Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность темы

  • Список литературы

  • Исследовательская работа Игры в произведениях художественной литературы. проектная работа игры. Игры в произведениях художественной литературы


    Скачать 21.4 Kb.
    НазваниеИгры в произведениях художественной литературы
    АнкорИсследовательская работа Игры в произведениях художественной литературы
    Дата30.03.2023
    Размер21.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапроектная работа игры.docx
    ТипДокументы
    #1026471

    Игры в произведениях художественной литературы.

    Оглавление

    I.Введение. Что такое игра.

    1. Происхождение.

    2.Современное значение.

    3.Интерес со стороны науки

    II. Глава 1. Художественно-эстетические особенности игровых текстов    
    1.1 Игра как уникальный феномен культуры.    
    1.2 Тема карточной игры в русской литературе XIX века.   
    Глава 2. Тема игры в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя    
    2.1 Игры с нечистой силой.    
    2.2 Игра в ворона и игра в дурня.    
    III. Заключение    
    IV. Список использованной литературы  

    Введение

    Все мы играем в игры, независимо от возраста. У детей игра явная, у взрослых – более тонкая и завуалированная, учёные исследуют самое понятие «игры», при этом тоже играя. Но что такое игра, откуда происходит это понятие и какие значения она имеет в данный момент? Происхождение слова «игра» появляется с самых древнейших времён. Римляне связывали игру с радостью и весельем, древние евреи – с шуткой и смехом. Только древние греки называли игрой поведение детей, и дословно слово «игра» переводилось как «предаваться ребячеству».
    На данный момент у слова «игра» существуют следующие значения:
    общее значение – процесс взаимодействия детей с игрушками.

    Общее переносное значение – неискренность человека, намеренные действия, направленные на обман.

    Спорт – определённый вид спорта (футбол, баскетбол, шахматы и т.д.)

    Музыка – процесс игры на каком-либо музыкальном инструменте.

    Театр – естественность изображаемого актёром образа. Хорошая игра – когда актёру веришь безоговорочно, плохая игра – когда чувствуется фальшь и ненатуральность.

    Компьютерная игра – компьютерная программа развлекательного характера.

    Настольная игра – набор определённых предметов и правил обращения с ними, имеющий какую-то цель и направленный на развлечение.

    Игра слов – словесный каламбур, когда благодаря многозначности слов у фразы появляется двойное, а то и тройное значение.
    О том, что такое игра с научной точки зрения, начали задумываться в середине XIX века. Первым разрабатывать теорию социальной игры начал Д. Колонца, но основоположником принято считать К. Гросса. Суть теории заключалась в том, что в детстве мы познаем весь спектр социальных ролей именно через игру: дочки-матери, игры с куклами, игры в войнушки – всё это отражение взрослых ролей, которые мы будем потом выбирать и исполнять всю свою жизнь. Подобное мы можем увидеть и в мире животных: детёныши любого зверя в детстве играют между собой, тренируя навыки охоты, выслеживания и социального взаимодействия. Особо следует отметить теорию Ж. Пиаже, который стал родоначальником современной познавательной игры, или познания через игру. Этот учёный считал, что игра – это естественный вид деятельности ребёнка, который возникает по мере его развития спонтанно, естественным образом и чем старше становится ребёнок, тем ближе к объективной «взрослой» реальности становятся его игры.
    Благодаря этому современные педагоги и психологи настаивают на том, что наиболее продуктивный способ познания и усвоения какой-либо информации – это игра. Начиная с детского сада, детям подают информацию в игровой форме. Таким образом, вызывается активнейший интерес к деятельности, а нужные знания являются как бы побочным эффектом. Но данный способ также полезен и для взрослых людей. Психологические тренинги и мастер-классы тоже построены на принципе игрового взаимодействия, что позволяет взрослому человеку раскрепоститься, стать свободнее, избавиться от комплексов, которых в детстве нет ни у кого.
    Актуальность темы. Игра пронизывает все человеческое существование. Она является первичным элементом человеческой активности, с помощью которого осуществляется становление и развитие человека. Игра – это феномен, который имеет глубокий и многозначный смысл, требующий дешифровки. С помощью игры человек компенсирует то, что он не получает в реальной жизни, то есть игровое состояние является преображением окружающего мира.
    Игра всегда воспроизводит модель конфликтной ситуации между партнерами, поэтому обращение к теме игры русскими писателями XIX века, особенно к теме карточной игры, неслучайно. Ведь в начале XIX в. карты и карточные игры приобрели черты универсальной модели, стали «центром своеобразного мифообразования эпохи» . Ю.М. Лотман рассматривал семантику карт как символ той эпохи, а не просто литературный мотив. С картами всегда связана идея легкого обогащения, мгновенного и незакономерного. Данная традиция идет от «Пиковой дамы» А.С. Пушкина и «Игрока» Ф.М. Достоевского.
    Так, «Игрок» Ф.М. Достоевского – это своеобразная «история обыкновенного безумия», история азарта, ставшего для человека уже не смыслом игры и даже не смыслом жизни, но единственной, экзистенциальной сутью бытия.
    Тема игры, подхваченная и осмысленная Ф.М. Достоевским в повести «Игрок», была разработана Пушкиным как судьбоносная фатальность, а ставшее афоризмом выражение «Тройка, семерка, туз» – символом судьбы, которую невозможно обмануть.
    Объект исследования работы – игра как сюжетообразующий мотив в произведениях русских писателей XIX века.
    Предмет исследования – особенности функционирования игры в произведения русских писателей XIX века.
    Цель исследования – проанализировать особенности функционирования игры в произведения русских писателей XIX века.
    Данная цель предполагает решение следующих задач:
    1. рассмотреть понятие игры как универсального феномена культуры;
    2. проанализировать тему карточной игры в произведении М.Ю. Лермонтова «Штосс»;
    3. проанализировать игры с нечистой силой в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя;
    4. проанализировать игру в ворона и игру в дурня в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя.
    В рассказе Распутина «Уроки французского» описывается игра в Пристенок (чека)

    Пристенок - игра на монетки, популярная в советское время. Игра в пристенок - это игра на деньги и игра весьма азартная. Как и большинство азартных игр, правила игры в пристенок предельно просты.
    Один игрок бьет монеткой стенку, после чего она падает на пол. Другой игрок также бьет монеткой о стенку, стараясь, чтобы она подкатилась как можно ближе к монетке первого игрока. Если монетка упала так близко к первой, что можно дотянуться пальцами одной руки до обоих монеток, то второй игрок выигрывает монетку первого. Если монетка задела первую монетку, что игрок, который ее бросил, выигрывает вдвойне.
    Если же монетка упала достаточно далеко от первой, то ход переходит к первому игроку.
    В эту игру могут несколько человек.
    Раньше был популярен другой вариант пристенка: игрок должен был не просто сделать так, чтобы его монетка упала близко к другой, а должен был ударить о стенку свинцовой битой в виде небольшого кружочка, чтобы при отскоке она накрыла монетку другого игрока.

    Цель моей работы: выяснить, в каких произведениях художественной литературы упоминаются игры.

    Моя работа направлена на  решение следующих задач:

    Узнать подробнее об играх, о которых упоминается в произведениях художественной литературы.

    Проследить, как тема игр отражалась в произведениях художественной литературы: древнегреческой литературе и в произведениях советских поэтов, писателей;

    с помощью произведений художественной литературы, посвященной Олимпийским играм, воспитывать в себе привычку всегда вести честную и справедливую борьбу, как в спорте, так и в повседневной жизни.

    Список литературы

    1.    Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций. – М., 2004.
    2.    Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. – М.: Художественная литература, 1975. – 504 с.
    3.    Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. – М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2002.
    4.    Герштейн Э. Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. – М., 1997.
    5.    Вайскопф М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. – М., 1993.
    6.    Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М., 1988.
    7.    Гиппиус В.В. Гоголь. Воспоминания. Письма. Дневники…  – М.: Аграф, 1999. – 464 с.
    8.    Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки // Н.В. Гоголь. Полное собрание сочинений: в 23 т. – Т. 1. – М.: Наследие, 2001.
    9.    Журавлева О.В. Когнитивные модели языковой игры (на материале заголовков русских и английских публицистических изданий): Дис. … канд. филол. наук. – Барнаул, 2002.
    10.    Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. – М., 1995.
    11.    Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1917-1934. – М., 1999.
    12.    Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 4 т. / Отв. ред. В.А. Мануйлов. – Л., 1979-1981. – Т. 4.
    13.    Лотман Ю.М. «Пиковая Дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе начала XIX века // Лотман Ю.М. Пушкин. Статьи и за-метки. «Евгений Онегин». – СПб., 1995.
    14.    Лотман Ю.М. Проблема востока и запада в творчестве позднего Лермонтова / Ю.М. Лотман // Лермонтовский сборник. – Л., 1985.
    15.    Лотман Ю.М. Пушкин. – М.: Искусство, 2011. – 848 с.
    16.    Манн Ю.В. Гоголь. Труды и дни: 1809-1845. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 816 с.
    17.    Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. – М., 2000.
    18.    Сигов К.Б. Человек вне игры и человек играющий. Введение в философию игры // Философская и социологическая мысль. – 1990. – №4. – С. 31-47.
    19.    Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка / Сост. Л.Г. Бараг, И.П. Березовский, К.П. Кабашников, Н.В. Новиков. – Л., 1979.
    20.    Трофимова И.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя: Особенности сюжетосложения и символика цикла: Дис. … канд. филол. наук. – СПб., 2001. – 233 с.
    21.    Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. – М., 1988. – С. 357-403.
    22.    Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: Эксмо-Пресс, 2001.
    23.    Чистова И.С. Прозаический отрывок М.Ю. Лермонтова «Штосс» и «натуральная» повесть 1840-х годов / И.С. Чистова // Русская литература. – 1978. – № 1.
    24.    Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. – СПб., 2004.
    25.    Эпштейн М. Ирония стиля. Демоническое в образе России у Гоголя // Новое литературное обозрение. – 1996. – № 19.
    26.    Яковлева Е.Л. Игра – уникальный феномен культуры // Вестник ОГУ. – 7 (113). – 2010. – С. 150-155.


    написать администратору сайта