Абрамцево. Горячева абрамцево. Идеи и образы, рожденные в Абрамцево
Скачать 66.96 Kb.
|
Районная межшкольная научная конференция Номинация «Искусство: архитектура и дизайн» Тема работы «Идеи и образы, рожденные в Абрамцево» Подготовила: Горячева Дарья Васильевна уч-ся 10 класса МБОУ лицей №1, ул.Ворошилова 264 г.Морозовск 347210 ул. Пламя Революции д.106 кв.1 Руководитель: Плетнева Лариса Владимировна учитель истории МБОУ лицея №1 ул.Ворошилова 264 г.Морозовск 347210 г.Морозовск 2016 Оглавление Введение………………………………………………………...............3 Основная часть История поместья Абрамцево ………………………………… 4 Мамонтовский художественный кружок. Рождение идей…… 6 Образы, рожденные в Абрамцево…………. ………………….. 7 Семья Мамонтовых в изобразительном искусстве России……14 Заключение……………………………………………………………...17 Результаты исследования………………………………………………18 Литература, ссылки…………………………………………………….21 Приложение……………………………………………………………. 22 1 Введение Моя работа рассказывает об идеях и образах, рожденных в усадьбе Абрамцево, принадлежащей известному меценату и промышленнику, влюбленному в искусство Савве Ивановичу Мамонтову. Целью работы является поиск образов, которые стали воплощением идеи, сформировавшейся в Мамонтовском кружке - воссоздание народного духа в современном искусстве через лирически-эмоциональное постижение народной поэзии, через усвоение и переработку характерных мотивов и образов народного изобразительного творчества. Исходя из поставленной цели, я для себя сформулировала следующие задачи исследования: установить историю появления усадьбы Абрамцево; каким образом атмосфера усадьбы повлияла на творчество художников последней четверти XIX в.; из огромного культурного наследия России выявить именно те достижения, рождение которых непосредственно связывают с Абрамцево, личностью Саввы Мамонтова и его семьей. Гипотеза исследования: каким образом идеи и образы, рожденные в Абрамцево в последней четверти XIX в. оказали влияние на развитие русского и мирового искусства ХХ-XXI вв.? Реализация целей и задач исследования стала возможной благодаря следующим методам: анализ монографий по исследуемой проблеме; исследование иллюстративного материала; обращение к электронным ресурсам. Стоит отметить, что исследуемая мной проблема достаточно ярко и интересно представлена в отечественной историографии. Но сложность исследования заключалась в разноплановости и обширности изучаемого материала. Наиболее интересная информация, по моему мнению, представлена в документально-публицистической литературе: Аргуманова О.И. Музей-заповедник «Абрамцево» Ионина Н.А.Сто великих картин Замечательные полотна. Сборник. Художник РСФСР Искусство и живопись Н. В. Гаевская А. Л. Иорданский В процессе работы я также использовала Интернет-ресурсы, в частности такие как: http://www.liveinternet.ru/ http://www.russian-mayolica.ru/page/abramcevo/ По моему мнению, важность обращения к теме культурного наследия Абрамцево выражена в призыве Саввы Ивановича Мамонтова: «Мало знать, надо чувствовать привлекательность родной красоты! Надо во всей глубине переживать и показывать в картинах поэзию родной жизни и родных людей». 2 Основная часть 2.1 История поместья Абрамцево Искусствоведы утверждают, что поместье Абрамцево является настоящей кузницей культурного наследия России последней четверти XIX в. У меня естественно возник вопрос: почему именно это поместье, а никакое иное. И первым этапом моего исследования стало знакомство с историей Абрамцево посредством изучения очерка-путеводителя по этому Музею-заповеднику. О.И. Аргуманова, составитель очерка следующим образом рассказывает историю поместья: «Впервые Абрамцево упоминается в писцовых книгах XVII в., как хутор Абрамово, неподалеку от Хотькова монастыря. В конце XVIII в., когда Абрамово принадлежало помещику Молчанову, на хуторе был построен дом с мезонином, разбит парк и увеличено число копаных прудов. Так бывший хутор превратился в барскую усадьбу Абрамцево» [Аргуманова О.И., стр.3] Оказалось, что помещичья усадьба в Абрамкове, как деревня называлась в XVIII веке, возникла в своем первоначальном виде при Федоре Ивановиче Головине, из рода знаменитых сподвижников Петра Великого, но сам особо, казалось бы, ничем не примечательного. В 1705 году он попал в ученики в школу математико-навигационных наук, возможно, просто обучался грамоте, а было ему уже 30 лет, потому что в 1712 году был отправлен в навигаторскую школу в Ревеле, откуда вышел в гардемарины, а при увольнении в отставку в 52 года ему было присвоено звание унтер-лейтенанта флота. Но это был человек эпохи Петра: он, выйдя в отставку, деятельно занимался устройством усадьбы почти полвека, дожив чуть ли не до 100 лет. После смерти Головина усадьба его переходила к разным хозяевам, пока ее не приобрели Аксаковы в 1843 году, и здесь начинается новая история Абрамцева, напрямую связанная с развитием русской литературы в 40-60-е годы. Ознакомившись с историей формирования Абрамцево, мне захотелось увидеть хотя бы на фотографиях внешний облик усадьбы, который так ярко представлен в очерке-путеводителе. «От полотна железной дороги к Абрамцеву ведет прямая просека, вырубленная в старом еловом лесу. В небольших перелесках поднимаются тонкие березки, столь характерные для полотен художника Нестерова. Крутой спуск Хотьковской дороги открывает вид на небольшой серенький барский дом с мезонином, расположенный по ту сторону живописно вьющейся по лесной лощине речки Вори» [Приложение 1,2]. «Ее заводи и белые песчаные отмели, ее тенистые берега не могли не полюбиться страстному рыболову писателю Аксакову, написавшему здесь впоследствии свои знаменитые «Записки об ужении рыбы». От него шла прямая просека через старый монастырский лес, в конце которого с нагорья открывалась чудесная панорама: внизу по широкой долине текла извилистая река Воря с болотистыми берегами, водяными цветами, бочажками. А на противоположной стороне, на горе раскинулась абрамцевская усадьба. Красная крыша одноэтажного дома горела в окружении елей, лип и берез. Уступами спускались к реке террасы сада с большими цветниками и дорожками. Усадьба не была огорожена, и ее парк сливался с окружающими полями и лесами» [Аргуманова О.И., стр.4]. В 1843 г. известный русский писатель С.Т.Аксаков купил Абрамцево, а в 1870 году его приобрел Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) - крупный промышленник и меценат, влюбленный в искусство [Приложение 3] Вероятно, что именно живописность пейзажа и привлекла Мамонтова, который был художником по призванию: его живо интересовали изобразительное искусство, архитектура, театр. Вторым этапом исследования явился поиск материала о деятелях искусства, которые бывали в Абрамцево. Как оказалось, многие не только приезжали в гости к Савве Ивановичу, но и подолгу жили в поместье. Так с 1879 года частым гостем Абрамцева был В.Д.Поленов. Его, признанного мастера пейзажа, автора картин «Московский дворик» и «Заросший пруд», привлекали здешние леса, березовые рощи, пруды, извилистые реки и заводи. Им было написано много этюдов и картин, часть из них осталась в музее «Абрамцево» и украшает интерьеры бывших мамонтовских комнат. Эти работы неизменно привлекают внимание посетителей, пленяют радостью, простотой и искренностью чувств. Таковы этюды Поленова «Березовая аллея», «Река Воря», «Верхний пруд в Абрамцеве», «В лодке» и другие. «Несколько десятилетий в Абрамцево буквально кипела напряженная и плодотворная жизнь: строились здания по оригинальным архитектурным проектам, возрождалось старорусское гончарное производство. Так на территории усадьбы, рядом с господским домом, были построены скульптурная мастерская (1873) по проекту В. А. Гартмана и баня (1877–1878) по проекту И. П. Ропета – образцы популярного в то время «русского стиля», одного из течений архитектурной эклектики. В 1881–1882 гг. в усадебном парке по проекту В. М. Васнецова и В. Д. Поленова была возведена церковь Спаса Нерукотворного. В 1883 г. по соседству с церковью по проекту В. М. Васнецова была построена беседка, которая за свой причудливый вид получила название «Избушка на курьих ножках» [Приложение 4]. Церковь и избушка считаются первыми произведениями русского модерна. В 1890 г. в «Культурном поселке», как называли Абрамцево, была построена керамическая мастерская, художественным руководителем которой стал М. А. Врубель» [http://www.russian-mayolica.ru/page/abramcevo/] В ходе исследования, по мере ознакомления с источниками, я буквально была ошарашена, с каким количеством знаменитых деятелей искусства общался Савва Мамонтов. Что ни имя, то целый пласт в культуре нашей страны! 2.2 Мамонтовский художественный кружок. Рождение идеи Сам Савва Иванович Мамонтов был человеком незаурядным и необыкновенно художественно одаренным. Будучи крупным промышленником и строителем железных дорог, он стал видным деятелем в области художественной культуры, вклад его в историю русской культуры огромен. Главным же его достоинством, по мысли М. Горького, было то, что он «хорошо чувствовал талантливых людей». «Была в нём какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый талант возбуждать творчество других» - сказал о нём однажды В.М. Васнецов [Н. В. Гаевская А. Л. Иорданский, с. 22]. В Абрамцево не только гостили, но и долгое время жили и творили И. Е. Репин, В. М. и А. М. Васнецовы, В. А. Серов, И. С. Остроухов, Е. Д. Поленова, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, А. А. Киселев и другие художники [Приложение 5]. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Мамонтовский художественный кружок. Третьим этапом моего исследования стало изучение тех идей, которые и сформировались в процессе деятельности кружка. Деятельность кружка приобретает ориентацию на театрально-декорационное и декоративно-прикладное искусство, на возрождение народного творчества. Коллекционируются изделия кустарных промыслов, изучаются фольклорные мотивы в изобразительном творчестве - в лубке, вышивках, игрушке, деревянной резьбе. Народность, понимаемая художниками 60-х годов и старшими передвижниками как сочувственное изображение народной жизни в повествовательном жанре, в деятельности абрамцевского кружка интерпретируется иначе. Главная цель деятельности кружка – воссоздание народного духа в современном искусстве через лирически-эмоциональное постижение народной поэзии, через усвоение и переработку характерных мотивов и образов народного изобразительного творчества. Я думаю, что аура прекрасного, царившая в Абрамцеве, вдохновляла художников к тому, чтобы отразить её в своих произведениях: им хотелось рисовать, запечатлевать на картоне или холсте счастливые моменты жизни в усадьбе, творческую атмосферу литературных бесед, музыкальных вечеров и весёлых развлечений. В такие моменты кто-то из мастеров брался за карандаш и начинал творить… К Мамонтову в Абрамцево приезжали не только художники, но и композиторы, музыканты, певцы, актеры. Здесь бывали Ф.И.Шаляпин, К.С.Станиславский, Г.Н.Федотова, Н.В.Салина. Вечерами в красной гостиной дома, где некогда Гоголь, Щепкин и Тургенев слушали Аксакова, читавшего свои произведения, теперь собирались друзья Мамонтова. Велись беседы по истории, искусству, устраивались коллективные чтения произведений русской и зарубежной литературы. Таким образом, Мамонтовский художественный кружок заложил основу национального, неорусского направления стиля модерн и во многом определил творчество объединения «Мир искусства», Художественного театра К. С. Станиславского и Русских сезонов С. П. Дягилева на рубеже XIX–XX столетий. Участники кружка создали один из первых музеев произведений русского народного искусства, а абрамцевские мастерские положили начало возрождению и развитию старинных ремесел – резьбы по дереву и майолики. Огромную роль сыграл абрамцевский кружок и в развитии театрально-декорационного искусства. Из домашнего театра с участием семьи Мамонтова и живших в Абрамцеве художников рождается в 1885 году частная опера Мамонтова. Музыкант, драматург и режиссер Мамонтов участвует в создании каждого спектакля и привлекает в театр лучшие молодые силы. В Русской частной опере нашли свое признание оперы Н.А. Римского-Корсакова. Украшением этих спектаклей стали Ф.И. Шаляпин и К.С. Станиславский. Особенно прославила актеров постановка «Снегурочки» А.Н. Островского в 1882 году. Знаменитыми стали даже костюмы и декорации к сказке, изготовленные по эскизам В.М.Васнецова и ставшие новой страницей в искусстве изготовления декораций тех времен. Талант Ф.И.Шаляпина особенно проявил себя в домашних музыкальных постановках, где и возникла идея мамонтовской частной оперы. На долю Абрамцева, по справедливому замечанию Н.В. Поленовой, «выпало… быть свидетелем жизни, интересной в истории развития русской культуры, а также колыбелью целого движения к возрождению национального духа в русском искусстве» [http://www.russian-mayolica.ru/page/abramcevo/ ]. 2.3 Образы, рожденные в Абрамцево В этой части своей работы я хочу рассказать о тех образах, которые непосредственно родились в Абрамцево и стали выражением идеи возрождения национального русского искусства. Как я уже упоминала ранее, в подмосковной усадьбе Мамонтова были созданы художественные мастерские, в которых производились и коллекционировались предметы народного искусства, в том числе игрушки. Для возрождения и развития традиций русской игрушки была открыта мастерская «Детское воспитание». В ней сначала создавали кукол, которых одевали в праздничные народные костюмы разных губерний (областей) России. В этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы. В конце 90-х годов XIX века по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. Существует легенда, что идея создания разъемной деревянной куклы была подсказана Малютину японской игрушкой, которую привезла в подмосковную усадьбу Абрамцево с японского острова Хонсю жена Саввы Мамонтова. Это была фигурка добродушного лысого старика, буддийского святого Фукурума. Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья [Приложение 6]. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. Первая русская матрешка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое. Последняя, восьмая изображала спеленатого младенца [Приложение 6]. Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрешкой. В дореволюционной провинции имя Матрена, Матреша считалось одним из наиболее распространенных русских имен, в основе которого лежит латинское слово «mater», означающее мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. После закрытия мастерской «Детское воспитание» производство деревянных кукол освоили в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно в Музее этого города хранится первая матрешка. Благодаря популярности этой матрешки в России стали возникать и другие центры по её изготовлению и росписи: в Семенове, Полховском-Майдане, в Вятке, Твери. У каждой из них свой стиль и роспись [Приложение 7]. В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. В 1912 году, к столетию Отечественной войны 1812 года, были созданы матрешки, которые изображали Кутузова и Наполеона. Внутри у них были фигуры военачальников [Приложение 8]. Расписывали матрешки и по мотивам сказок и былин: «Царь Додон», «Царевна-лебедь», «Конек-горбунок». Такова история появления Матрешки – символа русской культуры. В наше время производство матрешек процветает. Город Москва и Московская область являются центрами этого промысла. В Абрамцево родилась не только Матрешка, но и художественный промысел – абрамцево-кудринская резьба по дереву. Этот промысел отчасти также связан с именем Сергея Малютина. Елена Дмитриевна Поленова (сестра художника Поленова) в 1882 году организовала в усадьбе Мамонтова столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырка, Кудрино, Мутовки. По деревням и селам она собирала все лучшее, что было создано народными мастерами. На этих образцах обучались дети окрестных кустарей. При организации мастерской особое внимание уделялось учебной деятельности, созданию и поддержанию творческого настроя среди учеников. Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавался рисунок, основы живописи. Проводились занятия в Абрамцевском музее: в усадьбе была собрана большая коллекция предметов народного искусства. Выпускники мастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела. В 1890 году один из учеников, В.П.Ворносков, основал собственное производство в родном селе Кудрине и стал работать по заказам абрамцевской мастерской. Эта, первоначально небольшая, мастерская и легла в основу будущего промысла. В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы. Были найдены удачные сочетания плоскорельефной резьбы с геометрической, заложены принципы органичного использования резного декора в утилитарных предметах. В первые годы работы большую помощь в становлении особого «ворносковского» стиля оказали профессиональные художники - В. И. Соколов и С. В. Малютин. Кудринская резьба относится к плоскорельефным видам резьбы. В ее названии удивительным образом сочетаются наименование подмосковной деревни Кудрино и характер ее внешнего вида. Непрерывность движения растительных побегов, текучесть гирлянд из листьев, цветов, ветвей вызывают ощущение «кудрявости» узоров. Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют традиционные гирлянды лепестков, с одной стороны заостренных, с другой - закругленных. Они сливаются в непрерывный, упругий поток, который определяет весь ритм и строй композиции. Между гирляндами включены иные изобразительные элементы - всадники, птицы, звери, рыбы, ягоды, цветы. Изображения птиц, зверей, рыб в окружении цветов и листьев - наиболее частые мотивы у мастеров прошлого. Они встречаются на подносах, круглых шкатулочках, стаканах для кистей, чернильных приборах, ларцах [Приложение 9]. Впоследствии из выпускников мастерской и местных кустарей были организованы артели. В 1960 году артели были преобразованы в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий. Следуя лучшим традициям прошлого и развивая их, фабрика и по сей день выпускает деревянные изделия (долбленые, строганные, выточенные на станке), покрытые кудринской резьбой и отполированные. Это ковши, блюда, декоративные тарелки, сухарницы, коробочки для рукоделия, шкатулки. В настоящее время при фабрике действует художественно - промышленное училище, где приемы и традиции кудринской резьбы преподаются в учебных мастерских и аудиториях. Абрамцево-кудринская резьба по дереву стала отправной точкой для развития в Сергиев посаде художественного промысла – резьба по кости. С 1970 г. фабрика «Народное искусство» объединилась с Хотьковской фабрикой художественных резных изделий, а с 1993 г. существует товарищество «Народное искусство». [Приложение 10]. По моему мнению, самой интересной частью наследия Мамонтовского кружка являются живописные образы, созданные художниками непосредственно в Абрамцево. Эти образы созданы именно в русле центральной идеи - воссоздание народного духа в современном искусстве. Пожалуй, наибольшую дань русской старине отдал Виктор Михайлович Васнецов. По словам М.В.Нестерова, он предстал перед всеми большим поэтом, певцом «далекого эпоса нашей истории, нашего народа, родины нашей». Кроме «Аленушки» в Абрамцево были написаны «Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Иван-царевич на сером волке» [Приложение 11]. «Я всегда был убежден, - писал Васнецов, - что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства - в сказке, песне, былине, драме - сказывается весь целый облик народа внутренний и внешний, с прошедшим, настоящим, а может быть, и будущим…Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». [Н. В. Гаевская А. Л. Иорданский, с. 32]. В. М. Васнецов обосновался на четыре года в «Яшкином доме». В историю Абрамцева дом, построенный для гостей, вошел как «Яшкин», потому что «Яшкой» Савва Иванович называл Верушку за ее чрезмерную любовь к слову «я». Когда был выстроен новый дом, она объявила его своим, вот и стал он называться «Яшкиным». Поселившись здесь, В.М.Васнецов, по воспоминаниям Елизаветы Григорьевны – супруги Саввы Мамонтова, весь ушел в своих «Богатырей», - картину, определившую вскоре положение и значение художника в русском искусстве. «Как это ни кажется, может быть, на первый взгляд удивительным, — сказал однажды художник, — но натолкнули меня приняться за «Богатырей» мощные абрамцевские дубы, росшие в парке. Бродил я, особенно по утрам, по парку, любовался кряжистыми великанами и невольно приходила на ум мысль: «Это ведь наша матушка-Русь! Ее, как и дубы, голыми руками не возьмешь! Не страшны ей ни метели, ни ураганы, ни пронесшиеся столетия!». Каждое утро к «Яшкиному дому» поочередно водили разных коней для трех богатырей. С.И.Мамонтов почти ежедневно встречался с Виктором Михайловичем. Как только художник дописал основные этюды к картине, с северной стороны дома сделали пристройку, в которую внесли огромный холст для «Богатырей». В промежутках между работой Васнецов соорудил в абрамцевском парке для детей Мамонтова «Избушку на курьих ножках», сохранившуюся до наших дней [Приложение 4]. Он придал этому сооружению поистине сказочный, фантастический вид. Построена она из огромных, массивных бревен и поставлена на разлапистые пни столетних дубов. Фронтоны ее двускатной крыши украшают резные фигуры летящей совы и летучей мыши, а верх крыши венчает резная конская голова. Избушка хорошо вписывается в окружающий пейзаж, сливается с ним, передает обаяние деревянного зодчества. Таким образом, в Абрамцево рождались не только живописные полотна, отражающие главную идею деятельности Мамонтовского кружка. Члены кружка стали основателями и проводниками неорусского архитектурного стиля. В чем же заключается содержание этого архитектурного течения? Неорусский стиль возник в последней четверти XIX в. и получил распространение в России на рубеже XIX-XX вв на волне общего интереса к своеобразию русской культуры, поэтому данное архитектурное направление в первую очередь характеризуется использованием тематики древнерусского зодчества. В противовес более раннему «псевдорусскому стилю» он выделяется не скрупулезным воспроизведением отдельных элементов или форм. Основными формами, с которыми «играл» неорусский стиль, были главным образом темы основных течений древнерусского зодчества (киевская, новгородская, владимиро-суздальская архитектурные школы, а также русские школы барокко и традиционная деревянная архитектура). В этом стиле в 1881-1882 г. возведена церковь Спаса Нерукотворного, архитектора В.М. Васнецова, с внутренним дизайном М.М. Антокольского, Н.В. Неврева, И.Е. Репина; баня-теремок архитектора И.П. Ропета, мастерская-флигель В.А. Гартмана [Приложение 4]. Позднее в этом стиле во многих российских городах были возведены здания, имевшие различное функциональное назначение: Музей хрусталя в Гусь-Хрустальном (1892-1895 гг.) по проекту Леонтия Бенуа, здание Ярославского вокзала (1902-1904 гг) Шехтеля Ф.О., доходный дом Перцовой в Москве (1905-1907 гг) по эскизам художника Сергея Малютина, автора русской матрешки, собор Марфо-Мариинской обители в Москве (1909) по проекту А.Щусева и многие другие [Приложение 12]. Неорусский стиль стал отправной точкой для формирования модерна – основного архитектурного стиля серебряного века. Еще одним удивительным достижением Абрамцева является русская майолика. В 1889 г. в имении была создана экспериментальная художественная мастерская для возрождения изделий из цветной обожженной глины, покрытых непрозрачной глазурью. Вероятно, главной причиной образования керамической мастерской стала идея возрождения ручного гончарного искусства и восстановление усадебных печей, поскольку уникальные печи усадьбы с многоцветными изразцами 17 века лежали в руинах. Так или иначе, но мастерская была создана и стала настоящим феноменом русской культуры. В мастерской пробуют свои силы многие художники, но наибольший вклад внесли Михаил Врубель и Петр Ваулин. Петр Ваулин - молодой и одаренный энтузиаст керамики, по образованию химик-технолог, с воодушевлением принявший задачу возрождения майолики, разрабатывает новый технологический процесс, и совместно с Врубелем создает несколько уникальных рецептов красочных покрытий и заново открывает забытый способ восстановительного обжига, основанного на химической реакции под воздействием огня и давления в печи. Подобная технология существовала в Мавританской Испании в XIII-XV вв и была со временем забыта. Майолику Абрамцева отличает изумительная красота глазури: «волшебная» технология превратила поверхность керамики в красочную драгоценность. Тонкая, полупрозрачная пленка, в которой присутствуют и золото, и серебро, и медь, и платина, придаёт им после обжига отблеск и сказочное сияние. [Приложение 13]. Михаил Врубель первым разработал прием, когда майолика делалась не на стандартной плитке, а на фигурных разномодульных кусочках, схожей с мозаикой. Интересно, что эту же технику применял Антонио Гауди - выдающийся испанский архитектор первой половины XX в. [Приложение 14]. В 1896 году С. И. Мамонтов приобрел участок в Москве и построил завод по производству майолики. И тогда же сюда была перенесена керамическая мастерская из усадьбы, получившая название Гончарный завод «Абрамцево». Савва Иванович Мамонтов до конца своей жизни занимался его руководством, и сам был автором многих работ, которые получали призы на выставках России. Абрамцевская майолика нашла свое активное применение в оформлении архитектурных сооружений, построенных именно в неорусском стиле. Меня поразили шедевры архитектурной керамики Москвы: облицовка гостиницы Метрополь по эскизам Врубеля, керамические панно Ярославского вокзала по эскизам Коровина, керамические фризы Третьяковской Галереи по эскизам Васнецова — это лишь небольшой перечень сохранившихся абрамцевских майолик Ваулина. А совместная работа с Михаилом Врубелем - керамический камин «Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем», облицованный изразцами - получила золотую медаль на парижской всемирной выставке в 1900 году [Приложение 15]. На этой выставке изделия из России произвели настоящий фурор. Критики и пресса захлебывались от восторга, описывая павильон Российской империи, который был самым большим на выставке и занимал более 24 тысяч квадратных метров. Газета «Либерте» писала: «Мы находимся еще под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского павильона. Совсем за небольшое количество лет русская промышленность и торговля получили такое развитие, которое поражает всех, кто имеет возможность составить себе понятие о пути, пройденном в столь короткий срок. Прогресс этот до такой степени крупный, что наводит на размышления». В современном декоративно-художественном искусстве майоликой называют фаянсовые изделия с белым или цветным оттенком, расписанные 16 красками по свежей, еще не обожженной глазури. Также майоликой называют пористый материал с гладкой или рельефной поверхностью, покрытый глазурью, который применяется для изготовления бытовых и художественных изделий (кувшинов, ваз, статуэток), а также для архитектурно-художественного оформления интерьеров. Воссозданная в последней четверти XIX в., майолика является востребованной и в наше время. Например, в Ростовской области к 1971 году, сформировался художественный стиль Семикаракорского промысла, в разработке и становлении которого принимали участие художники, народные мастера, специалисты и искусствоведы Московского Научно-исследовательского института художественной промышленности. Удалось создать оригинальное художественное направление Семикаракорское письмо. Это полихромная мазковая подглазурная роспись с использованием букетно-растительного орнамента с акцентом на более крупном центральном цветке. Так же используются сюжетные композиции в стиле русских лубочных картинок, фольклорные казачьи мотивы, стилизованные донские пейзажи [Приложение 16]. Начиная с марта 1973 года, изделия Семикаракорского райпромкомбината впервые отнесены к категории изделий народных художественных промыслов (решение художественно-экспертного совета Ростовской области). С 2000 года на предприятии открыт класс декоративно-прикладного искусства, в котором обучаются талантливые дети г.Семикаракорска, постигая азы художественного творчества. В творческий коллектив входит 5 членов Союза художников РФ. Работы Семикаракорских мастеров и художников экспонируются на отечественных и зарубежных выставках, удостоены дипломами, золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. На данный момент Семикаракорский фаянс развивается как самостоятельное направление донской культуры и является наивысшим достижением декоративно-прикладного искусства в керамике донского региона. В наше время художественные идеи и образы, рожденные в Абрамцево, продолжают развиваться не только в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, но и кинематографе. В 2009 г. российским режиссером Владимиром Бортко был снят фильм «Тарас Бульба», в котором воспроизведена картина И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Художник впервые посетил Абрамцево в 1877 году. В течение четырех последующих лет он провел здесь все летние сезоны. Именно в Абрамцево сложилась мысленная композиция картины, которую художник писал в течение 13 лет. [Приложение 17,21] 2.4 Семья Мамонтовых в изобразительном искусстве России В истории русского купечества семья Саввы Ивановича Мамонтова занимает особое место. Дело не только в том, что он прославился своим щедрым меценатством. Ему, выросшему в Сибири, где были живы предания о декабристах и неистребимый дух свободы, удалось создать уникальную семью, все члены которой были не только тонкими ценителями искусства, но и внесли весомый вклад в его развитие. По признанию современников, особую роль в жизни Абрамцевского кружка играла жена Саввы Ивановича Елизавета Григорьевна Мамонтова. Благодаря своему уму, нравственности и глубокой религиозности она смогла стать нравственным камертоном всего творческого объединения. Елизавета Григорьевна, как никто другой, умела найти общий язык с каждым из своих гостей, старалась понять человека и разделить его мысли и переживания. Особые отношения сложились у неё с Михаилом Васильевичем Нестеровым. Нестеров впервые посетил Абрамцево в 1888 году, находясь в глубокой депрессии и душевном смятении, вызванном внезапной смертью его любимой супруги, но общение с Елизаветой Григорьевной буквально вернуло его к жизни. Их сближало глубокое религиозное чувство, и в разговорах о вере и вечных нравственных ценностях он постепенно вновь обрёл душевную гармонию. Вспоминая о своем пребывании в Абрамцевской усадьбе, художник М.В. Нестеров писал: «В Абрамцеве... меня пленял не столько сам великолепный Савва Иванович, сколько его супруга Елизавета Григорьевна и та обстановка жизни, которая создавалась вокруг неё. Там было чему поучиться, и я жадно впитывал всё то, что давала жизнь в Абрамцеве» [Ионина Н.А., с.167] В ходе бесед с Елизаветой Григорьевной в воображении художника родился цикл картин о жизни преподобного Сергия Радонежского. Каждый разговор с ней дарил Михаилу Васильевичу всё новые и новые идеи. Первой из картин этого цикла стала знаменитая работа М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890 гг.). Этюды, положенные им впоследствии в основу пейзажа картины, были сделаны в Абрамцеве с террасы усадебного дома. [Приложение 18] Художниками, побывавшими в Абрамцево, создано много портретов супруги Саввы Ивановича. Но так как тема моей работы посвящена реализации главной цели Мамонтовского кружка - воссоздание народного духа в современном искусстве, я хочу остановиться на образах, созданных именно в русском стиле. Так Елизавета Григорьевна предстаёт перед нами в образе главной героини картины Н.В. Неврева «Василиса Мелентьева» 1886 года. Старейшина мамонтовского кружка - художник Николай Васильевич Неврев, - задумав создать художественный образ шестой жены Ивана Грозного, писал эту картину в Абрамцеве. Вглядываясь в изображение на холсте, можно уловить некоторое сходство композиционного фона с уголками абрамцевского парка, а в лице Василисы Мелентьевой - черты внешности Елизаветы Григорьевны. Главное, что старались донести до нас художники в изображениях Е.Г. Мамонтовой - это внешняя кротость и мягкость в сочетании с внутренней силой воли и характера [Приложение 18]. Елизавета Григорьевна подарила мужу пятерых замечательных детей, каждый из которых оставил свой след в истории. Всех их назвали по буквам имени отца - САВВА: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра. Старший сын Мамонтовых - Сергей Саввич (1867-1915 гг.) стал известным литератором и поэтом, театральным критиком, разделял взгляды отца на развитие театра. (С.С. Мамонтов публиковался под псевдонимом Матов). Второй сын - Андрей Саввич (1869-1891 гг.) прожил очень короткую жизнь, но успел внести свой вклад в историю русского искусства. У мальчика рано проявились способности к рисованию, и уже в юности он по приглашению В.М. Васнецова принял участие в росписи Владимирского собора в Киеве. А.С. Мамонтов готовился стать архитектором, но ранний уход из жизни перечеркнул все его планы. Смерть Андрея стала страшной трагедией для семьи и участников Абрамцевского кружка. Одним из самых трогательных высказываний об Андрее Саввиче являются слова М.А. Врубеля из письма к сестре Анне Врубель, где Михаил Александрович говорит о недавно ушедшем из жизни Андрее: «Я, несмотря на то, что чуть не вдвое старше его чувствую, что получил от него духовное наследство». Внешность Андрея Мамонтова знакома всем по картине В.М. Васнецова «Богатыри», где Алёша Попович смотрит на нас глазами Андрея. Хорошо зная внутренний мир юноши, увлеченного историей древнерусского искусства, Виктор Михайлович увидел его в образе героя русских былин. На создание картины ушло почти двадцать лет (1881 - 1898 гг.). Она была закончена только в 1898 году, уже после смерти Андрея, но для нас благодаря таланту В.М. Васнецова он навсегда остался красивым и здоровым, полным душевных и физических сил, самым молодым из богатырей. Всеволод Саввич (1870-1951 гг.) в своей книги мемуаров от имени всех детей семьи Мамонтовых писал: «Помню, как мы завидовали Андрею, на которого походил Алёша Попович на картине» [Приложение 19] Но самым светлым представителем семьи Мамонтовых была, по общему признанию, дочь Елизаветы Григорьевны и Саввы Ивановича - Вера (1875 - 1907 гг.) С самого рождения все воспринимали её воплощением света, доброты и женственности. Когда скульптор М.М. Антокольский впервые увидел шестилетнюю Веру в 1880-е годы во время своего первого посещения Абрамцева, он назвал её сразу «абрамцевской богиней». Вера Саввишна вдохновляла на творчество разных художников. В каких только образах не видели её мастера русской живописи! Первым художественным воплощением Веры стала знаменитая васнецовская «Алёнушка». Летом 1881 года Виктор Васнецов, работая над этой картиной в окрестностях Абрамцева, рисовал с натуры местные пейзажи, а глаза Верушки - так её называли близкие и друзья - стали необходимым психологическим мостиком от натуральных этюдов к воплощению единения природы и человеческой души, полной обаяния, душевной чистоты и задумчивой грусти. Вера нежно любила свою семью и, где бы она ни была, всегда мечтала: «Ах, как будет хорошо, когда мы вернёмся, и вместе будем жить в Абрамцеве, будем гулять, кататься верхом, вообще будем наслаждаться тем, что мы вместе». Верина любовь и привязанность к родным обусловила её появление в образе Алёнушки, тоскующей по своему милому братцу. Спустя несколько лет, 1884 году, Виктор Васнецов вновь пишет Веру в русском национальном костюме, называя свою новую картину «Боярышня». [Приложение 20]. До нас дошло более ста рисунков и набросков художника, выполненных здесь. Среди них — портреты хозяев дома и их многочисленных гостей, пейзажи, сцены абрамцевского быта, крестьянские типы, выполненные юным художником одновременно с его учителем Репиным в окрестностях Абрамцева. В 1891 году образ Веры Саввишны вновь становится источником творческого вдохновения художника - на этот раз Михаила Врубеля. Но если В.А. Серову необходимо было долго позировать, Врубель полагался на свою феноменальную художественную память. Осень - зиму 1891 года Михаил Александрович жил в Италии, где тосковал по России, русской природе. В канун нового года под впечатлением постановок русских сказок в доме и театре Мамонтовых в воображении Врубеля родился образ Снегурочки. Ему хватало мимолётного воспоминания, которое давало внезапный импульс к творчеству. Зная эту черту Врубеля, Всеволод Саввич, навестив Михаила Александровича в Италии, с первого взгляда узнал в «Снегурочке» свою сестру Веру [Приложение 20]. Заключение В завершении своего исследования хотелось бы упомянуть о судьбе усадьбы «Абрамцево» после 1917 г. В 1919 году усадьба была национализирована. Здесь был создан музей. Его организатором и первым заведующим стала младшая дочь Мамонтовых Александра Саввична. В комнатах дома открылась экспозиция, посвященная памяти тех, чья судьба так тесно переплелась с Абрамцевом. Художественные традиции Абрамцева продолжались и в советское время. В 30-е годы здесь, на противоположном берегу Вори, вырос поселок художников, где жили и работали такие замечательные мастера, как И.Э. Грабарь, П.П. Кончаловский, И.И. Машков, Б.Д. Королев, В.И. Мухина и многие другие. В 1972 году в музее был открыт отдел советского искусства. В нем периодически устраивались тематические и персональные выставки советских художников. Со временем музей был расширен, в его ведение вошла вся территория абрамцевской усадьбы с художественными постройками В.А. Гартмана и И.П.Ропета, «Избушкой на курьих ножках» В.М. Васнецова, церковью – коллективным творением художников мамонтовского кружка. Но окрестности усадьбы, отмеченные присутствием Аксаковых и многих художников прошлого века, неразрывно связанные с их творческими свершениями, оставались за пределами музея. Поэтому в 1977 году музей-усадьба был преобразован в музей-заповедник, и началась реставрация его архитектурно-ландшафтного комплекса. После окончания восстановительных работ в усадебных постройках открылись новые экспозиции. В деле комплектования коллекции музея важную роль начинают играть экспедиции по маршрутам путешествий Мамонтовых и художников. Результаты научных изысканий способствуют приобщению к духовному наследию выдающихся деятелей русской культуры, чьи жизнь и творчество были связаны с Абрамцево. Результаты исследования Написано заключение к исследованию, но у меня такое чувство, что я не завершила работу, а лишь нахожусь в начале пути. Причиной обращения к теме исследования стал урок обществознания, на котором мы изучали тему «Познание мира посредством исторической картины». Я готовила сообщение о картине Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Задача, поставленная учителем, состояла не в описании картины, а в поиске истории создания и интересных фактах, с нею связанных. Особый интерес вызвала информация, подготовленная и мной, и одноклассниками о прототипах героев исторических картин. В итоге, оказалось, что многие известные картины, написанные в историческом жанре, созданы в поместье Абрамцево. Так родилась тема моего исследования. В результате ознакомления с монографиями, обращаясь к Интернет-ресурсам, мне удалось установить следующее. Поместье Абрамцево, приобретенное Саввой Ивановичем Мамонтовым в 1870 г. стало центром культурной жизни Москвы, а как оказалось впоследствии и всей России. Места, в которых расположено поместье, настолько живописны, что стали сюжетом полотен известных художников последней четверти XIX в. И.Репина, В.Поленова, В.Васнецова, И.Левитана Именно в этом поместье формируется Творческое содружество деятелей искусства, вошедшее в историю как Мамонтовский художественный кружок. В него входили И. Е. Репин, В. М. и А. М. Васнецовы, В. А. Серов, И. С. Остроухов, Е. Д. Поленова, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, А. А. Киселев и многие другие. Главной целью деятельности кружка было воссоздание народного духа в современном искусстве через лирически-эмоциональное постижение народной поэзии, через усвоение и переработку характерных мотивов и образов народного изобразительного творчества. В мастерской «Детское воспитание», созданной в Абрамцево, возникла идея создания русской деревянной разъемной игрушки. Резчик Василий Звездочкин по эскизам художника Сергея Малютина выточил первую русскую матрешку. В Абрамцево возник и художественный промысел – абрамцево-кудринская резьба по дереву. В последствии, из мастерской в поместье и селе Кудрино в 1960 г. была создана Хотьковская фабрика резных художественных изделий, которая существует до сих пор. Абрамцево-кудринская резьба по дереву стала отправной точкой для развития в Сергиев посаде еще одного художественного промысла – резьба по кости. С 1970 г. фабрика «Народное искусство» объединилась с Хотьковской фабрикой художественных резных изделий, и с 1993 г. существует товарищество «Народное искусство». По моему мнению, самой интересной частью наследия Мамонтовского кружка являются живописные образы, созданные художниками непосредственно в Абрамцево. Эти образы созданы именно в русле центральной идеи - воссоздание народного духа в современном искусстве. Пожалуй, наибольшую дань русской старине отдал Виктор Михайлович Васнецов. По словам М.В.Нестерова, он предстал перед всеми большим поэтом, певцом «далекого эпоса нашей истории, нашего народа, родины нашей». Кроме «Аленушки» в Абрамцево были написаны «Богатыри», «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Иван-царевич на сером волке» В наше время художественные идеи и образы, рожденные в Абрамцево, продолжают развиваться не только в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, но и кинематографе. В 2009 г. российским режиссером Владимиром Бортко был снят фильм «Тарас Бульба», в котором воспроизведена картина И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Художник впервые посетил Абрамцево в 1877 году. В течение четырех последующих лет он провел здесь все летние сезоны. Именно в Абрамцево сложилась мысленная композиция картины, которую художник писал в течение 13 лет. Удивительный факт, что в произведениях художников Мамонтовского кружка нашли свое место образы русских сказочных героев и исторических типажей, прототипами которых стали члены семьи Саввы Ивановича Мамонтова. Супруга Елизавета Григорьевна предстаёт в образе шестой жены Ивана Грозного Василисы Мелентьевой. Алеша Попович смотрит на нас глазами Андрея, сына Мамонтова. Художественным воплощением дочери Веры стали васнецовская «Аленушка» и «Снегурочка» М.Врубеля. Члены кружка стали основателями и проводниками неорусского архитектурного стиля. Основными формами, с которыми «играл» неорусский стиль, были главным образом темы основных течений древнерусского зодчества (киевская, новгородская, владимиро-суздальская архитектурные школы, а также русские школы барокко и традиционная деревянная архитектура). Неорусский стиль стал отправной точкой для формирования модерна – основного архитектурного стиля серебряного века. Еще одним удивительным достижением Абрамцева является русская майолика - изделия из цветной обожженной глины, покрытых глазурью. Создателями новой технологии и приемов являются Петр Ваулин и Михаил Врубель. В такой же технике в 1920-е гг в Испании творил известный испанский художник и архитектор Антонио Гауди. Абрамцевская майолика нашла свое активное применение в оформлении архитектурных сооружений, построенных именно в неорусском стиле. Воссозданная в последней четверти XIX в., майолика является востребованной и в наше время. Например, в Ростовской области к 1971 году, сформировался художественный стиль Семикаракорского промысла. Неожиданным открытием для меня стало имя художника Сергея Малютина, который является создателем русской матрешки. Художник принимал участие в становлении и развитии абрамцево-кудринской резьбы по дереву; по его эскизам на рубеже XIX-XX вв возводили архитектурные сооружения в неорусском стиле. Какой огромный пласт русской культуры! Невозможно не восхищаться личностью Саввы Мамонтова, который, безусловно, является выдающейся личностью. Ему удалось объединить вокруг себя талантливых людей, главная цель деятельности которых – воссоздание народного духа в современном искусстве, воплотилась в образах, ими созданных. Факты, которые мне удалось установить, лишь часть культурного наследия Абрамцево. Я хочу продолжить исследование, и оно будет посвящено театрально-декорационному направлению в деятельности Мамонтовского кружка. Также хотелось бы найти информацию о младшей дочери Саввы Мамонтова – Александре, которая стала основательницей и первой хранительницей музея «Абрамцево». Гипотезой следующего исследования будет возможность использования прототипа Александры Саввичны в создании образов в русской живописи рубежа XIX-XX вв. Литература Аргуманова О.И. Музей-заповедник «Абрамцево» (Очерк-путеводитель). Москва. «Изобразительное искусство». 1988 г. Замечательные полотна. Сборник. Художник РСФСР, 1962 г. Искусство и живопись. Н. В. Гаевская А. Л. Иорданский. Москва. «Изобразительное искусство». 1986 г Ионина Н.А.Сто великих картин. Москва. Вече, 2002 http://www.hotkovo.net.ru/" Елена Бардеева, russkg.ru ru.wikipedia.org ilya-repin.ru Ссылки Аргуманова О.И. Музей-заповедник «Абрамцево» (Очерк-путеводитель). http://www.russian-mayolica.ru/page/abramcevo/ Искусство и живопись. Н. В. Гаевская А. Л. Иорданский, с.22 Искусство и живопись. Н. В. Гаевская А. Л. Иорданский, с. 32 Ионина Н.А.Сто великих картин, с.168 |