми, вносить пропозиції до поліпшення стану справ, доходить необхідних висновків...Репортаж-роздум дає можливість журналістові використовувати історичні паралелі, літературні факти, порівнювати нинішнє з минулим, розмірковувати про майбутнє тощо...Широко використовують ЗМІ критичний репортаж...»4.

    Грабельников А. А. выделяет три вида репортажа:

    Событийный – оперативно отражает общественно значимые события, которые излагаются в хронологической последовательности.

    Познавательный репортаж – в основе не событие, а тема, которую освещает репортер. Такие материалы планируются редакцией заранее, они не столь оперативны, как событийные. Автор в этом случае выстраивает материал по своему устремлению.

    Проблемный репортаж несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Для этого автор вправе привлекать дополнительные факты, цифры, обращаться к другим событиям. Такой материал близок к корреспонденции. С помощью проблемного репортажа журналисты поднимают актуальные экономические, научные, другие вопросы, заостряя на них внимание для дальнейшего более серьезного изучения. Большие возможности дает этот вид жанра для критики недостатков5.

    1.4. Анализ газетных материалов по теме

    «Слово Просвіти», еженедельник всеукраинской организации «Просвіта» имени Тараса Шевченко, еженедельная всеукраинская общественно-политическая газета, тираж 8000 экз. «Софіївські зорі» знову зійшли над Україною», репортаж В. Коскина из Умани, 12 – 18 октября 2006г., стр. 15.

    Этот материал смело можно назвать репортажем потому что:

    1. он напечатан под рубрикой «На власні очі», соответственно журналист побывал на месте события;

    2. фотографии сделаны самим автором, как свидетельствует надпись под именем автора;

    3. ему присущи все отличительные особенности репортажа.

    Самое главное – воссоздан эффект присутствия, автор так восторженно говорит о событии, что невольно представляешь себя на фестивале. Вместе с тем присутствует лаконизм, энергичность повествования – коротко, о многом в немногих словах, рассказано о ходе события, участниках, победителях, впечатлениях.

    Ярко выражено авторское «Я», чувствуется гордость журналиста за то, что в нашей стране проводится такой фестиваль. Радость автора понятна и из заключительной фразы текста «Фестиваль житиме! Він має вирувати на підмостках всіх навчальних закладів...». Он выражает не только свое мнение, но и приводит цитаты членов жюри, которые восторженно отзываются о событии, таким образом, воссоздана атмосфера праздника. Подмечены именно те детали, которые помогают передать ее. В материале присутствуют эмоции, что так же является неотъемлемой частью репортажа. Соблюдена и композиция жанра – сначала говорится, что именно произошло и где, далее начинаются подробности, как проходил фестиваль, что это такое, какие были конкурсы и номинации. Как уже говорилось, приводятся цитаты авторитетных, компетентных лиц в доказательство мнения автора.

    Данный материал можно отнести к информационному событийному репортажу, т. к. в нем рассказывается о событии, описаны его основные стороны и коротко выражено мнение автора.

    «ХХI век», общественно-политическая еженедельная газета, учредитель и главный редактор Ю. П. Юров, общий тираж 20000экз., «Браконьеры городских улиц» автор К. Прохоров, 20 сентября 2006г., стр. 5.

    В данном репортаже журналист вещает с городских улиц, он поучаствовал в рейде автодорожной инспекции по улицам Луганска и рассказывает нам об увиденном. В тексте ничего лишнего – вступление, основная часть (как проходил рейд) и развязка (автор заявляет о некоторых проблемах и делает небольшие выводы из сложившейся ситуации). Повествование краткое, лаконичное – где они расположились, рассказ о нескольких оштрафованных водителях, выводы. Ярко выражен эффект присутствия, т.к. журналист сам поучаствовал в рейде, побеседовал с водителями. Суть всего происходящего журналист пропускает через себя и сообщает нам то, что происходило уже со своей точки зрения, т. е. как он видит ситуацию. В этом материале приводится мнение инспектора, который судит горе-таксистов со своей колокольни. А с другой стороны говорит о нуждах водителей заработать на жизнь. Таким образом, автор сталкивает два мнения, но отнюдь не пытается решить проблему, оставляя ее на суд читателей.

    Этот репортаж заявляет о некоторой проблеме, но, на мой взгляд, этого не достаточно, чтобы назвать его проблемным. Я назвала бы его познавательным, во-первых потому что речь идет не о событии, а о теме, проблеме нарушений водителями-таксистами закона, во-вторых, автор именно сообщает проблему, но не пытается ее разрешить и не выказывает свое отношение к ней, он как бы держит нейтралитет.

    «Аргументы и факты в Украине», общественно-политическая еженедельная газета, учредитель – ЗАО «Украинская медиа корпорация», тираж 186400 экз. «Талибан»: иногда они возвращаются» автор Г. Зотов, октябрь 2006г., №42. Этот материал – яркий пример проблемного репортажа, публицистического произведения и трансформации жанра. Автор Георгий Зотов вещает из зоны боевых действий в Афганистане. Сложившуюся ситуацию он видит собственными глазами. Чтобы передать весь ужас ситуации, он «зарисовывает» местность, где слышны взрывы, женский крик и видны лужи крови на дороге. Эти зарисовки и упоминания самого автора о перемещениях его по территории страны создают эффект присутствия, будто мы путешествуем по этим ужасающим местам вместе с ним. Начинается повествование с лида, где вспоминается начало этой страшной войны, как казалось тогда, с террористами. Далее автор показывает ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день, во что превратилась эта война. Все это проходит через восприятие автора. И, хотя, он, казалось бы, повествует хладнокровно, излагает факты спокойно, динамика замедлена, но мы понимаем его позицию. Его авторское «Я» - боль, несогласие с происходящим, осуждение тех, кто затеял все эти смерти. Еще большей оправданности его словам придают реплики участников событий. Они подтверждают главную идею журналиста – это бессмысленно, никому не нужно, жестоко.

    Проблема острая, политическая, которая достойна рассмотрения – предмет этого репортажа. И автор излагает ее так, что впору назвать ее очерком, но все же элементы репортажа налицо.

    Глава II. Репортаж – оперативный жанр телевидения

      1. Специфика жанра на телевидении

    В предыдущей главе были названы черты репортажа, такие как динамичность, оперативность, лаконичность, достоверность, эмоциональность, авторское «Я» и т.д., характерные для этого жанра и на телевидении, и на радио. Однако у телерепортажа, впрочем, как и у радиорепортажа, есть свои особенности. Определим их.

    Описательная функция здесь осуществляется камерами, репортеру остаются закадровые пояснения, рассказ о неочевидных обстоятельствах происходящего.

    По способу трансляции различают прямой репортаж и фиксированный. Прямой передается в эфир в момент совершения действия и осуществляется при помощи передвижной телевизионной станции (ПТС). Невозможность показать событие в момент его свершения или в его реальном временном объеме требует его фиксации.

    По способу фиксации репортажи называются видео-, кино- и фоторепортажами.

    Особенности звукового сопровождения позволяют говорить о двух разновидностях телерепортажа: синхронный (термин возник во время появления на телевидении синхронных камер, позволяющих одновременно фиксировать изображение и звук, а, следовательно, обеспечить на экране совпадение произносимых слов и артикуляции говорящего человека) – это репортаж, содержащий естественные шумы и речь участников, и немой (отсутствие звукового сопровождения с места событий); закадровый текст читает теледиктор; данная разновидность репортажа все реже употребляется в практике крупных телестудий.

    К типологическим особенностям репортажей относится и деление их на событийные, тематические и постановочные. В первом случае речь идет о показе реального события, протекающего независимо от репортера, задача которого – по возможности точно и достаточно подробно проинформировать об этом. В тематическом репортаже автор-журналист подбирает объект показа и происходящие на нем события в соответствии с избранной темой, заданной идеей телевизионного произведения. Наконец, в условно называемом постановочном репортаже журналист откровенно выступает организатором события. Подобная организация может быть интересной и полезной, а может – вредной и непрофессиональной.

    Первая, начальная форма использования репортажа может быть названа некомментированным показом, или трансляцией события (в прямом эфире или в записи).

    Некомментированный репортаж (или трансляция) используются в прямом эфире при показе важнейших общественно-политических или культурных событий, где интерес для зрителей представляет все происходящее, без каких бы то ни было исключений.

    В комментированном репортаже активно действующей фигурой наряду с операторами, режиссером, звуковиками становится репортер. И хотя, как правило, на протяжении всей передачи он остается за кадром, а само событие не редко предстает перед ним на экране монитора как результат режиссерско-операторского отбора, для зрителя именно репортер как очевидец события наиболее осведомлен в том, что происходит по ту сторону экрана.

    В событийном репортаже определяющим является само событие, последовательность его развития. Слово репортера не организует, не ведет действие, а следует за ним. Работа репортера, ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна. Он не имеет возможности, подобно газетчику, размышлять над каждым словом, каждой фразой, затем перечитать свой материал, отредактировать, «выправить» его. Ведя передачу «по живому» он часто сталкивается с неожиданными ситуациями, находясь нередко в том же положении, что и зритель: так же изумляясь, также «болея», как и сидящие у телевизоров. Подготовка к репортажу сводится к сбору предварительных сведений о предстоящем событии, к написанию «заготовок», где были бы яркий, запоминающийся образ, и остроумная фраза.

    Например, в субботнем (28.10.2006г.) выпуске новостей ТСН на канале 1+1 транслировался репортаж с майдана Независимости о том, как впервые праздновался День автомобилиста в Киеве, автор Артем Шевченко, оператор Владимир Остапенко. Репортаж начался с прямого включения с майдана, где шел праздничный концерт, а потом пошел репортаж в записи о течении всего праздника, начиная с утра. Оператор показал кадры основных событий дня (соревнования по скоростному слалому, показательные выступления спецподразделения ГАИ «Кобра», выставка машин и мотоциклов), а репортер коротко охарактеризовал их короткими содержательными фразами. Приводились комментарии организаторов праздника, участников-водителей, определенные проблемы высказал специалист по подготовке водителей. И конечно материал сопровождается авторской оценкой, журналист относится позитивно к событию, это понятно из его добродушных реплик, улыбки на лице, употребляемых эпитетов и др.

    На канале ИРТА в выпуске новостей «Репортер» (пятница 3.11.2006г.) был репортаж с места события в записи с села Ящиково Перевальского района, где были газифицированы первые 20 домов. Журналистка коротко рассказала об открытии газопровода, о том, что сюда приехал вице-премьер министр Украины В. Рыбак. Приводились комментарии жителей села, директора школы. В целом событие оценивалось как позитивное.

    Оба приведенных примера являются синхронными комментированными репортажами.

    Тематический (его называют так же «спецреп», в других случаях «проблемный») репортаж связан чаще всего с показом интересного, значимого для зрителей действия. Это может быть репортаж с городских улиц о состоянии дорожного движения или торговли, репортаж из мастерской художника, из цеха автомобильного завода или с трека, где автомобили испытываются, из балетного класса и т. п.

    Такой репортаж требует основательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия и последовательности показа. Слово репортера здесь ведет за собой режиссуру (в случае прямого эфира), репортер становится участником действия. Роль репортера – облечь информацию в популярную, увлекательную форму.

    Примером проблемного репортажа может служить материал Аллы Пасс под названием «Заробітчанські інвестиції» на канале 1+1 в випуске новостей ТСН от 28.10.2006г. Журналистка говорит о том, что проблема безработицы в западных областях Украины, в частности в Ивано-Франковске, привела к тому, что люди, которые уехали на заработки в другие страны, обогатились и теперь активно вкладывают деньги в экономику на Родине. В поддержку своих рассуждений автор просит прокомментировать ситуацию владелицу магазина фирменной итальянской обуви, которая недавно сама ездила по заграницам в поисках работы, а теперь основала свой бизнес и приобщила к нему свою семью. Но многие высказывают ту мысль, что хоть экономика и стала расти, но достойно жить можно только, имея свой бизнес на родине и ездить работать заграницу. Особенность этого репортажа в том, что кадры, снятые оператором подчинены журналистскому тексту.

    Тележурналист может сам смоделировать событие. Этот метод получил название «спровоцированная ситуация». Точнее было бы говорить о ситуации, «спроэктированной» журналистом. Здесь предполагается лишь естественная реакция людей на те или иные предлагаемые обстоятельства. Часто метод сочетается с использованием скрытой камеры.

    Глава III. Радиорепортаж

      1. Особенности репортажа на радио


    Репортаж – самый распространенный жанр вещания. Он реализует все возможности радио, использует его специфику в полной мере. В радиорепортаже сочетаются сильные стороны информационного радиосообщения: оперативность, актуальность, емкость текста – и элементы публицистики: оценка происходящего события, его эмоциональное отражение, образное описание.

    Основные жанровые признаки радиорепортажа – документальность, достоверность, оперативность, которые базируются на актуальности информации, а его задача – отражать события, связанные с воплощением информационного, временного процесса их свершения.

    Репортаж связан с временным материалом, отсюда его событийность, новизна, динамичность. Чаще всего он посвящается актуальному, общественно значимому событию или теме, представляющей интерес для значительной части аудитории (запуску космического корабля, открытию выставки, спортивному состязанию, интересному происшествию и т.д.).

    Репортаж – рассказ очевидца. Репортер всегда должен находиться на месте события. Он обязан донести до слушателя живую картину происходящего, помочь ему воссоздать ее зрительное представление. Поэтому в радиорепортаже важны три эффекта: достоверности, присутствия и сопереживания.

    В рабочем багаже радиорепортера средства радиожурналистики: звучащее слово, документальные шумы, музыка. Он создает звуковой образ происходящего, и этот образ должен воздействовать на воображение слушателя.

    Существует три вида репортажа, каждый из которых – событийный, проблемный, познавательный– модифицирует те или иные аспекты жанра. Классическим видом жанра является репортаж,идущий в эфир прямо с места события. Его образец – радиорепортаж со спортивных соревнований. Но нередко слушателям предлагаются и радиорепортажи, предварительно записанные на пленку. Например, в дневном выпуске новостей «Нашего радио»(5.11.2006г.) был репортаж Лины Федоровой из Черновцов о конкурсе на лучший логотип города. Событие налицо, кратко освящена его суть, где, по какому поводу, какие существуют мнения, приводятся интервью с главой рабочей группы, жителями города. А на радио «Эра FM» в выпуске новостей (5.11.2006г.) звучал репортаж – прямое включение с Черкасс Александра Ивахнюка о выборах городского головы. Он описал сложившуюся ситуацию, коротко привел интервью члена комиссии.

    Проблемный репортажобычно начинается с места какого-либо действия. Например, репортаж о сложностях автомобильного движения в большом городе лучше всего начать с живой сценки на улице, с описания потока транспорта, с интервью в отделении милиции, у поста ГАИ или мэрии города. Проблема в таком репортаже ставится и рассматривается на конкретных фактах. Сам жанр не дает возможности углубиться в корни проблемы. Цель такого радиорепортажа – дать слушателям представление о проблеме с помощью документальных записей.

    Познавательный репортажможет содержать только информацию, но может и затрагивать проблему. Главная его цель – познакомить слушателей с тем новым, интересным, что происходит в науке, медицине, производстве. Адреса таких репортажей – лаборатория, кафедра вуза, цех, аэродром, выставка...

    Репортаж – жанр синтетический: он может включать в себя элементы зарисовки, интервью, комментария. И здесь начинающий журналист сталкивается с рядом трудностей. Текст радиорепортажа должен органично соединять все эти элементы. Они должны взаимодействовать, «играть» на раскрытие главной темы.

    Каковы же отличия элементов других жанров в структуре радиорепортажа? Зарисовочные фрагменты, описание места и времени, обстановки не должны быть затянутыми, в противном случае они будут разрушать единство репортажного материала. Увлечение лирическими отступлениями, второстепенными деталями отвлекает внимание слушателя, ведь он в это время не видит того, что видит журналист.

    Интервью в радиорепортаже берутся непосредственно на месте события. В них неизбежно присутствует атмосфера происходящего. Если в обычном интервью журналиста интересует в первую очередь актуальная информация, то в интервью радиорепортажа он должен направлять разговор на характеристику самого события или на проблему, обсуждаемую его участниками. Запись интервью на месте события, в окружении других людей требует от корреспондента не только находчивости, психологической уверенности в себе, но и умения передать эту уверенность собеседнику. «Искусство радиорепортера, – писал журналист Ю.А. Летунов, – заключается в том, что он должен в происходящем событии выбрать такой момент или сознательно поставить героя в такую ситуацию, чтобы они раскрылись максимально ярко и полно, а главное – естественно и органично»6.

    Интервью в репортаже должно быть динамичным, кратким, выразительным. Растянутые интервью, их обилие деформируют радиорепортаж.

    В радиорепортаже также не должны преобладать элементы комментария. Их задача пояснить, растолковать слушателям то, чего они не видят, т.е. вычленить из происходящего самое главное, но не интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и воображения самим слушателям.

    Композиция радиорепортажа должна быть подчинена освещению события. Информационного повода может и не быть, но передача сведений о происходящем на том месте, куда пришел репортер, обязательна.

    Очень важно начало радиорепортажа. И важно оно не только потому, что в нем дается мотивировка выбора темы, события и информация о его месте и времени, – эти информационные данные вводят слушателя в курс дела, настраивая его на определенные ожидания. Начало должно заинтриговать слушателя. Для этой цели может быть использован необычный журналистский «ход», яркая характеристика происходящего.

    Журналист должен специально тренировать свой слух. Полезно для этой цели записывать такие небольшие звуковые сюжеты, чтобы только по шуму можно было догадаться, где происходит сценка, и что там случилось (например, записать в звуке праздничную демонстрацию). Умение слышать звуки, выделять их, знать «секреты» хорошей записи – немаловажная часть ремесла репортера.

    Радиорепортаж требует и небольшого заключения, в котором журналист должен подвести итог, дать маленькое резюме. В заключение желательно повторить, что и где проходило.

    Важным выразительным средством радиорепортажа является звучащее слово. Оно передает мысль и эмоции говорящего. Смена речевых потоков, выступления у микрофона различных людей, смена ролей, ритма, темпа создают полифонию радиорепортажа. Здесь в отличие от радиосообщения и радиоинтервью уместны ассоциации, контрасты, метафоры. Трудность работы над радиорепортажем заключается в том, что журналисту на месте события нужно найти образное слово, точные эпитеты и сравнения, подметить характерные детали.

    Велика роль импровизации в радиорепортаже. Этому журналист должен учиться на тренировочных записях – на улице, дома, в студии, описывая небольшие бытовые, жанровые сценки.

    Радиорепортер должен обладать хорошим голосом и хорошей дикцией. Овладеть искусством свободно, непринужденно говорить у микрофона – значит сделать значительный шаг в овладении мастерством профессии репортера.

    Большую роль в радиорепортаже играют и документальные шумы. Они служат звуковой декорацией.

    Готовясь к репортажу, журналист обязан заранее побывать на месте события, представить будущие действия, выбрать для себя подходящее место, позаботиться о возможном передвижении, о смене точек записи, наконец, предвидеть, где будет самое характерное, «говорящее», «звучащее» место. Важно подумать и о том, где и как он будет выбирать собеседников, представлять их, о чем спрашивать. Импровизация хороша, когда она надежно подготовлена.

    При передвижении с магнитофоном следует помнить о микрофоне: как и где его лучше выставить, каковы могут быть технические помехи.

    Музыка в радиорепортаже присутствует как естественный звук во время события, усиливая эмоциональность передачи (если она, конечно, звучит). Шумы и музыка не должны заглушать голосов журналиста и участников события, которых он пригласил к микрофону. Умение вводить шумы и музыку для самостоятельного звучания и есть режиссерское чутье журналиста, проявление его опыта. Он должен слышать весь свой материал как бы со стороны, представлять себя и одновременно быть слушателем.

    Монтаж радиорепортажа, как и монтаж интервью, если он опять-таки не идет прямо в эфир, поможет убрать все лишнее, малозначительное, сделать материал более емким. При монтаже нужно внимательно относиться к стыковке эпизодов. Диссонанс в этом случае легко угадывается и может вызвать недоверие у слушателей.

    При ведении репортажа с масштабного события, крупного спортивного праздника, с манифестации или со съезда, с многочисленного митинга репортеры могут работать вдвоем-втроем. Это дает возможность подстраховать друг друга, осветить событие с разных сторон, дать его панораму. Переключение с одного микрофона на другой создает передышку для журналиста, а значит, возможность собраться и, если нужно, перестроиться. Такие радиорепортажи ведутся из передвижной радиостудии. И «дирижирует» ими звукорежиссер.

    Радиорепортаж – информационный жанр, но он соседствует на радио с комментарием и композицией – жанрами, в которых преобладают аналитическое начало в первом случае и художественное – во втором.


    Литература

    1. «Аргументы и факты в Украине», октябрь 2006, № 42, стр.13

    2. Ворошилов В. В. Журналистика. Курс лекций. – СПб., 2004. – 128с.

    3. Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. – М., 2005. – 274с.

    4. Зверева Н. В. Школа региональной тележурналистики. – М., 2004. – 320с.

    5. Михайлин И. Л. Основы журналистики. – К., 2003. – 170с.

    6. Протасов В. П. Тележурналистика. – М., 2005. – 350с.

    7. Радиожурналистика. / Под ред. А. А. Шереля. – М., 2000. – 468с.

    8. «Слово Просвіти», 12 – 18 жовтня 2006, стр. 15

    9. Телевизионная журналистика. / Под ред. А. Я. Юровского. – М., 1994. – 237с.

    10. Теорія і практика радянської журналістики: основи майстерності. / Під ред. В. Й. Здоровеги. – Львів, 1989. – 328с.

    11. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. – М., 2000. – 289с.

    12. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002. – 165с.

    13. «ХХI век», 20 сентября 2006г., стр. 5.



    1 Михайлин И. Л. Основы журналистики. – К., 2003. – С. 35

    2 Теорія і практика радянської журналістики: основи майстерності./ Під ред. В. Й. Здоровеги. – Львів, 1989. – С.172

    3 Теорія і практика радянської журналістики: основи майстерності. / Під ред. В. Й. Здоровеги, 1989. – С.174 – 175.

    4 Там же, с. 176 - 177

    5 Грабельников А. А. Работа журналиста в прессе. – М., 2005. – С.221.

    6 Радиожурналистика./ Под ред. А. А. Шереля. – М., 2000.


    написать администратору сайта