Главная страница
Навигация по странице:

  • Значение дидактических игр

  • По характеру познавательной деятельности

  • По функциям

  • На этапе: ознакомление с темой

  • На этапе: проверка домашнего задания.

  • На этапе: актуализация опорных знаний.

  • На этапе: Погружение в тему.

  • На этапе: закрепление и обобщение знаний

  • На этапе: Рефлексия.

  • игровые технологии на уроках математики. Игровые технологии на уроках математики.. Игровые технологии на уроках математики


    Скачать 38.53 Kb.
    НазваниеИгровые технологии на уроках математики
    Анкоригровые технологии на уроках математики
    Дата19.03.2022
    Размер38.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИгровые технологии на уроках математики..docx
    ТипУрок
    #404078

    Игровые технологии на уроках математики
    Современное информационное общество запрашивает человека  способного самостоятельно учиться, готового к самостоятельным действиям и принятию решении. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.

    Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» стандартов второго поколения (ФГОС) определяют не только предметные, но и метапредметные, а также личностные результаты.

    При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных учебных действий.

    Одним из современных и признанных методов обучения и воспитания в школьной системе образования являются дидактические игры, которые обладают образовательной, развивающей и воспитательной функциями.

    Принято считать, что игра свойственна дошкольному и младшему школьному возрасту, вследствие чего разрабатываются, в основном, дидактические игры для младших классов начальной школы.

    Но игровые ситуации привлекают не только детей самого младшего школьного возраста, они могут с успехом применяться в любом звене средней школы: в 5–6-х; 7–9-х и даже в 10–11-х классах.

    Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

    Цели (в соответствии с требованиями ФГОС):

    1.В направлении личностного развития. Развитие внимания и сообразительности, стремления к знаниям, умения мыслить самостоятельно, объективно отстаивать свою точку зрения, а также волевых качеств личности и высокой мотивации обучения.

    1. В метапредметном направлении. Тренировка смекалки, развитие способности наблюдать, проявлять инициативу и быть ответственным за свое решение, формирование коммуникативных навыков.

    2. В предметном направлении. Представление учащимся разнообразных занимательно — развлекательных задач, направленных на развитиемыслительных способностей, сообразительности, внимания, творческого воображения, интереса к предмету.

    Задачи (в соответствии с требованиями ФГОС):

    1. В направлении личностного развития. Воспитывать у учащихся интерес к математике и познанию, самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, внимательность, сосредоточенность, умение применять имеющиеся знания на практике, умения защищать свои убеждения. Формировать умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками.

    2. В метапредметном направлении. Активизировать различные виды памяти ученика, формировать способность ориентироваться в необычных ситуациях, пополнить запас знаний, представлений и понятий ученика, развивать его фантазию, необходимых при организации деятельности в любой сфере.

    3. В предметном направлении. Выявить учащихся, которые обладают неординарными способностями и стремятся к углублению своих знаний по математике. Вовлечь в учебную деятельность всех учеников. Повысить уровень математического развития учеников и расширить их кругозор. Углубить представления учащихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.

     

    Использование дидактических игр, также открывает определенные перспективы в деле повышения интереса учащихся к урокам математики, и, как следствие, повышению качества знаний (ибо занятия неинтересным делом отупляют школьников, вызывают у них чувство агрессии и отвращения к урокам математики).

    В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Подобные игры позволяют формировать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий — организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

    Дидактическая игра на уроках математики не только увлекает, заставляет думать, но и развивает самостоятельность, инициативу  и волю ребенка. Увлеченные игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определенные знания, умения и навыки. Поэтому включение в урок математики игр и игровых упражнений делает процесс  обучения интересным, создает у ребят бодрое настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Для успешного обучения математике в процессе игры необхо­димо применять как предметы, окружающие школьника, так и их модели.

    Значение дидактических игр:

    • значительно повышается познавательный интерес младших школьников;

    • урок становится более ярким, эмоционально насыщенным;

    • формируется положительная мотивация к обучению;

    • развивается произвольное внимание, увеличивается работоспособность;

    • формируется умение работать в команде

         

      По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:

    – игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу (придумать числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной).

    – игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков («Математическая рыбалка»,  «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко»,  «Определи курс корабля»).

    – игры, включающие элементы поиска и творчества («Собери круговые примеры»«Математическая гусеница»).
    По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с  предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

     

    По функциям дидактические игры делятся на:

    – обучающие;

    – контролирующие;

    – обобщающие.

    Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуют в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

    Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.

    Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

                По числу участников дидактические игры могут быть: коллективные, групповые и индивидуальные.

    Типы дидактических игр сгруппированных по виду деятельности учащихся:


    1. Игры-путешествия (имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами).

    2. Игры-поручения (имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче).

    3. Игры-предположения («Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», «Как я решил и почему?», и др. причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?»);

    4. Игры-загадки.

    5. Игры-беседы (игры-диалоги) (В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом).

    Проводя игру с детьми, учитель должен заранее доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель обращает на неё внимание. В игре обязательно должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные должны выполнять роль контролеров, судей и т.д.

    Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

    Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов, рисунками.

    На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов и т.д. В этом случае использование наглядности следует ограничить и усилить внимание в игре к проговариванию вслух правила, свойства, вычислительного приема. В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую, поисковую. В игре следует придумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. Для этого необходимо использовать средства обратной связи с учениками: сигнальные карточки и разрезные цифры.

    Особенности применения дидактических игр при обобщении знаний учащихся:на этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия или условной экскурсии в музей с элементами игры.

      Дидактические игры могут использоваться на отдельных этапах урока, выступая в виде игровых моментов. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Приёмы игровых технологий можно использовать на разных этапах урока:

    • На этапе проверки домашнего задания

    • На этапе актуализации знаний

    • На этапе погружения в тему

    • На этапе закрепления новых знаний

    • На этапе обобщения и систематизации знаний

    • Рефлексия


    На этапе: ознакомление с темой 1. Игровой момент «Отгадай тему урока». неирвунеа (уравнение)

    2. «Отгадай тему урока», при устном счете:

    - математический лабиринт,

    - магические квадраты,

    - элементы судоку,

    - кроссворды,

    - ребусы,

    - головоломки и др.

    На этапе: проверка домашнего задания.

    1.Прием «Аукцион»

    • активизация мыслительной деятельности и внимания учащихся к содержанию изучаемого материала;

    • формирование умения доступно и аргументировано излагать свои мысли;

    • развитие математической речи.

    Описание: Учащимся предлагается задача. Они должны назвать значения как можно большего числа найденных величин. Побеждает тот, кто отвечает последним. При ответе ученик должен дать формулировку определения или теоремы.

    2.Приём «Математический бой»

    • развитие умения объективно оценивать свои возможности и работать в коллективе;

    • воспитание уважительного отношения к товарищам;

    • формирование навыков групповой работы.

    Описание: с помощью конкурса капитанов, определяется очередность выступления команд. Капитан, победивший в конкурсе, вызывает любого ученика из другой команды. Задача этого ученика объяснить одно из заданий домашней работы. Если задача не решена, то решение должна рассказывать вызвавшая команда. За каждую задачу присуждается определенное количество баллов.

    3.Приём «Индивидуальное лото»

    • проверка уровня усвоения заданий домашней работы каждым учащимся;

    • формирование положительной мотивации к предмету, используя индивидуальный подход при проверке домашнего задания.

    Описание: в специальных конвертах учащимся предлагается набор карточек (карточки-задания). Имеется другой набор карточек. Это карточки-ответы, их больше, так как есть ложные ответы. Ученик решает задание (аналогичное заданию, которое выполнял дома) и карточкой (ответом) накрывает соответствующий номер в специальной карте. Если все задания выполнены верно, то получается рисунок, чертеж и т.п.

    4. Приём «Найди ошибку»

    • развитие внимания, стремления к знаниям, умения анализировать, синтезировать, обобщать;

    • воспитание познавательного интереса к учебному предмету;

    • формирование навыков находить и устранять недочеты в решении.

    Описание: учащимся предлагаются задания с решениями, в которых допущены ошибки. Задача найти ошибки, исправить их.
    На этапе: актуализация опорных знаний.

    1.Прием «Викторина»

    • активизация внимания;

    • развитие смекалки, мышления, памяти;

    • развитие познавательного интереса к предмету.

    Описание: учитель заготавливает вопросы по пройденной теме и проводит опрос учащихся. За верные ответы начисляются баллы.

    2.Приём «Турнир»

    Описание: к доске вызывается несколько человек. Класс задает им теоретические вопросы по курсу пройденного материала. Вызванные ребята отвечают по очереди. Если кто-то не сможет ответить на вопрос, на него должен отвечать следующий игрок. За ответами следит весь класс, начисляются баллы, в конце игры выставляется оценка. Конечно, нельзя забывать и всем известные приёмы:

    3.Приём «Кто быстрее»

    4.Приём «Числовая мельница»

    5.Приём «Волшебные цепочки» и другие.

    Устные упражнения – одна из важнейших составляющих развивающего обучения. Устный счет на уроках математики может быть представлен разнообразными формами работы. Цели:

    • развитие вычислительных навыков;

    • развитие математической культуры, речи;

    • умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.


    На этапе: Погружение в тему.

    1.Приём «Анаграмма»

    • развитие логического мышления;

    • развитие внимания, стремления к знаниям;

    • развитие умения анализировать, синтезировать, обобщать;

    • поддержание интереса учащихся к учебному предмету.

    Описание: Учащимся предлагается решить анаграмму и исключить лишнее. Таким образом можно перейти к изложению нового материала.

    2. Ребусы, загадки, кроссворды.

    • развитие логического мышления;

    • развитие умения анализировать, синтезировать, обобщать;

    • поддержание интереса учащихся к учебному предмету.

    Описание: Учащимся необходимо разгадать ребус или отгадать загадку по теме урока.

    3.Кодирование.

    • развитие умения анализировать, синтезировать, обобщать;

    • развитие познавательного интереса.

    Описание: Учащиеся выполняют задания. Выписывают буквы, которые соответствуют найденным ответам. Получается слово (словосочетание) – тема урока.

    4.Приём «Диалог».

    • повышение активности учащихся;

    • воспитание уважительного отношения к товарищам , снятие конфликтности и напряжённости при изучении материала;

    • активизация творческого мышления на основе созданной проблемной ситуации.

    Описание: Учитель формулирует проблемную ситуацию, а учащиеся стараются решить эту проблему. Каждая команда имеет право задать учителю минимальное число вопросов с тем, чтобы извлечь из его ответов максимум информации по новой теме.

    5.Приём «Открытие».

    • активизация мышления учащихся;

    • воспитание самостоятельности, дисциплинированности, взаимопомощи и взаимоконтроля.

    Описание: Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе созданной проблемной ситуации и соревнования команд активизировать мышление учащихся, превратить весь процесс обучения в процесс активной поисковой деятельности и самостоятельных открытий.

    6.Приём «Соревнование художников»

    • развитие логического мышления, творческой активности, внимания, наблюдательности;

    • воспитание познавательного интереса к предмету.

    Описание: игру можно использовать как на уроках алгебры при изучении тем, связанных с функциями, так и на уроках геометрии. Ученикам предлагается нарисовать рисунок по заданным координатам на координатной плоскости или рисунок из геометрических фигур.

    7. Приём «Круговые задания»

    • активизация учебной деятельности;

    • развитие вычислительных навыков, смекалки;

    • воспитание уважительного отношения к одноклассникам.

    Описание: Игру можно проводить как эстафету. В одну команду входят все ученики, сидящие на первых партах, во вторую - сидящие на вторых партах и т.д. Учитель готовит карточки (по количеству парт). Ученики одной парты получают карточку и решают по одному заданию. После этого передают карточку на соседнюю парту. Выигрывает та команда, ученики которой раньше всех решат полученные задания.
    На этапе: закрепление и обобщение знаний
    1.Игры-задания (на отдельном этапе урока) :

    1. «Магические квадраты»

    2. Математический турнир

    3. Математическое лото

    4. Занимательные задачи

    5. Кроссворды

    6. «Цепочка»

    7. «Найди ошибку»

    2.Игровая организация учебного процесса (на весь урок):

    1. Урок-соревнование

    2. Урок-путешествие

    3. Урок-КВН

    4. Урок-аукцион

    5. Урок- спектакль

    6. Деловые игры

    Уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-игры в основном способствуют закреплению и расширению знаний и представлений, полученных на уроках, проходящих в классе с использованием заданий учебника.
    На этапе: Рефлексия.

    1.Плюс-минус - интересно

    • Развитие умения излагать свое мнение, оценивать свои достижения

    Описание: Учащиеся заполняют таблицу из трех граф. Это позволяет выявить, что усвоили учащиеся лучше, а что хуже. .

    2.Дерево успеха

    • осознание пройденного пути

    • сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

    Описание : учащиеся размещают на дерево листья: зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки

    3. Кубик

    • Развитие умения излагать свое мнение

    На каждой стороне кубика записано одно из предложений:

    1.  сегодня я узнал… 2.  было интересно…

    3.  было трудно… 4.  я выполнял задания…

    5.  я понял, что… 6.  теперь я могу…

    7.  я почувствовал, что… 8.  я приобрел…

    9.  я научился… 10.  у меня получилось …

    11.  я смог… 12.  я попробую…

    13.  меня удивило… 14.   урок дал мне для жизни…

    15.  мне захотелось…

    Описание: Учитель бросает кубик учащемуся - так определяется какое предложение он должен продолжить.

    4. Нарисуй свое настроение

    • Создание ситуации, способствующей анализу собственных действий, настроения

    Описание: Учащимся предлагается нарисовать «веселую фигуру» - всё хорошо, мне всё удалось или «грустную фигуру» - мне не всё удалось или у меня не получилось (можно по группам).

    5. «Мини-сочинение»

    Варианты: «Мое участие», «Мой вклад в урок», «Значение урока для меня», «Мои мысли о своем участии в деле», «Как я оцениваю результаты мероприятия», «Что мне дал этот урок».
    Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.   Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а учитывается, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику.  


    написать администратору сайта