Главная страница

Халиф. Именно в Халифатах впервые получила распространение рукописная книга, сменившая пергаментный свиток


Скачать 16.87 Kb.
НазваниеИменно в Халифатах впервые получила распространение рукописная книга, сменившая пергаментный свиток
Дата28.05.2020
Размер16.87 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаХалиф.docx
ТипКнига
#126301

1.

Именно в Халифатах впервые получила распространение рукописная книга, сменившая пергаментный свиток. Развитию книжного дела способствовало знакомство арабов с секретом изготовления китайской бумаги, которая оказалась гораздо дешевле египетского папируса и производство которой было сразу же налажено арабами.
Именно арабы создали десятичную систему исчисления, положили начало алгебре и тригонометрии, научились определять географические широты и долготы, получили различные кислоты и спирт, которому дали название “алкоголь”.
Арабоязычная медицина в течение 8 веков занимала ведущее место в Средиземноморье. Она сохранила, дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные к периоду раннего средневековья.
Развитие медицинских знаний началось с перевода на арабский язык сочинений Гиппократа и Галена, затем в течение 9 и 10 вв. была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабских врачей.
В области теории болезни арабы развили древнегреческое учение о 4-х стихиях и 4-х телесных соках, при лечении внутренних болезней уделяли большое внимание установлению правильного режима, достигли высокого совершенства в приготовлении простых и сложных лекарств; в городах стали открываться аптеки.
2.

Развитие медицинских знаний началось с перевода на арабский язык сочинений Гиппократа и Галена, затем в течение 9 и 10 вв. была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабских врачей.

3.

Одним из крупнейших ученых средневековья и наиболее выдающимся врачом в мировой истории был ИБН СИНА, известный в Европе под именем Авиценна. Имя у него было очень длинным и состояло из 13 слов (Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн аль Хасан ибн Али ибн Сина), а жизнь очень короткой - он прожил всего 57 лет.
Родился Ибн Сина в 980 г. в небольшом селении Афшана близ Бухары. Отец его был человеком образованным и состоятельным, служил сборщиком податей в Бухаре. По делам службы он бывал в селении Афшана, там построил себе дом и женился.
Когда Ибн Сине было 5 лет, семья переехала в Бухару, там он начал посещать мусульманскую школу, где изучал коран и словесные науки. Очень рано проявил необычайные способности к наукам, которые не остались незамеченными. Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец взял его из школы и дальше он продолжал заниматься с приходящими на дом учителями. Он изучал логику, математику, геометрию, астрономию, особенно усердно занимался философией. Учение шло очень успешно и в 16 лет Ибн Сина достиг вершины изучаемых им наук.
Медициной Ибн Сина заинтересовался с 15 лет. Он прочел труды своих предшественников, в том числе Гиппократа и Галена, после чего занялся врачебной практикой. Лечил он бесплатно и толпы больных собирались по утрам к его дому, чтобы получить совет и помощь. Вскоре он стал известным врачом.
Через год, в возрасте 16 лет, Ибн Сина становится лейб-медиком при дворе султана, а в 17 лет излечивает тяжелобольного правителя Бухары эмира ибн Мансура, которого долгое время безуспешно лечили опытные врачи. В виде вознаграждения за это Ибн Сина получил разрешение пользоваться обширной библиотекой эмира “Хранилище мудрости”. В библиотеке были собраны огромные книжные богатства. Книги по каждому разделу знаний находились в отдельных комнатах и хранились в сундуках. Возможность пользоваться этой уникальной библиотекой сыграла большую роль в дальнейшем образовании Ибн Сины.
К 18 годам Ибн Сина становится выдающимся ученым своей эпохи. Наука поглотила его без остатка. Семьи Ибн Сина не имел и всю свою жизнь провел в научной работе, с книгами, в общении с больными и в окружении многочисленных учеников.
В 19 лет у Ибн Сины умер отец, и на его плечи легла забота о семье.
В этом же году умер вылеченный им когда-то правитель Бухары, и Бухарой стал править жестокий и мстительный султан Махмуд. Начались пожары, грабежи. Полностью сгорела уникальная Бухарская библиотека. В это время усилилось влияние ислама и город стал оплотом духовенства.

Свободомыслие Ибн Сины, его вольнодумные философские выступления, привели к жесточайшим преследованиям со стороны султана Махмуда. Положение его с каждым днем становилось все труднее, и на 21-м году жизни Ибн Сина, переодевшись в нищенскую одежду, тайком вынужден был покинуть родину.
Уезжая из Бухары, он даже не предполагал, что больше никогда туда не вернется и будет похоронен далеко на чужбине. Всю свою дальнейшую жизнь Ибн Сина, преследуемый султаном Махмудом, скитался из одного города в другой, от одного правителя к другому.
Судьба его круто менялась – несколько раз его дом подвергался разгрому, а сам Ибн Сина был арестован и посажен в крепость, где провел несколько месяцев. Однако невзгоды не сломили этого великого ученого – он продолжал работать. С рассветом он садился за свои труды, утром принимал больных, днем занимался с учениками, а до поздней ночи писал.
Непрерывный напряженный труд, преследования реакционного духовенства и султана Махмуда, жизненные лишения и тревоги подорвали здоровье Ибн Сины. После 12 лет скитаний он приехал в Иран, где в 1037 г. умер и где до сих пор сохранилась его могила. На месте могилы сооружен мавзолей с 12-ю колоннами, которые символизируют 12 научных дисциплин, над которыми работал и которые развивал этот великий ученый.
Умирал Авиценна в сознании и перед смертью произнес следующие слова: “Мы умираем, и с собой уносим лишь одно - сознание того, что мы не знаем ничего”.
Народное предание гласит: почувствовав приближение смерти, Ибн Сина решил победить ее. Приготовив 40 особых лекарств в сорока сосудах и призвав любимого ученика, он передал ему их, взяв слово, что тот после его смерти применит их в строгой последовательности. Когда Ибн Сина умер, ученик приступил к выполнению воли учителя.
Лекарства произвели чудесное действие. Тело Ибн Сины теряло старческую дряблость, оживало, молодело. Надо было применить последнее, сороковое лекарство. Но превращение мертвого Ибн Сины в прекрасного юношу, готового проснуться, настолько потрясло ученика, что он не смог совладать с волнением – сосуд с чудесным составом выпал из его рук и разбился.
Ибн Сина был необычайным человеком. Ученый-энциклопедист, философ, талантливый врач, одаренный поэт, он сумел показать, какие возможности таились в его народе, какую разностороннюю культуру он создал.
В Европе средних веков никого нельзя поставить рядом с ним ни по талантливости и трудолюбию, ни по объему разнообразных знаний. Современники называли его “Князь врачей”.
Наследие Ибн Сины велико и точно еще не определено. Известно, что он написал 456 сочинений на арабском языке и 23 - на таджикском, многие из них - многотомные.
Трудно перечислить все области знаний, в которых Ибн Сина оставил свои труды - легче перечислить те, которых он не касался. Астрономия и физика, химия и зоология, геология и география, поэзия и музыка - всюду Ибн Сина оставил свой след.
Но особенно велико значение его трудов в философии и медицине. Написанный им “Канон врачебной науки” - выдающееся произведение, которое формировало медицинское мышление врачей многих поколений.
“Канон врачебной науки”. Для того, чтобы понять величие основного медицинского труда Ибн Сины, чтобы представить знания того времени, следует забыть многое из того, что мы знаем, Надо забыть о том, что земля круглая, что она вращается, что сердце гонит кровь по телу, что существует два круга кровообращения и многое, многое другое.


написать администратору сайта