теории возникновения государства. теории. Инцестная (половая) теория теория кровосмешения представители
Скачать 30.86 Kb.
|
ИНЦЕСТНАЯ (ПОЛОВАЯ) ТЕОРИЯ / ТЕОРИЯ КРОВОСМЕШЕНИЯ Представители: Клод Леви-Стросс (1908-2009) [16]. Суть теории. По мнению К. Леви-Стросса, исходным социальным фактором в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновения государства явился существовавший в первобытном обществе запрет инцеста. Для реализации этого запрета необходимы были специальные органы внутри родовой общины, которые следили бы за соблюдением запрета, применяли жёсткие меры наказания к тем, кто его нарушал, а также устанавливали связи с другими общинами для обмена женщинами. Эти контрольные органы и стали прообразом будущей государственной организации. Достоинства инцестной (половой) теории. Леви-Стросс исходил из непреложного исторического факта, наличие которого нельзя опровергнуть, а именно того, что общество от эндогамных половых отношений постепенно перешло к экзогамной форме брака. Правильно указывается, что переход общества к экзогамии был выдающимся рубежом в развитии человечества. Запрет инцеста был выходом общества из длительного исторического периода его развития, показавшего, что кровосмешение ведёт к вырождению рода, ставит его на грань гибели, что отказ от права иметь женщину своей группы может устранить эту гибельную опасность. Верно, что сам по себе этот запрет не исполнялся всеми членами первобытного общества добровольно и во многих случаях необходимо было применять принуждение. Недостатки инцестной (половой) теории. Не принимается во внимание момент, что не только в особенностях воспроизводства человека заключен прогресс человечества в целом. Вызывает сомнение, что переход общества к запрещению инцеста был сознательным. Вряд ли люди представляли себе всю цепочку негативного действия кровосмешения. ТЕОРИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ Представители: Татьяна Васильевна Кашанина (рож. 1949 г.). Суть теории. Основой теории специализации является следующий тезис: закон специализации – это всеобщий закон развития окружающего мира. При переходе к производящей экономике, со временем производственный труд стал специализироваться. Первым видом кардинальной специализации труда стала экономическая специализация.Уже начальные разновидности экономической специализации (отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, появление торговли) дали мощный толчок развитию как самого производства, так и общества в целом. Во-первых, возрос интеллектуальный багаж общества: специализированное освоение видов производства происходило на качественно новой высоте. Во-вторых, в результате повышения производительностистал накапливаться общественный продукт сверх того, что необходимо было для потребления самим производителям. В-третьих, усложнились взаимоотношения между членами общества или неизмеримо увеличился социальный объём, т.е. сотрудничества, взаимосвязи между людьми. Все это позволило перейти к дальнейшей специализации труда. И она произошла, но специализация труда уже вышла за рамки сферы производства, хотя в самой сфере производства процесс специализации продолжал набирать обороты. Появилась потребность в труде управленческом или организаторском. Это второй вид кардинальной специализации – политическая специализация. Политическая специализация стала происходить постепенно. Сначала образовались вождества, но они принципиально не отличались от существовавших ранее органов управления первобытного общества. Когда произошел новый подъём экономики, то вождества перестали удовлетворять нужды общества. Произошел кардинальный скачок: возникло государство. Государство – это результат возникновения, наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией), специализации в сфере управленческой (политической специализации). В пределах каждого вида кардинальной специализации труда происходит несколько крупных общественных разделений труда. Не составляет в этом плане исключения и политическая специализация. В политической сфере произошли три крупных общественных разделения труда: законодательная, исполнительная иправоохранительная деятельность. Эти три разновидности управленческой специализации появились не сразу. Как мы знаем из истории, сначала область государственного управления была неразделимой. Затем управленческая деятельность начинает обособляться по уровням, и государственный аппарат уже представлял собой лестницу с несколькими ступеньками, которые занимали различные должностные лица. В дальнейшем в политической сфере или сфере государственного управления выделилась судебная деятельность. Гораздо позднее произошло образование таких государственных органов, как парламенты, взявшие на себя профессиональное осуществление законодательной деятельности. Исполнительные органы государственной власти, ранее соединявшие в своих руках все нити государственного управления (и судебные функции, и функции законодательные) и поэтому не выделявшиеся в особую группу, стали иметь определенную компетенцию и сосредоточились на собственно исполнительной деятельности, т.е. деятельности, связанной с претворением законодательных норм в жизнь. Позже, уже после возникновения государства, происходит третье кардинальное разделение труда: выделяется идеология как самостоятельный вид человеческой деятельности или происходит идеологическая специализация. Накопление обществом богатства позволило произойти и четвёртому кардинальному разделению труда: обособляется в особый вид деятельности наука. В качестве самостоятельного профессионального вида деятельности наука стала выделяться с XV в. Достоинства теории специализации. Теория специализации универсальна, т.е. пригодна для объяснения процессов государствообразования всех стран и народов, в каком бы регионе они ни находились. Сущность кризисной теории возникновения государства Основоположником кризисного подхода в государствообразовании считают А.Б. Венгерова. Первоначальную форму экономической жизни людей можно назвать экономикой присвоения. В этот период человек жил за счет того, что дала ему природа. Главными его занятиями были охота, рыболовство, собирательство. Основными орудиями, с помощью которых люди присваивали дары природы, становились подручные материалы: палки, камни, веревки. Однако природа не всегда была благосклонна к людям. Очень быстро человек понял, что для выживания необходимо объединяться в группы: так легче защитить себя от врага, собирать дары природы в общий котел выгоднее. Так появилась родовая община. Родовая община основывалась на кровном родстве. В ее состав входило несколько поколений: престарелые родители, их взрослые дети, их внуки. Люди, входившие в нее, вели общее хозяйство. Родовые общины молодоженов сливались в родовое племя или племенной союз. Такое слияние было обусловлено не только кровным брачным союзом молодых, но и соображениями безопасности, экономической выгоды, перспективами совместной охоты. Уже эти социально-экономические процессы в обществе можно считать начальной формой кризисной теории становления государства. Однако здесь еще не существовало единого управляющего органа, в руках которого была бы сосредоточена власть. В общине власть имела общественный характер, источником власти являлась сама община, функции власти были распределены между участниками общины по половозрастному принципу. В период 10-12 веков до нашей эры начался глобальный климатический кризис, в результате которого исчезли многие растения и животные. Люди оказались на грани вымирания: они лишились природных источников пищи. Остро встала необходимость перехода к производящему типу экономической деятельности. Люди стали учиться выращивать сельскохозяйственные культуры, домашний скот, изготавливать орудия труда и предметы быта. Стали появляться первые земледельческие и скотоводческие хозяйства, на базе которых образовались первые цивилизации. Процветание цивилизации было обусловлено активным развитием производящей экономики, усложнением процесса организации производства, появлением управленческих функций в организации труда. Труд человека стал нормированным, а результат труда оценивался. Так, кризисный период в экономике привел к расслоению первобытного общества на классы. Классовый характер социально-экономической жизни свидетельствовал о возникновения государственности. Плюсы кризисной теории возникновения государства Достоинствами кризисной теории образования государства являются: Обнаружение предпосылок к возникновению государственности еще в эпоху первобытнообщинного строя. Учет как социально-экономических, так и природных факторов. Комплексный подход к пониманию кризиса (климатический кризис, кризис использования орудий труда, социальный кризис и классовое разделение общества). Учет как макрофакторов, так и микрофакторов в процессе становления государственности. Подробное рассмотрение организационных и управленческих функций производства, в которых автор усматривает сходство с функциями органов государственной власти. Автор концепции описывает процесс становления государственности через кризисные периоды, которые испытывало абсолютно все население, в его концепции нет привязки к истории становления конкретного государства. Рассматривание перехода к производящей экономике в качестве движущей силы развития государствообразования. Недостатки кризисной теории образования государства Несмотря на ряд преимуществ, кризисная теория возникновения государства имеет некоторые недостатки: Теория охватывает несколько временных эпох, описывая длительный путь развития человечества. Концепция не указывает на стремление людей к государственности. Социально-экономические процессы обусловлены стремлением людей выжить, а не сформировать единое государство. Положения теории раскрывают не сам процесс образования государства, а предпосылки к этому. Теория не раскрывает управленческие функции органа государственной власти, в ней упоминается только возникновение управленческих структур в трудовой сфере. Однако трудовая сфера и государственное управление не являются полностью тождественными структурами. Теория не оригинальна: усматривается сходство данной теории с ирригационной концепцией возникновения государства. Заключение Известно, что до момента возникновения государства, жизнь людей была организована в соответствии с принципами первобытного общества. Переходной формой между первобытным обществом и цивилизованным государством считается родовая община. На смену ей пришло цивилизованное государство, основными признаками которого стали суверенитет, ограниченная территория, наличие государственной символики и единого органа государственной власти. Кризисная теория возникновения государства вполне логично описывает длинный путь исторического развития общества. Данная теория имеет много достоинств, главными среди которых можно назвать обобщенный характер изложения, учет не только социально-экономических, но и природных факторов. Конечно, теория имеет и некоторые недостатки. Но именно они послужили стимулом для исследователей в разработке других подходов к объяснению возникновения государственности. ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Дуалистическая теория происхождения государства представлена фактически двумя теориями: (1)Дуалистической теорией Георга Еллинека и (2) дуалистической теорией В. С. Афанасьева и А. Я. Малыгина302. Начнем рассмотрение дуалистической теории происхождения государства предложенной Георгом Еллинеком. 1. Дуалистическая теория происхождения государства. Одним из ведущих представителей данной теории был профессор Гейдельбергского университета Георг Еллинек (1851-1911)303. Дуалистическая теория происхождения государства была ведущей в либеральном государствоведении XIX-XX века. Сторонники этой теории пытались соединить юридическую концепцию государства с социологическим направлением в правоведении. Суть теории. Телеология (греч. telos — за вершение, цель; teleos — дос тигший цели и logos — уче ние) — учение о целесооб разности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Термин введен немецким философом Вольфом в 1740 г., однако основы телеоло гии, как парадигмальной ус тановки в философии были заложены еще в античности в качестве антитезы механи ческому натурфилософ скому детерминизму.Телеологический подход -целевое объяснение поведе ния человека и всех социаль ных явлений. Государство в социологическом аспекте - есть «снабженное первоначальной властью господства союзное единство оседлых людей». Государство - это явление социально – психологическое и юридическое одновременно, т.е. государство особое общественное образование и правовое явление. Существует два метода познания государства: социологический, или социальный, и юридический. Феномен субъективного сознания государства не представляется единым и принадлежит, с одной стороны, к сфере сущего, с другой - к сфере должного. Отсюда и формируются два метода познания государства. Социологический метод, писал Г. Еллинек, рассматривает государство в его эмпирическом существовании: возникновении, развитии и взаимосвязи с другими социальными явлениями. Георг Еллинек понимает государство преимущественно как социально - психологическое явление. В социально-психологическом плане государство сводится к соотношениям воль властвующих и подвластных. Вся государственная власть основана на повиновении подданных. Первичными составными элементами государства выступают индивидуальная психика и индивидуальное сознание, волевые отношения властвования, или политические отношения. Их единство достигается телеологически, т.е. через принцип цели, общей множеству субъективных сознаний и осуществляемой посредством государственной организации. 455 Целевое единство Г. Еллинек называл союзным. И государство в социологическом аспекте есть «снабженное первоначальной властью господства союзное единство оседлых людей». Г. Еллинек сформулировал идею «легитимации государственной власти», ее признания подвластными, укоренения в общественном мнении как социально-психологической основы государственного порядка. Юридический метод означает исследование государства в отношении долженствования, противопоставленного эмпирическому его существованию. Государство и его элементы (территория, насилие, государственная власть, суверенитет, органы государства, его функции и формы) выражаются в нормативных положениях, вне связи с социальным содержанием. Юридическое понятие государства - «снабженная первоначальной властью господства корпорация или юридическая личность оседлого народа». Государство и государственное право рассматриваются с позиций юридического позитивизма. Георг Еллинек рассматривал надклассовый характер государства, отстаивал либеральный политический режим, критиковал социализм как систему, якобы несовместимую со свободой человека. Он отрицал объективный характер государства и видел в нем лишь феномен субъективного сознания. Еллинек, защищая принципы буржуазного либерализма, сформулировал концепцию самоограничения, связанности государства, созданным им внутригосударственным правом и определенными нормами международного права. Деятельность государства должна регулироваться юридическим нормами, которые принимаются и изменяются в установленных правом формах. Нормы права обязательны для органов государства и для государства в целом и, следовательно, связывают их 456 деятельность. Правовые нормы гарантируют права и свободы граждан. Политическая власть, из голой фактической силы, превращается у него в правовую, осуществляемую в установленных правом границах. Фактически Г. Еллинек создал юридическую теорию познания государства. От теории происхождения государства Г. Еллинек переходит к идее «правового государства» и создает Концепцию самоограничения государства правом. Согласно этой концепции государство создает право и само эти правом ограничивается. Государство изображается в правовых категориях, раскрывая взаимоотношения между гражданами и органами государства. Именно государство создало для них правовую основу (система субъективных публичных прав). Теория самоограничивающегося государства была направлена на защиту буржуазной законности, против полицейско-бюрократического произвола. Юридический подход к изучению происхождения и развития государства, предложенный Г. Еллинеком, оказал большое влияние на многих западных государствоведов ХХ столетия (Ганс Кельзена, Жорж Бюрдо и других). Однако применительно к Германии, Австрии и тем более России второй половины ХIХ века, не говоря уже об авторитарных режимах ХХ столетия, данная концепция была скорее буржуазно-либеральным идеалом, нежели отражением действительности. Оценка теории: Положительные черты. Дуалистическая теория Г. Еллинека отражает объективную двойственность государства, как аппарата управления, регулирования, защиты и подавления, действующего в социуме. На основании своей дуалистической теории происхождения государства Г. Еллинек показал правовой аспект государства и 457 объективную потребность возникновения и развития правового государства. Термин «государство» обычно употребляют в двух значениях. Вшироком смысле он понимается как страна, общество, расположенное на определенной территории и управляемое органами высшей власти. Вузком смысле - это исторически сложившаяся организация, обладающая верховной властью на данной территории. Государство - основной институт политической системы, осуществляющий управление обществом, охрану, т.е. социальнопсихологический аспект и юридический присутствуют на всем протяжении существования государства. Отрицательные черты Дуалистическая теория Г. Еллинека была внутренне противоречивой, так как соединяла противоположные методы. Кроме социально-психологического и юридического аспекта Георг Еллинек не рассматривает другие аспекты, повлиявшие на возникновение государства. Вдальнейшем на ее основе выделялись, с одной стороны, «чистая» юридическая теория государства (Г. Кельзен), а с другой - социологопсихологическая теория государства и государственного права. Пытаясь примирить формально-догматическую юриспруденцию с социологическим направлением и философией государства, многие современные идеологи (Г. Навяски, Ж. Бюрдо, Г. Хельфриц, Э. Кюхенхоф, Г. Кюхенхоф и др.) разделяют с незначительными поправками плюралистический подход Г. Еллинека к государству. Именно Г. Еллинек (вместе с представителями юридического позитивизма К. Гербером, П. Лабандом и др.) пытался с помощью понятия государства как полновластной суверенной «личности субъекта» 458 опровергнуть демократическую теорию народного суверенитета. Тем самым его учение способствовало насаждению культа государства в политическом сознании немецкого народа и, следовательно, играло в определенной мере антидемократическую роль. Георг Еллинек (1851 – 1911 гг.), выдающийся немецкий ученый, государствовед, крупнейший правовед представитель юридического позитивизма, основоположник немецкой социологии права; профессор университетов в Вене (с 1883), Базеле (1889) и Гейдельберге (с 1891)304. Георг Еллинек - основатель теории не суверенных государств (теория неограниченного, полного суверенитета; унитарная, централистская теория федерализма), согласно которой на всей территории единого государства может существовать только один суверенитет. Государства, вошедшие в федерацию, или присоединенные к империи, хотя и сохраняют определенный объем власти, в то же время полностью утрачивают суверенитет. Он также выдвинул прогрессивную в его время концепцию самоограничения государства изданными им правовыми нормами, определял государство как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав. Г.Еллинек считал, что государство следует изучать одновременно как особое общественное образование и как правовое явление. Соответственно, его учение имело две стороны: социальную и правовую. Поэтому Еллинека часто называют основоположником немецкой социологии права. В своих трудах он впервые во всей полноте исследовал юридическую проблему прав человека и гражданина, смог выработать научную систему субъективных публичных прав и создать их юридическую классификацию. Он стал первым из ученых, кто вскрыл значение проблемы субъективного права во всех областях права публичного. Одной из широко известных работ Г. Еллинека было эссе, написанное в 1895 года о Декларации прав человека и гражданина, в котором он развил идею об универсальности теории прав человека. Он рассматривал Декларацию прав человека и гражданина, а также Великую французскую революцию, как ключевые события политической истории XIX века, не в рамках чисто французской традиции, а как аналог революционных идей и движений в Англии и США. Учение Еллинека о государстве и праве было широко известно помимо Германской империи и Австро-Венгрии, также в Российской империи и Японии. В целом, оно оказало большое влияние на мировую юридическую науку начала XX века. 2. Дуалистическая теория происхождения государства. Представители: проф. В. С. Афанасьев и проф. А. Я. Малыгин, Суть теории. Дуалистическая теория В.С. Афанасьева и А.Я. Малыгина раскрывает два варианта происхождения государства, считая их основными, два основания для возникновения и развития государства. 1 вариант. Государство формируется на основе сложившегося в первобытном обществе аппарата управления. 2 вариант. Государство возникает в результате появления частной собственности, экономического неравенства и антагонистических классов. Дуалистическая теория рассматривает возникновение государства в различных регионах земли, Но в отличие от кризисной теории она говорит о двух путях возникновения государствавосточном (азиатском) и западном (европейском). Восточный путь возникновения государства рассматривается как универсальный, поскольку считается характерным для государств Азии, Африки и Америки, а западныйкак уникальный, ибо присущ только европейским государствам. Главная особенность восточногопути возникновения государства в том, что государство формируется на основе сложившегося в первобытном обществе аппарата управления. В зонах поливного земледелия (а именно там возникали первые государства) существовала потребность в строительстве сложных ирригационных сооружений. Это требовало централизованного управления и создания специального аппарата, т.е. органов, должностных лиц, которые бы это управление осуществляли. Органы общественного управления и соответствующие должности создавались для выполнения и некоторых других функций (например, для управления особыми резервными фондами, отправления культов и т.д.). Постепенно должностные лица, выполнявшие функции общественного управления, превращались в привилегированную замкнутую социальную прослойку, касту чиновников, ставшую основой государственного аппарата. Для западного пути возникновения государства характерным считается то, что ведущим государствообразующим фактором здесь было 461 разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю, скот, рабов и другие средства производства. Оценка теории: теория раскрывает два способа возникновения государства, оба объективны и реальны. Положительные черты. Оба способа иллюстрируются и доказываются реально существовавшими фактами. Отрицательные черты. Не рассматриваются другие теории и аспекты возникновения государства. Авторы: А.Я. Малыгин – профессор кафедры государственно-- правовых дисциплин, доктор юридических наук, профессор; В.С. Афанасьев доктор юридических наук, профессор Оба автора работают на кафедре государственно-правовых дисциплин в Академии управления МВД России |