Главная страница
Навигация по странице:

  • «Идеальное» государство

  • Государство

  • Справедливые Несправедливые

  • ИДЕАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ. Идеальные государства платона и аристотеля


    Скачать 35.79 Kb.
    НазваниеИдеальные государства платона и аристотеля
    Дата25.09.2021
    Размер35.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИДЕАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ.docx
    ТипДокументы
    #236899

    ИДЕАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ

    Платон в своих произведениях говорит о том, что основной причиной возникновения государства является необходимость удовлетворить потребности человека «…люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства». Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни – в полисе. Конструируя идеальное общество, Платон говорит: «государство мы признали справедливым, когда имеющиеся в нем три различных по своей природе сословия делают каждое свое дело». Таким образом, он выделяет философов, воинов и производителей (трутней). В его «Законах» появляется четвертый класс - иностранцы. Также в «Законах» Платон говорит о том, чтобы государство благополучно существовало, оно постоянно нуждается кроме удачного сочетания местных условий еще и в законодателе, придерживающимся истины. Характерным для Платоновского государства является необходимость людей жить сообща, и рабство провозглашается как естественное и нормальное право и явление. В «Государстве» Платон говорит о том, что никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. В «Законах» же он говорит о том, что существует вся собственность, именуемая частной. И не будет такого государства где всеми средствами была бы повсюду устранена из жизни частная собственность. Необходимо отметить, что одной из особенностей диалога «Государство» является отсутствие четко выделенных оснований классификации форм государства. Платон говорит о «хороших и правильных» и «справедливых» государствах. «Большинство одобряет критско-лакедемонское устройство (тимократия). На втором месте, менее одобряемая, стоит олигархия: это государственное устройство, преисполненное множества зол. Из нее возникает отличная от нее демократия. Прославленная тирания отлична от них всех – это четвертое и крайнее заболевание государства. Наследственная власть и приобретаемая за деньги царская власть, а также разные другие, подобные этим государственные устройства занимают среди указанных устройств какое-то промежуточное положение. При этом названные аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания соотносятся с душевным складом людей.Особенно Платон подчеркивает значение профессионализма в государственном управлении. Поэтому идеальное государство Платона – справедливое правление лучших. По форме правления это аристократическое государственное устройство. В «Законах» Платон различает два вида государственного устройства: один – где над всем стоят правители, другой – где и правителям предписаны законы. Речь при этом идет о справедливых законах – «определениях разума». Помимо политического идеала, выраженного в диалоге «Государство», Платон разработал в «Законах» целую развернутую теорию правового государства, где законы равно обязательны и для правителей, и для подвластных.

    Если Платон – мыслитель радикальный, бескомпромиссный, любит крайности, в трудах – полет фантазии, смелость, изысканный стиль, то Аристотель – противник всяких крайностей, сторонник середины во всем, его правило – основательность и обоснованность исследований в любой области.

    Влияние Аристотеля на развитие политической науки огромно. Философ оставил после себя большое количество письменных источников, из которых учёные узнали о развитии и устройстве Древнегреческих полисов, их государственном строе и концепции идеального государства. Идеальным строем философ считал Политию, правление большинства в интересах общей пользы. «Полития является соединением олигархии и демократии, при которой правит большинство в интересах общей пользы». В отличие от Платона, идея Аристотеля не была утопичной, так как полисы с таким государственным строем действительно существовали. Автор «Политики» сам приводит в пример Таранту, где после Персидских войн установилась демократия, выросшая из Политии, а также Орею, где олигархия была изменена на политию. Так как Полития является идеальной формой правления, обеспечивающей счастливую жизнь гражданам, то кажется интересным рассмотреть права человека, неотъемлемый фактор счастливой и полноценной жизни граждан при этом государственном строе. Аристотель считал, что благоприятнее всего для государства развитие среднего класса, поэтому он выдвигает следующий тезис относительно прав человека: «Государство более всего стремится к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним».

    Поскольку началом политики у Аристотеля выступает этика, объектами политической науки являются прекрасное и справедливое. Аристотель считает государство политической организацией общества, продуктом естественного развития и одновременно высшей формой общения, а человека, – соответственно, существом политическим.

    «Поскольку всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага, то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим». Следует отметить то, что «правильность» строя у Аристотеля совершенно не зависит от количества правящих. И в этом проявляется особенность учения мыслителя.

    Таким образом, можно сделать вывод, что «полития» – это наилучшая форма правления, по Аристотелю, поскольку она обладает следующими характерными признаками:

    – правление большинства в интересах общей пользы;

    – у власти находится «средний» класс, что способствует уменьшению в злоупотреблении властью;

    – «богатые» и «бедные» отстранены от государственной деятельности;

    – только полития воплощает в себе «справедливость» и в форме законов будет разрешать социальные противоречия между рабами и свободными.

    В заключении, рассмотрим «идеальные» государства Платона и Аристотеля в сравнении:

    «Идеальное» государство

    Платона

    «Идеальное» государство Аристотеля

    «Пока в государствах не будут царствовать философы до тех пор государствам не избавиться от зол». «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей либо властью»

    «Государство есть совокупность граждан. Цель демократии - свобода, олигархии богатство, аристократии – воспитание и законность, тирании – защита.»



    Возникает из большой семьи через соседскую общину. Политика - общее благо, искусство компромиссов. Есть частная собственность и рабы (это и естественно и рационально, т.к. по природе одни рабы, другие господа, и нужно делать тяжелую работу). Власть разделена на судебную. законодательную, исполнительную.

    Идеальное государство: еще не существует. Представлено 3 классами: философы, войны, демиурги. Первые два класса не могут иметь постоянную семью и собственность. Доблесть философа - мудрость, воина - мужество, демиурга - умеренность. Сочетаются они в справедливости.

    Государство

    Формы правления

    • Монархия

    • Аристократия

    • Тимократия

    • Олигархия

    • Демократия

    • Тирания.

    Справедливые

    Несправедливые

    • Монархия

    • Аристократия

    • Полития

    • Тирания

    • Олигархия

    • Охлократия


    написать администратору сайта