Главная страница
Навигация по странице:

  • «Игровые технологии в дошкольных учреждениях»

  • Витебск, 2016

  • Сообщение игровые педагогические технологии. Игровые технологии в дошкольных учреждениях


    Скачать 31.17 Kb.
    НазваниеИгровые технологии в дошкольных учреждениях
    Дата19.11.2021
    Размер31.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСообщение игровые педагогические технологии.docx
    ТипДокументы
    #276434

    Министерство образования Республики Беларусь

    Учреждение образования «Витебский государственный университет

    имени П.М. Машерова»

    Институт повышения квалификации и переподготовки кадров

    Факультет переподготовки кадров



    СООБЩЕНИЕ


    по дисциплине педагогические системы и технологии

    «Игровые технологии в дошкольных учреждениях»


    Выполнил:

    Селезнёва Ирина Николаева

    специальность «Логопедия»

    группа №10
    Руководитель:

    Загорулько Р.В.

    кандидат педагогических наук,

    доцент






    Витебск, 2016

    Оглавление


    Введение 3

    1.Игровые технологии в образовательном процессе дошкольного учреждения 4

    1.1.Цель и задачи игровых технологий 5

    1.2.Виды педагогических технологий 6

    1.3.Функции педагогической игры 6

    Заключение 10

    Список использованных источников 11



    Введение


    Вопросами игры уделялось внимание в исследованиях психологов, педагогов, социологов, искусствоведов. Одним из первых обратил внимание на феномен игры Ф. Шиллер. Он рассматривал игру как один из действенных факторов формирования мировоззрения человека. Шиллер считал, человек в игре и посредствам игры творит себя и мир, в котором живет, что человеком можно стать, только играя. Г. Спенсер особое внимание обращал на упражняющую функцию игры. На значение игры как источника культуры обратил внимание нидерландский историк культуры Й. Хейзинга. По его мнению, человеческая культура возникает и развертывается в игре и как игра [3].

    Наибольший вклад в научное понимание и толкование феномена игры внесли такие западные философы и психологи как Э.Берн, Р.Винклер, Г.-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И.Е. Берлянд, Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Педагогическую игру, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности, руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономорев, С.А Смирнов, С.А. Шмаков и др.

    В работах Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания [4]. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов.

    Итак,игра- активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности.

    Для человека игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действий предметных, в предметах науки и культуры.
    1. Игровые технологии в образовательном процессе дошкольного учреждения



    В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств по реализации образовательного процесса в дошкольном учреждении.
    Ценность педагогической технологии в том, что она:
    - конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;
    - создает условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
    Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.

    В дошкольном возрасте происходит развитие произвольных форм внимания, памяти. Дети этого возраста запоминают лучше то, что вызывает у них интерес и эмоциональный отклик. В условиях игры это сделать гораздо легче.

    Именно поэтому основными формами образовательного процесса в дошкольных учреждениях является игра, занятие [5].

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем, чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверен в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

    Лихачев Б.Т. говорит об игровой технологии как о совокупности психолого‐ педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; называет ее «организационно‐методический инструментарий педагогического процесса».

    По мнению Беспалько В.П., игровая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса. Социальная и психологическая ценность дошкольного детства Академик, член‐корреспондент Российской академии образования Монахов В.М. понимает под игровой технологией продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для детей [1, с. 128].

      1. Цель и задачи игровых технологий



    Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования компетенций у дошкольников.

    Ее задачи:

    1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности во владении той или иной компетенцией.

    2. Подобрать средства активизирующие деятельность детей, повышающие ее результативность.

    Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

    1. Технологичная схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

    2. Научная база – опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.

    3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

    4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

    5. Эффективность – должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

    6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях[4].

    Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:

    - отбору, разработке, подготовке игр;

    - включению детей в игровую деятельность;

    - осуществление самой игры;

    - подведению итогов, результатов игровой деятельности.

    Главные признак педагогической игры в игровой технологии – четко поставленная цель обучения и соответствующие ее педагогические результаты, характеризующиеся учебно - познавательной направленностью.

      1. Виды педагогических технологий



    Виды педагогических игр разнообразны.

    Они могут различаться:

    По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные и т.д.;

    По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

    По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами устанавливаемыми по ходу игры, игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода.

    По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.

    По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т.д.


      1. Функции педагогической игры



    Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученье во многом зависят от понимания педагогом функций педагогических игр. Функция игры – ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

    1. Социокультурное назначение игры. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социальноконтролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

    2. Функция межнациональной коммуникации. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

    3. Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результата, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

    4. Коммуникативная игра. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит воспитанников в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество – коллектив, выступающей применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.

    5. Диагностическая функция игры. Диагностика – способность распознавать. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле самовыражения».

    6. Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре.

    7. Функция коррекции в игре. Психологическая коррекции в игре происходит естественно, если все обучающиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь детям с особенностями поведения, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

    8. Развлекательная функция игры. Развлечение – это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т.е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность [2].

    Таким образом, реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; игровой материал используется в качестве ее средства; успешное выполнение дидактического задания связано с игровым результатом.

    Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Дети дошкольного возраста, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, легче усваивают материал любой сложности.


    Заключение



    Игра имеет большое значение в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы и социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е.А. Аркин называл их психическим витамином.

    Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Игра присутствует не только в свободной деятельности, но и на любом занятии с детьми дошкольного возраста есть игровой момент, чтобы заинтересовать детей и решить, поставленные воспитателем задачи.

    Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.

    Каждая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая.

    Таким образом, своевременное и правильное применение различных игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач, поставленных педагогом в образовательном процессе.

    Прогрессивное, развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной.

    Список использованных источников





    1. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром: Практико‐ориентированная монография/ О.В. Дыбина. – М: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.

    2. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования/ В.С. Кукушин, А.В. Балдырева- Вараксина. – М.: ИКЦ «Март», 2005. – 592с.

    3. Методические рекомендации/ под общ. ред. В.М. Паниной [и др.]. – Кемерово: ГУО «КРИРПО», 2007. – 94с.

    4. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий/ Т.М. Михайленко// Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф., Челябинск, октябрь 2011 г.: Т. I. — Челябинск, 2011. — С. 140-146.

    5. Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования [Электронный ресурс]: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 29 декабря 2012г., № 146// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь/ Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.


    написать администратору сайта