семинар 17.12.20. Возникновение и развитие феодального государства и права. Франкское государство
Скачать 263.57 Kb.
|
Возникновение и развитие феодального государства и права. Франкское государство. Куманяева Екатерина Ю-В-20 Становление феодализма и возникновение феодального государства. Падение Западной Римской империи - начало эпохи средних веков, которая продолжалась с V по XVII в. На смену рабовладельческому государству и праву пришло феодальное государство и право. Зачатки феодализма появились еще в позднеримском обществе и древневосточных государствах. Переход был постепенным и растянулся на 7-8 веков. Не все народы прошли через стадию феодализма (Африка, Австралия). Распространению феодализма и феодального государства и права способствовали феодальные войны, крестовые походы, позже - колониальные захваты. В ряде государств феодализм просуществовал вплоть до ХХ в., но в мировом масштабе переход к капиталистической системе произошел в период XVII - XVIII вв. благодаря буржуазным революциям. Переход к феодализму связан с развитием феодальной собственности на землю. Именно поземельные отношения определяли характер политического строя и сущность государства и права. Земля - основное условие производства - не была собственностью тех, кто на ней трудился, но феодально-зависимый крестьянин в отличие от раба располагал собственным хозяйством и орудиями труда. Для феодализма характерно сочетание частной и государственной собственности с мелким крестьянским хозяйством. Сущность феодализма: феодал владеет землей, а крестьянин в зависимости и платит за пользование землей ренту (виды: отработочная, продуктовая, денежная). Зависимость определялась внеэкономическим принуждением, которое осуществлялось с помощью правовых и политических средств. Два основных пути перехода к феодализму: Из рабовладельческого строя: в результате кризиса рабовладельческого хозяйства и распада механизма политической власти рабовладельцев (Западная Римская империя) или в ходе длительной эволюции многоукладной экономики с постепенным ростом феодального частного и государственного землевладения, укреплением политической власти феодалов (Византия). Из разложения родоплеменного строя в связи, как правило, с переходом к оседлому земледелию, что вызвало развитие частной собственности на землю и стремление к захвату новых территорий; имелся рабовладельческий уклад, но не получил развития (Европа, арабы). Для феодального строя характерно наличие различных социальных прослоек, но основные – феодалы, выступающие субъектами права частной или государственной собственности на землю и претендующие на получение соответствующей доли ренты-дохода; и феодально-зависимые крестьяне, ведущие мелкое хозяйство и вынужденные благодаря существующей системе внеэкономического принуждения отдавать значительную часть полученного ими продукта господствующему классу. Различия в праве, поэтому не просто классы, а классы-сословия. Сословный строй получил большое развитие в Европе; на Востоке в большей мере кастовые, племенные, национальные деления, которые тоже получили правовое закрепление. Правовое положение определялось по принципу иерархии. Иерархически-сословная структура оказывала воздействие на распределение ренты внутри класса феодалов и на саму политическую организацию и государственное устройство. 2. Развитие политической системы феодального общества. Политическая система феодализма определялась тем, что власть была непосредственно связана с земельной собственностью, выступала в качестве её атрибута. Например, поместная форма землевладения была связана с экономической децентрализацией и вызвала политическую раздробленность (Европа X-XI вв.). В политической системе феодализма были города, сельские общины, церковь. Города - это особые корпоративные единицы, в них существовали профессиональные и иные замкнутые ассоциации граждан. В Западной Европе у городов была политическая и правовая автономия, самоуправление. Сельская община в первоначальной форме (марка) просуществовала до X в., но затем она испытала второе рождение, как объединение крестьян, имеющих индивидуальное хозяйство, но выступающих за сохранение коллективной организации из-за необходимости коллективной защиты своих интересов перед сеньором. Община удержала лишь минимальные административно-хозяйственные функции и практически не принимала участия в осуществлении политической власти. Церковь - крупный земельный собственник, оказывавший огромное влияние на идеологическую и духовную жизнь. В ведении церкви была не только духовная сфера, но и политическая. Церковь имела ряд прерогатив и юридических привилегий, оказывала большое воздействие на государственни правовую жизнь.В отношениях церкви и государства происходило развитие двух тенденций, возникщих еще в процессе христианизации Римской империи IV в.- папизма, который исходил из приоритета духовной власти над светской и цезарепапизма, обосновывавшего приоритет светской власти над церковью. Главный институт в политической системе феодального общества - государство. Даже в периоды глубокой децентрализации и упадка оно – основная политическая организация феодалов и претендует на роль представителя общества в целом. Государство осуществляло и некоторые общесоциальные функции, как и ранее, но сущность в том, что оно являлось основным гарантом феодальной формы поземельной собственности и инструментом реализации политической власти феодалов. По формам правления, государственного устройства и методам политической власти феодальные государства отличались разнообразием, но явное преобладание было у монархической формы правления. Республика - редкое явление, представленное главным образом городскими республиками в Европе. Формы государственного устройства в эпоху феодализма как централизованные, так и децентрализованные. Наблюдались крайние степени политической децентрализации: "частный", а не "публичный" характер государственной власти особенно типичен для раннего и развитого феодального общества в странах Европы, где они нашли выражение в фактическом распаде феодальных монархий и в возникновении сложных отношений сюзеренитета-вассалитета. В странах Востока наблюдалась государственная централизация - как по традиции, так и в силу хозяйственной необходимости, хотя и здесь имели место центробежные тенденции. Методы и формы осуществления политической власти различны, но демократические методы управления не имели под собой при феодализме социальной почвы и получили крайне незначительное распространение (как пережитки военной демократии в раннефеодальных монархиях и на уровне общинного и городского самоуправления). Но даже городским республикам в период феодализма были свойственны не демократические, а автократические и олигархические формы политической жизни. Сама система внеэкономического принуждения, сословная иерархия, бесправие народа порождали такие черты феодального политического режима как произвол и жестокость государственной власти на всех уровнях. Это находило выражение в насилии по отношению к крестьянству и городским низам, в личной и имущественной незащищенности зарождающейся буржуазии. История государства в эпоху феодализма делится на ряд этапов: Раннефеодальные монархии (V-IX вв.) возникают в период становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группируется вокруг политически укрепившейся королевской власти и создаются относительно крупные феодальные государства. Сеньориальная монархия (X-XIII вв.) возникает в период расцвета феодального способа производства и господства натурального хозяйства, которые повлекли за собой феодальную раздробленность. Это сопровождалось переходом власти от короля к отдельным феодалам, к организации государственной власти на основе вассальных отношений. Сословно-представительная монархия (XIV-XV вв.) возникает в период развития товарно-денежных отношений и роста городов, что обусловило консолидации сословий и способствовало централизации государства и возвышению королевской власти. Абсолютная монархия (XVI-XVII вв.) возникает в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений, упадка феодальной олигархии и формирования буржуазии, когда королевская власть, как бы возвышаясь над обществом, но опираясь прежде всего на феодальные силы, предпринимает последнюю попытку предельно централизовать и тем самым укрепить феодальное государство. Основные черты феодального права. На всех этапах развития феодального государства право выражало прежде всего интересы феодалов и выступало как право-привилегия. Несмотря на все негативные черты феодальное право было более развитым, чем право рабовладельческого строя, и способствовало развитию более прогрессивных общественных отношений, хотя по своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности, юридической технике оно во многих отношениях уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого права, особенно римскому праву. В странах Европы феодальное право исторически было первым правом и прошло через все простейшие ступени в процессе своего становления, начиная с т.н."варварского" права. В последующем его развитие носило замедленный характер, что способствовало консервации правовых обычаев, правового формализма и связанных с ним примитивных юридических процедур. Феодальное право прежде всего оформляло юридически строй поземельных отношений и будучи своего рода "принадлежностью" земельной собственности было важным средством принуждения крестьян к труду на отдельного сеньора или на феодальное государство в целом. Отсюда оно всегда несло на себе печать грубой силы, выступало как "кулачное" право. Особенность феодального права состояла в том, что оно в ряде случаев открыто признавало прямое и непосредственное насилие отдельных феодалов, в т.ч. и по отношению друг к другу, также правопорядок повсюду и всегда представлял собой организованное и систематическое насилие феодалов над народом, в первую очередь крестьянами. Специфической чертой феодального права была его раздробленность (партикуляризм). Правовые обычаи, которые в течение всего средневековья сохраняли свое значение одного из важнейших источников права, имели первостепенное значение на уровне общины, отдельной местности, города и придавали феодальному праву весьма пестрый характер. В большинстве стран Европы даже с утверждением абсолютизма и принятием крупных кодифицированных актов правовой партикуляризм до конца не был преодолен. Феодальное право испытало на себе огромное влияние религии. Т.к. переход к феодализму совпал с оформлением мировых религий - христианства и ислама, то параллельно с ними возникли своеобразные "мировые" системы феодального религиозного права - каноническое право и шариат (мусульманское право). Эти правовые системы не ограничивались рамками одного государства, а носили экстерриториальный и персональный характер. В Европе действие канонического права не исключало параллельного развития светского права, складывающегося и действовавшего в рамках отдельных государств. На Востоке религиозные и персональные правовые системы выступали в качестве всеобъемлющего религиозно-нравственного и правового регулятора всех сторон жизни общества. В эпоху средневековья каноническое право играло большую роль в Европе. Определенное значение оно сохраняло и в последующее время. Большое влияние на каноническое право оказало римское право. Каноническое право было выработано церковью и называлось так поскольку его руководящие правила и нормы именовались канонами и утверждались на церковных соборах. Источники канонического права: Священное писание, постановления церковных соборов, нормативные акты пап (конституции, буллы, энциклики). Каноническое право регулировало не только внутрицерковные отношения. Церковным судам подлежали дела о браке и семье, лжесвидетельстве, клевете, подделке монеты и т.п., так как эти проступки светских лиц считались связанными с "грехопадением". Таким ообразом, каноническое право являлось совокупностью религиозно-правовых предписаний, регулирующих отношения внутри церковной организации, а также между церковью и светскими лицами. Рецепция римского права в Западной Европе. Потребности зарождающегося в недрах феодализма товарного производства не могли быть удовлетворены ни обычным правом, ни королевским законодательством в силу самой его феодальной природы. Это явилось причиной необычного в истории права явления - рецепции римского права, т.е. восстановления его действия в средневековой Европе, его второго рождения. После падения Западной Римской империи римское право практически прекратило свое существование, уступив место феодальным правовым обычаям. В варварских королевствах сохранились лишь отдельные его элементы. Причем галло-римское население пользовалось не самими римскими источниками, которые были забыты или утеряны, а специальным сборником упрощенного или "варваризированного" римского права, составленного в начале V в.по указанию короля вестготов Алариха. Этот сборник ("бревиарий Алариха") пользовался популярностью, но к началу X в. вышел из употребления. Центром возрождения римского права стали города-республики Северной Италии, которые переживали в XI в. экономический подъем и были наиболее развитым регионом Европы. Главную роль сыграли университеты Равенны, Болоньи и других городов, в которых изучались рукописи и началось преподавание римского права. Самый выдающийся - юридический факультет университета Болоньи, в котором обучалось ок.10 тыс.студентов практически из всех стран Европы. В нем сформировалась школа римского права, основанная Ирнерием (1055-1130), которая называлась школой глоссаторов. Римское право преподавалось не в классическом виде, а в обработке путем комментариев в тексте - глосс, которые писались на краях рукописи. Это делало римское право понятным для новой эпохи. Вскоре римское право стало применяться в судебной практике ряда западноевропейских государств, причем только в обработанном виде по принципу: "чего не знает глосса, того не знает суд". В XIV-XV вв. потребности развивающейся промышленности и торговли сделали необходимой дальнейшую обработку римского права, которое к этому времени было признано как действующее право во всех западноевропейских государствах (кроме Англии). Новое поколение итальянских юристов - постглоссаторов - использовало иную технику: составляли комментарии к текстам римского права, за которыми следовали вопросы вместе с их обсуждением, где обстоятельно анализировался данный текст. Они стремились вывести т.н. общее мнение ученых, и обработанное таким образом римское право стало рассматриваться как писанный разум. Но главное в деятельности постглоссаторов - согласование римского права с нормами средневекового канонического, городского и даже обычного права. В таком виде римское право стало проникать и в королевское законодательство. В целом рецепция римского права способствовала развитию прогрессивных тенденций в феодальном обществе, ослабляла сословные перегородки в феодальном праве, способствовала ослаблению его партикуляризма и готовила почву для торжества буржуазной формы частной собственности. Однако в рамках феодальных государств оно так и не смогло привести к внутреннему согласованию разнородных правовых элементов и обеспечить создание единых общенациональных правовых систем, которые сложились только после победы буржуазных революций. 5. Государство франков: 1) образование Франкского государства (центральное и местное управление); Исходным этапом в образовании Франкского государства было завоевание в 486 г. части Галлии салическими франками во главе с королем Хлодвигом из династии Меровингов (481 - 511 гг.). К 510 г. Хлодвиг становится властителем земель и повелителем единого королевства, простиравшегося от среднего течения Рейна до Пиренеев. Он приобретает право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения и др. При нем была записана Салическая правда - запись обычного права салических франков. Становление государства франков происходило сравнительно быстро. Во многом этому процессу способствовали победоносные войны и, как следствие, классовая дифференциация франкского общества. По своему типу государство'франков является раннефеодальной монархией. Оно несет в себе элементы старой общинной организации и учреждений племенной демократии, поскольку возникло в обществе, вступавшем в эпоху феодализма в процессе разложения первобытнообщинного строя, минуя в своем развитии стадию рабовладения. Для такого общества характерны многоукладность (сочетание рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений) и незавершенность процесса создания основных классов феодального общества. В истории государства франков можно выделить два периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии: · с конца V в. до VII в. - монархия Меровингов; · с VIII в. по IX в. - монархия Каролингов. Центральные органы государственного управления Поскольку в государстве франков различия между общегосударственными вопросами и делами королевского дворца еще не проводилось, то главные управляющие королевским хозяйством - министериалы - стали приобретать значение высших должностных лиц государства и фактически возглавили государственное управление и суд. Наиболее важными министериалами были следующие: · палатный мэр, или майордом, - главный управитель королевского дворца, а затем глава королевской администрации. Обладатели этой должности упразднили ее после того, как сами заняли королевский трон; · дворцовый граф, или пфальцграф, - сначала наблюдал за королевскими слугами, в дальнейшем стал выполнять судебные функции (руководил судебными поединками, исполнением приговоров), затем возглавил дворцовый суд; · тезаурарий - государственный казначей, руководивший учетом материальных ценностей, поступавших в распоряжение короля; · маршал - начальник конного войска; · архикапеллан - духовный наставник короля, старший среди дворцового духовенства, участник королевского совета. Система местного самоуправления свободных франков постепенно замененялась системой назначаемых должностных лиц - уполномоченных короля. Главной территориальной единицей страны стал сельский округ (паги), включавший несколько сотен. В состав сотни входили общины (марки), первоначально представлявшие собой объединение дворов свободных крестьян по соседскому принципу и сохранявшие самоуправление: народные собрания сотен под председательством выборного сотника решали военные, административные и другие вопросы. Управление округом возглавлял граф, имевший в своем распоряжении военный отряд и командовавший ополчением паги. При правлении Меровингов выборных лиц заменяют назначаемые лица - центенарии на Севере и викарии на Юге. Они подчинялись графу и осуществляли его власть в пределах сотни. На границах страны были созданы герцогства, состоявшие из нескольких округов. Управление ими вручалось герцогам, которые были командирами местного ополчения. На них была возложена оборона границ. 2) общественный строй; Общественный строй франков можно представить по Салической правде — памятнику обычного права начала VI в. В нем отражен переход от родоплеменного строя к государству. Здесь нашли отражение такие новые общественные отношения как территориальные, или соседские, связи крестьян-общинников, подчинение свободных франков королю и его должностным лицам. Салическая правда закрепляла следующую социальную структуру франкского общества: светские феодалы в лице новой служилой аристократии; духовенство; свободные франки — крестьяне (основная масса населения страны), литы — полусвободные, галло-римлянине, рабы. Свободные франки занимались земледелием и жили соседской общиной — маркой. Именно они составляли основу социальной организации. Общее собрание полноправных членов общины решало наиболее важные вопросы. Только оно могло при согласии всех членов общины принять в свой состав нового жителя деревни; также и по приказу короля любой мог поселиться на общинных землях.Пахотная земля находилась в коллективной собственности марки. Верховные права на эту землю сохраняла вся крестьянская община в целом, но она уже не перераспределялась, а находилась в наследственном пользовании каждого отдельного крестьянина. Свой надел франк не мог отчуждать, в случае его смерти земля переходила к сыновьям. Община отвечала за убийство на ее территории. Сородичи обязывались платить штраф за правонарушения своих родственников. Король проводил смотр ополчения.Личная собственность крестьянина-франка в те времена состояла обычно из дома, скота, приусадебного участка..Следует иметь в виду, что Салическая правда в статьях об общине фиксирует уже новые общественные связи: родовая община, основанная на кровном родстве, заменяется общиной соседской (маркой). Община-марка явилась основой хозяйственной и социальной организации франкского общества.Пребывание в общине-марке не являлось обязанностью: ее член мог выйти из общины путем так называемого отказа от родства. Для этого было необходимо на заседании суда сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать их в четыре стороны и сказать, что отказываешься от сопряжничества, наследства и от помощи сородичей (титул X ). Выход из общины путем отказа от родства был выгоден наиболее богатым и могущественным людям.Салическая правда содержит положение об аллодах — участках земли, принадлежащих их владельцам на праве частной собственности. С каждым годом аллодов становилось все больше. В королевстве появился слой новой служилой знати, представители которой получали от короля земли на праве аллода.Эта знать постепенно превращалась в крупных землевладельцев — феодалов. Крупными собственниками стали приближенные короля, его чиновники (графы, сацебароны), его дружинники (антрустионы). Салическая правда выделяет их из остальной массы франков, особо охраняя их жизнь тройным вергельдом (штрафом в 600 солидов за убийство) и создавая из них наряду с духовенством привилегированное сословие служилой аристократии.Общинная собственность франков на значительной части территории страны уступила место аллоду. В то же время наблюдался процесс постепенного установления зависимости от светских и духовных феодалов свободного крестьянского населения.Одновременно с ростом крупного землевладения и закрепощением крестьянства шел процесс усиления личной власти крупных магнатов путем предоставления им так называемых иммунитетов (королевских иммунитетных грамот), в результате которого феодальная знать получила право в пределах своих владений на выполнение в известных пределах административных, судебных, полицейских, военных и фискальных функций.Необходимо отметить рост церковного землевладения, в результате которого церковные магнаты — епископы и аббаты крупных монастырей — по своему влиянию, привилегиям и могуществу не уступали светским магнатам.Землевладельческая знать начинает занимать господствующее положение как в центральном, так и в местном управлении королевства. Увеличивается роль и значение съезда светской и духовной знати, без согласия которой король не мог принять сколько-нибудь важного решения. Во Франкском государстве происходит процесс децентрализации, которая сопровождается междоусобными войнами.Во второй половине VII в. из среды землевладельческой знати франкского государства выдвинулся сильный клан Пипинидов (Арнульфингов), который сумел объединить его и в дальнейшем заменить династию Меровингов новой династией Каролингов. Арнульфинги завладели высшей должностью франкского королевства — палатного мэра (майордома). В первые годы правления власть майордома Карла (715–741), прозванного позднее Мартеллом (что значит «молот») упрочилась окончательно. Войны с арабами показали преимущество конницы над пехотным ополчением, составлявшим основную массу франкского войска. Чтобы создать конницу, а также укрепить социальную базу своей власти, Карл Мартелл секуляризовал ряд церковных и монастырских земельных владений и передал их представителям светской знати. Реформой Карла Мартелла крестьяне были почти отстранены от военной службы. Базой для созданий нового профессионального конного войска послужили крупные землевладельцы, средние и мелкие феодалы.Что касается правового положения зависимого крестьянства, то в эпоху Каролингов оно подразделялось на колонов и сервов. Среди них главную массу составляли колоны, которые в отличие от рабов считались людьми свободными. Но колон не имел права уйти со своего надела, он находился в поземельной зависимости от своего феодала, а занимаемая им земля — в наследственном пользовании колона. Рабы были двух категорий: дворовые рабы и рабы, посаженные на землю (сервы). Сервы считались прикрепленными к земле и не могли отчуждаться без земли.Кроме зависимого населения, на землях феодалов проживали лично независимые от них свободные арендаторы.По сравнению с колонами положение сервов было более тяжелым; так сервы работали на помещика без ограничения срока («сколько им прикажут»).Ремесло не было еще отделено от сельского хозяйства; иногда отдельные ремесленники содержались на барском дворе, обслуживая не только феодалов, но и нужды остального населения поместья. При этом следует отметить, что в эпоху Каролингов торговля несколько оживляется; растет сеть местных рынков, с 759 г. появляется ярмарка. 3) реформа Карла Мартелла; Реформа Карла Мартелла- создание качественно нового войска-феодального ополчения, находящееся в строгой зависимости от короля. Конфисковав некоторую часть земель (церковных и монастыр-х) , Мартелл стал раздавать ее в качестве так называемых бенефициев-пожалований. Бенефициарий был обязан являлся на военную службу по первому требованию короля: земля была ему вознаграждением за нее. Новое ополчение было конным. Подавление крестьянских выступлений становится его главной ф-цией.М/у королем и бенефициарием возникала феодальная связь: король делался сеньором, бенефициарий -вассалом. После смерти бенефициария его земля и обязанности переходили к сыну. Если его не было, король мог изъять земельный участок и наделить им другого. Зависимое положение бенефициариев вынуждало их упорно и настойчиво добиваться превращения поместий в неотчуждаемые и наследственные феоды. Реформа не только подхлестнула рост феодального землевладения и обусловленного этим закабаления крестьян, она дала толчок к образованию особой системы соподчиненности феодалов. Между бенефициарием (вассалом) и лицом, вручившим землю (сеньором) установились договорные отношения, главным элементом которых была обязанность военной службы. Помимо главы гос-ва, бенефиции стали раздавать и наиболее крупные феодалы, обзаводясь, таким образом, своими вассалами. +Так постепенно начали формироваться отношения вассалитета, охватившие весь класс феодалов.. Это вело к увеличению так называемых иммунитетных прав сеньоров, которые были установлены еще Меровингами и заключались в том, что на владения феодала, получившего иммунитетную грамоту короля, не распространялась деятельность гос должностных лиц, а все гос правомочия передавались владельцу имения. Тем самым власть феодала над населением, живущим в его владениях, в еще большей степени приобретала политический, гос характер. Реформа Карла Мартелла способствовала временному усилению центральной власти. С помощью реорганизованного войска были отражены нападения внешних врагов, на время сломлено сопротивление непокорной знати. К середине 9 века франкская империя распалась. В 843 году этот распад был юридически закреплен договором, заключенным в Ведене. Правопреемниками империи стали три королевства: будущие Франция, Италия и Германия. 4) империя Карла Великого; Первым в новой династии был Карл Мартелл (Молот), известный своими блестящими военными победами над арабами, в частности, в битве при Пуатье (732 г). В результате завоевательных походов он расширил территорию государства и племена саксов и баваров платили ему дань. Ему наследовал его сын, Пипин Короткий, который, заточив в ее монастыре последнего из Меровингов, обратился к папе римскому с вопросом, хорошо ли, что в королевстве правят некоронованные короли? На что папа отвечал, что лучше именовать королем того, кто имеет власть, нежели того, кто живет королем, не имея реальной королевской власти, и вскоре короновал Пипина Короткого. Пипин умел быть благодарным: он завоевал Равеннскую область в Италии и предал ее папе, что явилось началом светской власти папства. После смерти Пипина Короткого в 768 г. Корона перешла к его сыну Карлу, названному впоследствии Великим, - таким деятельным он был в военных и административных делах и искусным в дипломатии. Он организовал 50 военных походов, в результате которых покорил и обратил в христианство саксонов, живших от Рейна до Эльбы, а также лангобардов, аваров и создал обширное государство, которое в 800 г. Было объявлено папой Львом III империей. Центром управления империи Карла Великого стал императорский двор. Дважды в год в королевский дворец приглашались крупные землевладельцы для совместного обсуждения и решения важнейших текущих вопросов. Империя делилась на области, во главе которых стояли графы (наместники). Граф собирал королевские пошлины, командовал ополчением. Для контроля за их деятельностью Карл время от времени командировал в области специальных чиновников. Такого было содержание административной реформы. Карл Великий также провел судебную реформу, в ходе которой были упразднены выборные должности судей из народа, и судьи стали государственными чиновниками, получавшими казенное жалование и подчинявшиеся графу - руководителю данной области. Еще одной важнейшей реформой стала военная. В результате ее крестьяне были полностью освобождены от несения военной службы, и основной военной силой с тех пор выступали королевские бенефициарии. Войско короля, таким образом, становится профессиональным. Карл Великий прославился как покровитель искусств и наук. Культурный расцвет королевства в его правление именуется "Каролингским возрождением". При дворе короля была создана академия - кружок богословов, историков, поэтов, которые в своих сочинениях возрождали древние латинские каноны. Влияние античности проявилось и в изобразительном искусстве, и в архитектуре. В королевстве были созданы школы, где обучали латыни, грамоте, богословию и литературе. Для империи Карла Великого была характерна чрезвычайная пестрота этнического состава населения. Кроме того, разные ее области были развиты неодинаково в экономическом, политическом, социальном и культурном отношении. Наиболее развитыми были Прованс, Аквитания, Септимания; от них существенно отставали Бавария, Саксония, Тюрингия. Сколь-нибудь существенных хозяйственных связей между регионами не существовало, и это стало основной причиной распада империи вскоре после смерти Карла Великого в 814 году. Внуки Карла Великого в 843 г. Подписали Верденский договор, по которому полоску земли вдоль левого берега Рейна (будущую Лотарингию) и Северную Италию получил Лотарь, земли к в востоку от Рейна (будущую Германию) - Людовик Немецкий, земли на запад от Рейна (будущую Францию) - Карл Лысый. Верденский договор послужил началом образования Франции как самостоятельного государства. 5) Верденский договор. Верденский раздел некогда огромной и мощной империи Карла Великого повлек за собой исчезновение Франкского королевства и возникновение на его территории трех примерно одинаковых по размеру государств, управляемых его внуками, сыновьями Людовика Благочестивого. Подготовкой договора занимались 120 советников, которые, по словам современника, даже не имели четкого представления о границах этой необъятной державы. Верденский договор это было соглашение о разделе Каролингской империи между тремя оставшимися в живых сыновьями императора Людовико Пио, одного из сыновей Карла Великого. Этот договор стал первым этапом распада Каролингской империи. Основные причины развала государства. Несмотря на то, что Карл Великий стремился построить свою державу по типу Римской империи, у него ничего не получилось. Скорее всего потому, что ни в территориальном, ни в экономическом, ни тем более в военном отношении страна франков не могла сравниться с таким могущественным государством. К тому же укреплению империи Карла в значительной степени мешали национальные разногласия, так как он сумел завоевать большое количество различных племен и народностей. Известно, что римляне решали все проблемы, связанные с управлением, по принципу «Разделяй и властвуй», однако король франков либо не успел применить его на практике, либо не сумел. С одной стороны, империю Каролингов постоянно сотрясали восстания местных жителей, которые любыми способами пытались избавиться от ненавистных завоевателей, а с другой – графы, полностью контролирующие подчиненные им территории и все чаще пытавшиеся проводить свою, независимую от центральной власти, политику. Франкское государство при Карле Великом опиралось исключительно на свою военную силу. Именно поэтому, не успев толком сформироваться, оно почти сразу же начало разваливаться. Подписание договора. В 814 году умирает Карл Великий, и власть переходит к его наследнику – Людовику Благочестивому. Однако его спокойное правление продлилось недолго. Через три года его сыновья – Лотарь, Карл Лысый и Людовик Немецкий – потребовали от своего отца разделить империю. Надеясь положить конец семейным распрям, Людовик распределил имевшиеся земли между своими наследниками, но такими действиями мира он так и не добился. Его сыновья сначала развязали войну против самого императора, а выйдя из нее победителями, стали вести боевые действия друг против друга. Так, Карл Лысый объединил свои силы с Людовиком Немецким, после чего они вместе пошли войной против Лотаря. Прийти к общему соглашению братья смогли лишь в 843 году в городе Вердене. Здесь был подписан так называемый Верденский договор, согласно которому каролингская империя была поделена на три части. Старший из братьев – Лотарь – унаследовал Италию, Лотарингию и Бургундию, а также сохранил за собой титул императора. Людовику Германскому достались восточные земли, тогда как западные области (сейчас территория Франции) отошли Карлу Лысому. Таким образом, Верденский раздел положил начало формированию трех основных западноевропейских народов – немецкого, итальянского и французского. Историческое значение договора Верденское соглашение послужило фундаментом для основания всей геополитической ситуации в Западной Европе. Государства, образованные вследствие деления империи Карла Великого послужили для становления мощнейших игроков не только на карте Европы, но и всего мира. В дальнейшем Западно-Франкское королевство Карла II превратится в государство Франция. Восточно-Франкское королевство Людовика II, со временем станет основанием для целой серии государств германского этноса. Иная судьба постигла Срединное королевство, унаследованное старшим сыном Людовика, Лотарем. После смерти Лотаря в 855 году государство было раздроблено на три более мелких, Лотарингию, Прованс и Италию. Заключение Современным видом политической карты Европы современные страны во многом обязаны именно Верденскому договору. Основы, заложенные для дальнейших государственных образований, заключались в делении наследия, оставленного императором Запада, Карлом Великим, благодаря которому сегодня существуют такие сильнейшие страны, как Германия, Франция и Италия. |